Психолого педагогическое сопровождение учащихся средней школы

Обновлено: 02.07.2024

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС СОО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Объектом психологического сопровождения выступает образовательный процесс

на этапе введения ФГОС СОО.

1.1.Цели и задачи программы

Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья обучающихся в условиях введения ФГОС СОО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.

В условиях введения ФГОС СОО педагог-психолог решает следующие задачи :
-обеспечивает контроль за развитием обучающихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
-дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
-участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
-прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
-оказывает качественную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса;
-ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций, профессионального самоопределения;
-проводит занятия по профессиональному самоопределению, социализации, обеспечения психологической устойчивости старшеклассников.

Срок реализации программы : 2 года

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения и психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей подростков.

1.2. Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС СОО

Введение ФГОС СОО, и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, повышение мотивации всех участников образовательного процесса, формирование личностной готовности к реализации проектной деятельности и личностных профессиональных компетенций. Измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.


1.3. Основные направления деятельности школьной психологической службы
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Диагностика индивидуальная и групповая - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния старшеклассников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития, профессионального самоопределения, успешной итоговой аттестации.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
1.4 Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС СОО.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

Работа с учащимися

- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга)сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся.

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

Работа с педагогами и другими работниками школы.

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Создание комфортной психологической

атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров

Работа с родителями.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты:

 Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

 Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

 Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

 Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

 Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС СОО.

 Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.


2. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС СОО

I этап (10 класс) - переход обучающихся на новый образовательный уровень.


Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 10-х классов
направлено на создание условий для успешного обучения по программам среднего общего образования. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Главная задача-создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика успешности адаптации к новым условиям обучения. Создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД обучающихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) и с их согласия.
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя
наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация образования, самочувствие, тревожность. В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на
изучение уровня психологической адаптации обучающихся к образовательному процессу.
2.Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями), направленной на ознакомление обучающихся и их родителей с основными задачами и трудностями адаптационного периода на этапе основного среднего образования.
3.Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в развитии и автоматизации УУД и реализации ФГОС.
4.Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача - настроить обучающихся на предъявляемую систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающимся в усвоении правил для старшеклассников.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС СОО, планирование работы на следующий год.

II этап (11 класс)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 11-х классов направлено на мониторинг развития обучающихся, готовности к профессиональному выбору и помощь в устранении трудностей в образовательной деятельности и самоопределении.
1.Работа по сопровождению 11-х классов определяется запросом со стороны обучающихся, их родителей (законных представителей) и администрации школы.
2.Реализация решений итогового педсовета, проведенного в конце года в 10-м классе.
3.Углубленная диагностика уровня сформированности УУД совместно с педагогами.
4.Коррекционно-развивающая работа по социализации и самоопределению.
5. Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
6.Проведение индивидуальных и групповых консультаций для выпускников и их родителей (законных представителей).
7.Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору обучающимися индивидуального маршрута профессионального образования и социализации.

3. План психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО.
10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока :

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Цель программы - обеспечение психолого-педагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима. Обеспечение специализированных условий предполагает выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.

Задачи программы:

1) выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

2) реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и осо-

бенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участника-ми образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение.

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.

Контингент: все участники образовательного процесса 5-9 классов.

Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС

Участие в разработке и реализации системы оценки УДД

участие в разработке системы оценивания УДД;

диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;

помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов

Создание развивающей среды

просветительская и консультативная работа с родителями;

развивающая психологическая работа с педагогами

Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми

групповая развивающая работа;

коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

участие в работе консилиумов

Основные направления деятельности школьной психологической службы

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.


2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.


3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.


4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.


5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.


6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.


7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.

Этапы реализации программы.

I этап (V класс) Переход учащегося на новую ступень образования

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

II этап Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов

1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе

3. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.

4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.

III этап Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов

В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов? направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.

2. Проведение профильных элективных курсов.

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.

4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.

5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Содержание работы по основным направлениям.

Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.

Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.

Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.

Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.

Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.

Диагностическое направление

I этап (V класс) Переход учащегося на новую ступень образования

Диагностические методики

1.Тест школьной тревожности Филипса.

2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

3.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

5.Анкетирование уровня воспитанности.

1.Выявление упорства школьников к умственной деятельности.

2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровкой

развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова.

2. Тест на оценку самостоятельности мышления.

II этап Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов

Диагностические методики

1.Тест школьной тревожности Филипса.

2.Методика экспресс-диагностики эмпатии И.Юсупов.

3.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

1.Анкетирование уровня воспитанности.

1.Методика КОС (В.Синявский).

1.Выявление упорства школьников к умственной деятельности.

2. Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин

3.Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин

III этап Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов

Вопросы развития детей, неразрывно связаны со стратегией национального развития и является неотъемлемой частью государственной политики РК.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшний день школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков oт учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

Благодаря школе ребенок осваивается в социуме, получает необходимые навыки и знания, которые станут основой построения его дальнейшей жизни. Но в тоже время, во время столь необходимой социализации школьник сталкивается с множеством трудностей, обусловленных особенностями возраста, спецификой поведения и т.д.

В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах дети ведут и чувствуют себя по-разному. У некоторых детей сложности адаптации, чрезмерные учебные нагрузки, непонимание со стороны одноклассников, способствуют пробуждению скрытых ресурсов, самосовершенствованию и успешной самоактуализации. А у других те же проблемы приводят к ухудшению их физического состояния действуют угнетающе.

Поэтому так важно, чтобы у детей, испытывающих трудности, была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для учащихся помогает находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся средней образовательной школы предусматривает следующие направления:

  • диагностическое (в начале и в конце года) все параллели с 1 по 11 класс;
  • коррекционно-развивающее (с декабря по апрель).

1. Дети с проблемами в общении, поведении и обучении;

2. Дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети;

3. Дети, имеющие высокий уровень агрессии;

4. Дети, склонные к противоправным действиям;

Для каждой группы разработаны коррекционно-развивающие мероприятия:

  • Возраст участников программы от 7 до 17 лет (группы разновозрастные).
  • Основной курс рассчитан на 4 занятия; длительность одного занятия от 40 до 45 минут.
  • Занятия могут проводиться 1 раз в неделю.
  • Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения (задания) происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры, которые могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы.

Формы и методы:

Выбирая формы и методы для коррекционно-развивающей работы с учащимися необходимо тщательно подбирать. Основными и наиболее ресурсными методами при коррекции, учитывая то, что в группах разновозрастные учащиеся, являются арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игры. Страхи, обиды, стрессы тормозят развитие детской психики, поэтому первая задача психолога - выявление психотравмирующего фактора и работа с ним, наиболее эффективными методами при коррекции являются арт-терапия, рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, ребенок как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии позволяет каждому ученику творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой. Пластилин, соленое тесто, краски, карандаши, близкие до боли многим детям, прекрасно позволяют создать точный образ и отреагировать в социально приемлемой форме психотравмирующую ситуацию.

Групповая арт-терапия:

  • позволяет развивать навыки общения;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.

Предполагаемые результаты:

Содержание программы направлено на реализацию цели:

  • Развитие способности учащихся вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основные задачи:

1) Пробуждать у детей интерес к самому себе, своему внутреннему миру; формировать положительную эмоциональную Я-концепцию.
2) Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, активизации личностных ресурсов.
3) Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Программа строится на главных педагогических принципах:

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1 по 11 класс средней школы

Тематический план практических занятий с детьми, группы №1 (дети, имеющие проблемы в общении, поведение)

Содержание программы:

Цель - содействие установлению контакта между детьми, помощь детям в осознании своих положительных черт характера.

Основные задачи:

1. Создавать в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

2. Побуждать каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

3. Формировать значимые групповые нормы взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

Организация занятий:

  • Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек.
  • Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью 1 раз в неделю.

Возраст участников: от 7 до 17 лет.

Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:

  1. на занятиях безопасно;
  2. меня принимают, тепло ко мне относятся;
  3. мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.

Структура занятия: (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия

3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы)

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации)


Ключевые слова: дезадаптация, асоциальное поведение, социализация, стресс.

Keywords: maladjustment, antisocial behavior, socialization, stress.

Актуальность.

Образовательный процесс в МБОУ СШ № 2 им. А. С. Пушкина слагается из здоровьесберегающих технологий и является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Главной целью социально-психологической службы школы — сформировать всесторонне развитую личность и создать максимально благоприятные условия для обучения.

Сопровождение таких учащихся заключается в единстве последовательных функций:

1) Диагностики возникшей проблемы;

2) Информативности решения проблемы;

3) На этапе составления плана решения проблемы — консультирование;

4) На этапе реализации плана — первичная помощь учащимся.

Благоприятный результат можно прогнозировать, если данная задача будет решаться комплексно и в тесном взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, Пушкин, школьный коллектив, личностное развитие, медицинский работник, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, учащийся, учебная деятельность.

Читайте также: