Психолого педагогическое сопровождение детей с тнр в школе

Обновлено: 02.07.2024

Психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ТНР осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателя, профильных специалистов, медицинских работников. Ввиду того, что тяжелые нарушения речи являются следствием поражения центральной нервной системы, регулярное наблюдение у невролога и психиатра является фундаментом коррекционного воздействия.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.
Проведение диагностической работы включает:

– психолого-педагогическое и медицинское обследование с целью выявления их особых

– мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;

– анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоении ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- составление индивидуальной программы психологического сопровождения

обучающегося (совместно с педагогами);

- формирование в классе (группе) психологического климата комфортного для всех

- совершенствование коммуникативной деятельности;

- организация деятельности, направленной на развитие познавательных интересов

учащихся, их общее социально-личностное развитие;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по

психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой

сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;

- социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.
АООП НОО (вариант 5.1.) разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с ТНР. Вариант 5.1 предназначается: · для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (далее – ФФН и ФН) – дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия; · для обучающихся с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III речевого развития, с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (далее НВОРН) IV уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; · для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
АООП НОО (вариант 5.1) для обучающихся с ТНР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории: · обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1); · обучение по индивидуальным образовательным программам с возможностью индивидуального обучения на дому и (или) дистанционной формы обучения; · организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционно-развивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения Школы.
Нормативный срок освоения АООП НОО (вариант 5.1) составляет четыре года. Нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

26 (19). Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с нарушением зрения

Первым этапом в организации комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психолого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Следует отметить, что если раньше основной задачей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и направление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются основой для обеспечения квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее — ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.

Понимая, насколько каждый ребенок исключителен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные планы развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможностей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк).

В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может выступать педагог-психолог, так как патология зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Важно организовать совместную игру детей. Ровесник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. Они могут помогать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зданию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.

Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музыкальные занятия не направлены на решение конкретных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживающие в ребенке его естественную способность к творчеству. Такими условиями становится богатый и разнообразный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса.

Воспитателю важно обратить внимание на создание разнообразной предметной среды в группе. Ребенку должна быть предоставлена возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения сведений об окружающем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предметы до того как начнет их называть. Ребенку с нарушением зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы выработать представления об окружающем мире. Концепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятельно, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.

Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиокниги и т. п.

Психолого-педагогической проблемой при организации внешнего пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях детей, особенностях формирования базовой аффективной регуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть детей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определяет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечивает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стимулов — звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуации воспитателю следует избегать излишнего перенасыщения внешнего пространства яркими и интенсивными стимулами (обилия игрушек, громкой музыки и т. п.)

Семья, имеющая ребенка-инвалида, — это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, имеющими здоровых детей, очень сложные психологические, социальные и педагогические проблемы. Поэтому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В рамках данного направления организуются индивидуальные консультации для родителей и членов семьи по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного контакта родителей со своим ребенком, освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанников. Этому же в немалой степени способствует интеграция таких детей в учебно-образовательный процесс детского сада.

В процессе индивидуальных консультаций психолога с родителями прорабатываются многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы психолога с семьей ребенка-инвалида должно измениться его положение в семье. Из требующего постоянного ухода и опеки он превращается в ребенка, имеющего определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива детского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление О. В. Крючковой,

зам. дир. по УР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

в условиях реализации ФГОС

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы, влияющие на становление высших психических функций, т. е. дети, имеющие первично –нарушение речи (по психолого-педагогической классификации – общее недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико-педагогической классификации – моторная алалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия и дислексия)

У значительной части обучающихся отмечаются такие особенности речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

В настоящее время контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены таким, например, позитивным фактором как:

- влиянием позитивных результатов деятельности логопедической помощи в дошкольных организациях для детей с нарушениями речи, которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое развитие ребенка и его обучаемость.

И негативным фактором:

- возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. вследствие парезов или паралича органов артикуляции.

Моторная алалия – это отсутствие или недоразвитие речи органического генеза вследствие запаздывания созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов.

У учащихся с ОНР выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и высших психических функций.

Перечисленные особенности обучающихся с ТНР обуславливают трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, а также выступают в качестве основания для реализации коррекционной направленности образовательного процесса.

В новой социально-экономической реальности XXI века повышаются требования к уровню образованности, развитию и социальной адаптации подрастающего поколения в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Это касается всех без исключения школьников, даже если они имеют какие-либо проблемы в развитии. Таким образом, с 1 сентября 2016 года был введен ФГОС начального общего образования (далее – НОО) обучающих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Реализация ФГОС предусматривает достижение лучших для данного учащегося в данных конкретных условиях успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.

А правильно организовать обучение поможет АООП НОО обучающихся с ТНР. Это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

А реализация программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.

Остановлюсь подробнее на некоторых методах и приемах, технологиях коррекции речи.

1. Артикуляционная гимнастика, которая дается детям нелегко, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир Веселого Язычка, мы добиваемся того, что у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Актуальным является совмещение артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики пальцев.

2. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. В связи с этим в системе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями предусматриваются коррекционные занятия и упражнения в этом направлении.

Упражнения для мелкой моторики

- здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика (синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.), массажеры для рук (Су-Джок, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными предметами, массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами и т. п.)

- работа с крупами, макаронами (аппликации, рисунки)

- упражнения на листе бумаги (подготовка руки к письму) и др.

3. Песочная терапия способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.

Вряд ли найдется много людей, которые в детстве не играли в песочнице. Но, строя замки из песка, едва ли кто-то из детей задумывается, что они таким образом выражают свои чувства и отношение к окружающему миру. Сегодня учеными разработано целое направление - песочная терапия, которая помогает не только детям, но и взрослым.

Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и моторики. Песок приносит немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации. Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Ведь игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.

4. Технология обучения на основе схемных знаков и модулей

Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает решить ряд задач.

Такие приемы особенно важны для дошкольников и младших школьников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

5. Театрализованная деятельность позволяет развивать фонематическое восприятие, совершенствовать слоговую структуру слов, автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, уточнять структуру предложений, совершенствовать связные высказывания. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.

6. Введение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в логопедической работе с детьми способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

7. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что успешная реализация ФГОС НОО обучающихся с ТНР невозможна без организации коррекционно-развивающей образовательной среды. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях.

Взаимодействие специалистов является важной частью адаптивной образовательной среды.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии – сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью педколлектива является помощь ребенку с ОВЗ в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка с ОВЗ позволяет предотвратить или смягчить нарушения.


В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО.

Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, агрессия, психокоррекционная работа, психолого-педагогическое сопровождение.

In the article features of psychological and pedagogical support of children with severe speech disorders in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of the primary education. The description of the content, organization of the correction and development work aimed at teaching children with severe speech disorders in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of the primary education.

Keywords: severe speech disorders, aggression, psychocorrectional work, psychological and pedagogical support.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявил новые требования к организации образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи, одним из них является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с речевой патологией и его семьи [9].

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — это дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [6]. Нарушения речевой деятельности негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Обучающимся с речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений, снижением скорости и ловкости, сложностью реализации сложных двигательных программ. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Они трудно социализируются, им сложно наладить контакт с другими людьми [1].

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР в школе v вида осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов, тьютора, медицинских работников. Взаимодействие специалистов начинается с комплексного всестороннего диагностического обследования ребёнка [2]. На заседаниях ПМПк осуществляется анализ уровня актуального развития ребёнка, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребёнка. Специалистами определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приёмы работы с учащимися.

Основной этап сопровождения включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк.

Целью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности [3]. Для учащихся 1–4 классов развивающая и психокоррекционная работа направлена на развитие познавательной сферы и психических процессов, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышающие работоспособность и активизацию познавательной деятельности [8]. Для учащихся среднего и старшего звена развивающая и психокоррекционная работа, в большей степени, направлена на развитие и коррекцию мотивационной и эмоциональной сферы подростков, с целью повышения мотивации к обучению и снижения эмоциональной напряженности. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, расширение репертуаров видов общения. Учитель-логопед решает комплексные задачи по коррекции и развитию всех компонентов речи учащихся. Организация его работы направлена на развитие артикуляторной моторики, коррекцию недостатков звукопроизношения, преодоление затруднений в звукослоговом и фонематическом анализе слов различной слоговой структуры, закрепление в речи сложных форм словоизменения и словообразования, устранение нарушений письма и речи [2].

Согласно ФГОС НОО ОВЗ построение образовательного процесса ориентированно на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, поэтому актуальным и важным является сопровождение учащегося таким специалистом как тьютор. Именно тьютор помогает учащимся с ТНР сконцентрировать своё внимание на уроке, выполнять требования педагога, выстраивать адекватное общение с одноклассниками в неурочное время.

В коррекционно-развивающей работе в настоящее время специалисты школы V вида используют различные методы, приёмы, технологии развития и коррекции познавательной сферы и психических процессов, речевых нарушений, эмоционально-волевой сферы [7]. Широко используются арт-терапевтические технологии, технологии нейропсихологической коррекции, информационные технологии, технологии проектной деятельности, игровые технологии, технологии поведенческой терапии, коррекционно-развивающие технологии, песочная терапия, мнемотехника, театрализованная деятельность и другие. Наилучшего результата полноценного речевого и психического развития школьников отмечается там, где педагоги и родители действуют согласованно. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем начальных классов коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы [4].

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка специалисты школы V вида проводят совместные родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы, совместные проектные работы [5]. Учителя начальных классов задействуют родителей учащихся в различных внеклассных мероприятиях. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя-логопеда и педагога-психолога, во время внеучебной деятельности (на прогулках, внеклассных мероприятиях и т. д.).

Заключение

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что, создавая в образовательном учреждении единое коррекционно-развивающее пространство, позволит осуществить коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, психокоррекционная работа, развитие, тяжелое нарушение речи, коррекционно-развивающая работа, познавательная сфера, психолого-педагогическое сопровождение, речевая патология, специалист школы, условие реализации.

Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, раскрываются требования и средства организации обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Описывается, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в школе.

Буня София Александровна,студент, САФУ им.Ломоносова, г. Архангельск

Особенности психологопедагогического сопровождения школьников с ТНР

Аннотация.Встатье рассматривается проблема психологопедагогического сопровождения детей с ТНР, раскрываются требования и средства организации обозначенные в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Описывается как осуществляется психологопедагогическое сопровождение ребенка с ТНР в школе.Ключевые слова:психологопедагогическое сопровождение, дети с ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте обозначенытребования, позволяющие определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья впринципиально новых условиях, когда необходимо организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, одной из них является психологопедагогическое сопровождение ребенка с ТНР и его семьи с целью его адекватного включения в коррекционноразвивающую работу с ребенком и организация партнерских отношений с родителями. Психолого –педагогическое сопровождениеребенка с ТНР в школе осуществляется через тесное сотрудничество учителялогопеда, педагога –психолога, учителя начальных классов, профильных специалистов, медицинских работников. Ввиду того, что тяжелые нарушения речи являются следствием поражения центральной нервной системы, регулярное наблюдение у невролога и психиатра является фундаментом коррекционного воздействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно –развивающего воздействияна ребенка с речевыми дефектами.Направления работы психолого –педагогического сопровождения детей с ТНР определяются особенностями их речевого развития, которые оказывают влияние на формирование личности и препятствует полноценному когнитивному развитиюдетей.Особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.Взаимодействие специалистов начинаетсяс подготовительногоэтапа, имеющего диагностическо–поисковую функцию. На данном этапе проводится всестороннее диагностическое обследование ребенка. На заседаниях ПМПк осуществляется анализ уровня актуального развития ребенка и разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, заполняются карты индивидуального развития каждого ребенка. Специалистами определяютсязоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приемы работы с воспитанниками. Проводится анкетирование родителей, с целью определения направлений помощи в выборе стратегии воспитанияребенка с ТНР.Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельностную функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк. На данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников процесса сопровождения.Аналитико –обобщающий этап (рефлексивная функция) предполагает осмысление результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы; проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и планирование перспектив работы на итоговом ПМПк.Школьники с ТНР не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда должна стать для них источником развития. При выборе форм и методов взаимодействия сдетьми особое значение придается учетувнутренних побудительных сил и потребностей ребенка, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитию познавательнойактивности и индивидуальныхспособностей, с ориентировкой на зону ближайшего развития ребенка.На групповых занятиях педагог психолог осуществляетдеятельность по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы психики, развитиеи коррекции познавательной сферы психики, обучению детей приемам саморасслабления. Использование соответствующих содержанию методов и приемов помогает добиться положительных результатов и повысить качество усвоения материала.Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что создавая в образовательном учреждении единое коррекционное развивающее пространство (работа профильных специалистов, учителей, родителей, медицинского персонала) позволит осуществить коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Ссылки на источники1.АртюшенкоН.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. –2011. –№1. –С. 57–76.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. –М.: Совершенство, 1998. –298 с.3.Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. –2010. –№1. –С. 79–83.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78575 от 08 июля 2020 г
Научно-методическому журналу присвоен международный код ISSN 2304-120X

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи : занятия логопеда по развитию речи, психолога для успешной адаптации в ДОУ, развитию основных психических процессов.

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования

Данные педагогического обследования

Усвоение программного материала

Образовательная область

Не соответствует возрасту

Социально-коммуникативное развитие

Не соответствует возрасту

Речевое развитие

Не соответствует возрасту

Не сформировано произношение согласных звуков. В речи использует простые фразы-клише.

Познавательное развитие

Не соответствует возрасту

Скудные представления о себе, об окружающем, о предметах и социальном мире. ФЭМП отсутствуют

Физическое развитие

Не соответствует возрасту

Вестибюлярно-моторный аппарат и мелкая моторика нарушены

Художественно-эстетическое развитие

Не соответствует возрасту

Не умеет владеть кистью и карандашом, рисовать простые формы. Не пользуется ножницами. В лепке использует простые приемы.

Игровая деятельность

Не соответствует возрасту

Индивидуальные особенности игровой деятельности

Не соответствует возрасту

Выполняет одно действие со знакомым предметом, не может переносить одно действие на другой предмет. .Не может связывать действия с ролью. Не усидчив. С трудом выполняет дидактическую задачу в игре.

Культурно-гигиенические навыки

Не достаточно сформированы

Не достаточно сформированны

Требуется напоминание взрослого о очередности выполнения действий по самообслуживанию

Коммуникативные навыки

Не достаточно сформированы

Не достаточно сформированны

Идет на контакт со взрослыми, доброжелателен.

Темп деятельности

Слабо развития мелкая моторика рук и общая моторика

Данные психологического обследования

Круг представлений об окружающем мире

Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

Сформированность пространственных и временных представлений

Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

Особенности эмоционально-личностной сферы

а) педагог-ребенок: отношения избирательны, хотя строятся на взаимном доверии и уважении;

б) ребенок-ребенок: спокойные, избирательны, в совместных играх участвует по настроению

Сформированность познавательных интересов, особенности мышления

Навыки обобщения и классификации сформированы недостаточно, при сравнении и обобщении самостоятельно не выделяет существенный признак. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности низкий. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости в наглядной и вербальной ситуации.

Особенности внимания

Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении заданий нуждается в направляющей помощи взрослого со стороны взрослого.

Особенности памяти :

Объем зрительной памяти соответствует возрасту, легко и быстро запоминает наглядный материал, воспроизведение не затруднено; уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, объем слухоречевой памяти недостаточный.

Особенности восприятия

Сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно. Уровень пространственного восприятия средний.

Целенаправленность, темп деятельности

Целеполагание: прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь эффективна. Планирование: средний уровень (действия ребенка частично соответствуют содержанию цели); Контроль: средний уровень (частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это полное несоответствие. Критичность: некритичен, на замечания реагирует спокойно.

Работоспособность средняя. Темп деятельности: ниже среднего

Данные логопедического обследования

Связная речь

Недостаточное развитие связной речи, в речи использует простые синтаксические конструкции. Рассказы по картинкам составляет при помощи взрослого и по наводящим вопросам.

Звуковая сторона речи

Нарушено звукопроизношение свистящих, шипящих, аффрикатов. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.

Словарный запас

Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой и интересами ребенка. Испытывает трудности при подборе обобщающих понятий, синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Грамматический строй речи

Испытывает трудности в образовании прилагательных от существительных, существительных от прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласовании прилагательных с существительными в роде числе и падеже, согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных. Имеются неточности в употреблении сложных предлогов.

Общее звучание речи

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове. Речь невнятная. Дыхание прерывистое.

Нарушена мелкая и общая моторика.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

Пояснительная записка

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития.

В соответствии с ФГОС ДО, документом, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Стандарт направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста. Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка посредством создание системы комплексной помощи в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии воспитанника и его социальную адаптацию.

Формировать у ребенка знания о самом себе и элементарные навыки для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе.

Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики

Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развитие речевого общения – диалога и монолога.

Помочь освоению различных видов художественной деятельности;

Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Форма занятий: групповые и индивидуальные (коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом)

Ожидаемые результаты

У ребенка формируется положительное отношение к самому себе и окружающим, и активная жизненная позиция.

Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

Сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать. и вести диалоги.

Ребенок легко вовлекается во все виды детской деятельности, способен поддержать диалог.

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности

С целью осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи ребёнку; развития высших психических функций, создание условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы педагогом- психологом 1 раз в неделю проводятся индивидуальные занятия длительностью 25 минут.

Читайте также: