Психолого педагогическое сопровождение детей с овз в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Анализ психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ во втором классе.Психологическое сопровождение детей включает следующие направления деятельности: диагностику, развитие и коррекцию, обучение, тренинги, профилактику, просвещение и консультирование.

Оценить 497 1

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе.

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель - выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммпл-Дорки-Амен - сфера и уровень тревожности; цветовой тест Люшера - энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).

В статье рассматриваются особенности работы педагога-психолога в условиях инклюзивного образования на примере школы. Поиск активных форм, методов и приёмов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из актуальных направлений современной образовательной практики. Автором описан опыт психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья, рассмотрены задачи, условия и направления их сопровождения на уровне начальной школы. Также в исследовании выявлены и представлены проблемы в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, описаны категории детей в работе, с которыми возникают трудности у педагогов. Ценность представляют предложенные подходы к организации занятий в рамках психолого-педагогического сопровождения с данной категорией обучающихся, направленные на познавательное развитие и адаптацию.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ESCORT OF THE YOUNGER

SCHOOL STUDENTS HAVING LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Tyurina N.N., Barkunova O.V.

Shuysky branch of Ivanovskoye of the state university, Shuya

In article features of work of the educational psychologist in the conditions of inclusive education on the example of school are considered. Search of active forms, methods and methods of training of children with limited opportunities of health is one of the relevant directions of modern educational practice. The author has described experience of psychology and pedagogical escort of the younger school students having limited opportunities of health, tasks, conditions and the directions of their maintenance at the level of elementary school are considered. Also in a research problems in mental development of children with limited opportunities of health are revealed and presented, categories of children in work with which there are difficulties at teachers are described. The offered approaches to the organization of occupations within psychology and pedagogical maintenance with this category of students aimed at the informative development and adaptation are of value. Key words : psychology and pedagogical maintenance, children with limited opportunities of health

Младшие школьники с ОВЗ, ограничены в удовлетворении потребности в

двигательной активности, в связи с периодом адаптации к новым (учебным)

нарушением общения и поведения (гиперактивные, на восьмом - дети, развитые выше нормы (одаренные). На основании проведенных исследований были предложены следующие подходы к организации занятий с педагогом - психологом детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы : начиная с младшего школьного возраста, в занятия необходимо включать упражнения направленные на развитие внимания, координации тела, упражнения для развития мелкой моторики; снижение тревожности; развитие коммуникативных умений, мимики и пантомимики; развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения; стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно - психического и эмоционального напряжения;

К условиям психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья отнесем : занятия должны строиться с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с опорой на сохранные функции; для закрепления эффекта занятий должны соблюдаться принципы комплексности и непрерывности сопровождения.

Ключевыми направлениями психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ является : диагностика, коррекционная и развивающая работа, профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории [1]. Перечисленные направление взаимосвязаны и подчиняются принципам: соблюдение интересов ребенка, системность и доступность, непрерывность, вариативность, принцип создания ситуации успеха, принцип психологической комфортности, гуманность и реалистичность. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога - психолога.

Регулярные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

являются жизненно необходимыми. При выполнении комплекса коррекционных упражнений используется музыкальное сопровождение. В

процессе выполнения рекомендуется использовать наглядный метод, показывать каждое упражнения, хвалить детей за правильное выполнение

Эффективными формами работы в ходе реализации коррекционных и

развивающих программ являются : создание игровых ситуаций; дидактические игры; игровые и коммуникативные тренинги; психогимнастика и упражнения на релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, а также способствующие успешной работе с агрессией и тревожностью. В ходе занятий мы стараемся скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия направлены на развитие познавательных процессов, на решение проблем в эмоционально – волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьника. Все перечисленные занятия проводятся в групповой форме, кроме коррекционных, которые проводятся индивидуально. Хочется еще раз отметить, что доминирующим видом деятельности педагога – психолога в учреждении, является коррекционно – развивающая работа.

В квалифицированной помощи нуждаются не только дети с ОВЗ, но и родители. Очень часто можно столкнуться с тем, что родители не знают, куда

обратиться за помощью, что важно для их ребёнка в тот или иной момент его

развития. Одну группу родителей составляют те, у кого уже детям оформлена

инвалидность. Другую, более сложную группу, составляют родители, дети

которых имеют отклонения в развитии, но они не замечают отклонения, считают это нормой, списывают на субъективное отношение педагогов к ребенку или еще не готовы к сотрудничеству со специалистами.

Таким образом, наряду с задачами коррекции недостатков в психическом

развитии младших школьников и помощи им в освоении образовательной

программы, психолого-педагогическое сопровождение на этапе начальной

школы способствует сохранению и укреплению психического здоровья школьников, а также направлено на разработку рекомендаций по психолого –

педагогической помощи семьям с ребенком ОВЗ и педагогам.

Список использованной литературы:

1. Артюшенко Н. П. Организационно – педагогическое условия обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного

образования: Дис. …к. п. н. / Н. П. Артюшенко. – Томск, 2010. – 180 с.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р.

Битянова. - Москва: Совершенство, 1998. - 298 с.

3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми

образовательными потребностями. // Альманах Института коррекционной

педагогики РАО, 2002. – Вып. № 5. – [Электронный ресурс] URL :

4. Демченко И. И. Дети с особыми образовательными потребностями в

инклюзивной начальной школе // Научно-методический электронный журнал

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 21.12.2012 №

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС в МБОУ «Гимназия № 14 г.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛАЙД №2 Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим ОВЗ. В условиях реализации ФГОС ОВЗ для таких детей должны быть созданы специальные условия, соответствующие их особым образовательным потребностям.

Ещё в 2016 году в конце августа мы узнали, что у нас будет учиться такой ребенок. На заседаниях методического объединения начальных классов были изучены все материалы по ФГОС ОВЗ, также была рассмотрена и изучена примерная образовательная программа ФГОС НОО с ОВЗ.

Кроме этого мы внимательно ознакомились с заключением и

рекомендациями территориальной психолого-медико- педагогической комиссии

СЛАЙД №3разработали адаптированную основную образовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ООП НОО ОВЗ).

Эта программа содержит все разделы как в обычной программе, но включает раздел коррекционной работы, которою мы разрабатывали с учетом потребностей нашего ребенка и с учетом тех рекомендаций, которые были прописаны территориальной психолого -медико- педагогической комиссией.

СЛАЙД №4 Проблема этого ребенка проявлялась, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Ему свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

СЛАЙД №5 Наблюдались также отклонения в речевом развитии ребенка

СЛАЙД №6 Исходя из всего этого, я для себя выделила следующие методы и приемы работы с обучающимся с ОВЗ: 1.Индивидуально- дифференцированный подход

Штриховка, лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости), раскрашивание, оригами, конструирование, графические упражнения… 4.Коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.( оцениваю не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживаю желание работать (лучший стимул-похвала).

5.Использование наглядности, опорных схем, рисунков, таблиц, карт;

6.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления

7. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (у нас основные цвета: зеленый, красный). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащегося, выявления пробелов в пройденном материале. Так же можно их использовать в начале урока, для определения готовности ребенка учиться или о его настроение в начале занятия и в конце занятия. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа всех детей, обучающегося с ОВЗ в том числе. 8. Здоровьесберегающие технологии:

Различного рода физминутки и динамические паузы 9.Использование информационных технологий.

Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока.
Она позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Кроме этого к подаче материала подхожу очень обдуманно, задания даю малыми дозами и не требую от обучающегося того, что он не может сделать, учитываю психологическое состояние ученика на конкретный момент.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающегося с ОВЗ, что приводит к улучшению результатов в обучении.

Мониторинг динамики личностного развития обучающегося, его успешности в обучении являются неотъемлемой частью моей работы.

СЛАЙД №7 Мониторинговая деятельность предполагает:

-отслеживание динамики развития учащегося с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

-перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

СЛАЙД №8,9 Я веду дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний, в котором отслеживаю уровень усвоения программного материала по учебным предметам. По результатам данных наблюдений ведется корректировка пробелов знаний обучающегося.

СЛАЙД №10 Кроме этого, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ организована коррекционная работа по разным направлениям. По учебному плану на такие занятия отводится 5 часов.

1ч – на коррекционную работу по русскому языку(коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения) ;

1ч - на коррекционную работу по математике (коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения);

1ч – ритмика (развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности);

1ч – занятия с логопедом (коррекция нарушений устной и письменной речи, формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма));

СЛАЙД №11 Занятия проводятся в различных формах.

Они направлены на следующее:

1.коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения,

2. развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

3.развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

4. развитие зрительно-моторной координации;

5. формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

6.коррекция нарушений устной и письменной речи;

7.обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

По коррекционной работе составлены рабочие программы, план работы с психологом и логопедом.

СЛАЙД №12 Все это фиксируется в журнале коррекционной работы.

СЛАЙД №13 Сотрудничество учителя, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Такая целенаправленная работа дает свои результаты. На данный момент у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии речи, он стал хорошо заучивать стихи наизусть. Улучшились результаты по математике. В работах уже меньше исправлений, помарок. При подготовке домашних заданий подходит творчески, СЛАЙД №14 особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь его познавательный и творческий потенциал.

СЛАЙД №15,16 Творчество присутствует у обучающегося на уроках технологии и изо. Кроме учебной деятельности большая работа проводится и во внеурочное время.

СЛАЙД №17 В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на внеурочную деятельность отводится не более 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Так, спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется через воспитательную работу, классных и внеклассных мероприятий которые посещает обучающийся. Это и День здоровья, который традиционно проводится в нашей школе, веселые старты, легкоатлетические соревнования. Также ребенок регулярно посещает занятия в бассейне.

Духовно-нравственное и социальное направления внеурочной деятельности реализуются через систему классных часов и общественно-полезного труда, внеклассной работы, участие в работе школьного музея, встречи с ветеранами труда и ВОВ и др.

СЛАЙД №19Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

СЛАЙД №20Свое выступление хочу закончить таким словами:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Читайте также: