Что не являлось особенностью начальной школы конца xx века

Обновлено: 05.07.2024

Реформа образования состоит из двух частей: внутренней (педагогической) и внешней (общественной). Преобразования в школьной системе, начавшиеся в середине 1980-х гг. и продолжающиеся до сегодняшнего времени, проходят в три этапа.

Первый этап, начавшийся с середины 1980-х гг. и продолжавшийся до 1992 г., был этапом развития альтернативного образования. Российская система образования стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечивало его массовость и общедоступность. К недостаткам этой системы стоит отнести идеологизированное содержание образования, крайне слабую чувствительность образовательного комплекса к реальным потребностям личности и общества. Таким образом, система общего обязательного унифицированного единого советского образования к середине 1980-х гг. устарела, перестала решать основную задачу - всестороннее развитие личности, соответствующее требованиям современной науки и общества.

Во время осуществления первого этапа реформы решались две основные задачи: сменить господствующие концептуальные подходы к образованию, разработать концепции развития личности человека и апробировать инновационные подходы. До начала реформ система образования использовала знаниевый (когнитивный) подход. В ходе реформы был сделан переход к личностно ориентированному подходу, основанному на самореализации учащегося, раскрытии его индивидуальных особенностей. Этот период явился всплеском педагогических разработок и новых идей, движения учителей-новаторов.

В 1984 г. была совершена попытка изменить содержание и формы обучения: в программу обучения были введены новые учебные курсы ("Этика и психология семейной жизни", "Информатика"), изменился подход к факультативным курсам, была взята установка на профориентацию в старшем звене, гуманитаризацию общеобразовательных дисциплин. В соответствии с положениями реформы вводилось обучение с 6 лет в течение 11 лет, однако в реальности дети учились, как и прежде, десять лет, но классов заканчивали одиннадцать. Увеличились сроки обучения в вузах на некоторых факультетах с 4 до 5 лет. В целом предпринятая в 1984 г. попытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условий не принесла ожидаемых результатов, одиннадцатилетнее образование не разрешило кардинальных внутренних проблем образования, не состоялась в полной мере диверсификация и специализация обучения в старших классах. Были введены классы с углубленным изучением некоторых предметов, но при этом весь остальной объем нагрузки сохранился, что осложнило и отяготило процесс обучения в старшей школе. Провозглашенные на первом этапе реформы принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования дали толчок коренным изменениям в его организации, однако незавершенность и непоследовательность преобразований потребовали дальнейшей реорганизации образования.

Второй этап становления вариативного образования продолжался с 1992 до 1998 г. и был сопряжен с распадом СССр. Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 "О перво-очередн^1х мерах по развитию образования в РСФСР" и Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) явились важными документами, определяющими порядок и содержание изменений в образовательной политике государства. Провозглашенные в Законе об образовании основные принципы организации и функционирования образовательного процесса стали базой для осуществления преобразований 1990-х гг. Так, в соответствии со ст. 1 указанного Закона область образования стала приоритетной для государства, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием не допускались создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В соответствии с Законом об образовании государственная политика в области образования была направлена на обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства, защиту и развитие с помощью системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Утверждались гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; подчеркивался светский характер образования, основанный на свободе и плюрализме.




Главным достижением этого этапа реформирования стало создание вариативной системы образования. Был создан ряд новых типов и видов образовательных учреждений (в том числе инновационных - лицеев, гимназий, колледжей), стала возможной частная инициатива в образовании (частные школы), в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе педагоги смогли пользоваться модифицированными программами и учебниками (а не единственной обязательной программой, как ранее). В результате второго этапа реформы определилась стандартизация содержания обучения как важнейшая предпосылка сохранения единства культурного и образовательного пространства страны, сложилась современная система образования, представляющая собой совокупность взаимодействующих элементов: государственных образовательных стандартов и государственных образовательных программ, преемственной системы образовательных учреждений, органов управления образованием.

В то же время второй этап реформы закончился углублением системного кризиса в образовании. Социальный статус российского учительства в этот период оставался низким, школа отчаянно пыталась выживать в условиях хронического недофинансирования и обветшания материальной базы, в государственных институтах власти и педагогической науке оставалась несформулированной единая национальная концепция образования, средние специальных и профессиональные учебные заведения постепенно склонялись к тупиковым учебным заведениям. Фактически к 1998 г. процессы реформирования постепенно стали сворачиваться, реформа "забуксовала". Следующий этап преобразований должен был решить задачу выведения системы образования из глубокого системного кризиса.

На третьем этапе реформ, начавшемся в 1999 г. и продолжающемся в настоящее время, происходит формирование механизмов обеспечения качества образования. Рассматриваемый этап связан с устойчивым гармоничным развитием системы образования, обусловленным инновационными глобальными изменениями в науке и технологиях образования, реформированием экономики и управления данным процессом. Для развития этих положительных тенденций распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р была одобрена "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", которая и определила основные направления реформ.

В рамках третьего этапа реформы предусмотрена реорганизация высшего образования. Этот процесс определяется недавним присоединением России к Болонской конвенции, предполагающей создание в Европе единого образовательного пространства к 2010 году. В этих целях необходимо будет создать условия для единого образовательного пространства: ввести единый стандарт и обеспечить возможности для мобильности вузов. Предполагается, что участие России в Болонской конвенции ускорит реформу образования внутри страны.

2. Виды и стили педагогического общения

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения

От того, каковы стилевые особенности педагогического общения, зависит эффективность процесса обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношении в учебной группе.

Классификация стилей руководства педагогической деятельностью:

1. Авторитарный.

2. Демократический.

3. Попустительский.

1. При авторитарном стиле – характерна общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю. Преподаватель прибегает к тону приказа, делает резкие замечания. Нетактичные – в адрес одних; необоснованные беспричинные похвалы – в адрес других. Определяя цели и задания, жестко решает, кто с кем будет работать. Пресекает проявление инициативы, рассматривая её как недопустимое самоуправство. Отмечается враждебность во взаимоотношении с учащимися.

2. При демократическом стиле – главной особенностью является активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации. В результате у учащихся развивается уверенность в себе и стимулируется самоуправление. При этом стиле в группе возрастает общительность и доверительность взаимоотношений. Ученик проявляет интерес и позитивную мотивацию.

Этот стиль – наиболее эффективен. Повышается качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплочённость, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь, дружелюбие во взаимоотношениях – это выражено в высокой степени.

3. При попустительском стиле педагог самоустраняется от ответственности за происходящее. При нём выполняется меньше всего работы ее качество плохое.

1. Реформирование школы в конце ХХ - начале XXI в

Реформа образования состоит из двух частей: внутренней (педагогической) и внешней (общественной). Преобразования в школьной системе, начавшиеся в середине 1980-х гг. и продолжающиеся до сегодняшнего времени, проходят в три этапа.

Первый этап, начавшийся с середины 1980-х гг. и продолжавшийся до 1992 г., был этапом развития альтернативного образования. Российская система образования стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечивало его массовость и общедоступность. К недостаткам этой системы стоит отнести идеологизированное содержание образования, крайне слабую чувствительность образовательного комплекса к реальным потребностям личности и общества. Таким образом, система общего обязательного унифицированного единого советского образования к середине 1980-х гг. устарела, перестала решать основную задачу - всестороннее развитие личности, соответствующее требованиям современной науки и общества.

Во время осуществления первого этапа реформы решались две основные задачи: сменить господствующие концептуальные подходы к образованию, разработать концепции развития личности человека и апробировать инновационные подходы. До начала реформ система образования использовала знаниевый (когнитивный) подход. В ходе реформы был сделан переход к личностно ориентированному подходу, основанному на самореализации учащегося, раскрытии его индивидуальных особенностей. Этот период явился всплеском педагогических разработок и новых идей, движения учителей-новаторов.

В 1984 г. была совершена попытка изменить содержание и формы обучения: в программу обучения были введены новые учебные курсы ("Этика и психология семейной жизни", "Информатика"), изменился подход к факультативным курсам, была взята установка на профориентацию в старшем звене, гуманитаризацию общеобразовательных дисциплин. В соответствии с положениями реформы вводилось обучение с 6 лет в течение 11 лет, однако в реальности дети учились, как и прежде, десять лет, но классов заканчивали одиннадцать. Увеличились сроки обучения в вузах на некоторых факультетах с 4 до 5 лет. В целом предпринятая в 1984 г. попытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условий не принесла ожидаемых результатов, одиннадцатилетнее образование не разрешило кардинальных внутренних проблем образования, не состоялась в полной мере диверсификация и специализация обучения в старших классах. Были введены классы с углубленным изучением некоторых предметов, но при этом весь остальной объем нагрузки сохранился, что осложнило и отяготило процесс обучения в старшей школе. Провозглашенные на первом этапе реформы принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования дали толчок коренным изменениям в его организации, однако незавершенность и непоследовательность преобразований потребовали дальнейшей реорганизации образования.

Второй этап становления вариативного образования продолжался с 1992 до 1998 г. и был сопряжен с распадом СССр. Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 "О перво-очередн^1х мерах по развитию образования в РСФСР" и Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) явились важными документами, определяющими порядок и содержание изменений в образовательной политике государства. Провозглашенные в Законе об образовании основные принципы организации и функционирования образовательного процесса стали базой для осуществления преобразований 1990-х гг. Так, в соответствии со ст. 1 указанного Закона область образования стала приоритетной для государства, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием не допускались создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В соответствии с Законом об образовании государственная политика в области образования была направлена на обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства, защиту и развитие с помощью системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Утверждались гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; подчеркивался светский характер образования, основанный на свободе и плюрализме.

Главным достижением этого этапа реформирования стало создание вариативной системы образования. Был создан ряд новых типов и видов образовательных учреждений (в том числе инновационных - лицеев, гимназий, колледжей), стала возможной частная инициатива в образовании (частные школы), в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе педагоги смогли пользоваться модифицированными программами и учебниками (а не единственной обязательной программой, как ранее). В результате второго этапа реформы определилась стандартизация содержания обучения как важнейшая предпосылка сохранения единства культурного и образовательного пространства страны, сложилась современная система образования, представляющая собой совокупность взаимодействующих элементов: государственных образовательных стандартов и государственных образовательных программ, преемственной системы образовательных учреждений, органов управления образованием.

В то же время второй этап реформы закончился углублением системного кризиса в образовании. Социальный статус российского учительства в этот период оставался низким, школа отчаянно пыталась выживать в условиях хронического недофинансирования и обветшания материальной базы, в государственных институтах власти и педагогической науке оставалась несформулированной единая национальная концепция образования, средние специальных и профессиональные учебные заведения постепенно склонялись к тупиковым учебным заведениям. Фактически к 1998 г. процессы реформирования постепенно стали сворачиваться, реформа "забуксовала". Следующий этап преобразований должен был решить задачу выведения системы образования из глубокого системного кризиса.

На третьем этапе реформ, начавшемся в 1999 г. и продолжающемся в настоящее время, происходит формирование механизмов обеспечения качества образования. Рассматриваемый этап связан с устойчивым гармоничным развитием системы образования, обусловленным инновационными глобальными изменениями в науке и технологиях образования, реформированием экономики и управления данным процессом. Для развития этих положительных тенденций распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р была одобрена "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", которая и определила основные направления реформ.

В рамках третьего этапа реформы предусмотрена реорганизация высшего образования. Этот процесс определяется недавним присоединением России к Болонской конвенции, предполагающей создание в Европе единого образовательного пространства к 2010 году. В этих целях необходимо будет создать условия для единого образовательного пространства: ввести единый стандарт и обеспечить возможности для мобильности вузов. Предполагается, что участие России в Болонской конвенции ускорит реформу образования внутри страны.

2. Виды и стили педагогического общения

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения

От того, каковы стилевые особенности педагогического общения, зависит эффективность процесса обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношении в учебной группе.

Классификация стилей руководства педагогической деятельностью:

1. Авторитарный.

2. Демократический.

3. Попустительский.

1. При авторитарном стиле – характерна общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю. Преподаватель прибегает к тону приказа, делает резкие замечания. Нетактичные – в адрес одних; необоснованные беспричинные похвалы – в адрес других. Определяя цели и задания, жестко решает, кто с кем будет работать. Пресекает проявление инициативы, рассматривая её как недопустимое самоуправство. Отмечается враждебность во взаимоотношении с учащимися.

2. При демократическом стиле – главной особенностью является активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации. В результате у учащихся развивается уверенность в себе и стимулируется самоуправление. При этом стиле в группе возрастает общительность и доверительность взаимоотношений. Ученик проявляет интерес и позитивную мотивацию.

Этот стиль – наиболее эффективен. Повышается качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплочённость, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь, дружелюбие во взаимоотношениях – это выражено в высокой степени.

3. При попустительском стиле педагог самоустраняется от ответственности за происходящее. При нём выполняется меньше всего работы ее качество плохое.

Школьная система в конце $XX$ века в России подверглась серьёзным изменениям, главными из которых являются:

  • сокращение сроков обязательного обучения;
  • появление промежуточной ступени между начальной и полной средней школой;
  • появление негосударственных (частных) учебных заведений.

Систему общего образования представляют три ступени: на первой ступени учащиеся обучаются в начальной школе (1-4 класс), на второй ступени (5-9 классы) школьники получают основное общее образование, на третьей ступени (10-11 классы) – среднее полное образование.

В содержание образования в начальной школе входит обучение младших школьников чтению, письму, счёту, навыкам учебной деятельности. Факультативно школьников обучают искусству, труду, спорту и т.д. Содержание обучения в средней школе представлено стандартными программами и программами по выбору. Обучение на данной ступени является обязательным. Окончание второй ступени даёт право выпускникам на обучение в школах 3 ступени по дифференцированным программам, часть из которых обязательна, часть программ – по выбору ученика.

Общее профессиональное образование учащиеся получают в профессионально-технических училищах (ПТУ), техникумах, технических лицеях и технических колледжах по общеобразовательным и специальным учебным планам и программам.

Высшее образование выпускники школ третьей ступени или выпускники техникумов, колледжей получают в университетах, академиях, институтах.

Идеи образования и воспитания подрастающего поколения в конце ХХ века в России

Данный временной промежуток характеризуется активными инновациями в области образования. Разработки гуманистических и развивающих концепций, технологий обучения и воспитания отражены в работах О.С. Газмана, М.Н. Кузьмина, других видных учёных.

В разработанных в конце $XX$ века концепциях и технологиях происходит отказ от авторитаризма, переход к гуманизации обучения и воспитания школьников. Важным является формирование нравственных ценностей, гражданственности и ответственности.

Обучение и воспитание школьников в многонациональном государстве обозначило необходимость решения проблемы формирования толерантности учащихся, что привело к обоснованию и разработке поликультурного воспитания и проблем этнопедагогики.

Готовые работы на аналогичную тему

Практика образования и воспитания

В конце 90-хх годов $XX$ века пересмотру подверглись программы общеобразовательных школ. Кроме обновления содержания, новые программы имеют иную структуру: в них выделены федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. В Федеральном компоненте обеспечивается целостность образования в пределах страны, в национально-региональном компоненте отражены специфические потребности субъектов Федерации (национальные, региональные специфические особенности культуры); в школьном компоненте представлены особенности конкретных образовательных учреждений.

Изменению подверглись программы начальной школы. В базисном учебном плане отражены такие учебные предметы, как: русский язык, математика, окружающий мир, искусство, физкультура, труд; учебный материал программ более насыщенный и вариативный.

Для средней школы в 1992 году было подготовлено 15 версий программ, содержавших общегосударственный и региональный компоненты. Учебным заведениям было предоставлено право выбора одной из версий программы.

Изменения коснулись и собственно организационных условий воспитания и обучения детей, в частности, в конце ХХ века разрабатываются основы организации одарённых детей, а также детей, имеющих отклонения в развитии. Широкое распространение получает компенсирующее обучение.

В рамках обучения детей с нормальным психо-физическим развитием разрабатываются инновационные технологии обучения, в частности, распространяется по стране опыт:

2. Предварительная подготовка

Сейчас поступают в первый класс без экзаменов. Вступительные испытания в гимназию начала XX века требовали от учеников хороших начальных знаний русского языка, литературы, закона Божьего, арифметики и естествознания. Ученик должен был знать про существительные и глаголы, одушевлённые и неодушевлённые, решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление. Поэтому поступлению в гимназию предшествовала серьёзная домашняя подготовка.

3. Программа

4. Форма

Школьная форма того времени была обязательной, причём ученик был обязан носить форму даже во внеурочное время, если, например, шёл с родителями в театр, в гости или на торжественный ужин. Необязательной школьная форма была только в совершенно неформальной обстановке – скажем, дома или у самых близких друзей. У гимназистов форма была серого цвета с синим кантом, у реалистов – чёрного с жёлтым.

5. Оценки

6. Дисциплина и наказания

Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?

– Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? – просит Зиберов робко. – Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.

– Я? Ах, да, да. – бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. – С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку. или через две.


Историческому появлению школ способствовало желание людей познавать мир и расширять свои знания. Поэтому человек стремился к общению с мудрецами и жаждал перенять у них знания.

История современной школы

Первые школы появились в Риме и Греции. Зажиточные семьи отправляли своих детей к известным философам для получения знаний. Однако сначала обучение имело просто форму общения: философ со своим учеником проводил индивидуальные беседы, прохаживаясь по улицам. Позже мудрецы стали ездить по городам и обучать простое население. Тут и появилась необходимость объединить желающих слушать лекции мудрецов в одну общую группу. В первое время в школах проводились одни устные уроки: беседа на различные темы, касающиеся государства, духовности. И только в 300 годах нашей эры в школах стали обучать письму.

история современной школы

Таким образом произошло появление первых школ. При этом обучение в них проходило не в помещении, а на площадях, которые стали называть гимназиями.

Этапы развития школы

Можно выделить четыре основных этапа формирования школы:

  1. Античный.
  2. Средневековый.
  3. 17 век, европейские школы.
  4. Современный.

В античный период основное внимание уделялось изучению философии и религии.

В средневековый – углубленному изучению религии. Школы организовывали при монастырях, также изучали латинский язык, на котором проходили богослужения. Начали изучать основы письма и чтения.

Оканчивая школу при монастыре, ребенок мог стать помощником священника. Существовали средние школы, обучение в которых проходили только дети зажиточных родителей. В них преподавали грамматику, логику, геометрию, арифметику, астрономию, географию, музыку.

В средневековый период часто применялись телесные наказания.

Начиная с 17 века, в Европе стали открываться школы для девочек, где преподавали основы этикета, обучали танцам, рукоделию, уделяли внимание изучению литературы.

Школа 20 века

В 20 веке начинают массово появляться школы. Начальное образование становится обязательным, а позже - и среднее. Учебный процесс помещается в более строгие рамки. Если в Древнем мире и Средневековье процесс обучения проходил преимущественно индивидуально и разнообразно, не носил обязательных временных рамок, то в школах 20 века происходит четкое закрепление времени, отведенного на обучение.

Появляются просторные помещения – школы, оборудованные большим количеством парт, где проходят занятия:

  • Уроки начинаются и заканчиваются по звонку.
  • Вводится школьная форма, одинаковая для всех.
  • Появляются портфели.
  • Используется одинаковая канцелярия.

модели современных школ

Оценивание в школе

Знания учеников оцениваются по конечному результату: контрольной и самостоятельной работам, экзамену, ответу на уроке. Во время обучения учитель стимулирует и мотивирует процесс получения знаний. Ребенок должен быть заинтересован, при этом уметь нести ответственность за свои ошибки. Полученная оценка используется не только для контроля знаний, но и носит поощрительный или наказывающий характер.

Обязательный критерий, который выполняют современные школы, – воспитание ребенка. Без воспитания невозможно получить полноценно развитую личность.

требования к современной школе

Школа прививает дисциплинированность и усидчивость, стремится развить у ребенка самостоятельность, независимость, умение обосновывать свое мнение фактами.

Функции школы в обществе

Основная функция школы – дать знания и, в итоге, образование учащимся.

Однако современные школы не только предоставляют знания, но и помогают детям адаптироваться в социуме, учиться решать конфликтные ситуации, правильно вести себя в коллективе, строить дружественные отношения.

Учась в школе, ребенок готовится к взрослой жизни. У него формируются и закрепляются такие качества, как честность, патриотизм, ответственность.

Типы современных школ

Существуют такие модели современных школ:

1. Традиционная школа.

В основе обучения лежит четкий рабочий план, на основе которого проходит распределение часов на изучение всех дисциплин. Конкретный учебный материал рассматривается определенное количество часов. В плане обозначено количество контрольных работ и время подведения итогов.

Принцип обучения – учитель передает готовые знания ученикам.

современные школы

2. Специализированная школа.

В таких школах присутствует углубленное обучение одного или нескольких предметов. Обычно это делается с выделением большего количества часов на эти уроки.

3. Школа-гимназия, лицей.

В основу образовательного процесса заложены принципы дореволюционного обучения академического уровня. В большинстве случаев в учебные планы таких школ добавляется изучение гуманитарных наук, таких как этика, эстетика, логика, философия, культура, иностранные языки. Для преподавания некоторых предметов могут приглашаться преподаватели высших учебных заведений.

современные школы воспитание

Однако необходимо знать, что при появлении новых дополнительных наук количество часов на основные предметы не уменьшается, что приводит к большей загруженности ребенка и может отразиться на его нервной системе. Поэтому родители осознанно должны выбирать современные школы такого уровня и быть уверенными, что ребенок психологически готов к нагрузкам, особенно это касается младшей школы.

4. Инновационная школа.

Школа основаная на авторских разработках. В обучении используются специально разработанные или заказанные для них методики.

5. Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования.

Обучение проходит по одной или нескольким современным методикам. Это, например, Вальдорфская школа, школа развития по методике Монтессори, Зайцева и других.

Вальдорфские школы основаны на философских учениях о том, что развитие способности к познанию – путь к совершенству человека.

6. Школа развивающего типа.

Такой тип школ более адаптирован под младшие классы. Например, на уроках математики, рисования дети вместе с учителем последовательно изучают исторические события, которые привели к конкретным математическим действиям и художественному образу. Такой подход направлен на развитие основ теоретического мышления и творческого воображения.

7. Историко-культурная школа.

Это школы, которые углубленно изучают гуманитарные науки, при этом основываются на концепции диалога культур.

Необычный детский сад

Современные школы должны способствовать развитию у ребенка творческих способностей, нестандартного мышления, открытости к познанию всего нового и необычного. Однако перед школой ребенок посещает дошкольное учреждение, направление которого не должно противоречить будущему школьному.

В мире существуют интересные и нестандартные современные школы и детские сады. Например, в Японии считают, что дизайн и архитектура влияют на учебный процесс. Поэтому в одном из городов построили современный детский сад, точнее детскую деревню в виде большого овального здания, которое включает в себя всю территорию учреждения: помещение и место для прогулок. В этой деревне учатся 600 человек. Считается, что замкнутая в овал территория стимулирует детей, бегая по кругу, познавать мир. Архитектура строения позволяет детям играть на крыше, бегать, развивать свои возможности.

В обучающих группах отсутствуют стены, дети слышат друг друга, это учит их абстрагироваться от шума и заниматься своими делами. В основе обучения тут лежит методика Монтессори.

современные школы и детские сады

Детская деревня - идеальная среда для развития личности, открытость пространства позволяет ощутить вкус свободы, легко развиваться и стремиться познавать мир.

"Прозрачная" школа

В Дании построена школа без стен и перегородок. Здание выглядит как один большой класс. Учеными отмечается высокая степень креативности мышления учеников этой школы, поскольку и обучение тут проходит нестандартно. Отсутствие перегородок заставляет учителей находить новые методы обучения, которые построены на использовании новейших технологий.

При сравнении специалистами итоговых школьных тестов стало известно, какие современные школы мира заняли первые места. Так, на первом месте оказался Сингапур, на втором Гонконг, далее – Южная Корея. Обучение в странах Азии ставит на первое место фигуру школьного учителя, и образование носит прикладной характер, то есть полученные знания должны быть полезны и востребованы в дальнейшей жизни.

Современная школа – школа будущего

Школа будущего должна органично в себе соединять опыт прошлого и развитые технологии современности.

Задача школы – раскрыть потенциал каждого ученика, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Рассмотрим требования к современной школе:

  • Достойная материально-техническая база.
  • Интерактивное обучение.
  • Практическое применение знаний.
  • Выявление и развитие талантов учеников.
  • Обучение должно соответствовать стремительному развитию общества.
  • Поддержка талантливых детей.
  • Самосовершенствование учителя: стремление к развитию, умение заинтересовать школьников, вовлечь их в учебный процесс.
  • Наличие спортивных и творческих кружков.
  • Формирования правильных принципов воспитания.
  • Внешний и внутренний вид школы должен быть опрятным.
  • Красиво обустроенная пришкольная территория.

современные школы мира

При реализации всех задач и возникают проблемы современной школы. В значительной мере они заключаются в нехватке материально-технического обеспечения.

Заключение

Поскольку 21 век – век информационных технологий, то для качественного обучения школе необходимо иметь хорошую техническую базу: обеспеченность качественной компьютерной техникой, мультимедийными досками и прочими технологическими новинками.

Современные школы должны выпустить из своих стен воспитанную, уверенную, самостоятельную личность, способную нести ответственность за свои поступки, имеющую нестандартное мышление и четкое представление о своем будущем. Вчерашний школьник должен уметь идти к поставленной цели и достигать ее.

Формирование начального образования в России конца XIX - начала XX века

При разработке и совершенствовании современной системы образования обращаемся к историческому опыту, к тем педагогическим ценностям прошлого, без изучения которых нельзя глубоко научно понять истоки решения современных педагогических проблем.

Одна из самых ярких страниц истории педагогики в России -60-е годы XIX века: отмена крепостного права, развитие промышленности, торговли, транспорта, связи, банков потребовали подъема культурного и образовательного уровня населения. Только школа с новыми целями и задачами, формами и методами обучения и воспитания могла удовлетворить растущие потребности народа. В это время получает развитие общественно-педагогическое движение в области народного образования, смысл которого в том, что необходимо утверждение в общественном сознании новых взглядов на народное образование и народную школу как на дело большой культурно-исторической значимости. Высказываются мысли о том, что общеобразовательная школа должна преследовать основную задачу - воспитать человека, развить его природные способности. Общественный подъем, рост частной и общественной инициативы в деле просвещения рождали прогрессивные изменения в области народного образования. Возникают новые типы начальных школ, разрабатываются новые методики обучения, новые учебные книги.

Актуальным в педагогической науке становится изучение сущности образования. Эволюция содержания образования прослеживается по четырем аспектам: образование как ценность (государственная, общественная, личностная), образование как сие-

Щ тема, образование как процесс, образование как результат. Про-

^ анализировать эти качественные изменения, проследить их даль-

v нейшее развитие помогут современные подходы к теории и прак-

тике образования, которые отражены в трудах Ю.К.Бабанского,
Б.М.Бим-Бада, Е.В.Бондаревской, Б.С.Гершунского,

М.А.Данилова, А.Н.Джуринского, Т.А.Ильиной, А.А.Касьяна,
Ф.Ф.Королева, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, А.В.Петровского,
П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина,

Л.А.Степашко, И.Ф.Харламова, И.Е.Шварц, Г.И.Щукиной и др.

Начальное образование является основой, определяющей
дальнейшее развитие личности. Современная психолого-педаго
гическая наука обращает самое пристальное внимание на теорети
ческое обоснование системы начального образования, в практиче-
ском совершенствовании которого важную роль играет опыт фор-
* мирования начального образования в России конца Х1Х-начала

XX века. Именно в этот период видными представителями русской
^ педагогики В.П.Вахтеровым, Н.Х.Весселем, В.И.Водовозовым,

П.Ф.Каптеревым, Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским и др. разрабатывались проблемы начального образования. Важное место они отводили вопросу о том, в чем сущность и идея начального образования. По ряду теоретических вопросов их позиции были различны, но общей для передовых педагогических идей была направленность на гуманизацию, демократизацию и модернизацию начального образования.

вания, Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, Л.Н.Толстой не только организовывали начальные школы нового типа, но и разрабатывали методику обучения, издавали учебники и руководства для учителей, являлись учителями-практиками. Решительно протестуя против схоластических основ казенной педагогики, они проводили большую опытную работу по внедрению нового содержания и новых методов обучения, пытаясь их обосновать данными психологической науки о возрастных особенностях младших школьников. Вопросы методов обучения освещались в работах В.П.Вахтерова, В.И.Водовозова, М.И.Демкова, П.Ф.Каптерева и др.

Выявлению типов начальных школ дореволюционной России и характеристике некоторых из них значительное место отводилось в трудах исследователей второй половины Х1Х-начала XX века Е.Н.Медынского (102), В.И.Фармаковского (205), В.И.Чарнолуского (205), Н.В.Чехова (209). Этот же вопрос затрагивают современные педагоги: Д.И.Латышина (97), А.В.Ососков (124), Н.М.Ушакова (19) и др. Из всех типов начальных школ А.В.Ососков, Н.М.Ушакова, Н.В.Чехов выделяли наиболее распространенные к началу XX века: городские и сельские училища министерства народного просвещения, земские училища и цер-ковно-приходские училища. Важную роль в развитии начальной народной школы и начального образования передовые деятели народного образования конца XIX - начала XX вв. Н.А.Корф, В.И.Чарнолуский, Н.В.Чехов и др. отводили земской школе, подчеркивая ее общественно-прогрессивную направленность. «Несмотря на крайне тягостные внешние условия, в лице земской школы страна получила такой жизненный тип учебного заведения, который по своей внутренней сущности должен быть поставлен едва ли не на самое первое место в истории всего нашего поре-

Высокие результаты учения в начальных школах передовых земских губерний; поддержка и вера в перспективу земских школ (Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф, К.Д.Ушинкий и др.); возрождение земского движения в начале 90-х годов XX века (49,8,134,204), одним из направлений деятельности которого являлось развитие земского образования; организация современных земских школ - все это дает основания для необходимости более глубокого и всестороннего изучения опыта работы передовых земских начальных школ как новой формы образования народа. Проанализированные диссертационные исследования К.В.Вераско (38), М.К.Елисафенко (64), М.В.Михайловой (113), В.А.Петрова (140), М.Ф.Соловьевой (174) посвящены истории развития и опыту работы земских школ, их роли в развитии начального образования. Эта же проблема затрагивается в работах Л.Д.Гошуляк (51), В.И. Никулина (120), О.В.Тургановой (190), М.Р.Юсупова (218), изучающих историю земств, их культурно-просветительскую деятельность. Мысль о том, что опыт работы передовых земских школ стал одним из условий, повлиявших на формирование начального образования, нашла отражение в исследованиях А.М.Вежлева (31), Л.П.Михайловой (111), А.В.Ососкова (125), Н.М.Ушаковой (191), Т.А.Шаптукаевой (211) и др.

Особая роль Оренбургской губернии в истории России обуславливала своеобразный характер развития образования и всей

системы школьного дела в этом крае. Здесь были учреждены такие начальные учебные заведения, которых не было во многих других частях страны. Развитие начального образования в Оренбургской губернии рассматривалось Р.З.Алмаевым (6), Т.М.Аминовым (7), Е.Г.Ревковой (153), Л.М.Коневым (84). Классификацию начальных школ на Южном Урале (в том числе и в Оренбургской губернии) дает М.Н.Фархшатов (199). История татарских, русско-татарских, русских начальных школ Оренбуржья получила многоплановое освещение в монографиях М.Ф.Рахимкуловой (151, 152). Автором собран большой фактический материал об особенностях преподавания, учителях, о создании местных учебных книг.

Вопросы развития просвещения, школы, образования (в том
числе начального), были и остаются актуальными для истории пе
дагогики России. В историко-педагогических исследованиях важ
ное место занимают труды ученых XX века: Т.К.Ахаян,
В.М.Величкиной, М.М.Вольфсона, Ш.И.Ганелина, Э.Д.Днепрова,
С.Ф.Егорова, Г.Е.Жураковского, Ю.М.Колягина,

Н.А.Константинова, Н.А.Лавровского, Е.Н.Медынского,

В.М.Миронова, А.В.Ососкова, М.Ф.Рахимкуловой, З.Г.Сафоновой, В.Я.Струминского, М.Ф.Шабаевой и др.

В науке к настоящему времени накоплен значительный объем знаний по разным аспектам проблемы начального образования в России конца XIX - начала XX века. Между тем, должного освещения как в дореволюционной печати, так и в современной исто-рико-педагогической литературе не получил вопрос об изменении сущности начального образования в исследуемый период и формировании его в школах нового типа как важном педагогическом условии народного образования, что послужило основанием для

Объект исследования: начальное образование в России конца XIX - начала XX века.

Предмет исследования: процесс формирования теории и практики начального образования в России конца XIX - начала XX века.

Целью исследования является теоретическое обоснование процесса формирования начального образования в исследуемый период, выявление социально-педагогических факторов, влияющих на этот процесс.

Гипотеза исследования:

социокультурное развитие России конца XIX - начала XX века, развитие отечественного образования указанного периода привели к осознанию педагогами-теоретиками и учителями-практиками, а также обществом в целом значимости начального образования, что способствовало формированию начального образования в теории педагогики и практике передовых школ нового типа.

Задачи исследования:

Определить факторы, влияющие на развитие начального образования.

Выявить типы начальных школ в России Х1Х-начала XX века и основные направления в их деятельности.

Показать роль передовых школ нового типа по формированию начального образования.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что:

определены важнейшие факторы, влияющие на развитие начального образования в России конца XIX- начала XX века;

выявлены типы начальных школ конца XIX- начала XX века и основные направления в их деятельности;

показана роль передовых школ нового типа по формированию начального образования.

Практическая значимость исследования:

обобщение и систематизация опыта по формированию начального образования в России конца Х1Х-начала XX века позволяют использовать материалы исследования при подготовке учителей начальной школы в педагогических колледжах и вузах, в системе повышения квалификации работников образования, а также разработке учебных пособий и спецкурсов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994-1996гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, историко-педагогической, психолого-педагогической, учебной, краеведческой литературы; определена методология и методика исследования.

На втором этапе (1997-1998гг.) Определены предмет, цель, задачи исследования; проведен теоретический анализ и обобщение материалов.

На третьем этапе (1999-2000гг.) осуществлялось уточнение отдельных теоретических положений, оформление и редактирование текста диссертации.

Обоснованность и достоверность полученных в диссертации результатов, положений, выводов определяется обобщением достижений педагогической мысли по проблеме развития начального образования, привлечением обширного фактического и теоретического материала, обеспечивается использованием различных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Начальное образование - это базовая ступень общего образования личности, предполагающая формирование не только определенного объема знаний умений и навыков, но и ценностных

ориентации в контексте гуманистической культуры, основ учебной, мыслительной и творческой деятельности, потребности и способности к самообразованию детей младшего школьного возраста.

На реформирование начального образования в России 60-80-х годов XIX века повлияли важнейшие факторы: потребности социально-экономического и культурного развития общества; уровень развития науки и техники; методологические позиции ученых, отражающие направленность образования на гуманизацию, демократизацию и модернизацию; общественно-педагогическая деятельность в области начального образования; пути развития образования и школы в других странах.

Отечественная начальная школа конца XIX - начала XX века была многотипной. В школьной практике выделяются формалистическое, демократическое и инновационное направление.

Формированию начального образования способствовала деятельность школ нового типа демократического и инновационного направления, организованная с учетом нового содержания, имеющего общеобразовательное значение и включающего основы научных знаний, взаимосвязи теоретических знаний и их практического применения, новых методов обучения, необходимости нового образа и образования учителя, новых взаимоотношений учитель - ученик, новых учебников и методического обеспечения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Начальное образование как педагогическая проблема

Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается не только педагогика, но и философия, психология, социология, экономика и другие науки. Оно стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.

Факторы, влияющие на развитие начального образования в России конца Х1Х-начала XX века

Образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Развитие образования и начального образования взаимосвязано и взаимообусловлено. Актуальности проблемы начального образования в рассматриваемый период способствовали определенные факторы, влияющие на развитие образования. Наиболее важными из них были: потребности социально-экономического и культурного развития общества; уровень развития науки и техники; общественно-педагогическая деятельность в области начального образования; методологические позиции ученых; пути развития образования и школы в других странах.

Педагогическое и методическое движение 60-х годов XIX века способствовало тому, что министерство народного просвещения и его органы на местах вынуждены были обновить работу школ. Реформа времени Александра II коснулись и обучения, и воспитания. Приходилось не только улучшать, но и создавать новый тип школы. Попытки установить круг учебных предметов, подлежащих изучению в начальных народных училищах, определить каким должен быть объем и характер знаний по каждому предмету предпринимались как представителями научной педагогической мысли, так и учителями при подготовке и обсуждении проектов школьной реформы 1860,1862, 1863 гг.

По некоторым вопросам теории образования и воспитания педагоги имели разные взгляды, но общим было стремление изучить и пересмотреть догматические подходы и методики, выработать эффективные пути обучения и воспитания. Их главные усилия были направлены на осмысление задач новой начальной школы, определение содержания начального образования, разработку соответствующего учебного материала.

Характеристика типов начальных школ Х1Х-начала XX века

Деятельность передовых школ нового типа по формированию начального образования

Важную роль в формировании начального образования сыграли школы демократического и инновационного направления. В таких школах происходили радикальные изменения практики обучения: разрабатывались новые цели и содержание образования, новые требования к ведению учебных занятий. Учителя-практики не только использовали идеи педагогической теории, но, в свою очередь, обогатили теорию новыми идеями и выводами, добытыми в ходе творческой деятельности в школе. Они внесли серьезный вклад в решение многих проблем начального образования.

Требования доступности начального образования, научных знаний, общеобразовательного характера обучения, введения всеобщего начального обучения и образования нашли отражение не только в концепциях педагогов-теоретиков и представителей общественно-педагогического движения, но и учителей - практиков. Демократическое и инновационное направление по формированию начального образования рассматриваются нами на примерах деятельности земских школ и Яснополянской школы Л.Н.Толстого.

Прогрессивное общественное движение 60-х годов с одной стороны, и предпринятая правительством разработка нового положения о начальной школе с другой, создали условия, при которых развивалась деятельность в области начального образования, возникших с середины 60-х годов земских учреждений.

В ведении земств находились в основном хозяйственные дела: заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями (денежными и натуральными), заведование капиталами и имуществом земства, заведование делами по обеспечению народного продовольствия, содержание в исправности дорог, содержание земской почты, организация (в определенных отношениях) ветеринарных и агрономических мероприятий, заведование вечерними благотворительными учреждениями, участие в народном здравоохранении, содействие развитию местного земледелия, торговли, промышленности, удовлетворение потребности воинского и гражданского управления и попечения о развитии средств народного образования. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Читайте также: