Психолого педагогическое просвещение родителей в школе

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей.

Работа с родителями, как и всякая работа в школе, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания стало общим делом семьи и школы необходима система работы в данном направлении.

Во-первых, пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования.

Во-вторых, система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к воспитанию и его результативности.

В-третьих, воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье, кроме того необходим новый путь вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурного и педагогического партнёрства семьи и школы. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Участники программы: Администрация школы, родители учащихся 1–11 классов, школьный психолог, учителя- предметники, классные руководители, общественные организации села.

Цель программы: формирование ответственного позитивного родительства, психолого-педагогическое просвещение родителей в интересах развития личности ребёнка.

Задачи:

Основные педагогические приёмы, формы, способы достижения цели

Родительский Факультет – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Занятия Факультета помогают вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в учебно-воспитательной работе.

Дистанционный родительский клуб

Цель деятельности дистанционного родительского клуба : обеспечение условий для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, системы психологической, социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания, организации эффективного сотрудничества с родителями обучающихся (лицами их заменяющими).

Интерактивные родительские собрания - собрания, где родители являются активными и заинтересованными участниками обсуждения. В ходе интерактивного собрания родители вовлекаются в непосредственный воспитательный процесс, извлекают массу полезной и нужной информации, формируется спаянный родительский коллектив.

  1. повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе;
  2. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках, курсах внеурочной деятельности и т.п.);
  3. содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса и школы;
  4. выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в рамках программы по формированию жизнестойкости у школьников

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по повышению уровня жизнестойкости подростков и профилактике антивитального поведения.

Цель: создание условий для осмысления родителями значимости различных семейных факторов для состояния и развития ребёнка и для побуждения к изменению семейной ситуации в позитивную сторону.

Ожидаемые результаты работы:

  • эффективная организация психолого-педагогического просвещения родителей, сформированность ключевых компетенций родителей;
  • сформированность ответственной и позитивной родительской позиции;
  • создание условий для эффективного взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка;
  • построение единой системы педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся в школьной и семейной среде, согласованной в результате активного взаимодействия педагогов и семьи.
  • ответственные родители;
  • просвещенные потребители образовательных услуг;
  • просвещенные и мотивированные партнеры школы;
  • пропагандисты образовательного учреждения;
  • активные участники процесса управления образовательным учреждением.
  • получение полной информации из профессиональных источников относительно развития и воспитания ребенка, возможность скорректировать систему ценностей и целей развития ребенка; избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания; учитывать возможности партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка.
  • возможность для позиционирования актуальных проблем учреждения среди родителей обучающихся;
  • возможность иметь внешнюю оценку своей образовательной деятельности, качества образования;
  • внедрение и апробация в образовательной среде школы современных технологий сотрудничества;
  • формирование круга активных социальных партнеров школы.

Мониторинг результативности работы

  • Уровень педагогической компетенции родителей.
  • Уровень сформированности детско-родительских отношений.
  • Удовлетворённость родителей организацией педагогического просвещения.
  • Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью школы.
  • Количество родителей, посещающих классные родительские собрания – более 70%
  • Количество родителей, посещающих общешкольные родительские собрания – более 60%
  • Количество родителей, посещающих занятия Родительского факультета – более 85%
  • Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью школы – более 80%

Удовлетворённость родителей организацией психолого-педагогического просвещения и информирования – более 70%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Балахнинский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся

автор: Сироткина Ольга Афанасьевна

педагог-психолог

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка

только тогда, когда вы с ним разговариваете,

или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей

Актуальность

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

• Конституция Российской Федерации;

• Семейный кодекс Российской Федерации;

• Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении

• Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Цель – формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

4. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов, ролевых игр и практикумов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 12 групповых мероприятий общим объёмом 21 час, реализуемых по плану работы школы и школьного психолога, и 9 индивидуальных тематических консультаций для родителей (каждая последняя суббота месяца).

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

На главную Работа с родителями Родительские собрания Родительская академия. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Составитель: педагог-психолог Костюченко Наталья Григорьевна

Родительская академия
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Основная цель данного направления:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.

Подростковый кризис /презентация/

Искусство быть родителем /кинолекторий/

Используемые мною виды психологического лектория:

  1. общие (классы одного возраста по параллелям)
  2. дифференцированные (специально приглашённая группа родителей)

Формы проведения лектория:

  1. Деловая игра
  2. Дискуссия
  3. Кинолекторий

Собрание для родителей будущих первоклассников.

Основные задачи:
- Психологическое просвещение родителей.
- Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком.

Психолог фиксирует время работы в группах (7-10минут).

Следующий этап. Презентация результатов работы творческих групп.
Каждая группа называет актуальную проблему и обозначает практические пути разрешения проблемы.

Итог работы творческих групп – вынесение общей резолюции по наиболее волнующим проблемам в воспитании ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель данного направления: способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.

Решаемые задачи: 1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка; 2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком; 3. Выработка навыков взаимодействия с ребёнком через ролевую игру. 4. Активизация коммуникаций в семье.

Родительская академия
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Основная цель данного направления:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.

Подростковый кризис /презентация/

Искусство быть родителем /кинолекторий/

Используемые мною виды психологического лектория:

общие (классы одного возраста по параллелям)

дифференцированные (специально приглашённая группа родителей)

Формы проведения лектория:

Тематика родительских собраний

Работа с родителями - Родительские собрания

8. Моя любимая группа или солист.
9. Я пишу стихи (да, нет).
10. Я веду дневник (да нет).

Памятка родителям
1 Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую плот и г злом — пренебрежением к родителям, к семье к людям.
2 Главный закон семьи все заботятся о каждом члене семьи, а каждому члену семьи в мер, своих возможностей заботится о всей семье Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность Это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мыв месте обсудим возникшие проблемы.
Литература
1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
2. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. М., 1979.
3. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979.

Причины подросткового суицида.
Роль взрослых в оказании помощи
подростку в кризисных ситуациях.

Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.
Задачи:

Читайте также: