Психолого педагогический проект в школе

Обновлено: 06.07.2024

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребенка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Цель проекта : создание психолого-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития, способствующего успешной адаптации к школьному обучению, включающего следующие аспекты:

мотивационный - воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста;

произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

формирование у детей учебной мотивации; развитие познавательной, эмоционально-личностной, коммуникативной сфер ребенка с учетом требований;

развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);

развитие творчески активной личности.

Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей со сформированной психолого-педагогической готовностью к обучению в школе, повышение психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников ДОУ и повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Тип проекта : познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта : 17.10.2016-26.05.2017

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Содержание проекта построено по следующим направлениям:

1. Ознакомление с предметным окружением и с социальным миром

Углублять и расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

Формировать положительное отношение к школе;

Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.).

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д., отрабатывать дикцию.

Учить делить слова на слоги.

Дать первоначальные представления о предложении.

Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Формирование элементарных математических представлений:

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка.

Расширять представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

Практическое выполнение рисунков, узоров и т. д. в тетради в клетку.

5. Развитие основных психических функций : памяти, мышления, восприятия, внимания.

Подготовительный этап (17.10.-28.10)

Выявить уровень психолого-педагогической подготовки детей к школе.

Разработать рабочий план по реализации основного этапа проекта.

Методы и формы реализации :

2. Основной этап (01.11-30.04)

Реализация рабочего плана проекта.

3. Заключительный этап (01.05.- 26.05)

Выявить уровень психолого-педагогической подготовки детей к школе.

Анализ результативности проекта;

Анализ и распространение педагогического опыта.

Проект является совместным с воспитателями подготовительной группы.

В ходе реализации проекта педагогом – психологом были проведены такие игры и упражнения на:

Знакомство и узнавание основных эмоций человека: радость, счастье, злость, обида, страх, удивление, испуг, стыд.

Так же уделялось много времени по развитию мелкой моторики руки: раскрась по образцу, рисование по точкам фигур, дорисуй картинку, соедини линии по пунктирам (симметрия, раскрась картинку в соответствии с цифрами, задание по развитию мелкой моторики (штриховка, рисование внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленьких – постепенно увеличивающиеся, узнавание и раскрашивание геометрических фигур определенным цветом

На начало проекта обследовано 13 детей подготовительной группы (100% выпускников).

к школе вероятно ГОТОВЫ. 2детей – 15%;

Готовы УСЛОВНО: 7 детей 55 %.

Вероятнее всего НЕ ГОТОВЫ: 4 детей – 30 %;

Диаграмма 1. Результаты обследования психологической готовности к обучению к школе на начало проекта и на конец по методике “Экспресс-диагностика готовности к школе” автор Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В.

Наиболее высокие результаты дети показали умения детей объяснять смысловые ошибки изображения, ориентировка в пространстве. Все дети знают геометрические фигуры и могут ими оперировать.

Методика психолого-педагогического обследования детей 5–6 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни 1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Цикл занятий 3. Приложения 4. Заключение 5. Список литературы Программа психолого-педагогического.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (продолжение) Занятие шестое Задачи: Формирование познавательных мотивов учения. Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"

Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательнаое учреждение

города Новочебоксарск Чувашской Республики

Михайлова Анастасия Сергеевна,

Так при опросе школьников получили следующие данные (в опросе приняло участие 189 человек из полных семей: девочек – 90 чел., мальчиков – 99 чел.).

Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?


Кто больше проводит с тобой времени?


Кто чаще всего принимает участие в организации твоего досуга в выходные дни?


Результаты опроса показывают, что даже в полных семьях отцы не всегда принимают участие в воспитании ребёнка. А если ребенок растёт не в полной семье, имеется ли участие отца в развитии ребёнка?

Социальный паспорт школы.


Детям из не полных семей был задан вопрос, который затронул участие обоих родителей(149чел.)


Кто чаще всего принимает участие в организации твоего досуга в выходные дни

Удивительно, но опрос показал, что досугом могут заниматься оба родителя, может это связано с тем, что каждый родитель хочет показать своему ребёнку свою любовь. Но как родители организуют этот отдых?

Как вы проводите время с родителями в выходные дни?


Результаты тестирования показывают, что 59% детей из неполных семей активного досуга с родителями не имеют, но и 29% детей из полных семей так же ограничены вниманием со стороны родителей.

Вывод: для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, а это возможно достичь, применяя новейшие технологии, в частности проектную методику.

Целью: проектной методики, в данном случае, является создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями, объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Учитывая всё выше изложенное, можно отметить, что данная разработка актуальна, ведь школьный образовательно-воспитательный процесс требует активного включения и участия сильного пола – отцов.

Новизна методической разработки заключается в том, что она представлена в виде проекта, в котором изложены теоретический материал и практические советы при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Проектное решение.

Шаг 1. Диагностика образовательно-воспитательного пространства школы. На этом этапе мы выявляем круг потенциальных участников и определяем их место в проекте.

Чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика в массовой начальной школе, необходимо разрешить следующие противоречия:

  • Социальный аспект: между современными требованиями нашего общества в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования.
  • Психолого-педагогический аспект: между необходимостью раскрытия творческих способностей (интеллектуальных) учащихся и отсутствием психолого-педагогических условий в массовой школе (организация образовательного процесса, неготовность педагогических кадров, отсутствие методического и диагностического инструментария для выявления интересов и способностей детей).
  • системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
  • программы работы с одарёнными детьми;
  • методического сопровождения;
  • диагностики по выявлению одарённых детей;
  • неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Объект исследования

  • Психолого-педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования

  • Педагогические и дидактические условия организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности.

Гипотеза исследования

Система создания и реализации модели работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, будет успешна при выполнении следующих условий:

  • создании нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;
  • разработке и реализации диагностического инструментария для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе;
  • разработке программы индивидуальной работы с детьми данной категории в начальной школе;
  • создании условий для психолого-педагогической подготовки учителей и родителей;
  • повышении уровня мотивации педагогов при работе с детьми данной категории;
  • создание условий, необходимых для развития природных способностей учащихся.

Цель

Создание психолого-педагогических условий для организации индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности.

Задачи

Проблема, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:

  • усилить нормативно-правовую базу по работе с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (по начальной ступени обучения);
  • изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления детей вышеуказанной категории, провести диагностику и создать банк данных детей в начальной школе.
  • разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, осуществить мониторинг уровня развития интеллектуальных способностей учащихся;
  • разработать программу развития детей, имеющих высокий уровень познавательной активности;
  • подготовить педагогические кадры к работе с данными детьми;
  • повысить грамотность родителей в вопросах воспитания;
  • создать условия, необходимые для развития природных способностей учащихся.

Методы

  • Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
  • Статистический (обработка полученных данных).

Формы работы

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио.

Средства реализации

  • психологическое сопровождение;
  • кадровые ресурсы;
  • дидактические ресурсы;
  • финансовые ресурсы.

Сроки реализации

Первый этап – диагностико-организационный (1 год) включает:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
  • изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;
  • организация методического обеспечения;
  • повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно-практический (3 года) включает:

Третий этап – рефлексивно-обобщающий (1 год) включает:

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Модель (относительно основной проблематики)

Для создания условий обучения детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, выделяют следующие составляющие:

  • координирование проекта;
  • диагностирование;
  • сотрудничество с другими службами ОУ;
  • работа по развитию способностей учащихся;
  • информационная работа;
  • кадровое обеспечение.

Кластерная модель

Проектирование работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении, представим кластерной моделью. (см. приложение 1)

Алгоритм реализации модели и план мероприятий

Координационное направление

Для решения задачи по координационному регулированию проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Организация работы коллектива.
  • Обеспечение нормативно-правовой базы.
  • Организация предметных кружков, кружков сферы дополнительного образования.
  • Ресурсное обеспечение.
  • Контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление

Для решения задачи по проведению диагностических исследований, выявления интеллектуального уровня и состояния здоровья детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, планируются следующие мероприятия:

  • Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
  • Проведение диагностики одарённых детей.
  • Создание банка данных одарённых детей.
  • Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление

Для решения задачи по квалифицированному кадровому обеспечению целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
  • Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам.)

Развивающее направление

Для решения задачи по развитию способностей детей младшего школьного возраста, имеющих высокий уровень познавательной активности, необходима реализация следующих мероприятий:

  • Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
  • Организация внеклассных, индивидуальных занятий по углубленному изучению предметов.
  • Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
  • Создание школьной базы олимпиадных заданий, творческих работ учащихся.
  • Использование системы информационно-коммуникационных технологий.
  • Создание условий для применения новых педагогических технологий.
  • Применение на практике новых педагогических технологий.

Информационное направление

Для решения задачи информационной осведомлённости всех участников проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (разъяснительно-агитационная работа, создание интернет-странички на сайте школы, выпуск школьных стенгазет различной тематики).
  • Организация работы библиотеки, кабинета информатики по данному направлению.
  • Организация лекториев и тематических собраний для родителей.

Критерии и показатели реализации модели (относительно ученика)

Чтобы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности, необходимо регулярно вести мониторинг уровня знаний и творческих способностей по выявлению уровня познавательной активности. Наблюдения рекомендуется фиксировать в виде диаграмм, так как именно эта форма наиболее демонстративна.

Уровень психических процессов у учащихся данной категории и компетенции педагогов целесообразнее проверять на выходе из начальной школы в соответствии с предложенной таблицей (см. приложение 2).

Предполагаемые результаты

При реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:

  • создание банка данных, включающих сведения о детях с различными уровнями познавательной активности;
  • разработку и реализацию программ поддержки и развития данной категории детей;
  • положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей учащихся;
  • увеличение количества учащихся, работающих на высоком творческом уровне (участие в интеллектуальных конкурсах, играх, олимпиадах, . );
  • повышение компетентности учителей, работающих с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (методический, теоретический уровень, психологическая готовность);
  • повышение родительской компетентности в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей;
  • создание банков методических и диагностических материалов по работе с детьми данной категории;
  • создание системы взаимодействия с основной школой.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции

Вместе с тем предполагается, что могут возникнуть риски, которые можно устранить, используя определённые методы (см. приложение 3).

Читайте также: