Психолого педагогические условия развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста кратко

Обновлено: 28.06.2024

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами в средней группе детей.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.

Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в Детском саду обеспечивает реализацию основной образовательной программы.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

При проектировании РППС педагогический коллектив учитывает особенности своего учреждения, условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, социокультурные, экономические и другие условия, требования педагогических технологий, возможности и потребности участников образовательных отношений.

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.

В соответствии со Стандартом РППС детского сада должна обеспечивать и гарантировать :

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Кроме того, РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.

Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:

- насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;

- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

- полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

- доступность среды предполагает, доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

- учета полоролевой специфики - обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

- учета национально-культурных особенностей края.

Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.

• отражают реальный мир;

• побуждают к дальнейшим исследованиям, творчеству, конструктивному общению;

• соответствуют интересам и уровню развития детей группы;

• обеспечивают их дальнейшее развитие;

• имеются в достаточном количестве;

• доступны и привлекательны;

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Игровая

Конструирование из разных материалов

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

• Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования, автодром, природы, дежурства, уголок настольных игр).

• Материалы для изготовления игрушек (ленточки, фантики, глиняные пластилины, бусы, нитка с иголкой, пряжи, фетры, фоамираны, пуговицы, пластиковые материалы).

• Предметы-заместители (военные игрушки из дерева, машины, кубики разного размера).

• Природные материалы подобраны по программе в соответствии с возрастной группой;

• Природный материал для конструирования (орехи, сухие листья, ветки, перья, камешки, ягоды).

• Фартуки (колпаки, перчатки).

• Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);

• природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);

неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

• Эстетично оформленный стенд с кармашками.

• Форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки);

• Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тряпочки, тазики, щетки);.

• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;

• Книги, энциклопедии для соответствующего возраста;

• Сюжетные и предметные картинки по тематике.

• Книги русских народных, якутских сказок.

Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)

• Схемы различных построек, моделей, фотографий.

Уголок дидактических игр

Речевое развитие Коммуникативная

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

(развитие мелкой моторики) Уголок театральной деятельности

• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра.);

• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;

• Книги для соответствующего возраста;

• Сюжетные и предметные картинки по развитию речи.

• Книги русских народных, якутских сказок.

Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)

• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные).

• Скакалки, обручи, кегли.

Уголок дидактических игр

Художественно – эстетическое развитие Изобразительная

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

из разных материалов

• Карандаши (цветные, простые, мелки;

• Краски (акварельные, гуашевые краски). Кисти. Баночки для воды, Палитра для смешивания красок.

• Бумага разных форматов или альбом для каждого ребенка.

• Раскраски нескольких видов;

• Трафареты, лекала, фигурные силуэты.

• Цветная бумага разной фактуры;

• Ножницы, фигурные ножницы;

• Клей карандаш, ПВА.

• Пластилин (глина, доски для лепки, стеки, тряпочки;

• Альбомы с иллюстрациями;

• Репродукции картин. Образцы народного творчества.

• Природный материал для конструирования;

• Тематические альбомы, книги.

• Музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчики, молоточки и т. д);

• Диски, флешки со сказками.

• Шумовые инструменты из бросового материала.

• Музыкально-дидактические игры. (Свисток, якутские иструменты: копыто, шумовая рога, хлопушки, маракасы из бросового материала, барабаны, палочка шумовая).

Уголок театральной деятельности

• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра);

Физическое развитие Двигательная Физкультурный уголок

• Сенсорные дорожки для закаливания;

• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные);

• Ленточки, флажки, кубики и т. д. для выполнения общеразвивающих упражнений;

• Стойки и палки для подлезания, перешагивания;

• Тренажеры; беговая дорожка.

• Иллюстрации на спортивную тематику.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения.

Психолого-педагогические рекомендации по развитию внимания у ребенка подготовительной группы Психолого-педагогические рекомендации по развитию внимания у ребенка подготовительной группы. Представлены игры и упражнения, которые помогут.

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего.

Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста (МБДОУ №146, Кемерово) В каждом обществе и культуре вырабатывается специфический набор элементов стереотипов маскулинности и феминности.

Педагогические условия формирования творческих способностей в игровой деятельности ГБОУ города Москвы Детский сад компенсирующего вида № 1876 Статья: Тема: «Педагогические условия формирования творческих способностей в.

Условия, определяющие развитие речи ребенка Условия, определяющие развитие речи ребенка Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы.

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Ребенок развивается в нескольких отношениях:

-физическое развитие - изменение роста, веса, объема тела;

-физиологическое развитие - изменение физиологических процессов;

-психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

- социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает он на протяжении своей жизни. Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности ребенка.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге ребенок входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью социальной ситуации развития в этот период является сочетание тенденций к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе и окружающим людям, освоения основных векторов человеческих взаимоотношений и общественно выработанных способов деятельности в игре и продуктивных видах детской деятельности. Основным механизмом формирования данных взаимоотношений выступают внеситуативные формы общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка-дошкольника, происходит социальное опосредование процесса развития его психических процессов и способностей. При этом сама игра тоже развивается как деятельность.

Средства развития ребенка в период дошкольного детства

Условия развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, позволяющие реализовать на практике педагогическую концепцию целостного развития дошкольника:

– обеспечить всестороннее – физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие в процессе физического, умственного, эстетического и социально-нравственного воспитания, т.е. в ходе реализации права ребенка на образование;

– сориентировать образование на формирование компонентов базовой культуры личности: формирование физической культуры и культуры познания, эстетической и экологической культуры, нравственной культуры.

Для того чтобы обеспечить такие результаты, нужно иметь соответствующие средства воздействия на сам процесс образования. Традиционно они рассматриваются при описании структуры образовательного процесса, однако, учитывая тенденции развития современной дошкольной педагогики, поступим по-другому.

К средствам относят следующие категории, интегрирующие основные педагогические средства: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие и педагогические отношения.

Педагогическая деятельность – деятельность по обучению и воспитанию детей, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях разных типов и видов. Она направлена на постоянное решение ряда образовательных и воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которых педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми органичные для данной деятельности традиционные и нетрадиционные педагогические решения, поэтому она имеет творческий характер.

Выделяют несколько уровней организации педагогической деятельности:

репродуктивный – уровень професс-ной деятельности педагога, умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам;

адаптивный – уровень професс-ной деятельности педагога, который приспосабливает материал, подлежащий усвоению, к особенностям детей;

локально-моделирующий – уровень професс-ной деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности;

системно-моделирующий деятельность – уровень професс-ной деятельности педагога, который владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (умственному, социально-нравственному, эстетическому и т.д.);

системно-моделирующий деятельность и поведение – уровень професс-ной деятельности педагога, который владеет стратегиями подбора и реализации средств формирования личности ребенка, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

На каждом из данных уровней ребенок, воспитанник по-разному воспринимается педагогом и по мере развития пед-ской деятельности переходит от уровня его восприятия как объекта к субъекту педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. В качестве каналов такого взаимодействия выступают деятельность, общение и отношение воспитателя и воспитанников. При этом деятельность может быть по нацеленности организационной, воспитательной, дидактической, а по способу организации действий детей и взрослого – сопряженной, сопряженно-последовательной, совместно-последовательной и совместно-распределенной; общение – авторитарным, демократическим или либеральным; отношение – личностно-ориентированным или деловым, ориентированным на результат совместной деятельности, в другой интерпретации – субъект-субъектными или субъект-объектными.

Можно выделить следующие виды деятельности:

воспитательную деятельность педагога на занятии - включает: оценку духовно-нравственной направленности занятия, степень решения задач социального, нравственного и патриотического, эстетического воспитания детей, формы организации совместной деятельности детей и педагога, соотношение побуждения к деятельности установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и принуждения (замечание, нотации и др.), создание условий для благоприятного психологического климата в группе, влияние рабочего самочувствия воспитателя в процессе проведения занятия на настроение детей;

дидактическую деятельность воспитателя на занятии – включает учет и отражение в деятельности воспитателя принципов дидактики (доступности обучения, систематичности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности знаний, научности, принципа связи обучения с жизнью, индивидуализации процесса обучения), степень выполнения программного содержания; оптимальность методов обучения, соответствие логики занятия возрасту и развитию детей; соотношение нагрузки на память детей и их мышление, повышающих познавательную активность детей на занятиях;

организационную деятельность воспитателя на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает целеполагание, планирование работы, составление плана (конспекта) занятия и его реализация, распределение функций постановки и формулирования проблемы и функций контроля между воспитателем и детьми, оснащение наглядными пособиями и создание условий для их эффективного использования на занятии; уровень подготовленности воспитателя, выполнение психологических и гигиенических требований к организации занятия, рациональность использования времени.

Деятельность детей на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает мотивы поведения детей на занятии; активность, инициативность и работоспособность; наличие у них интереса к занятию, навыков самостоятельной работы; уровень овладения всеми функциями речи; темп деятельности; произвольность поведения; уровень сформированности у детей простейших навыков учебной деятельности, деятельности экспериментирования, продуктивных видов детской деятельности, проявлений детского творчества; стиль отношения детей друг к другу, к воспитателю; внешний вид детей на занятии.

Благодаря личностно-ценностному отношению к ребенку в процессе взаимодействия с педагогом у детей формируется ценностно-созидательное отношение к себе и другим, к окружающему миру.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

-· создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

-· предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

-· ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

-· активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

-· ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Особенности организации воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание – это организованный процесс по привитию детям общепризнанных норм и правил поведения, передаче накопленного поколениями опыта.

Организуя процесс воспитания в ДОУ, воспитатели в первую очередь должны помнить, что каждый ребенок представляет собой неповторимую личность, нуждающуюся в индивидуальном подходе.

Воспитывать ребенка необходимо с первых дней его жизни. По мнению ряда педагогов, хорошее воспитание способно обеспечить ребенку успешное вхождение в общество и продуктивное существование в нем. Фундаментом воспитания являются такие личностные качества как доброта, отзывчивость, трудолюбие, забота, честность и порядочность. Именно эти качества необходимо воспитывать в ребенке.

Процесс воспитания детей дошкольного возраста требует от взрослых людей его организующего соблюдения ряда условий.

Условия организации эффективного воспитания детей дошкольного возраста:

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо соблюдения указанных условий организации воспитания дошкольников, важным является опора на следующие принципы:

  • принцип активной самостоятельной деятельности;
  • принцип непрерывности процесса воспитания;
  • принцип преемственности между ступенями образования;
  • принцип целостности воспитательного процесса;
  • принцип психологического комфорта;
  • принцип вариативности используемых методов и средств воспитания;
  • принцип творчества.

Таким образом, воспитание ребенка дошкольного возраста требует от воспитателей и родителей больших усилий в его организации, а именно соблюдение определенных условий и опору на ряд дидактических принципов.

Условия организации обучения детей дошкольного возраста

Обучение – это специально организованный процесс, направленный на получение детьми определенных знаний, умений и навыков, расширение собственного кругозора и формирование мировоззрения, реализуемый воспитателем ДОУ.

Одним из основных условий организации эффективного процесса обучения детей дошкольного возраста является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение обеспечивает ребенку возможность удовлетворить свою потребность во взаимодействии с окружающими людьми, поделиться своими мыслями и идеями, получить необходимую информацию и т.д. Задача воспитателя и родителей состоит в том, чтобы не просто присутствовать рядом с ребенком, а общаться с ним на различные темы. Процесс общения необходимо осуществлять на основании взаимного уважения и доброжелательности.

Еще одним из важных условий организации обучения дошкольников является создание атмосферы наполненной любовью, теплотой и чувством безопасности. Дети должны работать в комфортных психологических условиях. Устанавливается такая атмосфера за счет моментов физической близости, таких как улыбка, объятия, похвала и т.д. Эти знаки внимания должны быть ненавязчивы и приятны ребенку.

Кроме того, ребенок должен ощущать, что его понимают, даже если и не соглашаются с его точкой зрения. Понимание важно в процессе обучения, оно проявляется в том, что воспитатель внимательно и терпеливо выслушивает детей, помогает найти правильно решение и т.д. Это позволяет не только повысить эффективность процесса обучения, но формируют у ребенка чувство самоуважения и самодостоинства.

В процессе обучения детям необходимо предоставлять определенную свободу. Однако необходимо четко понимать, что свобода и вседозволенность – это совершенно разные понятия. Вседозволенность будет мешать ребенку не только во время обучения, но и во всей его дальнейшей жизни. Задача создать такие условия, при которых ребенок будет понимать, что такое свобода, а что такое вседозволенность. Это понимание поможет ему сформировать умение выражать свои желания и согласовывать их с желаниями других людей.

Организуя педагогические условия успешного обучения, для детей дошкольного возраста, воспитателю необходимо разработать определенные правила и ограничения, которые будут понятны детям. Важно не только озвучить детям, но и самому придерживаться в процессе обучения данных правил.

Таким образом, основными условиями организации воспитания детей дошкольного возраста являются:

  1. Определение четких границ дозволенного.
  2. Установление конкретных правил и ограничений.
  3. Уважительное отношение к личности ребенка, его мнению, точке зрения и т.д.
  4. Ни в коем случае не навязывать ребенку своего мнения, ставить его в определенные рамки и шаблоны.

Учет данных условий, будет способствовать тому, что организованный процесс обучения принесет ожидаемые образовательные результаты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВОПРОС № 4. ПСОХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Ранний возраст, раннее детство– период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Для него характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем, в особенности нервной системы, совершенствованием их функций в результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания.

Ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность , в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных, культурно-опосредованных способов действия с предметами и орудиями. При этом выделяется несколько этапов ее развития:

Первый этап формирование предпосылок к развитию предметной деятельности (от 6 до 12 мес.):

Второй этап овладение предметом как средством достижения какой-то цели (от 1 года до 2 лет):

Третий этап овладение предметом как орудием и освоение функции замещения предмета (от 2 до 3 лет):

Выделяются следующие приемы, которыми взрослые пользуются в процессе развития предметной деятельности детей:

показ предмета и его называние (М. Монтессори) – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухозрительного сосредоточения .

показ действий с предметами и их называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому.

рассматривание предмета – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. Для рассматривания используются знакомые детям игрушки и картинки после усвоения их названия. При рассматривании предмета педагог обращает внимание на их признаки, пространственное расположение деталей, связывает их с функциональными характеристиками объектов. Необходимо учитывать, что при рассматривании предмета взрослый должен научить ребенка понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов ("Мишка большой", "Мяч большой", "Стул большой", "Что еще здесь большое?"). С другой стороны, он подчеркивает наличие связей и отношений между предметами ("Мишка нужен, чтобы играть", "Мяч нужен, чтобы играть", "Мяч и мишка – игрушки").

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью социальной ситуации развития в этот период является сочетание тенденций к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе и окружающим людям, освоения основных векторов человеческих взаимоотношений и общественно выработанных способов деятельности в игре и продуктивных видах детской деятельности. При этом основным механизмом формирования данных взаимоотношений выступают внеситуативные формы общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Взрослый выполняет функцию соорганизатора детской деятельности, партнера, советника и эксперта, а детский коллектив – функцию формирования общественного мнения, функцию психолого-педагогической поддержки или конкуренции. Совмещение данных функций с развитием Образа себя как реального, так и потенциального возможно в ходе детской игры.

Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка-дошкольника, происходит социальное опосредование процесса развития его психических процессов и способностей. При этом сама игра тоже развивается как деятельность.

В статье говориться о том, что такое психолого-педагогические условия в ДОО согласно нормативным законодательным актам и примерной основной образовательной программе.

ВложениеРазмер
sayt.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия, которые следуя логике С.Л.Братченко могут быть квалифицированы как гуманистические ценности современного дошкольного образования. Психолого-педагогические условия, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, являются основной для успешной реализации ООП ДО:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования предполагает создание психолого-педагогических условий следующего порядка, которые безусловно заданы стандартом:

  1. Личностно-подражающее взаимодействие взрослых с детьми, которое предполагает создание ситуаций, дающих возможность свободного выбора деятельности, партнера, средств. При этом, в процессе получения новых знаний и жизненных навыков, за основу берется личный опыт ребенка.
  2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. При этом берется за основу сравнение предыдущих и нынешних достижений ребенка, активно стимулируется его самооценка.
  3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
  4. Создание развивающей образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и обогащение личного опыта ребенка.
  5. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, в которой ребенок способен совместно и самостоятельно проявлять творческую, поисково-исследовательскую активность.
  6. Участие семьи в образовательном процессе – необходимое условие для полноценного развития ребенка.
  7. Профессиональное развитие педагогов, направленное повышение уровня компетентности педагога, совершенствование его мастерства, в особенности мастерства мотивирования ребенка к деятельности.

Создание вышеуказанных условий направлено на становление социальной ситуации развития ребенка, которая присуща определенному возрасту детей, в том числе на рубеже между дошкольным и начальным общем образовании.

Федеральный государственный стандарт также задает условия, в которых происходить становление социальной ситуации развития, перечисленные в п. 3.2.5. ФГОС ДО. Согласно данному пункту дошкольная организация должна обеспечить: эмоционально-благополучную обстановку через непосредственное общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому из них, к их чувствам и потребностям.

Оказание поддержки и инициативы детей заключается в создании условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; в создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; в поддержке детской самостоятельности в разных видах деятельности – является также одним из условий, прописанном в ФГОС ДО.

Очень важно уделить внимание организации взаимодействия в разных ситуациях, установлении правил, что благотворно влияет на установление доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальностям, отличным, от привычных, культурам. Создание условий для комфортного пребывания детей в детском саду подразумевает также отсутствие конфликтных ситуаций в детском коллективе. Управление конфликтом, умение разрешить его, навыки работы в команде – все это лежит в основе развития коммуникативных навыков детей, что безусловно необходимо обеспечить педагогу в процессе воспитания детей.

При создании вышеперечисленных условий важно помнить, что ориентация на детские возможности и инициативу, его желания и возрастные особенности – это необходимый фактор в подборе средств и методов воспитания. Вариативные формы организации образовательного процесса, направленные на овладения культурными средствами деятельности; способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в различных видах детской деятельности безусловно являются важным аспектом в работе педагога ДОУ.

ФГОС ДО обозначил еще один очень значимый пункт при создании условий для полноценного развития ребенка – взаимодействие с родителями, что подразумевает организацию совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Для достижения вышеизложенных целей и реализации задач, педагогам рекомендовано:

  • проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
  • создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
  • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
  • обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
  • обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
  • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Система дошкольного образования в образовательном учреждении нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.

Читайте также: