Психолого педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую готовность ребенка к школе. Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности. Нельзя допустить, чтобы дошкольные формы перешли на школьное учение. Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем , связанных с мотивацией:

- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;

- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.

Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:

- отсутствие интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;

- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;

- нежелание идти в школу;

- негативные межличностные отношения;

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений:

- улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;

- стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;

- формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);

- создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;

- обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Позитивная познавательная мотивация имеет несколько главных условий развития:

- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;

- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;

- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;

- развитие у родителей, воспитателей эмоционального принятия ребенка;

- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.

Развитие мотивации детей дошкольного возраста

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов :

∙ Поощрять исследование окружающей среды

∙ Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

∙ Хвалить ребёнка за совершённые достижения

∙ Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

∙ По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

∙ Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех 6 условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Как развивать детскую мотивацию

  • Обеспечьте ребёнка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом могут помочь книги, пазлы, кубики и т. д.
  • Дайте ребёнку игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя их местоположение и форму. Например, игрушки на колёсиках, которые можно катать из одного места в другое (изменение местоположения). Или кусок пластилина, которому можно придать разную форму (изменение формы).
  • Позвольте ребёнку сделать собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию.
  • Ребёнку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку. Это увеличивает познавательные способности и усиливает концентрацию. Ещё одним полезным занятием является сортировка предметов по форме.
  • Давайте ребёнку задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий.
  • Помогайте ребёнку справляться с заданиями. Благодаря Вашей помощи ребёнок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
  • Разделяйте интересы ребёнка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребёнка к выполнению другого.
  • Помогите ребёнку овладеть базовыми умениями. Покажите ему, что происходит, когда он пользуется приобретёнными умениями, и наоборот. Например, если он строит башню из маленьких кубиков, а наверху помещает большой, то башня развалится. Но, если поставить маленький кубик на большой, то башня будет устойчивой.
  • Участвуйте в играх ребёнка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребёнком, Вы сможете лучше его понять и помочь ему.
  • Награждайте и поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание. Но не используйте награду как способ привлечения к выполнению задания. И никогда не обещайте награду прежде, чем дадите её.
  • Позвольте ребёнку участвовать в семейных дискуссиях и учитывайте его взгляды.
  • Начинайте читать ребёнку с раннего возраста. При этом старайтесь создать спокойную и тёплую атмосферу. Чтение ребёнку вслух развивает его творческие способности и воображение.
  • В удовлетворении потребностей ребёнка будьте последовательны и устанавливайте определённые ограничения.
  • Дайте ребёнку понять, что все дети разные, и помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.
  • Говорите ребёнку, что верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.
  • Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство. Можно дать ему магнит и предложить разделить предметы на те, которые притянутся к магниту и те, которые не притянутся. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации ребёнка.
  • Хвалите ребёнка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Это заставляет его стараться ещё сильнее. Хвалите ребёнка не только за достижения, но даже за попытки.
  • Помогите ребёнку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется время и старание.
  • Сделайте чтение увлекательной игрой для ребёнка. Вы можете издавать смешные звуки и предложить ребёнку сделать то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Всё это поможет превратить чтение в удовольствие.
  • Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.
  • Позвольте ребёнку проявлять активность различными способами. Дети обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. Никогда не критикуйте ребёнка за неудачу, наоборот, посоветуйте ему, что делать, чтобы добиться желаемого результата.
  • Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.
  • Дайте ребёнку возможность показать свои умения и талант окружающим. По мере того, как ребёнок развивается, меняются его интересы и способности. Время от времени обсуждайте с ребёнком его интересы.
  • Старайтесь не кричать на ребёнка и не ставить его в неловкое положение перед окружающими.

Как определить, насколько сильна мотивация ребёнка?

Лучший способ определить степень мотивации ребёнка это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок д о в о л е н р е з у л ь т а т а м и с в о е й р а б от ы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. Но если у Вас не один ребёнок, а несколько, Вам необходимо проявить индивидуальный поход к каждому из них.

Развитие познавательной мотивации у дошкольников

В. А. Сухомлинский.

Познавательная мотивация и познавательная потребность

Наиболее внимательно рассмотрим познавательную мотивацию:

- во-первых, потому что среди других видов мотивации познавательная мотивация остается главной;

- во-вторых, потому что дошкольный возраст особо благоприятен для ее формирования;

- в-третьих, потому что в выработке этой мотивации взрослые допускают типичные ошибки.

Школьное обучение — это приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение от того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе.

В дошкольном возрасте происходит важный переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Ребенок 2—3 лет сосредоточен преимущественно на предметах, близко его окружающих. Что такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец. Что такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка, и как из нее пить? И многое-многое другое.

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Существуют типичные ошибки родителей, касающиеся развития познавательной мотивации. Таких ошибок две:

- Первая из них состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка к познанию нового.

- Вторая состоит в том, что задача формирования мотивации перекладывается на школу.

Причем и первая ошибка часто сочетается со второй. Сначала мы, взрослые, старательно искореняем все предпосылки выработки соответствующей мотивации, а затем начинаем пытаться создать ее на пустом месте и удивляемся, почему нам это не удается. Вторая типичная родительская ошибка заключается в том, что родители откладывают формирование познавательной мотивации у ребенка до поступления в школу. Когда родители узнают из психологической литературы, из беседы с психологом о необходимости выработки такой мотивации, они нередко решают: раз такая мотивация нужна для успешного учения в школе, пускай школа этим и занимается. П р и э т о м у п у с к а е т с я и з в и д у главное: познавательная мотивация — это предпосылка успешной учебы. А отнюдь не результат ее. И как предпосылка должна быть выработана заранее, а не по ходу дела. К тому же сензитивный период для ее выработки падает на дошкольный возраст.

Необходимо, чтобы общение с взрослыми было полноценным и в плане количественном, когда ребенку уделяется достаточно времени, и в плане его эмоционального и интеллектуального содержания.

Большое значение имеет и круг интересов, которыми живет семья. Механизм такого влияния со стороны семейного окружения понятен. Ребенок очень рано начинает стремиться к полноценному включению в жизнь семьи, а для этого ему надо понимать, что обсуждают взрослые, о чем, собственно, идет их разговор.

Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях. После того как вы научили ребенка определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребенка здесь важен момент общения, а не то, нужно ли было вам на самом деле узнать время. Если это дается с трудом, можно сначала ограничить дело часовой стрелкой. Потом ввести отсчет и поминутный — сначала только полчаса, потом четверть часа и так далее. Почти наверняка в какой-то момент ребенок начнет вводить определение времени по часам и в свои собственные игры: кукла будет узнавать время у мишки, мишка у зайки и т. д.

Положительное отношение к деятельности создается двумя путями:

- первый путь достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения взрослым положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

- второй путь лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата.

Условия, необходимые для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей:

- Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.

- Учить ребенка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

- Выстраивать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

- Учить ребенка грамотному объяснению своих успехов и неудач.

- Оценка взрослого должна относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Взрослому необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

Процесс формирования мотивации в плане воспитательного воздействия включает в себя два механизма:

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма, и в большинстве случаев даже при стихийном формировании они действуют оба. Вместе с тем один из них может преобладать, что говорит не только об их единстве, но и об относительной самостоятельности.

Проанализировав соответствующую психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно придти к следующим выводам:

  • В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.
  • На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя.

Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения с взрослыми, то в средней, для них становится важной и оценка. Поэтому, у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с чем, необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Виды мотивации дошкольников во время осуществления организованной образовательной деятельности.

Одним из залогов успешной образовательной деятельности является мотивация.Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой д.


Консультация для педагогов "Создание игровой мотивации в образовательной деятельности дошкольников"

В консультации рассматривается процесс организации игровой мотивации в образовательной деятельности.

Мотивация образовательной деятельности дошкольников

Мотивация является важным условием поддержки социализации и индивидуализации ребенка.


Приемы мотивации дошкольников с ОВЗ (ОНР) в процессе проведения образовательной деятельности.

Дети с ОВЗ имеют, как правило, низкую познавательную активность. В процессе проведения образовательной деятельности педагог нередко сталкивается с отказами ребенка от выполнения какого-либо задания. К.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогические условия развития познавательной мотивации у дошкольн.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Психолого-педагогические условия развития познавательной мотивации у дошкольн.

Психолого-педагогические условия развития познавательной мотивации у дошкольников Подготовил старший воспитатель Шароватова А.И.

Актуальность вопроса: формирование познавательной мотивации у детей дошкольн.

Актуальность вопроса: формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста является актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивация, по утверждению ученых, является побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Она содействует накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта.

Цель исследования: теоретически обосновать условия, обеспечивающие формирова.

Цель исследования: теоретически обосновать условия, обеспечивающие формирование познавательной мотивации в процессе психического развития у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования познавательной мотивации у детей. Предмет исследования: условия формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: - Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме. - Рассмотреть особенности формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста. - Выявить уровень сформированности познавательной мотивации у детей. - Определить условия формирования познавательной мотивации в процессе психического развития старших дошкольников.

Методы исследования: Теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщен.

Методы исследования: Теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования. Практические: диагностика, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). - познавательные игры; - педагогический эксперимент; - проблемная ситуация; - познавательная задача.

Положения, выносимые на защиту: 1. С целью повышения уровня сформированности.

Положения, выносимые на защиту: 1. С целью повышения уровня сформированности познавательной мотивации у старших дошкольников выявлены эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания такие, как, индивидуальный подход к детям, внимательное отношение к детским вопросам, использование таких фактов, сравнений, наглядных примеров, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску, умение воспитателя руководить деятельностью детей, а также постоянная занятость ребенка посредством специально организуемых для всей группы занятий, коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их. 2. Анализ уровня сформированности детей в процессе исследования показал, что знания детей носят стихийный характер. У детей отсутствует система знаний и представлений. Для эффективного осуществления деятельности воспитателям для развития познавательной мотивации у дошкольников необходимо соблюдать определенные условия: - обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов; - удовлетворение потребности дошкольника к познанию; - удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми; - развитие у родителей эмоционального принятия ребенка; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; - создание ситуаций успеха в рамках деятельности. 3. Организованные определенным образом занятия позволяют сформировать высокий уровень познавательной мотивации дошкольников.


В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: мотивационная готовность, мотив, психолого-педагогическое условие, тип детско-родительских отношений, психолого-педагогическое сопровождение

Немаловажным компонентом готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Основным компонентом структуры мотивационной готовности является мотив. Проблема формирования мотивов к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе. Ее рассмотрение позволяет успешно решать вопрос принятия дошкольниками и младшими школьниками на себя позиции школьника и переход ведущего вида деятельности от игровой к познавательной, что является характерным для каждого ребенка, поступающего в школу.

Одним из наиболее важных условий успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов к обучению. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов к обучению может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения у него этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показывают, что поступить в школу хотят практически все дети, но обоснование этого желания они дают весьма различное. Если часть детей в качестве привлекающих моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другая часть ссылается на внешние аксессуары — обладание красивым портфелем, звонки, перемены, игры с друзьями, общение с учителем и др.

Проблема формирования мотивов к обучению в школе является не только научной, но, прежде всего, реально-практической, жизненной и острой задачей, еще не получившей своего окончательного решения.

К проблеме формирования мотивов к обучению в школе были обращены многие научные исследования, как современной, так отечественной и зарубежной психологии. Работы по изучению различных видов мотивов к обучению в школе прослеживаются в трудах: Л. И. Божович [1], М. В. Матюхиной (широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно связанные с процессом учения) [6], А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной (личностные мотивы), А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, З. И. Мануйленко (игровые мотивы), В. С. Мухиной (соревновательные мотивы), Н. И. Гуткиной [4], М. Р. Гинзбург [3] и др.

В современной педагогике понятие мотив определяется как направленность ребенка на отдельные стороны учебного процесса, т. е. направленность на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

− социальные мотивы учения (мотивы, которые связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, и желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений);

− мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью (познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы нашли множество классификаций видов мотивов. За основу мы выбрали классификацию М. Ю. Стожаровой.

В жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребности в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе.

Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Система мотивов, которая определяет желание ребенка идти в школу может включать как положительные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы, так и отрицательные или неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в разной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка, но важно, чтобы доминирующими были адекватные мотивы.

Формирование мотивов к обучению в школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Большую роль в формировании позитивной мотивации к учению у детей старшего дошкольного возраста играет познавательный интерес. Нужно также подчеркнуть, что процесс формирования готовности к школе должен быть непрерывным, непротиворечивым и систематичным. В связи с этим очень важно выстроить единую стратегию работы совместно с родителями. Необходимо взаимодействие ДОУ, школы и родителей. Для этого используются различные формы и методы: круглый стол, деловая игра, родительские собрания и т. п. Так же следует учитывать типы детско-родительского отношения, так как родители оказывают огромное влияние на своих детей.

При формировании мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо реализовывать индивидуально-дифференцированный подход. Для этого могут использоваться следующие формы: индивидуальный подход в рамках фронтального или подгруппового занятия, индивидуальная работа в совместной деятельности. К методам реализации индивидуального подхода мы относим дополнительную работу и игру в школу с детьми, не имеющими познавательную мотивацию и дополнительную мотивацию познавательной деятельности.

Важным условием формирования мотивов к обучению старших дошкольников является психолого-педагогическое сопровождение детей.

Э. Ф. Зеер отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка [5, с. 45].

Педагогическое сопровождение, по мнению исследователей Н. Б. Крыловой, Е. А. Александрова, М. А. Иваненко и др., предполагает диагностирование, консультирование, коррекцию, системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса, координацию всех этих функций.

Важную роль в развитии ребенка и тем более в мотивационной готовности к обучению в школе играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

В связи с эти одним из психолого-педагогических условий формирования мотивов к обучению к школе является учет типа детско-родительских отношений. А. Я. Варга, В. В. Столин детско-родительские отношения определяют как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [2, с. 29].

Исследуя структуру родительского отношения, А. Я. Варга основывается на динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. Шефером и Р. Беллом, в которой основными факторами являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и поведенческий (автономия — контроль). А. Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения: интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющее когнитивный компонент; межличностная дистанция, определяющая степень эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный компонент; форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие поведенческий компонент [2, с. 29].

Существенную роль в развитии учебных (познавательных) мотивов играет способность родителя поддержать те естественные потребности, которые есть у детей. Это и создает положительную мотивацию учения, исключая дальнейшие проблемы в этой области.


Согласно диаграмме, в старшем дошкольном возрасте преобладает следующее сочетание мотивов у большинства детей: внешний-игровой-отметка (28 %) и внешний-игровой-позиционный (28 %). Это свидетельствует о том, что у большинства детей не сформированы мотивы к обучению в школе. Их интересовали: оценка мамы, быть большим, получение отметки. Следует отметить так же, что 24 % опрошенных имели сочетание таких мотивов, как учебный-социальный и позиционный, что говорит о сформированности мотивов к обучению в школе. Они стремятся к новым знаниям, считают, что дети должны учиться. В младшем школьном возрасте данное сочетание мотивов уже преобладает (52 %).


Рис. 2. Ведущие мотивы к обучению в школе у детей по методике определения мотивов учения (М. Р. Гинзбург)

В старшем дошкольном возрасте, согласно полученным данным, преобладает внешний мотив (36 %), так же у 20 % — игровой. В младшем школьном возрасте у большинства учащихся преобладает учебный мотив (52 %) и социальный (16 %), некоторые дети так же отмечают игровой.


Рис. 3. Типы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте и старшем дошкольном возрасте

Из диаграммы видно, что преобладает в старшем дошкольном возрасте кооперация (44 %) и симбиоз (44 %). В младшем школьном возрасте у большинства семей присутствует кооперация (84 %). Это говорит о том, что родители дают учащимся проявлять самостоятельность, инициативу. В основном у этих детей преобладают такие мотивы, как: учебный, социальный, игровой. У детей, в чьих семьях в детско-родительских отношениях наблюдается симбиоз, ведущим мотивом является внешний, позиционный, отметка. Внешний мотив чаще проявляется в семьях, где тип детско-родительских отношений — контроль, симбиоз, принятие-отвержение, маленький неудачник.

Анализ результатов проведенных методик позволил выявить сходства и различия между мотивами у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Сравнение мотивов удетей старшего дошкольного имладшего школьного возрастов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация у обучению у дошкольников остаётся актуальной проблемой. Современное общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста.Поэтому формирование правильной мотивации у ребёнка должно быть максимально эффективным.

Консультация для педагогов


Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Современное общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому формирование мотивации у ребёнка должно быть максимально эффективно.

Что же такое мотивация, для чего она необходима в образовательном процессе и какие методы и приёмы , способствуют развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую готовность ребенка к школе. Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений: улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;

стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;

формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);

создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;

обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители.

Методы, способствуют развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3) Рассматривание картинки, инсценировки.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей: − нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). − обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. − обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат. − действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Комплекс игр, направленных на формирование познавательной мотивации у дошкольников

Народная игра для воспитания сосредоточенности. Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру.

Барыня прислала сто рублей.

Что хотите, то купите.

Черный, белый не берите.

— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

— А видел ли там медведя?

— Он был бурый или белый?

Познавательная игра для развития самоконтроля. Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.

а) на соотношение размеров деталей,

б) на присутствие всех деталей,

в) на правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,

Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!

Игра для развития сосредоточенности. В эту игру можно играть и с одним, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!

Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!

Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности

Читайте также: