Психолого педагогические технологии профилактики школьной дезадаптации

Обновлено: 04.07.2024

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причины ШД - минимальные мозговые дисфункции (ММД). Наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, отвечающих за поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По интеллектуальному развитию на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, проявляющиеся в виде нарушений формирования навыков письма, чтения, счета. Среди детей с ММД выделяются с синдромом дефицита внимания и гиперактивность - неврозы и невротические реакции. Причиной невротических страхов являются острые или хронические психотравмирующие ситуации. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению."Дезадаптанты"- дети, имеющие отклонения в психосоматическом развитии:1. отклонения в соматическом здоровье детей. 2. недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к обучению в школе. 3. несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: 1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).Задача психолога ,осуществл-го профилактику ШД среди детей группы риска - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным. Осн. направления конс-я и психотерапии: 1. Нужно повысить с/оценку уч-ка. (важная роль у мнения значимых взрослых) 2. компенсировать негативные переживания (раз-ть др. виды д-ти). Действия К-та при ШД – 1)всестороннее обследование на основе гипотез/ стереоскопическое видение ситуации *при органике – МПК, *недостаточная сформирован-ть уч. навыков – коррекция *эмоц.компонент – особое отношение к оценкам самого реб-ка род-ми и учит-ми. 2)раз-е видов компенсирующей д-ти 3)неадаптивные стили род-го воспит-я, надо помочь род-м выработать адекватные стили восп-я. Особ-ти конс-я: При претензии к л-ти реб-ка – исслед-ся индивид-е особ-ти в условиях максим. возможной конкретизации претензий к реб-к. Особая техника в работе с род-ми: просьба к род-м описать ситуацию, когда реб-к прояв-т себя, так как их не устраивает. Необх-ма оценка поведения ребенка ч/з ситуацию. При выявлении кач-в реб-ка необх-мо выдвинуть гипотезу дальнейшего развития данной особ-ти реб-ка. Работу с реб-ом д.осущ-ся на основе отстаивания интересов реб-ка. Исходя из этого резко м-ся отказ от конс-я род-ей без обследования реб-ка.

Вопрос 34. Особенности современной школы, как воспитательной организации.

Воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие на повед-е ч-ка, с целью формирования опред-х установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих благоприятные условия для формирования и раз-я его л-ти. В., как пед. яв-е, осуществляемое шк. предполагает, что воздействие направлено на конкретную л-ть или на опред-ю группу. В., как пед. явл-е осуществляется и в семье, многие родители не всегда осознают каким образом они влияют на сознание и поведение своих детей. Это проявляется в различных стилях воспитания. В семье воспитание не осознаваемо взрослыми, именно как педагогическое явление, оно остается стихийным. В шк. оно осуществляется профессионально и организовано. В., как пед.явл-е представляет собой относительно самостоят-й процесс, являющийся частью ЦПП. В ЦПП взаимодействует 2а процесса: воспитание и обучение. Их в\д-е и в\дополнение обуславливает развитие ч-ка. Именно В. В >ей степени определяет яв-ся ли ч-к субъектом, или пассивным объектом воздействия ж.обстоятельств.Педагогика в условиях современной шк. раскрывая сущность процесса воспитания, исходит из того, что сущность процесса В. отражает не прямое воздействие, а социальное в\д-е педагога и воспитанника, их развивающиеся отношения, этим подчеркивая двусторонность процесса В.,кот. предполагает как организацию и руководство со стороны педагога, так и собственную активность л-ти воспитанника.Идея субъект-субъектных отношений яв-ся гуманистической основой шк. воспит-я, в кот. оно как пед. в\д-е предполагает не только и не столько передачу некоторых ЗУНов, как их совместный личностный рост. В основе такого лич-го в\д-я лежат 4 в\связанных принципа: (по Орлову) 1. Принцип диалогизации (=правные отношения) 2.Пр-п проблематизации (взрослый не воспитывает, а стимулирует стремления реб-ка) 3. Пр-п персонализации (включ-е во в\д-е элементов личного опыта) 4.Пр-п индивидуализации.

Вопрос 46. Психолого-педагогические аспекты теории естественного и свободного

Жан Жак Руссо (1712—1778), Франция.

Вопрос 14. Философско-психологические основы технократической педагогики.

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

Вопрос 60. Психолого-педагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причины ШД - минимальные мозговые дисфункции (ММД). Наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, отвечающих за поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По интеллектуальному развитию на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, проявляющиеся в виде нарушений формирования навыков письма, чтения, счета. Среди детей с ММД выделяются с синдромом дефицита внимания и гиперактивность - неврозы и невротические реакции. Причиной невротических страхов являются острые или хронические психотравмирующие ситуации. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению."Дезадаптанты"- дети, имеющие отклонения в психосоматическом развитии:1. отклонения в соматическом здоровье детей. 2. недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к обучению в школе. 3. несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: 1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).Задача психолога ,осуществл-го профилактику ШД среди детей группы риска - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным. Осн. направления конс-я и психотерапии: 1. Нужно повысить с/оценку уч-ка. (важная роль у мнения значимых взрослых) 2. компенсировать негативные переживания (раз-ть др. виды д-ти). Действия К-та при ШД – 1)всестороннее обследование на основе гипотез/ стереоскопическое видение ситуации *при органике – МПК, *недостаточная сформирован-ть уч. навыков – коррекция *эмоц.компонент – особое отношение к оценкам самого реб-ка род-ми и учит-ми. 2)раз-е видов компенсирующей д-ти 3)неадаптивные стили род-го воспит-я, надо помочь род-м выработать адекватные стили восп-я. Особ-ти конс-я: При претензии к л-ти реб-ка – исслед-ся индивид-е особ-ти в условиях максим. возможной конкретизации претензий к реб-к. Особая техника в работе с род-ми: просьба к род-м описать ситуацию, когда реб-к прояв-т себя, так как их не устраивает. Необх-ма оценка поведения ребенка ч/з ситуацию. При выявлении кач-в реб-ка необх-мо выдвинуть гипотезу дальнейшего развития данной особ-ти реб-ка. Работу с реб-ом д.осущ-ся на основе отстаивания интересов реб-ка. Исходя из этого резко м-ся отказ от конс-я род-ей без обследования реб-ка.

Профилактика школьной дезадаптации – залог успешного обучения в школе. Проблема школьной дезадаптации является междисциплинарной областью взаимодействия в реадаптационном процессе, предметом внимания целого ряда специалистов, работающих в образовательном учреждении. И в этом смысле следует выработать, принять и руководствоваться простой парадигмой: нет главенствующего фактора в происхождении школьной дезадаптации, нет соответственно и специалиста, всегда и в первую очередь ответственного за ее происхождение или устранение; и лишь принятие равнозначности роли и ответственности различных специалистов в принципе с акцентированием роли и ответственности того или иного из них в каждом индивидуальном случае школьной дезадаптации и на каждом ее этапе может сделать продуктивной работу по ее профилактике и коррекции [6, с.18]. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум на основе комплексного подхода осуществляет такое междисциплинарное взаимодействие. Организация взаимодействия специалистов различного профиля в процессе преодоления школьной дезадаптации в рамках школьного ПМПк строится исходя из этапов этого процесса: предварительная диагностика, первичная и углубленная диагностика, комплексная реабилитация и завершающий, собственно реадаптационный, этап.

Под школьной дезадаптацией наиболее продуктивным необходимо понимать невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует [3, с.23]. Исследования дезадаптированных групп детей и подростков (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Г.Ф.Кумарина, И.А.Невский и др.) позволяют однозначно утверждать, что у истоков появления проблем дезадаптации в большинстве случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностью ребенка в основном виде деятельности – в учении [5, с.21].

Ранние признаки школьной дезадаптации проявляются в виде утраты интереса к учебе, страха перед ситуациями, контролирующими уровень знаний, отказа отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.

Глубокие формы школьной дезадаптации выступают в виде стойкой неуспеваемости, “школьной фобии”, нарушений поведения, отказа от посещения школы, дисциплинарных нарушений с озорством, драками, срывом уроков, грубых форм поведенческих расстройств с воровством и бродяжничеством, нарушений контактов, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями и педагогами [3, с.23].

Причиной формирования дезадаптивных состояний в развитии ребенка могут служить: невозможность обучения ребенка по программе, неадекватной его способностям; психофизиологические и физические особенности развития; несоответствие этим особенностям темпа учебной работы; экстенсивный характер учебных нагрузок; преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе “смысловые барьеры” в отношениях ребенка с педагогами; конфликтный характер отношений в семье, формирующийся на основе школьных неуспехов ребенка.

Наиболее уязвимым периодом развития школьной дезадаптации является период начального обучения. Поэтому необходимо внедрение в образовательное учреждение комплекса мер, способных обеспечить дезадаптированным детям адекватные, соответствующие их учебным возможностям условия обучения.

Модель системы работы по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольных образовательных учреждений в специальную (коррекционную) школу представляет собой комплекс психолого-педагогических условий, призванных работать на предупреждение школьной дезадаптации в процессе обучения. К их числу относятся следующие:

1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, которое представляет собой деятельность, направленную на создание социальных психолого-педагогических условий, способствующих предупреждению школьной дезадаптации, успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Работа осуществляется по следующим направлениям: психологическое просвещение, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика. Приоритетным направлением является профилактическая работа с детьми по предупреждению социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) проблем адаптационного периода.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги называют кризисным. Наблюдается, что значительная часть детей испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.) [2, с.4-5, с.13-14, с.29]. Возможны неадекватные поведенческие реакции.

Предлагаемая система работы на этапе перехода детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу позволяет существенно смягчить психологические последствия данного кризиса.

В рамках системы мероприятий предлагается последовательная и взаимосвязанная работа педагогов, специалистов, психолога и администрации школы в течение полутора лет: с января, когда ребёнок ещё находится в детском саду, по май 1-го класса.

Главным в работе является создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения выпускников дошкольных учреждений в начальной школе.

В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой социальной ситуации – охватывает январь – сентябрь ещё до поступления ребенка в школу. Второй этап – создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации – это весь учебный год 1-го класса.

В исследованиях М.Р. Битяновой, М.М. Безруких, С.Г. Шевченко утверждается, что проблема перехода из дошкольных учреждений в начальную школу остается острой психологической проблемой [2, 1, 7].

Что же сделать, чтобы переход из дошкольных учреждений в начальную школу, несмотря на все трудности, был менее травмирующим, более эффективным?

В нормативных документах об организации адаптационного периода первоклассников указывается, что успешность адаптации школьника к обучению в 1-м классе зависит от реализации преемственных связей между дошкольным начальным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо: учитывать психологические особенности 7-летних детей; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс; анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.

Психолого-педагогическое сопровождение “обеспечивает развитие психологически здоровой и способной к самостоятельной организации своей жизни личности, обеспечивает социальную защищенность” [4].

2. Своевременное углубленное диагностирование пограничных нарушений, состояний риска в развитии учащихся.

Единая программа и методики психолого-педагогического диагностирования этих состояний на этапе поступления в школу и в процессе обучения обеспечивают целостность системы изучения ребенка. Диагностические исследования адаптационного периода осуществляются по следующим направлениям: изучение мотивационной сферы: школьная мотивация; изучение эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, произвольность деятельности и саморегуляция, школьная тревожность; изучение интеллектуальной сферы: восприятие, внимание, память, мышление; изучение школьно-значимых психофизиологических функций: фонематический слух, артикуляционный аппарат, моторика, пространственная ориентация, координация движений; изучение предпосылок к учебной деятельности: педагогическая готовность; изучение социального статуса; изучение состояния здоровья.

Комплексная диагностика позволяет в целом обеспечить междисциплинарный, многоуровневый подход к изучению ребенка.

3. Создание в образовательном учреждении педагогической среды, учитывающей особенности дезадаптивных детей.

Наиболее благоприятные организационно-педагогические условия, предусматривающие дифференцированную коррекционную помощь непосредственно в ходе учебного процесса и во внеурочной деятельности для детей, испытывающих трудности в адаптации, созданы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. В качестве этих форм выступают соответственно: вариативные учебные планы, образовательные и коррекционно-развивающие программы, направленные на активную интеграцию учащихся в общеобразовательные школы; наполняемость классов 12 человек; щадящий санитарно-гигиенический, психологический и дидактический режим, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; внутриклассная дифференциация, предусматривающая коррекцию в соответствии с уровнем школьной успешности детей, этапных целей и требований, объема и уровня сложности решаемых задач; групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогами и специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом), направленные на развитие и коррекцию школьно-значимых дефицитных функций, умений и навыков неспецифическими и специфическими методами; особые требования к самому учителю, который должен осознавать специфические трудности работы с дезадаптивными детьми и уметь создавать атмосферу повышенного внимания и заботы [7, с.6].

4. Освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий: здоровьесберегающая; коррекционно-развивающее обучение; проектно-исследовательская деятельность; информационно– коммуникационная технология.

Реализация современных технологий направлена на успешное протекание адаптационных процессов.

Основными принципами построения такой модели определены следующие.

На уровне организации учебно-воспитательного процесса: построение образовательной деятельности с учетом уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, а также сферы преобладающего недоразвития; включение в обучение в качестве обязательного его компонента различных форм фронтальной и индивидуальной помощи учащимся; существенная переориентация оценочной деятельности педагога с оценки результатов учебной деятельности детей на оценку процесса деятельности; оценка процесса и результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности.

На уровне методического инструментария содержания учебного материала: активное усиление его практической направленности; актуализация сущностных признаков изучаемых явлений; опора на жизненный опыт детей, на объективные внутренние связи в содержании изучаемого как в рамках одного предмета, так и межпредметные; соблюдение в определении объема изучаемого материала требований необходимости и достаточности; органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока, предусматривающего восполнение опыта познавательной деятельности, знаний и умений детей, развитие универсальных учебных действий [7, с.8].

Такое содержание дает возможность осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта.

Модель системы работы по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в специальную (коррекционную) школу позволяет на практическом уровне осуществлять своевременную профилактику, диагностику и коррекцию дезадаптивных состояний.

Проблемы с обучением возникающие после поступления ребёнка в школу, во многом сязаны с его возрастными и личностными особенностями. Родители и педагоги должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий. Какой фактор лежит в основе дезадаптации,поможет определить опросник Л.М.Ковалёвой. На что в первую очередь необходимо педагогу и родителям обратить внимание, с чего начать коррекцию школьной дезадаптации и в соответствии с этим спланировать свою дальнейшую работу.

ВложениеРазмер
Диагностика и коррекция школьной дезадаптации младшего школьника. 46.06 КБ

Предварительный просмотр:

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать ,

зависит весь его дальнейший пут к знаниям.

Школьная дезадаптация: диагностика, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор. Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу. Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять за себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе. Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер. Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником. Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать. Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Как определить, адаптировался ребенок- первоклассник к школе или нет? Насколько успешно прошла адаптация? Как избежать риска дезадаптации?

В настоящее время существует очень много методик определения уровня дезадаптации школьников- первоклассников. В своей работе я использую опросник, предложенный Л.М. Ковалевой, который помогает систематизировать представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Названная методика адресована учителям начальной школы. Она состоит из 46 нижеследующих утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один — участия родителей в воспитании.

Опросник прост в исследованиях и помогает учителю систематизировать представления о ребенке, начинающему учиться в школе. Все утверждения сгруппированы по факторам поведения ребенка. Такое построение позволяет учителю быстро сориентироваться и определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

Практикующий психолог, эмоционально-фокусированный психотерапевт. Ведет мастер майнд группы, личную и парную психотерапию. Опыт частной практики с 2015 года. В психологии более 10 лет.

Школьная дезадаптация – неспособность ребенка привыкнуть к школе, распорядку дня и правилам поведения в учебном заведении.

  • плохо учится;
  • невнимателен на уроках;
  • отвратительно себя ведет;
  • конфликтует с учителями;
  • не может найти общий язык с одноклассниками.

Сталкиваются с дезадаптацией и подростки, особенно при переходе в новый класс или школу. На 7% дезадаптированных обучающихся в младших классах приходится 15% учеников средней школы.

Расскажем о видах, причинах и последствиях школьной дезадаптации, а также о ее коррекции и профилактике.

Признаки

1. Утомляемость. Ребенок не проявляет инициативу на занятиях, жалуется на усталость и сонливость.

2. Рассеянность. На уроках ребенок отвлекается сам и отвлекает одноклассников.

3. Плохое самочувствие. Ребенок плохо спит и выглядит соответственно (бледность, синева под глазами). У него часто возникают:

  • головные боли;
  • головокружения;
  • обмороки;
  • кровотечения из носа.

4. Необщительность. Ребенок:

  • замыкается;
  • сторонится одноклассников;
  • сутулится;
  • постоянно напряжен.

5. Плохое поведение. Школьник:

  • игнорирует правила образовательного учреждения;
  • опаздывает;
  • хамит учителям;
  • провоцирует драки.

6. Тревожность. Неуверенность в себе рождает страх перед школой вплоть до панических атак.

7. Прокрастинация. Ребенок создает видимость нормального поведения для родителей. Он идет в школу, но прогуливает уроки. Дома часами сидит за тетрадями, имитируя работу над заданиями.

школьная дезадаптация

Прокрастинация – склонность откладывать дела, приводящая к психологическим проблемам. Вместо того чтобы вложить ресурсы в то, чем необходимо заняться, прокрастинатор тратит энергию на ненужные действия.

Выделяют 5 видов дезадаптации.

  1. Когнитивная. Неуспеваемость по школьной программе, соответствующей возрасту ребенка.
  2. Эмоционально-оценочная. Искаженное отношение к учебе, учителям и возможностям, которое дает школьное образование.
  3. Поведенческая. Нарушение правил, бунтарство, асоциальное поведение.
  4. Соматическая. Особенности развития ребенка.
  5. Коммуникативная. Затруднения в общении с учителями и одноклассниками.

Причины

Поведение ребенка в школе обусловлено возрастом ребенка, а также соответствующими возрасту гормональному фону и психическим реакциям. Влияет и обстановка в семье.

Вызвать дезадаптацию могут:

  • страх новизны;
  • низкий уровень подготовки к школе;
  • пробелы в знаниях из-за частых пропусков занятий;
  • индивидуальные психические особенности (гиперактивность, дефицит внимания, фобии);
  • слабый самоконтроль;
  • неспособность к принятию самостоятельных решений;
  • эмоциональное выгорание;
  • протест против системы (у подростков).

Последствия

Школьная дезадаптация приводит к формированию устойчивых психических реакций и таким проблемам со здоровьем, как:

Коррекция

Чтобы решить проблему дезадаптации, необходимы совместные действия ребенка, родителей, учителей и психологов.

1. Психолог. Методики психологической диагностики позволят оценить у ребенка:

  • личностные особенности;
  • эмоциональное состояние;
  • отношения с окружающими людьми.

На основании исследований специалист даст рекомендации родителям, которые помогут решить самые острые проблемы.

2. Учитель. Педагог должен принимать детей такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Он обязан с пониманием относиться к проблемам ребенка, следить за обстановкой на уроках и принимать правильные решения.

3. Родители. Самое главное – поддерживать ребенка во всем, а также:

  • помогать освоить материал;
  • хвалить за успехи;
  • разбирать ошибки;
  • устранять проблемы вместе.

4. Семья. Важно проявлять внимание, любовь, заботу по отношению друг к другу, создать крепкие и теплые отношения. Обязательно должно появиться общее увлечение. Например:

Если ребенок не может наладить отношения с одноклассниками и учителями, стоит сменить школу или перевести ребенка на домашнее обучение.

Профилактика

Предупредить школьную дезадаптацию можно, соблюдая простые рекомендации.

1. Школьный возраст. Не отдавайте ребенка в школу раньше, чем ему исполнится 7 лет, даже если он умеет читать, считать и писать. Психологическая готовность ребенка к школе определяется другими факторами.

2. Развивайте ребенка. Не ограничивайте развитие ребенка детским садом, играйте дома в развивающие игры, ходите на дополнительные занятия. Детям, которые не попали в детский сад, нужны группы раннего развития.

3. Подготовка к школе. Не следует ограничиваться только навыками чтения и письма. Ребенок должен понимать, как будет выглядеть школьный процесс (уроки, перемены, домашние задания и т.п.).

4. Позитивный настрой. Формируйте положительное отношение к школе, даже если у вас был негативный опыт.

5. Обратитесь к психологу. Специалист поможет выявить проблему и решить ее своевременно.

Оставайтесь в контакте с детьми, интересуйтесь их жизнью за стенами дома. Не отмахивайтесь от детских проблем, и тогда вы сможете избежать дезадаптации ребенка в школе.

Читайте также: