Психолого педагогические технологии формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Обновлено: 05.07.2024
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения в крепкую, сформированную мотивационную сферу.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения в крепкую, сформированную мотивационную сферу.
Исходя из позиции И.Ф. Демидовой, процесс формирования мотивации, благоприятнее будет протекать в младшем школьном возрасте, так – как именно в этот сензитивный период учебная деятельность считается ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Возникает ряд актуальных вопросов, как организовать работу по повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте? Как сделать обучение интересным и увлекательным? Каким образом выработать потребность в самообразовании и саморазвитии ребенка?
Для ответа на поставленные вопросы необходимо изучить подходы к проблеме формированию положительной мотивации у детей младшего школьного возраста. Для этого обратимся к статье А.В. Стасько, в которой рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению, по формированию положительной мотивации.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая, обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка и развитие его неповторимой индивидуальности, посредством системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий .
Личностно – ориентированный подход включает в себя набор приемов, которые в нем используются:
Использование на уроке групповой формы работы, позволяет определить свои плюсы в формировании положительной мотивации к учебе. Установлено, что при такой форме работы, материал учениками усваивается быстрее и эффективнее, так как, детям вместе значительно легче учится.
У учащихся в процессе групповой формы работы повышается уровень осмысления и познавательной активности, активизируется их деятельность и повышается культура поведения.
Следующий прием, который предоставляет учащимся возможность составлять вопросы, используется при работе с текстом, например на уроках литературного чтения. Самостоятельное составление вопросов позволяет ученикам анализировать прочитанный текст. Сам процесс составления вопросов учащимся доставляет интерес и увлекательность. Такой прием хорошо используется на литературном чтении в младших классах.
Благоприятное воздействие на мотивацию оказывает прием предоставления ученикам ситуации выбора на уроках. Такой прием позволяет ученикам проявить свою индивидуальность. Ситуация заключается в предоставлении ученику выбора по собственному усмотрению. Например, учитель в качестве самостоятельных заданий для учеников предоставляет задания различного уровня сложности или содержания, а ученик имеет право выбрать одно из них на свое усмотрение.
Цель использования личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности – это раскрытие личности, индивидуальности. Используя такой подход в обучении, создается заинтересованность ученика в процессе обучения, что является хорошим стимулом для познавательно-активной деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения реализуется при помощи следующих форм, методов и приемов:
Ситуация успеха является единственным источником побуждающих сил, способствующим появлению энергии для борьбы с трудностями и повышения желания учиться.
Плюсы использования такой ситуации, связаны с тем, что:
- Процесс переживания, какого либо успеха в деятельности ребенка, способствует внушению уверенности в собственных силах.
- Возникает желание достичь положительных результатов еще раз, для испытания знакомых эмоций радости, связанных с успехом.
- Позитивные эмоции, полученные в результате успеха в деятельности, способны вызывать ощущения благополучия у ребенка, посредством чего, возникает благоприятное отношение ученика к окружающей действительности.
На процесс формирования положительной мотивации у младших школьников, оказывает большое влияние использование дифференцированного подхода.
Дифференцированный подход в обучении – это один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.
Сущность дифференцированного подхода к формированию положительной мотивации, заключается в разделении учебных заданий по уровню сложности и познавательной активности младших школьников, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Данный подход оказывает положительное воздействие на формирование внутренней мотивации учеников к учебной деятельности, а также способствует повышению положительного отношения к процессу обучения.
Хорошим мотивирующим способом учителей начальных классов выступает использование в обучении проблемного подхода.
Проблемное обучение – это создание проблемных ситуаций, в осознании, поиск способ разрешения этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
При создании проблемных ситуаций в системе обучения младших школьников, учащиеся сталкиваются с интеллектуальными трудностями, которые способны стимулировать познавательно-поисковую деятельность учащихся.
Главной заслугой проблемного подхода в обучении младших школьников, считается способность вдохновлять обучающихся, формировать у них волевые качества, в результате чего познавательный процесс приобретает привлекательность и становится личностно значимым для каждого ученика. Высокий интерес при организации учебной деятельности способны вызывать задания интеллектуально-познавательного характера. Ученики воспринимают такие задания, как необходимая потребность в получении знаний, углублению их систематизации и расширению объема своих знаний.
В последнее время в школе, особое внимание уделяют использованию компетентного подхода в обучении. Данный подход построен на элементах личностно-ориентированного и дифференцированного подхода. Его сущность заключается в формировании профессиональной мотивации учащихся. Такая мотивация необходима в старших классах, но сегодня педагоги считают целесообразным использовать подход в младшем школьном возрасте, поясняя это тем, что данный возраст психологии, считается благоприятным для формирования основных качеств личности.
Изучив проблему подходов к формированию положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, приходим к тому, что данный процесс будет эффективным, если исключить традиционную модель обучения, в которой учитель исполняет роль транслятора знаний, а ученик реципиента.
Основой формирования положительной мотивации к учебной деятельности, служит использование комплекса форм, методов, приемов обучения, способствующие реализации познавательных интересов ученика.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности младших школьников.
Современные требования образовательной системы в России выдвигают перед учителями начальных классов задачи, которые направлены на создание условий формирования учебной деятельности школьников, которые способствуют полноценному интеллектуально-творческому развитию личности. В связи с этим, учебная деятельность, как и игровая, должна мотивировать детей на получение новых знаний, умений и навыков, быть доступной и интересной, доставлять радость и удовлетворение от проделанной работы. Из этого следует, что начальная школа призвана углублять и расширять познавательные интересы детей, первоначально сформированные в дошкольном возрасте. Сущность познавательных интересов младших школьников состоит в отображении ими осознанного деятельностного компонента к саморазвитию, активизации личностных способностей и стимуляции собственной учебной деятельности. Следовательно, одной из основных задач учителя начальной школы мы можем обозначить организацию учебно-воспитательного процесса, как создание психолого-педагогических условий на основе интереса детей к учебной деятельности с учетом их возрастных особенностей: степень развития произвольного внимания и запоминания, уровень работоспособности и пр.
Как указывает Р. Ефимкина, основными психолого-педагогическими условиями развития мотивационной сферы школьников, их познавательных интересов и потребности в знаниях можно определить такие:
- учебная деятельность должна быть сродни игре, направленная на личностную и интеллектуальную рефлексию;
- вариативность учебной деятельности (отсутствие монотонности деятельности) с опорой на формирование самооценки;
- преемственность изучаемого материала с опорой на опыт детей и конкретизацию мыслительных операций;
- выразительность, насыщенность и образность учебного материала;
- стимуляция активности школьников в процессе оценивания и контроля их деятельности.
Таким образом, одной из важнейших составляющих формирования учебной деятельности младших школьников является развитие мотивационной, познавательной и личностной сфер ребенка.
Таким образом, формирование учебной деятельности, которое направлено на обучение общим способам решения конкретно-практических задач, продуцирует у школьников умение рационально анализировать условия поставленной проблемной задачи, самостоятельно находить способы ее решения. Такой подход к проблеме предполагает развитие общих способностей (коммуникативные, регуляторные и познавательные), мотивационной сферы ребенка в специально созданных психолого-педагогических условиях обучения и воспитания.
Еще одним условием эффективности формирования учебной деятельности младших школьников является развитие навыков самоконтроля и самооценки учебной деятельности. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, развитие общих способностей младших школьников в процессе подготовки к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений самоконтроля и самооценки своих действий, которые необходимо выполнять учителю, воспитывая у детей целенаправленный контроль своих действий. Продуктивность такой учебной деятельности зависит от алгоритма действий педагога, который включает основные структурные компоненты: ориентировочный, исполнительский и контрольно-систематизирующий этапы. В свою очередь, каждый из этапов включает определенные виды деятельности:
1. Ориентировочный этап: восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи; анализ условия задачи; воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний; прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы; составление плана (проекта, программы) решения.
2. Исполнительский этап: попытки решения задачи на основе известных способов; переконструирование плана решения, нахождение нового способа; решение задачи новыми способами; проверка решения, оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения.
3. Контрольно-систематизирующий этап: введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений; выход на новые проблемы.
Немаловажную роль играет и оценка деятельности ребенка учителем. Младшие школьники, воспринимая и анализируя оценки, которыми учитель характеризует их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильнее контролировать свои действия, оценивать собственные знания и умения. Результат данной психической деятельности – сформированные навыки самоконтроля и самооценки в выполнении проблемных задач, проявление которых является одним из этапов овладения учебной деятельностью.
Для развития мотивационной сферы младшего школьника к учебной деятельности необходим особый тип контроля, который непосредственно связан с формированием умения самостоятельно определять и применять на практике способы действий. Основным условием такого развития является использование специальных методов обучения детей приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.
Учебной называют такую деятельность, в которой ведущим мотивом выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида.
Учебная деятельность состоит из таких основных целей: учебной цели, способа выполнения, контроля и оценивания.
Структура учебной деятельности может быть представлена таким способом: познавательный мотив — познавательная цель — познавательная задача — познавательные действия — контроль — оценивание.
Учебная деятельность являет собой процесс, в результате которого человек целеустремленно добывает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Учебная деятельность допускает два взаимозависимых процесса: обучение и учеба. Обучение — это сознательный процесс, который допускает совместную деятельность ученика и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно отмечают деятельность учителя. Учеба как аспект учебной деятельности больше связана с деятельностью ученика, его учебными действиями для развития способностей и приобретения необходимых учебных компетентностей.
Научение - устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
Обучение - это передача человеку определенных знаний, умений и навыков, которая происходит в результате активного взаимодействия между обучающим и обучающимся.
Учебная деятельность младшего школьника.
Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.
Функции учебной деятельности младшего школьника:
Компоненты учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.
Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.
Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися.
Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения.
Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи.
Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача.
Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.
Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.
Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.
Учебной называют такую деятельность, в которой ведущим мотивом выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида.
Учебная деятельность состоит из таких основных целей: учебной цели, способа выполнения, контроля и оценивания.
Структура учебной деятельности может быть представлена таким способом: познавательный мотив — познавательная цель — познавательная задача — познавательные действия — контроль — оценивание.
Учебная деятельность являет собой процесс, в результате которого человек целеустремленно добывает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Учебная деятельность допускает два взаимозависимых процесса: обучение и учеба. Обучение — это сознательный процесс, который допускает совместную деятельность ученика и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно отмечают деятельность учителя. Учеба как аспект учебной деятельности больше связана с деятельностью ученика, его учебными действиями для развития способностей и приобретения необходимых учебных компетентностей.
Научение - устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
Обучение - это передача человеку определенных знаний, умений и навыков, которая происходит в результате активного взаимодействия между обучающим и обучающимся.
Учебная деятельность младшего школьника.
Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.
Функции учебной деятельности младшего школьника:
Компоненты учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.
Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.
Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися.
Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения.
Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи.
Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача.
Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.
Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.
Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.
Читайте также: