Психолого педагогические технологии формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Обновлено: 05.07.2024

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения в крепкую, сформированную мотивационную сферу.

ВложениеРазмер
psihologo.docx 18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения в крепкую, сформированную мотивационную сферу.

Исходя из позиции И.Ф. Демидовой, процесс формирования мотивации, благоприятнее будет протекать в младшем школьном возрасте, так – как именно в этот сензитивный период учебная деятельность считается ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Возникает ряд актуальных вопросов, как организовать работу по повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте? Как сделать обучение интересным и увлекательным? Каким образом выработать потребность в самообразовании и саморазвитии ребенка?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо изучить подходы к проблеме формированию положительной мотивации у детей младшего школьного возраста. Для этого обратимся к статье А.В. Стасько, в которой рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению, по формированию положительной мотивации.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая, обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка и развитие его неповторимой индивидуальности, посредством системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий .

Личностно – ориентированный подход включает в себя набор приемов, которые в нем используются:

Использование на уроке групповой формы работы, позволяет определить свои плюсы в формировании положительной мотивации к учебе. Установлено, что при такой форме работы, материал учениками усваивается быстрее и эффективнее, так как, детям вместе значительно легче учится.

У учащихся в процессе групповой формы работы повышается уровень осмысления и познавательной активности, активизируется их деятельность и повышается культура поведения.

Следующий прием, который предоставляет учащимся возможность составлять вопросы, используется при работе с текстом, например на уроках литературного чтения. Самостоятельное составление вопросов позволяет ученикам анализировать прочитанный текст. Сам процесс составления вопросов учащимся доставляет интерес и увлекательность. Такой прием хорошо используется на литературном чтении в младших классах.

Благоприятное воздействие на мотивацию оказывает прием предоставления ученикам ситуации выбора на уроках. Такой прием позволяет ученикам проявить свою индивидуальность. Ситуация заключается в предоставлении ученику выбора по собственному усмотрению. Например, учитель в качестве самостоятельных заданий для учеников предоставляет задания различного уровня сложности или содержания, а ученик имеет право выбрать одно из них на свое усмотрение.

Цель использования личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности – это раскрытие личности, индивидуальности. Используя такой подход в обучении, создается заинтересованность ученика в процессе обучения, что является хорошим стимулом для познавательно-активной деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения реализуется при помощи следующих форм, методов и приемов:

Ситуация успеха является единственным источником побуждающих сил, способствующим появлению энергии для борьбы с трудностями и повышения желания учиться.

Плюсы использования такой ситуации, связаны с тем, что:

  • Процесс переживания, какого либо успеха в деятельности ребенка, способствует внушению уверенности в собственных силах.
  • Возникает желание достичь положительных результатов еще раз, для испытания знакомых эмоций радости, связанных с успехом.
  • Позитивные эмоции, полученные в результате успеха в деятельности, способны вызывать ощущения благополучия у ребенка, посредством чего, возникает благоприятное отношение ученика к окружающей действительности.

На процесс формирования положительной мотивации у младших школьников, оказывает большое влияние использование дифференцированного подхода.

Дифференцированный подход в обучении – это один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.

Сущность дифференцированного подхода к формированию положительной мотивации, заключается в разделении учебных заданий по уровню сложности и познавательной активности младших школьников, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Данный подход оказывает положительное воздействие на формирование внутренней мотивации учеников к учебной деятельности, а также способствует повышению положительного отношения к процессу обучения.

Хорошим мотивирующим способом учителей начальных классов выступает использование в обучении проблемного подхода.

Проблемное обучение – это создание проблемных ситуаций, в осознании, поиск способ разрешения этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

При создании проблемных ситуаций в системе обучения младших школьников, учащиеся сталкиваются с интеллектуальными трудностями, которые способны стимулировать познавательно-поисковую деятельность учащихся.

Главной заслугой проблемного подхода в обучении младших школьников, считается способность вдохновлять обучающихся, формировать у них волевые качества, в результате чего познавательный процесс приобретает привлекательность и становится личностно значимым для каждого ученика. Высокий интерес при организации учебной деятельности способны вызывать задания интеллектуально-познавательного характера. Ученики воспринимают такие задания, как необходимая потребность в получении знаний, углублению их систематизации и расширению объема своих знаний.

В последнее время в школе, особое внимание уделяют использованию компетентного подхода в обучении. Данный подход построен на элементах личностно-ориентированного и дифференцированного подхода. Его сущность заключается в формировании профессиональной мотивации учащихся. Такая мотивация необходима в старших классах, но сегодня педагоги считают целесообразным использовать подход в младшем школьном возрасте, поясняя это тем, что данный возраст психологии, считается благоприятным для формирования основных качеств личности.

Изучив проблему подходов к формированию положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, приходим к тому, что данный процесс будет эффективным, если исключить традиционную модель обучения, в которой учитель исполняет роль транслятора знаний, а ученик реципиента.

Основой формирования положительной мотивации к учебной деятельности, служит использование комплекса форм, методов, приемов обучения, способствующие реализации познавательных интересов ученика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности младших школьников.

Современные требования образовательной системы в России выдвигают перед учителями начальных классов задачи, которые направлены на создание условий формирования учебной деятельности школьников, которые способствуют полноценному интеллектуально-творческому развитию личности. В связи с этим, учебная деятельность, как и игровая, должна мотивировать детей на получение новых знаний, умений и навыков, быть доступной и интересной, доставлять радость и удовлетворение от проделанной работы. Из этого следует, что начальная школа призвана углублять и расширять познавательные интересы детей, первоначально сформированные в дошкольном возрасте. Сущность познавательных интересов младших школьников состоит в отображении ими осознанного деятельностного компонента к саморазвитию, активизации личностных способностей и стимуляции собственной учебной деятельности. Следовательно, одной из основных задач учителя начальной школы мы можем обозначить организацию учебно-воспитательного процесса, как создание психолого-педагогических условий на основе интереса детей к учебной деятельности с учетом их возрастных особенностей: степень развития произвольного внимания и запоминания, уровень работоспособности и пр.

Как указывает Р. Ефимкина, основными психолого-педагогическими условиями развития мотивационной сферы школьников, их познавательных интересов и потребности в знаниях можно определить такие:

- учебная деятельность должна быть сродни игре, направленная на личностную и интеллектуальную рефлексию;

- вариативность учебной деятельности (отсутствие монотонности деятельности) с опорой на формирование самооценки;

- преемственность изучаемого материала с опорой на опыт детей и конкретизацию мыслительных операций;

- выразительность, насыщенность и образность учебного материала;

- стимуляция активности школьников в процессе оценивания и контроля их деятельности.

Таким образом, одной из важнейших составляющих формирования учебной деятельности младших школьников является развитие мотивационной, познавательной и личностной сфер ребенка.

Таким образом, формирование учебной деятельности, которое направлено на обучение общим способам решения конкретно-практических задач, продуцирует у школьников умение рационально анализировать условия поставленной проблемной задачи, самостоятельно находить способы ее решения. Такой подход к проблеме предполагает развитие общих способностей (коммуникативные, регуляторные и познавательные), мотивационной сферы ребенка в специально созданных психолого-педагогических условиях обучения и воспитания.

Еще одним условием эффективности формирования учебной деятельности младших школьников является развитие навыков самоконтроля и самооценки учебной деятельности. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, развитие общих способностей младших школьников в процессе подготовки к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений самоконтроля и самооценки своих действий, которые необходимо выполнять учителю, воспитывая у детей целенаправленный контроль своих действий. Продуктивность такой учебной деятельности зависит от алгоритма действий педагога, который включает основные структурные компоненты: ориентировочный, исполнительский и контрольно-систематизирующий этапы. В свою очередь, каждый из этапов включает определенные виды деятельности:

1. Ориентировочный этап: восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи; анализ условия задачи; воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний; прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы; составление плана (проекта, программы) решения.

2. Исполнительский этап: попытки решения задачи на основе известных способов; переконструирование плана решения, нахождение нового способа; решение задачи новыми способами; проверка решения, оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения.

3. Контрольно-систематизирующий этап: введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений; выход на новые проблемы.

Немаловажную роль играет и оценка деятельности ребенка учителем. Младшие школьники, воспринимая и анализируя оценки, которыми учитель характеризует их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильнее контролировать свои действия, оценивать собственные знания и умения. Результат данной психической деятельности – сформированные навыки самоконтроля и самооценки в выполнении проблемных задач, проявление которых является одним из этапов овладения учебной деятельностью.

Для развития мотивационной сферы младшего школьника к учебной деятельности необходим особый тип контроля, который непосредственно связан с формированием умения самостоятельно определять и применять на практике способы действий. Основным условием такого развития является использование специальных методов обучения детей приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.

Учебной называют такую деятельность, в которой ведущим мотивом выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида.

Учебная деятельность состоит из таких основных целей: учебной цели, способа выполнения, контроля и оценивания.

Структура учебной деятельности может быть представлена таким способом: познавательный мотив — познавательная цель — познавательная задача — познавательные действия — контроль — оценивание.

Учебная деятельность являет собой процесс, в результате которого человек целеустремленно добывает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Учебная деятельность допускает два взаимозависимых процесса: обучение и учеба. Обучение — это сознательный процесс, который допускает совместную деятельность ученика и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно отмечают деятельность учителя. Учеба как аспект учебной деятельности больше связана с деятельностью ученика, его учебными действиями для развития способностей и приобретения необходимых учебных компетентностей.

Научение - устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Обучение - это передача человеку определенных знаний, умений и навыков, которая происходит в результате активного взаимодействия между обучающим и обучающимся.

Учебная деятельность младшего школьника.

Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развиваю­щемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит дли­тельный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте обра­зуются основные составляющие учебной деятельности: учебные дейст­вия, контроль и саморегуляция.

Функции учебной деятельности младшего школьника:

Компоненты учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с пред­ставлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содер­жательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.

Это также мотив собственного роста, само­совершенствования, развития своих способностей.

Три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися.

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных за­даний. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами сти­хийно открывают для себя общий способ их решения.

Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая част­ные задачи.

Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную ра­боту детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчас­ти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозмож­но полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому об­учение контролю — важная и сложная педагогическая задача.




Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, контро­лируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько пра­вильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие опера­ции еще не отработаны.

Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выстав­лением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не от­метка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, по­чему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою рабо­ту, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Учебной называют такую деятельность, в которой ведущим мотивом выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида.

Учебная деятельность состоит из таких основных целей: учебной цели, способа выполнения, контроля и оценивания.

Структура учебной деятельности может быть представлена таким способом: познавательный мотив — познавательная цель — познавательная задача — познавательные действия — контроль — оценивание.

Учебная деятельность являет собой процесс, в результате которого человек целеустремленно добывает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Учебная деятельность допускает два взаимозависимых процесса: обучение и учеба. Обучение — это сознательный процесс, который допускает совместную деятельность ученика и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно отмечают деятельность учителя. Учеба как аспект учебной деятельности больше связана с деятельностью ученика, его учебными действиями для развития способностей и приобретения необходимых учебных компетентностей.

Научение - устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Обучение - это передача человеку определенных знаний, умений и навыков, которая происходит в результате активного взаимодействия между обучающим и обучающимся.

Учебная деятельность младшего школьника.

Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развиваю­щемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит дли­тельный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте обра­зуются основные составляющие учебной деятельности: учебные дейст­вия, контроль и саморегуляция.

Функции учебной деятельности младшего школьника:

Компоненты учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с пред­ставлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содер­жательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.

Это также мотив собственного роста, само­совершенствования, развития своих способностей.

Три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися.

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных за­даний. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами сти­хийно открывают для себя общий способ их решения.

Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая част­ные задачи.

Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную ра­боту детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчас­ти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозмож­но полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому об­учение контролю — важная и сложная педагогическая задача.

Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, контро­лируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько пра­вильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие опера­ции еще не отработаны.

Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выстав­лением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не от­метка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, по­чему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою рабо­ту, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Читайте также: