Арт проект в доу это

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " МАСТЕРИЛКИ детский АРТ - проект. Что такое детское художественное проектирование? Детский дизайн – это вид продуктивной детской деятельности, которая." — Транскрипт:

1 МАСТЕРИЛКИ детский АРТ - проект

2 Что такое детское художественное проектирование? Детский дизайн – это вид продуктивной детской деятельности, которая может быть ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка

3 На сегодняшний день одним из важных показателей готовности ребенка к школе является развитое творческое воображение, ассоциативное мышление. Детское художественное проектирование представляет богатые возможности в развитии творческого потенциала ребенка. Являясь при этом очень увлекательным занятием, дизайн может стать хобби или перерасти в серьезное увлечение ребенка.

4 Цель арт-проекта развитие художественного творчества детей посредством обучения элементам дизайнерской деятельности

5 Принципы построения арт - проекта 1. Принцип эстетизации предметно-развивающей среды 2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности 3. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности 4. Принцип развивающего обучения 5. Принцип взаимодействие специалистов и родителей 6. Вариативность содержания занятий, многообразие конкретных тем и изделий

6 Задачи арт - проекта 1. Расширение кругозора детей, эмоционального и интеллектуального опыта, развитие рационально- логического мышления; 2. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; 3. Развитие эстетического восприятия вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста, развитие эстетического вкуса; 4. Обучение детей элементам дизайн - деятельности;

7 Содержание арт - проекта - Плоскостной дизайн (аппликативно-графический) – 23 часа - Объемный дизайн (предметно-декоративный) – 23 часа -Декоративно-пространственный дизайн - 10 часов

9 Живопись по стеклу и керамике

12 Авторская кружка или тарелка может стать отличным подарком

14 Декорировать вещи в технике декупажа очень интересно, ведь это так красиво и просто!

16 Готовимся к празднику и создаем неповторимые вещи своими руками

17 Батик – художественная роспись ткани

19 В технике батик мы украсим футболки, джинсы, сумки и даже кроссовки!

21 Панно, магниты, сувениры – и все это из соленого теста!

22 Лепка из полимерной глины – это отличный повод приобщить ребенка к творчеству.

24 Детское творчество – это своеобразные произведения искусства, которые могут достойно украсить Ваш дом Натюрморт

Автор проекта : Мингадеева А. Ф

Место реализации: Дошкольные образовательные учреждения

Актуальность проекта : В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия творческого потенциала ребенка, даже возрастная граница исследований креативности у детей становится ниже и проникает в дошкольное детство. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности. Понимая под креативностью творческую направленность личности ребенка, отклоняющуюся от традиционных схем мышления и выражающуюся в способности порождать необычные идеи в решении проблемных ситуаций, следует учитывать возрастные особенности ребенка, а игровая художественная деятельность является той доступной для дошкольника средой, в которой ребенок может максимально ярко и эффективно проявить искомое качество.

В настоящее время для решения разных проблем образования разрабатываются инновационные арт-педагогические технологии. Арт-педагогические технологии – это комплексно-образовательные методы создания, применения и определения процесса взаимодействия участников образовательных отношений в актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие личности ребенка, родителей и педагога, раскрытие их потенциальных возможностей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития.

Арт-педагогические технологии наиболее эффективно выполняют свою функцию саморазвития креативности всех участников образовательного процесса на основе соответствующих арт-педагогических принципов, к которым относятся:

1. Принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению.

2. Принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих.

3. Принцип воспитания с опорой на родовые ценности семьи.

Основываясь на данных принципах педагоги и родители создают безопасную эстетическую среду, в которой развивается креативность детей, при непосредственном арт-педагогическом сопровождении, усвоении технологии ценностно-смыслового самоуправления, что и составляет содержание арт-педагогических технологий развития креативности детей.

В основе арт-педагогических технологий лежат личностно-ориентированный (учет возрастных и психологических возможностей и потребностей субъектов образовательного процесса, аксиологический (технология ценностно-смыслового самоуправления, антропологический (учет целостности в развитии личности и гармоничном соотношении ее частей, контекстный (предполагает проявление способности взрослых участников образовательного процесса к компетентной интерпретации проявляемых потребностей ребенком, полихудожественный (предполагает использование всех существующих способов художественно-творческой деятельности в развитии креативности детей дошкольного возраста) подходы, а так же концепция драмогерменевтики (использование театральных технологий позволяет определить специфику сложившейся ситуации, содержание деятельности, последовательность целей, и полученный результат)

Эффективность арт-педагогических технологий обеспечивает решение следующих задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; а так же обеспечивают возможность формирования образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников]. Арт-педагогические технологии могут органично вписываться в любую структуру занятия, так как не предполагают специального материально-технического обеспечения, а основываются на переосмыслении подхода к организации игровой деятельности детей и выстраивании конструктивного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Таким образом, арт-педагогические технологии обладают всеми качествами педагогических технологий, органично вписываются в их структуру и позволяют эффективно развивать креативность детей дошкольного возраста в определенном алгоритме на основе арт-педагогических принципов.

Проблема проекта : Традиционное восприятие или воспроизведение образцов художественного творчества ребенком, на уровне становления предпрофессиональных навыков рисования, музицирования, сочинительства не всегда приводит к развитию у него креативности, а может оставаться на уровне воспроизведения шаблонных форм реагирования на тот или иной образец искусства, сформированных и переданных ребенку взрослыми. Педагогам и родителям помимо создания развивающей эстетической среды, необходимо так же организовать взаимодействие ребенка с образцами художественного творчества, чтобы активизировать его личный творческий потенциал.

Цель проекта : развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения арт-технологий; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

- 1) Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

- 2) Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.

- 3) Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей; содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, создания игрушек и мультфильмов

- 4) Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования, создания игрушек и мультфильмов

- 5) Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, рисование с помощью кофейной гущи

- 6) Научить детей созданию каркасных игрушек и короткометражных мультфильмов

-7)Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

- 8) Развивать познавательные и творческие способности детей развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Тип проекта : творческий.

Участники проекта : дети старших групп, взрослые.

Сроки реализации: 1 год.

Вид проекта : творческий

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Анализ многообразия художественных техник рисования, изобразительного искусства, создания игрушек, аппликаций, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;

Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.

Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей :

-экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

-умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

-умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

-Развитие художественного вкуса.

-Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

-Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

-Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

-Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники. Продукты проекта :

для детей : коллективные и индивидуальные творческие работы нетрадиционной техникой рисования, создания каркасной игрушки по сказке, тонель бука, мультфильма с помощью программы Stop motion

для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;

для родителей: консультации, выставки детского творчества.

Прогнозируемый результат проектной деятельности :

-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей :

-развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и устойчивых технических в изобразительной деятельности;

-умение самостоятельно искать нужное решение;

-способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

-способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

-навыки коммуникативного общения;

- формирование кретивности;

-осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

-бережное отношение к продуктам детского творчества;

-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Реализация проекта.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С этой целью в детском саду была создана изостудия для организации занятий по изобразительной деятельности. В студии собраны высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Для создания каркасных игрушек имеется необходимый материал.

Для создания мультфильма на рабочий ноутбук установлена программа Stop motion

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки,кофе пластилин, ватные палочки, кисточки разных размеров, кусочки поролона, детские ножницы, ткани, природный материал, шерстяные или полушерстяных нитки, растительный материал, фольга

Изготовление каркасных игрушек, создание мультфильма с помощью программы Stop motion, выставка работ с использованием нетрадициооной техникики рисования (кофе)

Проведения мастер - класса для родителей и коллег.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования

с детьми 5-6 лет.

1. Рисование с помощью кофе.

1. Изготовление каркасной игрушки из проволоки и природного материала, а так же ниток, фольги и т. д.

3. Создание мультфильма с помощью программы Stop Motion.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Арт-проект в ДОУ

- развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания героям художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Осуществлению этих принципов и задач способствует проектная деятельность в ДОО. Она представляет собой один из вариантов интегрированного метода обучения дошкольников, эффективный способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, обеспечивающий открытость образовательной системы ДОО активному участию родителей. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

В условиях дошкольного образования перспективными выступают художественные или арт-проекты, наиболее близкие полихудожественные природе ребенка, в ходе которых в результате целенаправленных согласованных педагогических воздействий различные виды искусства взаимодействуют с художественно-творческой деятельностью детей.

Проектная деятельность, в частности арт-проекты, получили широкое распространение и в нашем МБДОУ № 15.

Необходимо отметить, что арт-проекты как явление культуры во многом развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной, понимаемой как «последовательность этапов раскрытия драматургического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Музыкальная драматургия, подразумевает также возможность наличия в произведении вступительного этапа, в котором находят отражение темы и образы сочинения. Такое же вступление может предварять и арт-проект.

Руководство проектной деятельностью, в частности арт-проектами, предполагает понимание их драматургии и, в связи с этим, четкое планирование, выделение его основных этапов. К ним относятся:

· вступление – руководство и педагоги с участием родителей выбирают тему проекта, обсуждают цели, задачи, формы и методы его реализации, разделяют обязанности, находят точки соприкосновения в содержании работы всех его участников;

· экспозиция – проводится цикл занятий с детьми, посвященных восприятию содержания проекта в различных видах искусства (музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре). Здесь же проводятся циклы однонаправленных обучающих занятий, которые в дальнейшем являются основой для различных видов детского творчества (изобразительного, музыкально-двигательного, театрального);

· завязка – обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события (например, концерта в ДОО, посещение музыкального театра, музея, библиотеки и др.), которое активизирует интерес детей, наполняет их восприятие новыми красками. Это же культурное мероприятие – по существу, и первая кульминация, точка высокого эмоционального градуса в восприятии дошкольников, их родителей и педагогов;

· развитие – активное переживание содержания проекта через творчество детей, отражение накопленных в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включаются и родители и педагоги;

· итог, развязка – яркое культурное событие, главными участниками которого становятся дети (музыкальный спектакль, фольклорный праздник, досуг, музыкальная гостиная и др.). Это выступает еще одной кульминацией проекта, поскольку в нем дети передают все чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.

На всех этапах в его реализации активное участие принимают руководство, педагоги и родители дошкольного учреждения.

- на этапе вступления руководство и педагоги разработали основные мероприятия проекта;

- на третьем этапе дети, педагоги посетили библиотеку. В это же время в ДОО был проведен конкурс чтецов;

- четвертый этап включал вернисаж детских рисунков и выставку творческих работ детей и родителей по мотивам произведений А.С. Пушкина;

Арт-проекты очень продуктивны и в плане творческого роста педагогов, поскольку позволяют повысить уровень их компетентности по той или иной проблеме, наладить партнерские отношения с воспитанниками и их родителями.

Анализ художественно-эстетического направления ДОО показывает, что арт-проекты служат эффективной формой организации педагогической деятельности и обеспечивает:

- углубление представлений о различных видах искусства, формирование художественного восприятия дошкольников;

- активизацию творческой деятельности;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- единство и цельность педагогического процесса, взаимодействие всех педагогов детского сада;

- активизацию участия родителей в жизни дошкольного учреждения.

Задачи:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского;
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей;
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку
- обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения.

МУЗЫКА И ВРЕМЕНА ГОДА

Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор Пётр Ильич Чайковский .

И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.

Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь в большом городе, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька - это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее - ощущение возбуждения и таинственности.

Возможно, взгляд сидящего у камина коснулся колыхающихся в печи языков пламени. А пламя, раздуваясь, образовало фейерверк веселых огненных искорок. Дохнуло жаром от печи. Потрескивают поленья в печи.

Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Слушая произведение предлагаю вам изобразить свои впечатления от услышанного.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду.

hello_html_m50641d68.jpg

I квалификационной категории

Сенина Юлия Викторовна

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

hello_html_68c4fbf1.jpg

Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

hello_html_46d2b454.jpg

Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:

Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;

Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;

Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;

Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные

hello_html_m54845ded.jpg

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

hello_html_35eae4b1.jpg

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Читайте также: