Психолого педагогические критерии определения готовности детей к обучению в школе

Обновлено: 04.07.2024


1. Социально-психологическая готовность к школе:
Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
• Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.


В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.


2. Интеллектуальная готовность:
• Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
• Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
• Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.


В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.


3. Психофизиологическая готовность:
• Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
• Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
• Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Определение готовности детей к школе актуально в ситуациях, когда существуют различные стили обучения и возникает вопрос о том, следует ли зачислять ребенка в школу, и если да, то по какой учебной программе он должен учиться.

В решении вопроса готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический. Сторонники первого подхода определяют готовность к школе развитием учебных навыков у детей дошкольного возраста: умение считать, читать, писать и так далее. Этот подход фокусируется только на выборе и не отвечает на вопрос, по какой учебной программе обучать дошкольников. Кроме того, при таком подходе не рассматриваются вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогнозирования качества, темпов, индивидуальных особенностей овладения знаниями, навыками и т.д.

Психологический подход основан на предположении, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития ребенка дошкольного возраста. В рамках этого подхода существует широкий спектр различных взглядов на ведущую роль определенных характеристик и факторов психики. Например, одна из распространенных точек зрения заключается в том, что готовность к школе определяется умственной зрелостью ребенка. В то же время психическая зрелость рассматривается как необходимый уровень развития отдельных психологических функций: эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т.д.

Примеры психических функций, подлежащих диагностике, включают: зрительные и слуховые различия, сенсомоторный контроль; понимание на слух, словарный запас, количественные понятия и общая осведомленность.

Например, в США национальный тест готовности состоит из 2 уровней (1-й — младшие и средние классы детского сада; 2-й — старшие классы и первоклассники). В нашей стране чаще всего используются следующие основные показатели, характеризующие уровень готовности детей к обучению: уровень эмоциональной, интеллектуальной и социальной зрелости.

Жилищная психология попыталась разработать качественно иной подход к диагностике возрастных особенностей развития. Л.С. Выготский утверждал, что обучение начинается тогда, когда соответствующие психологические функции только начинают свой первый и основной цикл развития. В рамках указанного подхода психологические характеристики каждого возрастного периода определяются путем оценки сформированности основных характеристик ведущей деятельности ребенка. В рамках концепции ведущей деятельности были разработаны различные подходы к определению психологической готовности к школе.

Например, ряд представителей этого направления справедливо считают, что ведущей деятельностью дошкольников является игра и что необходимо диагностировать развитие игровой деятельности как критерия подготовки к учебной деятельности. По их мнению, сокращение дошкольного детства может пагубно сказаться на дальнейшем обучении детей в школе. Для того чтобы компенсировать возможные отклонения в интеллектуальном развитии, были введены нулевые классы, в которых сначала должны сочетаться игровая и учебная деятельность, а затем плавно переходить только к учебной.

Готовность к школьному обучению детей, посещающих и не посещающих детские дошкольные учреждения - Основные принципы

Основные принципы

Если основное внимание уделяется будущему обучению, следует рассмотреть другой набор ментальных переменных. Следует также учитывать, что это критический возраст, поэтому необходимо диагностировать степень формирования новообразований как прошлого возрастного периода (старший дошкольный возраст), так и будущего возрастного периода (младший школьный возраст). Поэтому Б. Д. Эльконин предложил использовать в качестве основного критерия зрелости школы:

  • формирование игровой деятельности, которая проявляется в:
    (а) в способности переносить значения с одного предмета на другой; (б) в способности соотносить роль и правило; (в) в способности следовать правилу открытой игры; (г) в высоком уровне развития визуального и образного мышления; (д) в использовании символических средств; (е) в высоком уровне развития общих идей.
  • наличие зачатков новых образований, характерных для учебной деятельности.

Другой известный отечественный психолог Л.И. Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольников, формированию их потребностей и мотивационной сферы.

Ряд подходов к диагностике готовности к школе начинается с характера условий, в которых первоклассник попадает в школу с ее классно-урочной системой и существующими программами. Эти условия требуют от ребенка:

  • Определенный уровень достижений;
  • способность организовывать свою двигательную активность;
  • действовать в соответствии с указаниями взрослого;
  • для анализа предложенного образца;
  • определенный этап развития мышления и речи;
  • наличие желания ходить в школу.

Следует отметить, что разнообразие подходов к диагностике готовности к школе обусловлено разнообразием самой готовности к школе. С точки зрения психологии, ядром такой готовности является психологическая готовность.
Исследования Е. Кравцова классифицировала имеющиеся подходы к проблеме психологической готовности к школе и выделила четыре подхода.

К первому подходу она относит исследования, которые посвящены формированию у дошкольников определенных способностей и навыков, необходимых для обучения в школе.

Второй подход определяет требования к ребенку в школе и изучает новые трансформации и другие изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста.

Третий подход включает исследования, направленные на изучение природы отдельных компонентов учебной деятельности и выявление способов их формирования в контексте специально организованной учебной деятельности.

Четвертое направление исследований посвящено выявлению уровня сформированности одного ментального неологизма, лежащего в основе учебной деятельности.

Исследование будет проводиться в 2 этапа и направлено на улучшение здоровья детей дошкольного возраста и коррекцию школьных функций. Первое обследование детей проводится в сентябре года, предшествующего началу обучения в школе.

Медицинский осмотр в детском саду проводится педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, стоматологом, ортопедом, если ребенок посещает детский сад. Медицинский осмотр проводится под контролем врача (или медсестры) дошкольного учреждения. Психолого-педагогические обследования проводятся воспитателем (педагогом) дошкольного учреждения. Результаты и рекомендации медицинского и психолого-педагогического обследования заносятся в бланк медико-педагогического обследования, который должен быть доведен до сведения родителей. Карта медико-педагогического осмотра хранится у врача (или медсестры) дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое обследование

  1. предварительное определение готовности к школе.
  2. углубленное изучение психофизиологических условий учебной деятельности.

Второй вариант исследования следует проводить только после получения результатов ориентировочной оценки готовности к школе.

На основе результатов углубленного исследования следует разработать более точные и полные рекомендации по культивированию и развитию тех качеств личности ребенка, которые необходимы для успешной адаптации к школьному коллективу и учебной нагрузке.

В заключении следует помнить, что точный психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования. В психологии разработан ряд методик, позволяющих определить развитие отдельных сторон и функций психики — внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д. Но может ли изучение этих сайтов рассказать нам что-нибудь о психологической готовности к школе? Необходимо знать, что психологический возраст отражает общее психическое развитие личности в целом, а не прогресс отдельных психических функций. Часто раннее проявление определенных способностей ребенка не свидетельствует о его готовности или незрелости к школе.

Предложенные методы ориентировочной оценки готовности к школе могут привести к ошибкам, поэтому нельзя полагаться на один тест для исследования психических функций. К результатам тестового обследования следует относиться с осторожностью и вниманием на основании определенных признаков психолого-педагогической диагностики:

Определение уровня физического развития

Физическое развитие понимается как непрерывный физиологический процесс, характеризующийся комплексом морфофункциональных свойств, присущих организму в данный момент времени и формирующихся под влиянием генетических и средовых факторов.

При оценке физического развития обычно выделяют три основных показателя: Длина тела (рост сидя и стоя), вес тела и окружность грудной клетки. Измерения проводятся на обнаженных детях с помощью калиброванных инструментов в соответствии со следующей процедурой.

Высота стояния измеряется деревянным или навесным металлическим стадиометром. Ребенок должен стоять прямо, касаясь прибора для измерения роста пятками, ягодицами и межлопаточной областью, выпрямив грудь, приподняв живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, а пальцы ног врозь. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая внешний угол глаза и мочку уха, была горизонтальной.

Высота сидения измеряется, когда ребенок сидит на наклонной скамье стадиометра и касается стойки ягодицами и межлопаточной областью, удерживая голову в вышеуказанном положении.

Масса тела (вес) определяется на калиброванных медицинских весах.
Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой во время глубокого вдоха, полного выдоха и паузы (в последнем случае обследуемый должен отвлечься на посторонние разговоры). Лента должна плотно прилегать к телу, но не стягивать его. Нанесите его на тыльную сторону под нижними углами лопаток, на переднюю — на нижний край окружности соска. Для девочек с началом развития молочных желез — на уровне верхнего края сочленения 4-го ребра с грудиной.

Помимо определения признаков физического развития, полезно изучить некоторые функциональные показатели: Пульс, кровяное давление, жизненная емкость легких и сила мышц рук.
Частота сердечных сокращений определяется путем подсчета пульса на лучевой артерии в течение 1 мин.

Кровяное давление определяется с помощью тонометра после того, как испытуемый отдохнул не менее одного часа. Ребенок должен лежать или сидеть в удобном положении, держа руку на уровне сердца. Ширина манжеты тонометра всегда должна составлять 2/3 длины верхней части руки.

Жизненная емкость легких измеряется с помощью водяного или сухого спирометра: Испытуемый должен сделать глубокий вдох, поместить мундштук спирометра в рот и сделать максимальный выдох. Измерение повторяется несколько раз, при этом учитываются данные, полученные после самого глубокого выдоха.

Сила мышц кисти измеряется с помощью динамометра, который должен удобно помещаться в ладони. Вытянув вытянутую руку вперед или в сторону, испытуемый должен выполнить максимальное сокращение динамометра. Измерения следует проводить не менее трех раз и считать максимальный из полученных результатов. Мышечная сила определяется отдельно для каждой руки.

Психолого-педагогические критерии готовности детей к обучению в школе

  1. степень психосоциальной зрелости.
  2. степень готовности к школе согласно тесту Керна-Ирасека.
  3. ясность фонематического восприятия.

Начальный период обучения, который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, является довольно сложным для детей, поступающих в школу. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которым особенно трудно адаптироваться к новым условиям, они не справляются с режимом и программой школы.

Первоклассник уже должен обладать рядом качеств школьника, он должен быть умственно, эмоционально и социально зрелым.
В ментальной сфере (познание) следует различать: дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), сознательная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность улавливать существенные признаки и связи между явлениями, способность воспроизводить закономерность), рациональный подход к действительности (относительное ослабление воображения), логическое запоминание, интерес к работе с целью (акцент делается на результат, которого можно достичь в результате напряженной деятельности), интерес к новой информации, владение речью на слух, развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Признаками эмоционального компонента школьной зрелости являются достижение относительно хорошей эмоциональной стабильности (менее импульсивные реакции) и использование эмоционального потенциала в мотивации школьной деятельности.

Под социальной зрелостью мы понимаем потребность ребенка общаться с детьми и соответствовать интересам и принятым условностям групп детей, а также способность принимать на себя социальную роль ученика в ситуации общественной школы.

Достижение готовности к школе всех компонентов психической структуры зависит от факторов, влияющих на соматическое и психологическое развитие ребенка. Это органические (генетика, развитие, здоровье) и психические факторы (стимулирующая среда, эмоциональная атмосфера, собственная умственная деятельность, систематическое воспитание и обучение).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Ведущие факторы риска неготовности к школьному обучению.

1. Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Школьная зрелость – это уровень морфологического, физиологического, психического и социального развития, который обеспечивает детям возможность справляться с требованиями систематического обучения.

Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.

Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

Психолого-педагогические критерии:

1. Степень психосоциальной зрелости.

2. Уровень умственной работоспособности.

3. Выполнение монометрического теста.

4. Чистота звукопроизношения.

5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера.

6. Уровень восприятия, памяти, мышления.

В связи с неравномерностью процесса роста и развития не все дети (6-летние и 7-летние) готовы к обучению в школе. Некоторые из них в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (а иногда и не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому важно заранее определить степень готовности ребенка к школе и помочь ему в преодолении трудностей на начальном этапе обучения.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.

При определении физического развития ребенка, как правило, берут наиболее стабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать с наибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарным показателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильный показатель — масса тела, но она отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризует развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.

Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, что физическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей, в том числе и умственную работоспособность.

На физическое развитие оказывает влияние, прежде всего, правильно организованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.

Для оценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительность двигательной активности за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесно взаимосвязаны. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенка необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.

К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.

Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер речепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата. Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе

У детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, могут быть затруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 лет заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающее пространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с доски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слухового восприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста. Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников, уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошо развиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будет проходить гораздо эффективнее.

Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв нужно, прежде всего, “переучить” кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

Чтобы определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6\8 круга и отклонений не более 2-х раз.

Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Важным дополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы.

При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами.

Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).

Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” — 6-9 баллов и “незрелыми” — 10 и более баллов.

Итак, ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов за беседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому его следует проводить два раза в год (в начале и в конце года).

Дети с отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточно сформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляют группу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за год до школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступление в школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.

Собеседование даёт возможность определить, насколько ребёнок подготовлен к школьной жизни, прогнозировать его успехи. Хотя, конечно, эта оценка часто субъективна и зависит не только от действительной готовности ребёнка к школе, но и от того, что в обстановке собеседования дети теряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могут сосредоточиться.

Собеседование с будущими первоклассниками происходит примерно следующим образом:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?

6. Сейчас день или утро?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днём? Что бывает

раньше - обед или ужин?

8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на коньках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны звонок и парта в школе?

16. Ты сам (сама) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:

5 - сколько лет - 1 балл, если в ответе указываются года с учётом месяцев – 3 балла.

8 - полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1.

15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

22 - за правильный ответ - 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы:

25 - 29 баллов: ребёнок считается школьно-зрелым.

20 - 24 балла: средняя зрелость.

15 - 19 баллов: низкий уровень психосоциального развития.

Также у ребёнка попытаются выяснить, хочет ли он идти в школу и что его там привлекает.

Ему могут задавать такие вопросы:

1) Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2) Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?

3) Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

4) Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

5) Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6) Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

9) Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

При выполнении этого задания происходит сложная аналитико-синтетическая работа. Выявляется понимание главного, способность к установлению связей между явлениями, в том числе и причинно-следственные связи. Рассказ по картинке характеризует речь ребёнка (произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложения). Учитывается также наблюдательность.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 и с 7 лет.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе :

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития проводится оценка трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя, массы тела и окружности грудной клетки.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие.

Вторая группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаторных и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отстрочка поступления в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как прыжки, бег, лазание, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Психологическая готовность к школе определяется по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

1. Планирование – умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:

низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.

2. Контроль – умение сопоставить результаты своих действий с намеченной целью:

низкий уровень – полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное соответствие);

высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели; ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

низкий уровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень – явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4. Уровень развития интеллекта:

низкий уровень – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего – неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки;

очень высокий – возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий

Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Одним из важнейших условий благополучного начала обучения в школе является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

• наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

• понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

• минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

• эмоционально-благополучное отношение к школе.

Л. Е. Тарасова предлагает следующую структуру личностной готовности к школе :

2. Определение уровня развития мотивационной сферы;

3. Определение уровня развития эмоциональной сферы;

4. Способности произвольного управления поведением и познавательной деятельностью.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна) Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __ Ф. И.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено) Проживает.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка (приблизительный план) Педагогическая характеристика на воспитанника указать группу МБДОУ ФИО ребенка Дата рождения: указать. Дата поступления в МБДОУ: указать.

Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Елашкина Е. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад.


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Читайте также: