Психолого педагогические доминанты развития младшего школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АННОТАЦИЯ. В младшем школьном возрасте потребности реализации себя как субъекта общества. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как внимание, мышление, память и воображение. В данной статье приведены определения этим процессам, а также дана психолого-педагогическая характеристика обучающимся младшего школьного возраста.

ABSTRACT

In primary school age, the needs of self-realization as a subject of society. During the four years of primary school, most essential personality traits, such as attention, thinking, memory, and imagination, develop. This article provides definitions of these processes, as well as psychological and pedagogical characteristics of students of primary school age.

Ключевые слова: личность, психолого-педагогический процесс.

Keywords: personality, psychological and pedagogical process.

К тому моменту, как ребенок поступит в школу, в большинстве случаев у него уже будут сформированы определенные навыки и отчетливо проявляют интерес и способность к обучению. Это связано в том числе с тем, что у ребенка происходят физиологические изменения, они оказывают влияние на психологическое развития личности ребенка. Но, несмотря на то, что внешне ребенок может быть готов к поступлению в школу, этот период является переходным моментом в жизни ребенка. Основную часть своего времени он проводит в игре. В дошкольном возрасте восприятие мира формируется исключительно через игру. С момента поступления ребенка в школу, основной деятельностью становится учебная деятельность, она требует кардинального изменения в поведении.

Для того, чтобы ребенок успешно вошел в новый этап своей жизни, он должен быть физически и психологически сформирован, потому что классно-урочная система обучения предполагает долгое пребывание ребенка в одном помещении, определенный режим и правила поведения на уроке. Их соблюдение требует у обучающихся таких способностей и особенностей личности, как усидчивость, психологическая уравновешенность и внимательности.

Это начинает проявляться у детей в возрасте 6-7 лет и продолжает формироваться в дальнейшем. К этому периоду уже возможно обучение за счет развития анатомо-физиологической составляющей. Активно развивается костная система. Ребенок начинает становиться еще более подвижным в различных играх и соревнованиях. Учителю необходимо учитывать особенности развития ребенка на данном этапе и включать в урок подвижные игры и физкультминутки. Создание физически благоприятных условий для развития личности учения способствуют не только тому, чтобы здоровье было в сохранности, но и развитию всяческого интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки и отсутствие двигательных упражнений, приводит к нежеланию посещать школу. А это значит, что отсутствует мотивация к обучению. Для профилактики подобного негативного отношения в обучении должен требоваться постоянное внимание к размерам мебели, к тому, как ребенок спит, насколько обучающийся перегружен письменными заданиями, имеет ли возможность своевременно свободно двигаться. Необходимо тщательно следить за поведением детей на переменах, организовывать игровую деятельность и налаживать личностное общение между детьми.

Наряду с физическим развитием, формированию анатомо-физиологического аппарата происходит и изменения в психологии ребенка. Поэтому готовность ребенка к обучению в школе определяют по совокупности физиологического и психологического созревания.

Также большую роль играют такие характеристики личности школьника, как мышление, внимание, память и воображение.

Основным в развитии младшего школьника является такая характеристика личности как мышление. От данного процесса зависит путь, по которому будут формироваться другие познавательные процессы.

Развитие мышления проходит несколько стадий.

Первая – наглядно-действенный вид мышления. На данной стадии ребенок при выполнении того или иного действия опирается на различные предметы. Психологом Ж.Пиаже описывается мышление ребенка в возрасте до 7 лет, как характеризующееся восприятием мира вещей и различных их свойств с единственно возможной для ребенка, действительно занимаемой им позицией.

При дальнейшем обучении у ребенка развивается другой вид мышления – наглядно-образное. В этом случае для выполнения того или иного действия не нужны предметы и модели, их могут заменить глаза.

Еще одна психическая функция – внимание. В психологии существует множество классификаций внимания. Например, его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Старший дошкольник владеет непроизвольным вниманием. Оно определяется интересом ребенка к различным явлениям и предметам окружающей действительности. Однако, в школе, для успешного обучения, нужно развитое произвольное внимание. Под произвольным вниманием подразумевается внимание на том, что не вызывает особо сильного интереса. Из-за этого, учителю необходимо развивать данный вид внимания для младших школьников. При этом формирование произвольного внимания тесно связно и основано на мышлении, потому что наиболее частой причиной того, что ребенок неусидчив и у него слабо развито внимание является их недостаточная умственная активность. Если ребенок пассивно слушает одноклассников или длинные монологичные объяснения учителя, устойчивость внимания быстро падает, он очень легко отвлекается. А это значит, что учитель должен активизировать умственную деятельность ребенка на уроке, мыслительный потенциал ученика, так как умственная активность, которая поддерживается практическими действиями, является ядром устойчивого внимания.

Память, точно также, как и внимание, зависит от того, как развито у ребенка мышление, на каком уровне оно находится. Ребенок младшего школьного возраста может достаточно успешно запоминать автоматически, при этом не вдаваясь в суть материала. Такое может привести к отсутствию любого интереса и отсутствию развития интеллектуальный способностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо активизировать смысловую память у ребенка. Ее совершенствование может дать возможность осваивать достаточно широкий круг мнемонических приемов (рациональных способов запоминания). Осмысленное изучение того или иного материала будет вызывать у ребенка интерес, а соответственно, развитие познавательной активности.

Итак, такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение являются немаловажной основой для сформированности готовности будущего школьника к обучению, это также характеризует его познавательный потенциал.

При переходе ребенка из детского сада в школу, у него формируется зависимость не только от мнения родителей, но и от мнения учителя и одноклассников. Школьник начинает испытывать из-за этого страх. Психолог Захаров А.И. указывал в своих работах на то, что если в дошкольном возрасте у ребенка появляются страхи, которые обусловлены инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте на первом месте стоит страх, который обуславливается социальной составляющей как угрозой благополучия человека в контексте отношений ребенка в обществе.

Также в младшем школьном возрасте меняются и потребности ребенка. Главными в этот возрастной период становятся уважение и почитание, т.е. признание его успехов со стороны взрослых и одноклассников. Согласно исследованиям Лисиной М.И., в младшем школьном возрасте получает свое место потребность в признании ребенка другими людьми.

Следовательно, можем сделать вывод, что доминирую в младшем школьном возрасте потребности реализации себя как субъекта общества. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как внимание, мышление, память и воображение, приведены определения этим процессам, а также дана психолого-педагогическая характеристика обучающимся младшего школьного возраста.

Список литературы:

Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.

1. Развитие речи и мышления. Формирование активной речи служит основой развития не только мышления, но и психики в целом.

2. Развитие внимания и памяти (от непроизвольного внимания к произвольному; от образной памяти к словесной смысловой).

3. Развитие эмоционально-волевой сферы. У ребенка возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилия, воли.

4. Формирование самооценки.

Неадекватность самооценки – один из самых неблагоприятных факторов развития личности, порождающих в дальнейшем деформацию нравственного сознания и общественного поведения. Дети с заниженной самооценкой не уверены в себе, занимают неблагоприятное положение в системе групповых отношений, повышенно конформны. Им свойственны скованность или излишняя раскованность, застенчивость или агрессивность, боязнь быть на виду или боязнь быть незамеченными.

Завышенная самооценка формирует высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний.

Как избежать этого неблагополучия? Наиболее важное условие – отказ взрослого от попыток делать обобщающие заключения о личности ребенка по его отдельным поступкам (шалун, драчун, обманщик, жадина), от невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, создание ситуации успеха в наиболее важных сторонах жизни и деятельности ребенка.

5. Формирование первоначальных нравственных представлений.

Особенности этих представлений:

- отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;

- связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;

- проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.

Педагогическое правило: нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми (бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна).

Основные направления педагогической деятельности

1. Организация игровой деятельности. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей. Велика диагностическая роль игры.

2. Помощь семьи в организации полноценного общения (Почти 92% детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье. Þ Состояние депривации (изоляции)

Возрастные особенности младшего школьника

I Анатомо-физиологические особенности

1) Костная система находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, много хрящевой ткани (следить за позой, походкой). С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыками письма.

2) Происходит функциональное совершенствование мозга – заметно развивается вторая сигнальная система. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения Þ большая активность, подвижность (разрешать больше двигаться).

3) Возраст спокойного и равномерного физического развития. В крови увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивление организма.

4) Несовершенство органов дыхания, сердечно-сосудистой системы Þ необходимы подвижные игры на свежем воздухе, физический труд.

II Психологические особенности

Восприятие отличается неустойчивостью, неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью (смешивают сходные по начертанию буквы, предметы, выделяют случайные детали, а существенное не воспринимают).

Восприятие связано с действиями ученика (воспринимать предмет – действовать с ним).

Эмоциональность восприятия (лучше воспринимают то, что вызывает у них эмоциональное отношение)

Несовершенное восприятие, т.к. нет аналитических умений.

Восприятие хаотично (не умеют наблюдать планово)

Восприятием младших школьников нужно руководить

Организация наблюдения.

1. постановка цели;

2. план наблюдения;

3. включать одновременно различные органы чувств;

4. использовать приемы сравнения, сопоставления;

5. использовать практические занятия с предметами наблюдений;

6. оформление результатов своих наблюдений в устной или письменной речи.

Внимание.

Непроизвольно, т.е. детей привлекает все новое, неожиданное, яркое, интересное Þ делать урок интереснее, занимательнее.

Неустойчивость (менять вид работ, паузы для отдыха)

Объем внимания: 1-2- вида деятельности, не больше.

Мышление. Наглядно-образное, опирается на восприятие или представление. Необходимо развивать абстрактно-логическое мышление.

Речь. Уточняется значение слов, развивается связная речь. Развивается умение слушать другого человека.

Память. Наглядно-образная, непроизвольная. Лучше запоминают конкретные образы, события, лица, факты, чем определения, описания. Склонны к механическому запоминанию.

Младшие школьники испытывают потребности: в движении, в общении, в игре, в успехе, во внешних впечатлениях, в совместной деятельности, потребность нравиться взрослым.

Психолого-педагогические доминанты развития

1. Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника.

2. Психологическая перестройка в деятельности: переход от игры к учению изменяет мотивы поведения, дает толчок к развитию познавательного интереса и нравственных представлений ребенка.

В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности:

1) Сложность усвоения нового режима жизни, деятельности.

2) Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками

4) Затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению домашних заданий

Прокрутить вверх


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.


Автор: Петелина Татьяна Ивановна
В период первого года обучения школьника нужно формировать в нем будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни.

Автор: Петелина Татьяна Ивановна

Петелина Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов

Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Воспитательная работа строится на учете возрастной психологического особенности детей этого периода, а именно: на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в социальную жизнь и не знающего её законов, а поэтому напрямую использующего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность, в этот период способствует принятию социально заданного условия. Здесь важно не навредить, не сломать тонкую душу малыша. Происходит изменение социального статус а- превращение дошкольника в школьника. При этом имеет место противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведение школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих болезненно, конфликтно.

Опорой для младшего школьника в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и пока ещё столь ему близкая. Но природа должна выступить как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, -н е столько как объект любознательного изучения сколько как объект формирующего отноше ния.

Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая , что первичные впечатления малыша очень глубоки, можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и его отношение к жизни как таковой.

В период первого года обучения школьника нужно формировать в нем будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни.

Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, он может миновать общение с природой, не увидеть её за ширмой предметно- вещного пространства. Отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и – г лавное ! – вопроса сопереживания жизни природы и жизни человека. Норма социально- культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается малышом в начальной школе . В этих новообразованиях залог личностного развития младшего школьника. Обратясь к социальным нормам и организуя жизнедеятельность в согласии с этими нормами, педагог, тем не менее, направляет внимание школьника на значение и личностный смысл последствия вне дрения их жизни человека.

Психологическая перестройка в деятельности: если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов:

- первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;

- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;

- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.

Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников.

В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливость. Жизненной ёмкости легких идет довольно пропорционально. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенения позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевых тканей. Это необходимо принимать во внимание и заботиться о правильной осанке, походке ученика. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.

Происходит функциональное совершенствование мозг а- развивается аналитико - систематическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и поэтому младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряж ения и особого утомления занима ться 3-5 часов ( 3-4 урока и выполнение домашних заданий)

Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т.е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестные острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, это отчетливо проявляется в играх и занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память его также достаточно развит а- легко и прочно он запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.

К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, привязанность к учителю, готовнос ть к действию, послушание, подра жательность, тщ ательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир и т. д., сочетаемость с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность и независимость.

Большинство психологов и педагогов сходятся в признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.

В коммуникативной сфере ( общения) сохраняется потребность в общении с учителем, как с непререкаемым авторитетом, ориентации на игровую деятельность, как основное средство общения, возможность реализовать потребность в общении с другим человеком посредствам игры.


Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения[4, 74].

выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

младенцы – непосредственно эмоциональное общение;

раннее детство – манипулятивная деятельность;

дошкольники – игровая деятельность;

младшие школьники – учебная деятельность;

подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [5, 48].

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [9, 151].

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [4, 70].

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [6, 152].

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [3, 518].

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [4,82].

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [9, 198].

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [7, 288].

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [2, 14].

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.

Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.

Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.

Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, влияние обучения, игровая деятельность, похвала учителя, приобретение знаний, произвольное внимание, психическое развитие.

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Развитие внимания младших школьников в учебной.

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей.

Психологические особенности развития личности в младшем.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического облика ребёнка.

В целом за время периода обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность мышления в понятиях.

Развитие положительной мотивации учения младших.

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа. Игровые методы как средство развития познавательных.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок

Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников. Ключевые слова: отметка, учебная мотивация, оценочная деятельность, младшие школьники, развитие учащихся.

Игровые методы как средство развития познавательных.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций.

Читайте также: