Психолого педагогическая компетентность воспитателя доу особенности взаимодействия с дошкольниками

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологическая компетентность воспитателя ДОУ

Проблема профессиональной и психологической компетентности педагогических работников в современном мире, очень важна.

В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе.

Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики. Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности воспитателя, т. е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе реализации ФГОС ДО, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную модель для воспитанников и в ее рамках спроектировать реальный воспитательно — образовательный процесс становится важным условием становления профессиональной психологической компетентности.

-Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса.

-Умение педагогическими способами определить уровень развития детей.

-Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

В структуре психологической компетентности воспитателя можно выделить:

- компетентность в общении;

Коммуникативная компетентность является одним из наиболее значимых элементов психологической компетентности, поскольку позволяет успешно выстраивать процесс общения, создавая положительные отношения с участниками образовательных отношений, позволяет грамотно транслировать собеседникам свои мысли, налаживать контакт.

Интеллектуальная компетентность представляет собой определённый объём знаний из разных сфер жизнедеятельности, актуализация которых в текущий момент способствует принятию грамотного решения. У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальных ситуациях взаимодействия.

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации личности в образовательной организации, возможности достижения авторитета и проявления своей уникальности.

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратной связи с участниками образовательных отношений.

Недостаточный уровень психологической компетентности педагоговспособствует появлению в образовательной среде негативных проявлений: конфликтные межличностные отношения, эмоциональные напряжения, стрессы.

Негативные психологические тенденции в работе педагога ДОУ обуславливаются как чертами характера, особенностями личности, так и ситуативными проявлениями, связанными с нерешенными проблемами, стрессовыми состояниями.

Все эти проявления отражаются на работе воспитателей дошкольных учреждений.

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования. В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

ВложениеРазмер
Психолого-педагогические аспекты педагога ДОУ 22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Кононенко Юлия Александровна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования. В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В части пятой среди профессиональных компетенций педагога дошкольного образования указана необходимость применения психологических знаний в работе с детьми и их родителями (п.п. 7, 8, 9, 10). Кроме реализации рекомендаций психолога и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды, педагог должен владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, а также методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

В концепции профессионального стандарта педагога указано, что его введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогов. Существенные изменения должны произойти в части усиления психолого-педагогических, этических и др. аспектов в системе повышения квалификации и подготовки педагогов.

Прежде, чем говорить о подготовке педагогов, следует обратить внимание на проблему психологической готовности будущих педагогов.

В настоящее время большинство выпускников школ при выборе будущей специальности руководствуются не собственным интересом, устремлением или призванием, а тем, куда могут пройти по результатам аттестации, или следуя советам родителей и друзей и т.п. Поэтому при приеме в ВУЗ или профессиональное образовательное учреждение необходимо изучение мотивации абитуриента, а также его психологической устойчивости. Последнее связано со спецификой педагогической деятельности. Известно, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, нервно-психическим напряжением и подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и выгорания, и поэтому проблема сохранения психологического здоровья педагога становится особенно острой.

Наряду с этим необходимо отметить, что профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.

Особое значение в свете новых задач приобретают требования к подготовке воспитателя ДОУ, уровню его профессионализма и компетенции.

Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, но и владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях.

Профессиональная компетенция является необходимой составляющей профессионализма. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся: интеллектуально-педагогическая компетентность;
коммуникативная компетентность; информационная компетентность;
рефлексивная компетентность, психологическая компетентность и др..

Из сказанного становится очевидным, что современному педагогу необходимо обладать определенными набором компетенций.
Наиболее значимой составляющей профессионализма педагога является психологическая компетентность.

Психологическая компетентность является внутренним личностным инструментарием специалиста, способствующим более эффективному выполнению его профессиональной деятельности.

Следуя идеям И. С. Якиманской, под психологической компетентностью следует понимать совокупность знаний, умений и навыков из области психологии; осознание ведущей роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение применять психологические знания в деятельности; умение обнаружить за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться; оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Лазаренко Л. А. в своих исследованиях отмечает, что психологическая компетентность должна включать в себя способности педагога принимать психологическую информацию, осознавать её, выстраивать на её основе систему отношений, принимать грамотные взвешенные психологические решения.

Таким образом, психологическую компетентность педагога можно определить как комплекс навыков, свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности.

Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью педагога понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Однако такое определение не учитывает способности педагога принимать психологическую информацию, осмысливать её, включать в мотивационно - личностный план, строить на её основе систему отношений, принимать адекватные психологические решения.

Профессиональный педагог должен располагать обширным запасом знаний из области психологии управления, конфликтологии, психологии общения и других областей психологического знания.

Современные условия жизни населения нашей страны вносят значительные коррективы во все направления деятельности педагогов.

Работа педагога с семьей воспитанников также становится более сложной как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Современные педагоги достаточно грамотны, имеют доступ к психолого-педагогической информации, но их знания носят случайный, бессистемный характер. Но, в то же время, их отличает повышенное самомнение и амбициозность. С другой стороны, сокращение свободного времени у педагогов, перегрузки на работе, чрезмерная занятость экономическими, бытовыми и личными проблемами приводит к утомляемости, повышенной раздражительности, стрессам.

Поэтому администрация ДОУ для установления и развития контактов с педагогами и родителями должна владеть набором определенных знаний и умений: умение различать настроение, особенности их характера и поведения, умение кратко и точно, выразительно и доходчиво передать свою мысль. Каждому руководителю необходимо знать о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Анализ современной ситуации показывает, что педагоги ДОУ нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема психолого-педагогических знаний) испытывают значительные трудности в организации работы с ребенком на оптимальном уровне, проблемы во взаимодействии с родителями и сотрудниками.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров. В современных программах акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога.

В то же время психолого-педагогическим аспектам деятельности педагога, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. Практика показывает, что необходимо расширить психолого-педагогическую подготовку специалиста ДОУ. Педагог должен уметь творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разработать необходимые рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.

1. Горная, Т.И. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т.И. Горная // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции (9 октября 2013 года, Екатеринбург-Бирск) / Под ред. д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н., доцента О.С. Батуриной. – М.: Научные технологии, 2013. – 217 с. С. 17-19.

2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации. // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 1 – С. 67-68


Сегодня необычайно важна проблема обеспечения качества дошкольного образования, в котором именно педагог является основной фигурой.

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности воспитателя. Воспитатель должен «владеть организаторскими умениями, пониманием психологию своей профессиональной сферы и психологию ребенка, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т. д. Психологическая компетентность воспитателя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным всестороннее развитие ребенка. Задача воспитателя — помочь детям развивать способности, осознать свою социальную значимость. Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием дошкольного образования.

Цель дошкольного образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить детей пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств воспитателя, профессионализма, способностей и компетенций.

Воспитатели (причем, не только начинающие) подчас не могут осуществлять эффективное общение с детьми, находить оптимальные способы поведения, и оказываются не в состоянии самостоятельно переосмыслить теоретические знания и перевести их на язык практических действий. Чтобы отвечать этим требованиям, воспитатель должен, прежде всего, обладать психологической компетентностью.

В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики.

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности воспитателя, т. е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе реализации ФГОС ДО, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную модель для воспитанников и в ее рамках спроектировать реальный воспитательно — образовательный процесс становится важным условием становления профессиональной психологической компетентности.

В структуре психологической компетентности воспитателя можно выделить:

- компетентность в общении;

Характеризуя отдельные компоненты коммуникативной компетентности необходимо отметить, что когнитивная компетентность способствует грамотному решению профессиональных задач, поскольку позволяет применять разнообразные способы поиска решений, использовать разнообразные приёмы и методы выхода из сложных проблемных ситуаций, грамотно анализировать и синтезировать наличную информацию.

Коммуникативная компетентность является одним из наиболее значимых элементов психологической компетентности, поскольку позволяет успешно выстраивать процесс общения, создавая положительные отношения с участниками образовательных отношений, позволяет грамотно транслировать собеседникам свои мысли, налаживать контакт.

Интеллектуальная компетентность представляет собой определённый объём знаний из разных сфер жизнедеятельности, актуализация которых в текущий момент способствует принятию грамотного решения. У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальных ситуациях взаимодействия.

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации личности в образовательной организации, возможности достижения авторитета и проявления своей уникальности.

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратной связи с участниками образовательных отношений.

Аутопсихологическая компетентность обеспечивает возможность контроля за своим поведением, осознание своих личностных качеств, развитие сильных сторон своей личности, возможность самосовершенствования, самооценки, самоконтроля, саморегуляции.

Таким образом, психологическая компетентность воспитателя в соответствии ФГОС ДО включает в себя:

- осведомленность воспитателя об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках которые проявляются в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группе, с которой воспитатель работает, процессов, происходящих внутри группы, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют развитию ребенка;

- осведомленность воспитателя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

1. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоёмкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 67–68.

2. Терпигорьева С. В. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей: сб. статей. Вып. 2. — М.: Учитель, 2011. — 143 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, психологическая компетентность воспитателя, грамотное решение, интеллектуальная компетентность, коммуникативная компетентность, образовательный процесс, осведомленность воспитателя, педагогическая деятельность, процесс общения, психологическая компетентность.

Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент.

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного.

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация.

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного.

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс.

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение, педагогическая деятельность, знание, критерий компетентности.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного.

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс.

Модель формирования у дошкольников коммуникативной.

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность

Психологическая грамотность и компетентность современного.

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т. д.

Формирование коммуникативной компетентности.

В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В связи с этим актуальной задачей становится повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры, развивать его индивидуальность).

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться, как взрослый, так и ребенок. Да, хорошо, если это взрослый, а ребенок, который еще многого не знает и такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие (возможно и другие причины связанные с проблемами в психическом развитии).

И педагоги в ДОУ не раз сталкиваются с такими детьми, и ряд жалоб со стороны педагогов только возрастает. Поэтому работа, которая ведется в учреждении, направлена на отработку определенных приемов психолого-педагогической поддержки воспитанников с различными проблемами в различных видах деятельности детей. Осуществляется через проигрывание педагогических ситуаций, где отрабатываются модели поведения педагога в различных проблемных ситуациях, и где педагог встает на место ребенка, проводятся семинары-практикумы, различные тренинги и т.д.

Работа в этом направлении возникла не случайно, было проведено анкетирование педагогов "Потребность педагогов в психологическом просвещении" (приложение 1).

Полученные результаты свидетельствуют, что 70,3% педагогов нуждаются в психологическом просвещении; 45,3% занимаются самообразованием в области психологии, а остальные 54,7% - нет. Темы, касающиеся вопросов обучения и воспитания дошкольников, заявляют воспитатели разные: это и агрессивность, и капризность, нарушения поведения, также как усадить на занятие, удержать внимание на занятии гиперактивного ребенка и т.д.

Работая в данном направлении, создаем условия, в которых педагоги получают профессиональные и личностно- значимые знания, позволяющие им:

Использовать полученные знания в работе с детьми, повышая тем самым уровень эффективности организации обучения и воспитания дошкольников;

Построить взаимоотношения с дошкольниками и родителями на взаимоуважении;

Уметь своевременно прогнозировать и предупреждать возникновение вероятных нарушений в становлении личности ребенка.

Семинар-практикум "Организация дисциплины в группах детского сада"

Цель: уточнять и расширять представления воспитателей об организации дисциплины в современных условиях ДОУ.

  • Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
  • Развивать умение анализировать свою педагогическую деятельность.
  • Способствовать активизации малоактивных педагогов, имеющих небольшой педагогический стаж работы в процессе работы в микрогруппах.

Материал: плакат с цитатой "Люди рождены, чтобы помогать друг другу" Марк Аврелий, плакат со словами "Дисциплина", плакат с воздушными шарами, словарь терминов, таблицы.

1. Активизация педагогов: игра "Похвалилки".

2. Деление на группы: игра "Воздушные шары" (приложение 2).

3. Постановка проблемы и мотивация педагогов, заполнение проблемных листов.

Теория вопроса - определение сущности понятия "дисциплина".

Дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Прочтите понятие "дисциплина" и ответим на вопрос, что включает в себя дисциплина?

Достойный пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции, просьбы, обучение, предоставление ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта.

Какова цель дисциплины, по-вашему, мнению?

Педагог должен способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтролю, для того чтобы поведение ребенка соответствовало определенным стандартам. Этого добиться достаточно сложно, особенно без ущерба и решить это отчасти удается не всем.

Проводимые современные исследования свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой и учебной деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. В нашем учреждении, так же мы наблюдаем детей с отклонением в поведении. Вот почему очень важно обратить на это внимание как можно раньше и попробовать найти подход к такому ребенку. Мы должны осознать, что приучить ребенка к дисциплине - дать ему почувствовать, что его любят.

Теория вопроса - типы поведения детей.

Существует 3 типа поведения:

- дисциплинированный (данный тип поведения можно наблюдать на протяжении всего дошкольного возраста, ярко проявляется в 3 - 4 года. Характеризуется тем, что дети стремятся следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения правил поведения.);

- недисциплинированный правдивый (характеризуется тем, что дети импульсивны, легко нарушают запрет, искренне признаются в этом, к 5 - 7 года склонность уменьшается и переходит в другой тип);

- недисциплинированный неправдивый (отмечается, что дети легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно, проявляется в 5 лет).

Таким образом, исходя из все сказанного, первоначально контроль за поведением ребенка осуществляет взрослый на основе своего авторитете, далее у ребенка вырабатываются механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по законам данного окружения (группа д/с, секция и т.д.) не потому что он должен, а потому что он хочет. Правила принятые в этой группе становятся неотъемлемой частью его сознания.

Педагогу в работе с детьми необходимо опираться на ряд принципов.

Контроль со стороны педагога необходим детям младшего и среднего дошкольного возраста. На каждом возрастном отрезке средства контроля будут различны.

4. Практическая часть.

Упражнение "Техника интонирования".

Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками, интонациями, начиная со спокойных, тихих и заканчивая агрессивными в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа "Садимся на занятие", "Идите сюда", "Почему не убрали игрушки?", "Прошу внимания", "Да", "Будьте добры" и т.п.).

Заполнение таблицы "Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада".

Напишите 3 проблемные ситуации, связанные с организацией дисциплины в группе детского сада.

Выберите наиболее трудную ситуацию для своей микрогруппы, которую бы вы хотели разрешить.

Решение ситуаций отражайте в предложенной таблице. Воспользуйтесь памятками, которые вам предложены.

Проблема Психологические и физиологические особенности (уровень ЗУН - низкий, наличие заболевания и т.д.) В чем нуждается ребенок (желания, потребности) Действия взрослых Рекомендации

Педагогам предлагается обсудить и зачитать свои рекомендации по разрешению конкретной проблемной ситуации.

Мини-дискуссия - чем вы руководствуетесь при поддержании дисциплины в группе?

Для поддержания определенной дисциплины в группе необходимо вводить правила в группе, которые возможно формулируют сами дети.

Мини-дискуссия - скажите, какие у вас действуют правила в группе?

Важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Действительно, нарушение дисциплины причина многих трудностей в развитии ребенка. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Ребенок слышит бесконечные требования вести себя "хорошо", "правильно", "как полагается". Все это не только не способствует установлению дисциплины, но и еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.

Читайте также: