Психолого педагогическая характеристика детей с алалией кратко

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность исследования. Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. Такой точки зрения придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и многие другие. Очевидным является тот факт, что развитие личности ребенка происходит посредством освоения культурно исторического опыта человечества, который ребенку передает воспитывающий его взрослый. И личность взрослого здесь играет решающую роль. Вместе с тем дошкольники в большинстве своем являются членами детских коллективов, а значит, общение со сверстниками для них является не менее значимым. Период становления межличностных отношений для дошкольников является очень сложным. Особенно труден этот процесс для тех детей, которые имеют серьезные речевые нарушения.

Образные средства языка представлют собой сложную форму человеческого отражения.Прямое отражение к проблеме их формирование имеет своеобразие психических процессов.В основе понимания и употребления образных средств языка лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой во всем мире. Образ жизни многих родителей в настоящее время, также оказывает большое влияние на здоровье ребенка во внутриутробном периоде развития.

Дети у которых есть нарушения в речи, чаще всего имеют логопедическое заключение – общее недоразвитие речи (ОНР). Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др., посвятили свои исследования проблеме изучения и коррекции ОНР в дошкольном возрасте. Эти исследования показывают, что ОНР - имеет сложную структуру, вследствие чего необходима планомерная системная коррекционная работа, в ходе которой необходимо опираться на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин и др.).

В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия, в ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Это обуславливают те сложности, которые остро могут сказываться на личности ребёнка в целом.

Всё это требует создания специальных, благоприятрных условий, применения индивидуально психолого-педагогического подхода для развития детей с алалией.

Целью исследования является -- психолго-педагогическое изучение дошкольников с алалией.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования дошкольников с алалией;

2. Рассмотреть содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи;

3. Охарактеризовать особенности развития речи у дошкольников с алалией.

4. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с алалией.

Объектом исследования: процесс развития и формирования речи у дошкольников с алалией.

Предмет исследования: характеристика психических процессов: речи,памяти, внимания, мышления, внимания, эмоцилнально-волевой сферы,

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

Содержание понятия и классификация форм алалии в контексте нарушений устной речи.

Проблема детей с алалией стала изучаться очень давно. Значительный вклад в изучении алалии внесли Хватцев М. Е., Трауготт Н.Н., Левина Р.Е., Соботович Е.Ф., Мастюкова Е.М., Шаховская С.Н. и другие исследователи.

Алалия неоднозначна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. В связи с тем что в основании различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием. Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности. В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи. М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией. [353, c. 703].

Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

Различают две основне формы алалии:

Алалия моторная (Alalia motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнок говорит сам), выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. В данном случае у ребёнка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

Полное отсутствие речи. Ребёнок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур. В том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом. Ребёнок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объём пассивного словаря при этом значительно больше. Выделяют слующие уровни:

I уровень - отсутствие общеупотребительной речи, быстро развиваются паралингвистические формы общения (мимика, жест).

II уровень - зачатки общеупотребительной речи, говорит фразами, но речь резко аграмматична.

III уровень - развернутая речь с элементами недоразвития.

Алалия сенсорная (Alalia sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнку говорят окружающие), когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребёнка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребёнок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

При тяжелой форме обращенная речь остается для ребёнка абсолютно непонятной. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов. Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определённом контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает. К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику.

Сенсомоторная алалия у детей(смешанная) – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга: центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону; центра Вернике, отвечающего за сенсорную; центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений. Включает в себя признаки двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени. Самая тяжелая из форм алалии - т.к. ребенок не способен ни к пониманию, ни к воспроизведению речи.

Выводы по главе 1

В первой главе данной курсовой работы были отражены теоретические аспекты изучения алалии. По результатам исследования можем сформулировать следующие выводы:

Анализ изученной литературы дает нам возможность утверждать, что существование человека вне коммуникативной деятельности невозможно в силу социальности человеческой сущности.

Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом и постоянно меняющиеся связи.

Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности.

Существуют различные подходы к классификации алалии. В современной логопедии различают две основных формы алалии: сенсорную и моторную.

Чистых форм алалии нет: у одних преобладают сенсорные нарушения, у других - моторные. Такая связь объясняется целостной работой нашего мозга. Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию в обществе. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи, несоответствие уровня речевого развития возрастной норме, недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было определено:

Алалия определяется как сложное системное расстройство речи, проявляющееся в тяжелом недоразвитии или полном отсутствии речи у ребенка, которое имеет различную этиологию и патогенез. Рассмотрев содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи было выявлено, что описания алалии у детей имеются в работах ряда авторов Р.Е.Левиной, Н.Н. Трауготт, Л.В. Мелехова, А.Либманн, В.К.Орфинская, М.Зееман,В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, К. П. Беккер, М.Совак, М.Критчли и др. Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи.

Особенностью моторной алалии является относительное полное понимание речи, но низкая способность самостоятельных связных высказываний, ограниченность словарного запаса, затруднения в овладении звукопроизношением и слоговой структурой слова, в словах встречаются перестановки, сокращения, замены одного звука другим. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе.

Дети с алалией в своем клинико-психологическом статусе имеют различные отклонения в психофизиологическом плане и психическом плане: расстройства восприятия, памяти, мышления, коммуникации. Это обусловливает те сложности, которые могут возникать в процессе коррекции данного расстройства и определяет необходимость применения индивидуальный психолого-педагогический подхода.Кроме того у детей с алалией наблюдаются выраженные неврологические нарушения, такие как оральная апраксия, общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, признаки минимальной мозговой дисфункции, выраженные вегетативно-сосудистые изменения. Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить), психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы, дети часто бывают расторможены и импульсивны, плохо адаптируются к условиям, которые их окружают, присутствует выраженная несформированность игровых действий, дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

Таким образом, как системное нарушение речи, алалия требует пристального внимания специалистов врачей, неврологов, сурдологов, психиатров, отоларингологов, врачей-реабилитологов, логопедов, психологов, педагогов, ранней диагностики и тщательной коррекционной работы на всех этапах развития речи ребенка. Их совместные усилия вместе с родителями и самим ребенком дадут хороший результат. Что в свою очередь требует более детального изучения этой темы, а также разработки методов и приёмов коррекционно-восстановительного обучения которые помогли бы в преодолении алалии у больного.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

ЛИФТЕРИ ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

группа ЗСДО - Л - 17

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С АЛАЛИЕЙ

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В. Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.

Дата защиты: _______________

Симферополь, 2020 г.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛАЛИИ.. 8

1.1.Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблемме изучения дошкольников с алалией. 8

1.2.Содержание понятия и классификация форм алалии в контексте нарушений устной речи. 12

Выводы по главе 1. 16

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АЛАЛИЕЙ 16

2.1.Особенности развития речи у дошкольников с алалией. 17

2.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией. 21

Выводы по главе 2 . 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. Такой точки зрения придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и многие другие. Очевидным является тот факт, что развитие личности ребенка происходит посредством освоения культурно исторического опыта человечества, который ребенку передает воспитывающий его взрослый. И личность взрослого здесь играет решающую роль. Вместе с тем дошкольники в большинстве своем являются членами детских коллективов, а значит, общение со сверстниками для них является не менее значимым. Период становления межличностных отношений для дошкольников является очень сложным. Особенно труден этот процесс для тех детей, которые имеют серьезные речевые нарушения.

Образные средства языка представлют собой сложную форму человеческого отражения.Прямое отражение к проблеме их формирование имеет своеобразие психических процессов.В основе понимания и употребления образных средств языка лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой во всем мире. Образ жизни многих родителей в настоящее время, также оказывает большое влияние на здоровье ребенка во внутриутробном периоде развития.

Дети у которых есть нарушения в речи, чаще всего имеют логопедическое заключение – общее недоразвитие речи (ОНР). Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др., посвятили свои исследования проблеме изучения и коррекции ОНР в дошкольном возрасте. Эти исследования показывают, что ОНР - имеет сложную структуру, вследствие чего необходима планомерная системная коррекционная работа, в ходе которой необходимо опираться на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин и др.).

В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия, в ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Это обуславливают те сложности, которые остро могут сказываться на личности ребёнка в целом.

Всё это требует создания специальных, благоприятрных условий, применения индивидуально психолого-педагогического подхода для развития детей с алалией.

Целью исследования является -- психолго-педагогическое изучение дошкольников с алалией.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования дошкольников с алалией;

2. Рассмотреть содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи;

3. Охарактеризовать особенности развития речи у дошкольников с алалией.

4. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с алалией.

Объектом исследования: процесс развития и формирования речи у дошкольников с алалией.

Предмет исследования: характеристика психических процессов: речи,памяти, внимания, мышления, внимания, эмоцилнально-волевой сферы,

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

Виды алалии

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

    . Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга. . Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
  • Сенсомоторная (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.

Пройдите тест и получите бесплатный подарок, комплект документов для работы с детьми с алалией!

Основные симптомы алалии

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
  • Неправильная замена звуков в слове.
  • Выпадение предлогов из фраз.
  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.
  • Проблемы с координацией.
  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
  • Повышенная утомляемость.
  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

  • Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
  • Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
  • У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
  • Активное использование мимики и жестов в общении.
  • Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
  • Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
  • Выраженная задержка интеллектуального развития.
  • Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.

Виды алалии

Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:

  1. Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
  • афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
  • эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
  1. Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
  2. Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.

Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.

Причины алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Диагностика и коррекция алалии

Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:

    (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции); (диагностика речи);
  • психиатр (исключение психических заболеваний);
  • отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
  • невролог (выявление органических нарушений).

В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.

Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:

  • медикаментозное лечение (назначает невролог);
  • нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
  • занятия с детским или медицинским психологом;
  • физиотерапия;
  • эрготерапия; .

Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.

Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.

Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:

  • запуска речи;
  • понимания обращенной речи;
  • снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
  • улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
  • стабилизации поведения.

Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.

3 Комментариев

Добрый день, Аниса! Спасибо, что оставили отзыв о нашем центре у нас на сайте! Это поможет другим семьям, у кого есть ребенок с алалией, найти нас в интернете.
Мы рады, что смогли поставить точный диагноз вашей дочке (сенсомоторная алалия) и исключить аутизм, а также дать хороший старт для запуска речи.
Несмотря на то, что сенсомоторная алалия действительно является одной из самых сложных форм алалий, с данным нарушением можно и нужно работать, при правильном подходе и регулярных занятиях алалия поддается коррекции.
Здоровья и счастья вашей дочке и всей вашей семье!

По рассказам, мой отец не говорил вообще до 3-х лет. А потом это повторилось у его внучки, моей племянницы. Этот случай я уже наблюдала сама. Она тоже до 3-х лет вообще не говорила, хотя все понимала. А потом однажды заговорила практически в один день, это случилось при мне. Что это было? Врачам этих детей не показывали.

Алалия

Одна из аномалий развития речи называется моторной алалией. При этом заболевании ребенок не способен говорить полностью или частично. Нарушений интеллекта или слуха у малыша нет: он способен обучаться и познавать мир, получать новые навыки. Типичная картина заболевания включает позднее формирование речевых реакций, скудный словарный запас, нарушение произношения звуков.

Причины и факторы риска

Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:

  • алкоголь;
  • резкие скачки гормонального фона;
  • инфекции;
  • падения и травмы;
  • отслоение плаценты;
  • депрессия, постоянный стресс.

Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:

  • слабые схватки и неудачные роды;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
  • сильное переохлаждение новорожденного.

Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.

Клиническая картина и особенности поведения детей

Детей с моторной алалией отличают по следующим признакам:

  1. Сохранный интеллект. Ребенок нормально обучается, понимает жесты, распознает картинки, узнает знакомых людей.
  2. Неправильное использование голоса. Малыш может говорить слишком громко или слишком тихо.
  3. Неверное произношение слов и предложений (ребенок не говорит, а, скорее, лепечет), при этом звонкие и мягкие согласные звучат правильно.
  4. Малыш не реагирует на вопросы, затрудняется с ответом.

Существует и более тяжелая форма алалии: при ней ребенок понимает обращение, но не говорит вообще.

Помимо проблем с речью ребенок может проявлять и другие типичные симптомы, например, у малышей часто наблюдается быстрая утомляемость, особенно во время обучения. Нередка излишняя активность, которая перемежается периодами усталости. У многих детей наблюдается либо сильная заторможенность, либо сильная расторможенность — зависит от особенностей травмы.

Важно! Алалия не возникает вследствие стресса или тяжелых событий в жизни. Ее причина — поражение головного мозга, а не страхи или психологическая травма.

Формы алалии

формы алалии

Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит

Моторная алалия

Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.

Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.

В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.

В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:

  • эфферентная. Возникает при поражении премоторной коры (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока). Из-за нее у ребенка появляется неспособность к формированию серии движений: он произносит отдельный звук, но не может сказать группу звуков. Симптом — искажение слоговой структуры слова, застревание на одном слоге;
  • афферентная. Возникает при поражении постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). Оно вызывает расстройство чувств артикуляционной позы: ребенок не понимает, открыт у него рот или закрыт, в каком положении находятся язык и губы, есть ли вибрация голосовых связок. Это приводит к неправильному произношению некоторых звуков. Также малыш избегает говорить слишком сложные в плане артикуляции звуки, поэтому часто пропускает или заменяет их на другие.

Оба вида моторной алалии лечатся комплексом мер, которые включают как медикаментозную терапию, так и логопедические занятия.

Симптомы моторной алалии

Симптомами моторной алалии называют:

Ранняя диагностика данного заболевания позволяет вовремя начать лечение и сделать его более эффективным. Если вы заметили один или несколько симптомов, не откладывайте посещение врача.

Диагностика и лечение моторной алалии

При моторной алалии большое внимание уделяется диагностике. Проблема в том, что эту болезнь можно легко перепутать с другими нарушениями речи. Обследование должно включать:

  • сбор анамнеза, если это возможно. Он позволяет определить причины патологии;
  • прохождение различных исследований. Часто назначаются: ЭЭГ, эхоэнцефалография, исследование слуховой функции – отоскопия, аудиометрия; рентгенография черепа, МРТ головного мозга;
  • консультации ЛОРа, психоневролога, невропатолога, психолога;
  • динамическое обследование, которое начинается после коррекционной работы: специалист смотрит на динамику развития речи и уточняет диагноз.

Детей с моторной алалией необходимо лечить сразу несколькими методами. При грамотном подходе можно вернуть ребенка к речевой норме за 2-3 года. Для этого необходимо:

Очень важно правильно подобрать препараты с учетом степени повреждения головного мозга. Также лечение должно проходить у опытного логопеда, который уже знаком с проблемой и знает, как с ней работать. Избегайте народных методов: они малоэффективны и просто тратят ваше время.

Возможные осложнения и последствия

Если упустить время и не лечить детей с моторной алалией, у них в последующем могут возникнуть значительные проблемы. Самые частые последствия:

  • появление дисграфии и дислексии, когда ребенок не может правильно писать или воспринимать написанный текст;
  • возникновение заиканий и других нарушений работы артикуляционного аппарата;
  • появление и усиление речевого негативизма (осознанный отказ от речи, когда ребенок не хочет использовать слова вообще).

Осложнения значительно затрудняют интеграцию ребенка в общество и снижают его возможности обучения.

Речевой негативизм может быть следствием и других факторов. Например, дикцию нарушают кривые зубы. Читайте об этом подробнее здесь: Причины, опасность и лечение кривых зубов у детей и взрослых.

Прогноз

Прогноз и улучшения, которые наблюдаются во время лечения детей с моторной алалией, очень сильно зависят от степени повреждения мозговых структур. Во многом наш организм способен компенсировать некоторые нарушения, но это при обширных поражениях это невозможно. Также влияет возраст начала лечения, т. к. чем старше человек, тем меньше шансов восстановить речевую функцию.

Болезнь имеет благоприятный прогноз: через 2-3 года регулярных занятий ребенок дойдет до языковой нормы, компенсирует нарушения и избавится от большинства симптомов.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начинать еще во время беременности. В этот период необходимо избегать факторов, которые могут повредить центры речи в головном мозге ребенка или стать причиной недостаточного их развития. Также нельзя отказываться от грудного вскармливания без веских причин, регулярно проводить обследования малыша и заниматься комплексным развитием ребенка.

Панацеи, волшебного способа, который с гарантией спасет от развития моторной алалии, не существует. Но правильный подход к вынашиванию и воспитанию малыша поможет упростить диагностику в начале жизни и сделать более эффективным последующее лечение.

Сенсорная алалия

Методы диагностики и симптоматика

Диагностика проводится теми же методами, что и для детей с моторной алалией: ребенку необходимо пройти ЭЭГ, рентгенографию черепа, МРТ головного мозга, отоскопию и др. Для уточнения диагноза следует посетить невролога, логопеда, психолога, отоларинголога.

Диагноз ставится, когда наблюдается сразу несколько следующих симптомов:

Нередко у детей с сенсорной алалией проявляются нестандартная работа слуха. Они хорошо слышат любые звуки, но быстро от них устают, поэтому могут перестать воспринимать громкие звуки (истощение слуховой функции). Одинаковые по частоте и громкости эффекты ребенок может воспринимать по-разному: то слышать их, то не слышать. Чем больше интервал между звуками/словами, тем лучше ребенок их распознает.

Коррекционная работа логопеда

Важно понимать, что главная задача логопеда при работе с алаликом — включить сохранные каналы речевой деятельности и заставить их активно работать. Для этого существует множество приемов, правильно применять которые может только специалист. Родители не могут заменить логопеда.

Занятия с логопедом

Занятия с логопедом при алалии очень важны

Способы лечения

Сенсорную алалию чаще всего лечат в первую очередь медикаментами. Но это не совсем правильный подход: необходимо комплексное влияние. Этапы лечения следующие:

  1. Подбор препаратов. Они нужны для улучшения мозгового кровообращения и коррекции поведения (если ребенок слишком пассивен или слишком активен). Можно заменить влияние таблеток традиционной китайской медициной, но для этого требуется поездка в Китай. В России такое лечение предлагают в основном шарлатаны.
  2. Работа с психологом. Причем она нужна не только ребенку, но и семье. Очень важно правильно построить общение между всеми вовлеченными в лечение людьми.
  3. Работа с логопедом. Логопед является основным специалистом, который подтверждает диагноз и начинает лечение. Очень важно найти хорошего врача.
  4. Поиск мотивации. Занятия большинству детей даются сложно, поэтому важно, чтобы в семье поддерживали успехи малыша.
  5. Формирование привычки заниматься дома. Важно, чтобы родители пришли к пониманию, что лечение не заканчивается за порогом кабинета логопеда. Дома необходимо создать условия для занятий, закупить или одолжить дидактические материалы, научиться их правильно применять и просить у логопеда домашнее задание. Также важны творческие занятия на развитие мелкой моторики: рисование, лепка и т. д. Возможно подключение дополнительных нестандартных методик: иппотерапии, дельфинотерапии и т. д.
  6. Преодоление речевого негативизма и формирование правильной языковой среды.
  7. Развитие моторики за счет активных игр, музыки, танцев, логоритмических занятий.

Методика выполнения массажа

Нередко при алалии рекомендуют делать специальный логопедический массаж. Он необходим не для развития органов артикуляции, а для того, чтобы ребенок начал лучше их чувствовать. Но часто массаж не требуется вовсе: нарушение речи нередко вызвано не проблемами с артикуляционным аппаратом, а иными факторами.

Самостоятельно массаж проводить нельзя: это должен делать специалист, который прошел специальное обучение и знает особенности работы с пациентами. Также массаж противопоказан при увеличении лимфоузлов, вирусных или бактериальных заболеваниях ротовой полости, болезни крови и сосудов и в некоторых других случаях.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Существует особая методика, которая помогает повысить восприимчивость к звукам у ребенка. Она заключается в создании определенных условий жизни. Логопед рекомендует родителям организовать тихий час и день отдыха слуха с определенной регулярностью. В детской комнате для этого устраняются лишние звуки: телевизор, компьютер, планшет. Также в это время взрослые не должны разговаривать с ребенком.

Режим тишины перемежается режимом интереса. Ребенок перестает убегать от надоевших звуков и начинает изучать их. Логопед помогает малышу определять предмет звучания и распознавать речь. Также специалист обращает внимание ребенка на различные эмоциональные реакции, помогает их скопировать и проявить при необходимости.

Прогноз и профилактика

Хотя при моторной алалии прогноз более благоприятный, родителям детей с сенсорной формой не стоит сдаваться. Здесь также сильное влияние имеет степень поражения мозга. Обязательно пройдите все возможные варианты диагностики и подберите препараты, помогающие организму компенсировать утраченные функции.

Выводы. Советы специалиста

Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.

Лечение заболевания обязательно должно быть комплексным. Во время диагностики определяется его причина и назначается курс. После ребенку необходимо давать лекарства, посещать физиотерапевтический кабинет, занятия по общей ручной моторике и др. Немалую роль играет стимулирование речевой активности с логопедом.

Помните, что прогноз при алалии хотя и зависит от степени поражения головного мозга, но определяется правильным лечением. Своевременное определение проблемы и использование всех доступных метолов терапии нередко позволяет полностью устранить моторную алалию и значительно ослабить влияние сенсорной алалии на жизнь ребенка.

Читайте также: