Психолого педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с овз

Обновлено: 04.07.2024

Работа учителя — это не только творчество, но и бумажная рутина. Каждому классному руководителю рано или поздно приходится оформлять характеристики на своих учеников. Если в классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог должен быть особо внимательным. Ему надо изучить особенности написания педагогической характеристики ученика с ОВЗ.

Шаблон характеристики ученика-инвалида

Документ оформляется на стандартном листе А4. Заверяется подписью учителя, директора и печатью. Готовая характеристика ученика с ОВЗ состоит из пунктов:

  • Анкетные данные.
    • ФИО, дата рождения, адрес, диагноз, информация о посещении детского сада.
    • Физическое здоровье родителей. Развитие ученика в раннем возрасте. Проблемы со здоровьем в дошкольный период.
    • Члены семьи, работа родителей, материальное состояние, условия воспитания школьника, отношение к нему со стороны близких.
    • Моторика, нарушения движений, хронические недуги, особенности работы анализаторов, отклонения в развитии.
    • Скорость, объем и полнота восприятия. Особенности памяти, речи, мышления.
    • Подверженность частым сменам настроения, эмоциональная возбудимость, степень подчиняемости и внушаемости.
    • Умение работать с наглядными пособиями и выполнять задания учителя, действовать согласно плану. Уровень самостоятельности в учебе.
    • Наличие мотивации, старательность, отношение к замечаниям педагога.

    Образцы характеристик учеников с ОВЗ — помощь учителям в их нелегкой работе. Используя примеры, педагоги легко составят свои документы.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Психолого-педагогическая характеристика школьника с ОВЗ

    Общие сведения о ребенке

    Диагноз: задержка психического развития

    Дата рождения: 15.06.2013 г.

    Дата поступления в школу : 01.09.2018 г.

    Характеристика семьи

    Семья полная, ребенок единственный в семье. Воспитанием занимаются оба родителя. Воспитанию и обучению ребенка в семье уделяется достаточное внимание.

    Характеристика учебных умений:

    Особенности речи: словарный запас ребенка не соответствует норме, в пределах обихода, несколько ограничен; слоговая структура не нарушена. Грамматический строй речи сформирован недостаточно; особенности словообразования в стадии формирования; сформировано образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, не сформированы уменьшительно-ласкательные формы существительных, умеет согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

    Звукопроизношение в пределах возрастной нормы, фонетический строй сформирован; изолированно все звуки ребенок произносит правильно, при увеличенной речевой нагрузке наблюдается смазанность речи, фонематических дефектов звукопроизношения нет; фонематический слух сохранен. Связная речь соответствует возрастной норме, характер предложений простой, распространенный; ребенок умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации.

    Особенности моторики: общая моторика в норме, ручная моторика в норме. Ведущая рука – правая.

    Характеристика деятельности:

    Навыки самообслуживания: ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки и расчесываться умеет; одеваться может при помощи взрослых, раздеться может самостоятельно; шнурки завязывать не умеет; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой и вилкой, умеет убирать свои вещи.

    Игровая деятельность: ребенок предпочитает сюжетно-ролевые игры, содержание простое, длительность не превышает 15 минут; в играх ребенок активен, выбирает роли, связанные с управлением сюжетом игры; игру в целом доводит до конца; правила игры иногда нарушает, со сверстниками в игре взаимодействует; уровень развития игровой деятельности в норме; подключает воображение к игре. В конфликтной ситуации наблюдаются сильные аффективные реакции (плач, крики); игру умеет поддерживать до тех пор, пока ребенку интересен сюжет. Нарушение игровой деятельности происходит, если сверстники не подчиняются правилам, установленным ребенком.

    Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собирать матрешку, пирамидку, сложить по образцу фигуру из счетных палочек, выполнить фигуру из кубиков; навык рисования на стадии формирования.

    Отношение к занятиям: ребенок контролирует свою деятельность, доводит дело до конца; педагогу и детям на занятиях не мешает; истощается через 20 минут после начала занятия; работает равномерно, темп деятельности средний; помощь принимает во всех видах; затруднения преодолевает при помощи взрослых, но если взрослый не поможет, то у ребенка начинается плач.

    Личностные особенности: эмоциональные реакции не всегда адекватны; ребенок в деятельности активен, проявляет инициативу в общении; преобладающее настроение – радостное; поведение адекватно ситуации; у ребенка адекватное отношение к окружающим, старается помочь взрослым и сверстникам, не агрессивен, не лжив; умеет подчиняться требованиям взрослых; ребенок аккуратен и чистоплотен; адекватная реакция на похвалу и порицание.

    Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение – радостное; ребенок доброжелателен к окружающим; есть аффективные вспышки; фобических реакций нет; ребенок решителен, активен в деятельности.

    Динамика коррекционно-образовательной помощи: ребенок показывает незначительные продвижения в деятельности, требуется системная коррекционная работа, направленная на расширение навыков счета, пространственных навыков, а также навыков письма, развития речи.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ

    Дмитриев Александр Семенович

    Обучается по адаптированной рабочей программе

    У Саши особенности развития были отмечены в возрасте 6 лет. По заключению ПМПК было решено перевести ребенка в специальное (коррекционное) дошкольное образовательное учреждение. Обучение в школе начал в 2017 году в возрасте 7 лет.

    Темп психического развития у ребенка замедлен, в частности, присутствует недоразвитие речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Объем знаний и умений соответствует требуемому уровню школьной программы.

    Ребенок успевает по математике, русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству, физической культуре, технологии. Есть сложности по литературному чтению, связанные с особенностями речи Саши. К учебе ребенок относится положительно, на уроках занимается с удовольствием, есть учебная мотивация; домашние задания выполняет с мамой.

    Общее развитие ребенка, в целом, соответствует возрастной норме: у Саши широкий кругозор, есть некоторые знания в различных сферах науки. Настроение Саши неустойчиво, есть склонность к аффективным вспышкам вследствие неудачи, переживания по поводу неуспеха или неудачи носят кратковременный характер. Преобладающее настроение – доброжелательное, положительное. Саша в целом работоспособен, утомляется через 30-35 минут после начала урока.

    Саша интересуется темами, которые раскрываются на уроках, а также имеет интерес к техническим наукам. Интерес устойчив и осознается ребенком, он активно ищет дополнительную информацию в интересующей его области науки.

    Ребенок положительно относится к учителям и одноклассникам, старается помогать во время уроков и во внеучебной деятельности. Конфликтов с одноклассниками не имеет. Саша достаточно настойчив, когда у него не получается достичь желаемого, проявляются аффективные вспышки (плач, отказ от деятельности). Саша имеет адекватную самооценку.

    Поведение ребенка соответствует норме: Саша соблюдает дисциплину на уроках, выполняет требования учителей, навыки культуры поведения развиты в полной мере.

    Саша очень общителен: легко заводит контакт со сверстниками и младшими ребятами; при общении уравновешен, спокоен и доброжелателен. В классе пользуется авторитетом, т.к. одноклассники часто просят помощи у него. К одноклассникам и учителю относится положительно, уважает классного руководителя и выполняет его требования.

    Как было отмечено, у ребенка есть речевое недоразвитие, что вызывает сложности при чтении; при общении это проблем не вызывает. С Сашей работают педагог-психолог, логопед и дефектолог, чтобы скорректировать речевой аппарат ребенка. Саша посещает занятия, направленные на развитие внутреннего мира ребенка, а также кружок по легкой атлетике.

    1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

    2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

    3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

    4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

    5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

    6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

    7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

    8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

    9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

    10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

    11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

    Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

    Педагогическая характеристика Педагогическая характеристика на Домашний адрес___ Дата рождения___ ___ посещает детский сад с ___ года. Воспитывается в неполной.

    Педагогическая характеристика семьи 1. Состав семьи, образование ее членов, имел ли место распад семьи: полная малодетная семья; мать — среднее специальное образование, отец.

    Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.

    Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

    Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.

    Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 "СОЛНЫШКО". Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 "Солнышко" с августа.

    Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

    Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования Современное состояние разработанности в научной литературе проблемы психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

    Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Под людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понимаются такие, у которых присутствуют определённые недостатки в физическом или в психическом развитии. К таким пациентам можно отнести глухих и слабослышащие; слепые или слабовидящие; имеющие тяжёлые нарушения речи или опорно-двигательного аппарата и некоторые другие категории патологии.Под людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понимаются такие, у которых присутствуют определённые недостатки в физическом или в психическом развитии. К таким пациентам можно отнести глухих и слабослышащие; слепые или слабовидящие; имеющие тяжёлые нарушения речи или опорно-двигательного аппарата и некоторые другие категории патологии.Под людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понимаются такие, у которых присутствуют определённые недостатки в физическом или в психическом развитии. К таким пациентам можно отнести глухих и слабослышащие; слепые или слабовидящие; имеющие тяжёлые нарушения речи или опорно-двигательного аппарата и некоторые другие категории патологии.Под людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понимаются такие, у которых присутствуют определённые недостатки в физическом или в психическом развитии. К таким пациентам можно отнести глухих и слабослышащие; слепые или слабовидящие; имеющие тяжёлые нарушения речи или опорно-двигательного аппарата и некоторые другие категории патологии.

    Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Мирзоева Алла Борисовна

    воспитатель ДОУ

    Под людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понимаются такие, у которых присутствуют определённые недостатки в физическом или в психическом развитии. К таким пациентам можно отнести глухих и слабослышащие; слепые или слабовидящие; имеющие тяжёлые нарушения речи или опорно-двигательного аппарата и некоторые другие категории патологии.

    Таким образом, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, являются такие дети, которым, имеющаяся у них патология препятствует освоению образовательных программ вне созданных специально условий воспитания и образования.

    Чрезвычайно неоднородна и группа школьников с ограниченными возможностями здоровья. В эту группу входят дети, имеющие различные нарушения развития: зрения, слуха, речи, интеллекта и опорно-двигательного аппарата, а также с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Это означает, что важнейшим приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход и этот подход должен базироваться на психофизических особенностях развития каждого ребёнка.

    Основой оценки физического развития являются такие параметры, как:

    пропорции отдельных частей тела;

    степень развития функциональных способностей организма конкретного индивидуума, включающая в себя жизненную емкость легких, мышечную силу кистей рук, мышечный тонус и развитие мускулатуры; состояние опорно-двигательного аппарата и осанки; развитие подкожного жирового слоя. Все такие показатели зависят от зрелости и дифференцировки клеточных элементов тканей и органов.

    Опыт истории показывает, что о физическом развитии, прежде всего, судят по внешним признакам, имеющие морфологические характеристики. Если к этим данным прибавить сведения о функциональных параметрах организма, то ценность таких данных возрастает неизмеримо. Поэтому такие данные следует рассматривать совместно, что даст возможность получить объективную оценку.

    Под психическим развитием понимают закономерное изменение психических процессов во времени, которое выражено в их качественных, количественных, а также в структурных преобразованиях. Развиваясь психически, индивидуум приобретает новые функции и качества, а их качественные и количественные характеристики изменяются и одновременно преобразуются уже имеющиеся формы психики.

    Современная педагогическая наука рассматривает несколько возрастных этапов и каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями. Педагогический опыт и психолого-физиологические исследования определяют следующие возрастные этапы психофизического развития детей 1 :

    младенческий – от рождения до 1 года;

    преддошкольный – от 1 до 3 лет;

    дошкольный – от 3 до 7 лет;

    младший школьный – от 7 до 12 лет;

    подростковый – от 12 лет.

    Руководствуясь темой настоящей выпускной квалификационной работы, рассмотрим особенности психофизического развития у отдельных категорий детей младшего школьного возраста.

    Особенности психофизического развития у глухих, слабослышащих, позднооглохших детей младшего школьного возраста.

    Основное отличие в темпах психофизического развития этой категории детей состоит в том, что развитие у таких детей после рождения замедляется и в последующие периоды ускоряются.

    У детей с нарушением слуха в процессе школьного обучения развивается произвольное внимание, и формируются основные его свойства, но такое внимание развивается и формируется с большим отставанием. Причиной отставания в развитии, прежде всего, речи и является более позднее становление внимания.

    Одновременно глухие дети по всем показателям их развития образной памяти от тех детей, которые слышат нормально. Это проявляется в том, что в начале младшего школьного возраста они путают места расположения предметов, которые сходны между собой по их реальному функциональному назначению или по изображению. Они могут смешивать образы сходных предметов и затрудняются в переходе от слова к тому образу предмета, который этому слову соответствует.

    Оценивая характер произвольного запоминания детьми с пониженным слухом и глухими детьми наглядного материала, можно сделать заключение, что в их памяти такие образы предметов в гораздо меньшей степени, чем у тех, которые слышат, организованы в систему.

    Рассматривая формирование словесно-логического мышления глухих детей, следует отметить, что оно резко отстаёт от тех их сверстников, которые слышат, а это влечёт за собой и общее отставание в познавательной деятельности.

    Наглядно-образное мышление у таких детей несколько ближе к нормально слышащим детям.

    Большой проблемой для глухих и слабослышащих детей является анализ текстов, и они достаточно часто не акцентируют внимание на важных деталях.

    У таких детей идёт формирование сложных процессов, которое требует наличие не только зрительного образа, но и синтез целого, идет более медленно. Воспринимая образ зрительно, ими с большим трудом воспринимается образ единого аналитико-синтетического процесса. Поскольку происходит неполный анализ и синтез, то и составные элементы неверно объединяются. В этом возрасте глухие дети значительно уступают слышащим в точности опознания эмоциональных состояний.

    У слабослышащих и глухих детей в младшем школьном возрасте трудности сохранения равновесия. Если такие дети идут с открытыми глазами, то держаться они так же, как и дети, слышащие обычно, а если они передвигаются с закрытыми глазами, то у 45% детей наблюдается расстройство равновесия. Определяется низкая, по сравнению со слышащими детьми, скорость выполнения отдельных движений, что приводит к замедлению и всего темпа деятельности в целом. Такое явление объясняется тем, что потеря слуха делает менее полным процесс отражения выполнения действий. Одновременно становится менее точной и быстрой их корректировка.

    В передвижении и в действиях с предметами проявляется и развитие моторики, поскольку потеря слуха создаёт более сложные условия для развития двигательной активности.

    Особенности психофизического развития у слепых, слабослышащих, поздно ослепших детей.

    Для детей этой группы развитие высших познавательных процессов, к которым следует отнести логическую память и внимание, речь, мышление развивается нормально, но конструктивное мышление замедлено. Сужен чувствительный опыт, а это приводит к нарушению соотношения между конкретным и абстрактным мышлением – конкретные представления не могут быть основой для абстрактных представлений. У детей такой патологии ограничены возможности сравнения тех предметов, которые ими воспринимаются, а также затруднено выделение имеющихся различий в предметах, которые имеют сходные признаки. Словесно-логическое мышление опережает развитие наглядно-образное. В результате отмечаются ограниченность представлений и знаний о том мире, который окружает ребёнка, наблюдается недостаточность абстрактного мышления и имеется неточная предметная соотнесённость слов. Высокий уровень развития имеется у словесной памяти. Данное обстоятельство даёт возможность компенсировать дефект зрительного восприятия в процессе обучения.

    Дети, имеющие названную патологию, имеют также своеобразную речь и вербальное мышление, но их речь формируется с определенной задержкой и в интонациях, а также структуре подражает речи взрослых, но если ребёнок имеет тяжёлое нарушения зрения, то и речь его отличается системным нарушением. Такой речи присуще несформированность лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон.

    Из-за особенностей патологии у таких детей сужены возможности общения, а также взаимодействия с окружающим их миром, что означает необходимость оказания взрослыми помощи такому ребёнку при организации им игровой и предметной деятельности – нормально общаться с окружающими такой ребёнок не может.

    Конкретно говоря об учениках начальной школы, следует отметить их достаточно отчетливую сниженную активность. Как сама слепота, так и её последствия снижают возможность и активность применения на практике усвоенного. Особенно это относится к трудовой деятельности, в том случае, когда такие дети, в процессе обучения, не учатся систематически и организовано такие трудности преодолевать.

    Чаще недостатки активности встречаются у незрячих детей от рождения, то есть слепорождённых, реже у тех детей, которые ослепли в последствие и ещё реже у частично зрячих. В процессе же компенсации, постепенно, с помощью систематических педагогических воздействий отражательная деятельность слепых детей может быть активирована и может достичь определённого уровня.

    В физическом развитии таких детей можно отметить ослабление мышечной системы и пониженную двигательную активность. Им присуща излишняя осторожность и неуверенность, связанная с повседневными необходимыми и жизненно важными движениями сказываются на работе других систем организма, в том числе кардио-распираторную. Указанные обстоятельства приводят к задержке функционального и физического развития таких детей. Такие учащиеся испытывают трудности с ориентировкой в пространстве и у них часто нарушена координация движений.

    Особенности психофизического развития у детей с ТНР.

    В тех случаях, когда у ребёнка неполноценная речевая деятельность, то указанная патология находит отражение в интеллектуальной, сенсорной и аффективной сферах деятельности. В таких случаях может быть отмечена недостаточная устойчивость внимания, а также в определённой мере ограничена возможность распределения этого внимания. Обычно у таких детей относительно сохранена логическая и смысловая память, но нарушена память вербальная и страдает продуктивность запоминания: сложные инструкции они забывают, а также не помнят последовательность заданий и их элементы. Некоторые дети, как правило, наиболее сложные в этом отношении, имеют низкую активность припоминания, которая может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Перечисленные дефекты способствуют снижению возможности познавания и обучаемости.

    Особенности психофизического развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Для детей, имеющих такие трудности в развитии, особенно трудно решать такие задания, для которых необходимы средства наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Причинами этого является то, что недостаточная сформированность образного и наглядно-действенного мышления сочетается со стойкими речевыми расстройствами, что обуславливает отставание в развитии словесно-логического мышления. Характерной особенностью таких детей и их способа мышления являются и нарушения динамики мыслительных процессов, поэтому часто нарушена и недостаточна последовательность их мышления.

    Дети, страдающие ДЦП, имеют сильно сниженную активность, следствием чего является отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими их людьми, поэтому у них нарушена познавательная деятельность и имеются расстройства волевого и эмоционального характера, а также определённое нарушение внимания. Таким детям свойственны инертность, низкая активность, высокая отвлекаемость и трудность привлечения к целенаправленной деятельности.

    При выполнении любых заданий, такой ребёнок малоактивен и в выполнение любого задания он включается медленно, что требует постоянной стимуляции для завершения полученного задания.

    Если личность сформирована по типу психического инфантилизма, то результатом является нарушение созревания лобных отделов головного мозга. Дополнительными условиями развития личностями по такому типу являются неправильное воспитание, связанные с ограничением общения и деятельности. Это может быть обусловлено не только речевой и двигательной недостаточностью, но и повышенной опекой.

    Нередко и в старшем школьном возрасте может сохраняться такой инфантилизм, который проявляется в виде повышенного интереса к детским играм и слабости волевых усилий, повышенной внушаемости и недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности.

    В том случае, если личность развита по сложным формам инфантилизма, а именно такое развитие присуще детям с церебральным параличом, то вместе с основными проявлениями имеет место повышенная психическая истощаемость и двигательная расторможенность.

    Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.

    Дети, уровень психического развития которых отстаёт от их сверстников, приходят к школе с такими же особенностями, которые характеризуют старших дошкольников. В общем виде это выражается в отсутствии готовности к школе: представления и знания о той действительности, которая их окружает, у таких детей неполноценны и обрывочны, а основные операции, которые имеют мыслительный характер, сформированы недостаточно. Имеющиеся же мыслительные навыки – неустойчивы. Крайне слабо выражены у таких детей познавательные интересы, в целом учебная мотивация отсутствует. Желание идти в школу основано только на внешней атрибутике (приобретение ранца, тетрадей, карандашей и пр.). В целом речь не сформирована до необходимого уровня. Например, даже элементы многочисленной речи отсутствуют, так же, как и произвольная регуляция поведения. В итоге таким детям очень трудно соблюдать режим и распорядок школьного дня, что требует, в том числе, и подчинения строгим правилам поведения, что означает трудности адаптации к школе. В целом для их учебной деятельности характерна низкая продуктивность.

    Школьники, имеющие задержки психического развития, обладают неустойчивым вниманием, которое сочетается с повышенной отвлекаемостью.

    Если у таких школьников отсутствуют первичные недостатки, связанные со слухом или зрением, а также нарушения другой чувствительности, то всё равно для них характерна фрагментарность и замедленность восприятия.

    Характеризуя эмоционально-волевую сферу таких детей, обращает внимание их эмоциональная неустойчивость, слабость волевых усилий, изменчивость и внушаемость, в целом присутствует личная незрелость.

    Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью.

    В дошкольном возрасте у умственно отсталых детей можно наблюдать очень низкий уровень готовности к школе и обучению в ней и, одновременно, недоразвитие познавательных интересов. Для того чтобы умственно отсталые дети успешно овладевали учебным процессом, к ним необходим индивидуальный подход, который может быть осуществлён только в специализированных коррекционно-образовательных учреждениях. Этот подход направлен на корректировку дефектов психики, имеющейся у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которая наблюдается у таких детей, в первую очередь, в нарушении мышления. Эти нарушения, в свою очередь, могут быть выражены в тугоподвижности, установлении в основном частных конкретных связей и они не способны отвлекаться. В таких случаях неизбежно страдают предпосылки к интеллектуальной деятельности. Для их внимания характерно недостаточная целенаправленность и произвольность, объём внимания сужен, сосредотачиваться таким детям трудно, так же, как и переключаться с одного на другое. Часто, даже, если развита неплохая способность к механическому запоминанию, можно увидеть слабость смысловой, а тем более, ассоциативной памяти. Получаемые сведения, которые являются для таких детей новыми, запоминаются ими с большим трудом. Для того чтобы новый материал был бы ими воспринят и запомнен, требуются повторения его много раз, что следует подкреплять конкретными примерами.

    У таких учащихся имеется общее недоразвитие аналитико-синтетической деятельности, поэтому такие дети с большим трудом способны формировать все языковые обобщения и замедленно усваивают все закономерности родного языка. Поэтому перечисленные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, а также имеется качественное недоразвитие всех её компонентов: фонетико-фонематической стороны, грамматического строя речи и её лексики. Недостатки произношения затрудняют общение. Ребёнок осознаёт, что он говорит не так, как все и поэтому старается меньше пользоваться речью, а когда его о чём-то спрашивают – отмалчивается или прибегает к указательным жестам. Итогом является отрицательное развитие его эмоционально-личностной сферы.

    Ребёнок, постоянно ожидает порицания, а значит, становится замкнутым и настороженным. В тех случаях, где это возможно, он прекращает использовать речь и общается только при помощи мимики, указательных жестов стараясь только при таком способе общения показать какой предмет, он желает получить, а также выражает свое отношение (положительное или отрицательное) к происходящему. Для речи таких детей характерно существенное преобладание пассивного словаря над активным.

    Особенности психофизического развития у детей имеющих сложные дефекты.

    Ни один ребёнок не может развиваться в качестве личности, если он не овладеет предметным миром и не сможет самостоятельно ориентироваться в окружающем его пространстве, а также во времени и не научится владеть навыками самообслуживания. Если ребёнок страдает сложными нарушениями, то этот период может занять не только дошкольный, но и школьный его возраст. Непосредственное овладение чтением и письмом такого ребёнка часто занимает весь его школьный возраст.

    В настоящей главе мы рассмотрели все возможные особенности психического развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Однако кроме психического развития эти дети нуждаются и в социальной защите и адаптации, что и будет рассмотрено в дальнейших параграфах настоящей главы.

    Читайте также: