Психология семьи как малой группы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей, и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа - играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе 1.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации:

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
  • групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
  • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
  • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные - в семье родителей жены;
  • неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат- власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат - во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время) 2.

Типы семей в зависимости от числа детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные (от трех и более детей) 3.

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций) 4.

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;
  • воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи 5.

Тенденции развития современной семьи:

Семейный долг

Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.

Семейный долг - превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.

  • Долг родителей перед обществом: забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития.
  • Долг родителей перед своими детьми: родители имеют равные права и обязанности в отношении детей - забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, защита детей во всех учреждениях.
  • Долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) заботиться о своих родителях, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую прежде всего оказывают близкие, семья 6.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.

Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

  • взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае - не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

  • несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
  • сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
  • заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

  • при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
  • по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

  • при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
  • при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
  • если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

  • в случае его расторжения в органах загса - со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
  • в случае расторжения брака в судебном порядке - в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния 7.

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

  • место и ситуация знакомства молодых людей;
  • первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
  • социально-демографические характеристики вступающих в брак;
  • продолжительность периода ухаживания;
  • инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
  • время обдумывания брачного предложения;
  • ситуация оформления брака;
  • возраст будущей пары;
  • родители и отношение последних к браку своих детей;
  • динамические и характерологические особенности супругов;
  • отношение в семье с братьями и сестрами

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Неблагоприятными факторами становятся добрачные отношения, имеющие некоторые особенности:

В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22–23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия. Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16–18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18–19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

  • Психологическая (темперамент), и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания.
  • Модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.
  • Идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Психология семьи

Как возникает любовь? Л.М. Панкова выделяет три стадии любви.

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

Стадии и кризисные периоды брака

Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются.

После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Супружество среднего возраста длится 6–14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Функции семьи:

  • репродуктивная биологическое продолжение рода;
  • воспитательная формирование нравственных качеств личности;
  • социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе
  • хозяйственно-экономическая– ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;
  • духовно-эмоциональная эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;
  • сексуальная удовлетворение сексуальных потребностей;
  • досуговая– организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;
  • социализирующая– формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;
  • функциясоциального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Фазы жизненного цикла семьи:

  • вступление в брак, образование семьи;
  • рождение первого ребёнка, начало деторождения;
  • рождение второго ребёнка, окончание деторождения;
  • вступление в брак и отделение от семьи последнего ребёнка;
  • смерть одного из супругов, прекращение существования семьи.

Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.

  • традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен з материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей
  • партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

Психологический климат в семье.

Психологический климат в семье – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности, всестороннему развитию личностей в семье.

Типы психологического климата.

Благоприятный:
  • тёплый и приятный климат (атмосфера);
  • в семье царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять друг друга, помочь;
  • отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье.
Неблагоприятный:
  • тяжёлый, неприятный климат;
  • отношения неуважения, безразличия между членами семьи;
  • напряжённость отношений, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций.

Стили семейных взаимоотношений.

  • Авторитарный – преобладание диктата взрослых, чёрствость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, нежелание прислушиваться к мнению детей.
  • Попустительский – отсутствие устойчивых, а иногда вообще каких-либо отношений, отстранённость, отчуждение, безразличие дуг к другу.
  • Демократический— преобладание подлинного равноправия, тепло, взаимоподдержка, прислушивание к мнению членов семьи, богатство чувств, сотрудничество.

Нравственные требования к членам семьи.

Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи.

Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития.

Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях.

Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Поколение.

Смена поколений:

  • независящий от людей объективный фактор развития, приход на мену одного поколения другого.
  • процесс, обеспечивающий преемственность в развитии человеческого рода , то есть наследование детьми культуры, созданной предшествующими поколениями

Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.

Основные причины увеличения разрыва между поколениями:

  • быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия.
  • возрастание социальной мобильности всех видов, многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей.
  • общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.

Преемственность поколений , восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарные(родители и дети)
  • расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
  • полная – есть оба родителей

По количеству детей:

  • бездетные семьи;
  • однодетные семьи;
  • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

Виды приемных семей

  • Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  • Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  • Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует много различных подходов к изучению семьи, а также определений самой семьи, встречающихся в научной литературе.

В настоящее время отношения между супругами регламентируются российским законодательством, являющимся основой кодекса о браке и семье. Существуют три самых общих подхода к изучению семьи — можно рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений.

1. Семья как малая группа

Семья – это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);

• по составу (семья неполная, простая, сложная);

• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис — воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:

• рекреативная[51] — организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);

– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);

– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

Читайте еще:

- Очень хорошо, — сказал импозантньй мужчина. Зажегся номер семнадцатый. — Вы по-прежнему чувствуете себя совершенно расслабленным, — продолжал он. — Когда человек скажет

• Начинайте сначала столько раз, сколько будет необходимо. Постарайтесь относиться к себе с терпением и пониманием. Самобичевание вызывает эмоциональное старение.

Органическая огрубленность тела обнаруживается в необычно низком (ниже 120 см) и необычно высоком (выше 195 см) росте (карлики и гиганты), в асимметрии, разнообразных неправильных формах тела: так называемый башенный череп, ягодицеобразный череп, резкое преобладание мозгового черепа над лицевым.

Галина Ивановна Белозуб — практикующий психолог с большим опытом работы. Одной из первых в Петербурге она начала заниматься коррекцией психоэмоциональных нарушений уженщин в период гормональной перестройки, связанной с угасанием функции яичников.

Социологи и философы иногда заявляют, что индивиды определяются потребностями сообщества; на первый взгляд это мнение прямо противоположно высказанному выше. Дискуссии по данному вопросу привели к заключению, что в каком-то смысле верны оба положения. Первое правомерно с "физиологической" точки.

В любых отношениях человек что-то берет и что-то дает. Получив чтото, он испытывает вину, ощущает потребность отплатить. Тот, кто что-то дал, ощущает право требовать благодарность. Право требовать и чувство долга лежит в основе любых отношений. До тех пор, пока равновесие не восстановится, ни.

Отец Луиса вел жизнь очень разнообразную: он то работает на фабрике, принадлежащей компании Гудзонова залива, то является послушником в одном братстве, то с индейцами охотится на бизонов, то он земледелец, то мельник. Наконец, в 1849 году он достигает выдающегося положения и становится во главе.

В стадии депрессии он сначала оплакивает свои потери, а потом начинает терять интерес ко внешнему миру. Он все больше теряет интерес к людям и делам, желание встречаться с людьми постепенно уменьшается, и он оплакивает свой уход. Если ему дают погоревать, если его жизнь искусственно не.

Дюруа считает, что ему выгодно будет вступить в интимную связь с госпожой Вальтер, женой своего шефа. Несколько раз, беседуя с ней, он вворачивает в разговор лестные замечания о ее глазах, а затем почти силой вынуждает ее к сожительству с ним (с. 224)

Если ребенок набрал от 12 до 16 баллов – он явно отличается склонностью периодически жаловаться на жизнь. Правда, это случается далеко не всегда. В обычное время он мирится с тем, что есть в действительности. Возможно, такое поведение вашего ребенка связано с тем, что он предъявляет завышенные.

Читайте также: