Психология масс и анализ человеческого я краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Вы здесь: Студенты Рефераты Психология Психология масс и анализ человеческого Я. З.Фрейд

  1. Введение
  2. Ле Бон и его характеристика массовой души
  3. Две искусственные массы: церковь и войско
  4. Идентификация
  5. Одна ступень в человеческом Я

Введение

Отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его любви, к его учителю и к его врачу, т.е. все отношения, которые до сих пор были, главным образом, предметом психоаналитического исследования, имеют право считаться социальными феноменами и становятся тогда противопоставленными известным другим процессам, названным нами нарцистическими, при которых удовлетворение первичных позывов от влияния других лиц уклоняется или отказывается.

Теперь если речь идет о социальной, или массовой психологии эти отношения перестали принимать во внимание, выделяя как предмет особого исследования одновременное влияние на одного человека большого числа лиц, с которыми он чем-то связан, хотя они во многом могут ему быть чужды. Таким образом, массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, интуиции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Такой разрыв естественной связи породил тенденцию рассматривать явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях, как выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

Массовая психология, только зарождающаяся, включает еще необозримое множество отдельных проблем и ставит перед исследователем бесчисленные, пока еще даже не систематизированные задачи. Одна только группировка различных форм образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу. Сравнивая эту небольшую работу со всем объемом задания, следует, конечно, учесть, что здесь могут быть обсуждены лишь немногие пункты материала.

Ле Бон и его характеристика массовой души

Ответить на три эти вопроса задача теоретической массовой психологии.

«Легко установить степень различия между индивидом, принадлежащим к массе, и индивидом изолированным, менее легко вскрыть причины этого различия.

В массе, по мнению Ле Бона, стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и возникают новые качества, которыми они не обладали.

«Третья, и притом важнейшая, причина обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе. Он больше не сознает своих действий. Как у человека под гипнозом, так и у него известные способности могут быть изъяты, а другие доведены до степени величайшей интенсивности. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к выполнению определенных действий. И это неистовство у масс еще непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия.

Мысли Ле Бона о вождях масс изложены менее исчерпывающим образом, и закономерности остаются недостаточно выясненными. Он думает, что как только живые существа собраны воедино в определенном числе, все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса послушное стадо, которое не в силах жить без господина. У нее такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется каждому, кто назовет себя ее властелином.

Ле Бон различает приобретенный, или искусственный, и личный престиж. Первый, в случае людей, присваивается благодаря имени, богатству, репутации, в случае же воззрений, художественных произведений и т.п. посредством традиции. Так как во всех случаях это касается прошлого, то мало поможет пониманию этого загадочного влияния. Личным престижем обладают немногие люди, и благодаря ему они делаются вождями. Престиж подчиняет их всех и все как бы под действием волшебных чар. Каждый престиж зависит, однако, от успеха и теряется после неудач.

Две искусственные массы: церковь и войско

Из морфологии масс, можно наблюдать различные виды, а также противоположные направления в развитии масс. Есть очень текучие массы и в высшей степени постоянные; гомогенные, состоящие из однородных индивидов, и не гомогенные; естественные и искусственные, которым для сплоченности нужно также внешнее принуждение; примитивные и высокоорганизованные, с четкими подразделениями. По некоторым основаниям понимание которых пока не ясно мы хотели бы особо отметить различие, на которое другие авторы обращали, пожалуй, слишком мало внимания; я имею в виду различие между массами, где вождь отсутствует, и массами, возглавляемыми вождями. В противоположность обыкновению, мы начнем наше исследование не с относительно простых, а с высокоорганизованных, постоянных, искусственных масс. Наиболее интересными примерами таких массовых образований являются церковь, объединение верующих, и армия, войско.

И церковь, и войско представляют собой искусственные массы, т.е. такие, где необходимо известное внешнее принуждение, чтобы удержать их от распадения и задержать изменения их структуры. Как правило, никого не спрашивают или никому не предоставляют выбора, хочет ли он быть членом такой массы или нет; попытка выхода обычно преследуется или строго наказывается, или же выход связан с совершенно определенными условиями. Нас в настоящий момент совсем не интересует, почему именно эти общественные образования нуждаются в такой особой охране. Нас привлекает лишь то, что в этих высокоорганизованных, тщательно защищенных от распада массах с большой отчетливостью выявляются известные взаимоотношения, которые гораздо менее ясны в других.

Отметим, что в этих двух искусственных массах каждый отдельный человек либидинозно связан, с одной стороны, с вождем (Христом, полководцем), а с другой стороны с другими массовыми индивидами.

Сущностью массы являются ее либидинозные связи. На это указывает и феномен паники, который лучше всего изучать на военных массах. Паника возникает, когда масса разлагается. Характеристика паники в том, что ни один приказ начальника не удостаивается более внимания, и каждый печется о себе, с другими не считаясь, взаимные связи прекратились, и безудержно вырывается на свободу бессмысленный гигантский страх. Нельзя взваливать вину на степень опасности, так как та же армия, теперь охваченная паникой, безукоризненно противостояла подобной и даже большей опасности; именно в этом и состоит сущность паники, что она непропорциональна грозящей опасности, часто вспыхивая по ничтожнейшему поводу. Если в момент панического страха отдельный индивид начинает печься только лишь о себе самом, то этим он доказывает, что аффективные связи, до этого для него опасность снижавшие, прекратились. Теперь, когда он с опасностью один на один, он, конечно, оценивает ее выше. Суть, следовательно, в том, что панический страх предполагает ослабление либидинозной структуры массы и вполне оправдано на это ослабление реагирует, а никак не наоборот, т.е. что будто бы либидинозные связи массы гибнут от страха перед опасностью.

Идентификация

Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Она играет определенную роль в предыстории Эдипова комплекса. Малолетний мальчик проявляет особенный интерес к своему отцу. Он хочет сделаться таким и быть таким, как отец, хочет решительно во всем быть на его месте. Можно спокойно сказать: он делает отца своим идеалом. Его поведение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой по отношению к отцу (и к мужчине вообще), оно, напротив, исключительно мужественное. Оно прекрасно согласуется с Эдиповым комплексом, подготовлению которого и содействует.

Одновременно с этой идентификацией с отцом, а может быть, даже и до того, мальчик начинает относиться к матери как к объекту опорного типа. Итак, у него две психологически различные связи с матерью чисто сексуальная захваченность объектом, с отцом идентификация по типу уподобления. Обе связи некоторое время сосуществуют, не влияя друг на друга и не мешая, друг другу. Вследствие непрерывно продолжающейся унификации психической жизни они, наконец, встречаются, и, как следствие этого сочетания, возникает нормальный Эдипов комплекс. Малыш замечает, что дорогу к матери ему преграждает отец; его идентификация с отцом принимает теперь враждебную окраску и делается идентичной с желанием заменить отца у матери. Ведь идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения. Она подобна отпрыску первой оральной фазы либидинозной организации, когда соединение с желанным и ценимым объектом осуществлялось его съеданием и когда при этом этот объект как таковой уничтожался.

Идентификация является самой ранней и самой первоначальной формой эмоциональной связи; в условиях образования симптомов, т.е. вытеснения и господства механизмов бессознательного, часто случается, что объектный выбор снова становится идентификацией, т.е. Я перенимает качества объекта. Примечательно, что при этих идентификациях Я иногда копирует нелюбимое лицо, а иногда любимое. Достойно внимания, что в обоих случаях идентификация лишь частичная, крайне ограниченная, и копируется только одна-единственная черта объектного лица.

Одна ступень в человеческом Я

Если рассматривать жизнь отдельного человека нашего времени, пользуясь дополняющими друг друга описаниями массовой психологии, то ввиду множества осложнений можно потерять мужество и не решиться на обобщающее изложение. Каждый отдельный человек является составной частью многих масс, он с разных сторон связан идентификацией и создал свой Я-идеал по различнейшим образцам. Таким образом, отдельный человек участник многих массовых душ: своей расы, сословия, церковной общины, государственности и т.д. и сверх этого может подняться до частицы самостоятельности и оригинальности. Эти постоянные и прочные массовые формации со своим равномерно длящимся воздействием меньше бросаются в глаза, чем наскоро образовавшиеся текучие массы, на примере которых Ле Бон начертал блестящую психологическую характеристику массовой души, и в этих шумных, эфемерных массах, которые будто бы наслоились на первых. Как раз и происходит чудо: только что признанное нами как индивидуальное развитие бесследно, хотя и временно, исчезает.

Если что-нибудь в Я совпадает с Я-идеалом, всегда будет присутствовать ощущение триумфа. Чувство виновности (и чувство неполноценности) может также быть понято как выражение напряженности между Я и Я-идеалом.

Как известно, есть люди, у которых общая настроенность периодически колеблется; чрезмерная депрессия через известное среднее состояние переходим в повышенное самочувствие, и притом эти колебания проходят в очень различных больших амплитудах, от еле заметного до тех крайностей, которые в качестве меланхолии и мании в высшей степени мучительно и вредоносно нарушают жизнь таких людей. В типичных случаях этого циклического расстройства внешние причины, по-видимому, не имеют решающего значения; что касается внутренних мотивов, их мы находим не больше, и они не иные, чем у всех других.

Фрейд при противопоставлении индивидуальной и массовой психологии не находит между ними существенных отличий. При этом он подчеркивает, что противопоставление социальных и нарциссических душевных процессов входит в область психологии личности и не используется как отличительная характеристика для отделения психологии личности от массовой психологии. При первоначальном прочтении данного тезиса не сразу понятно, что именно имеет ввиду автор: имеется ввиду наше отношение к членам общества либо наши нарциссические желания? Однако, далее он поясняет это следующим образом: отношение личности к членам социума (к родственникам, друзьям и близким) – это отношение к конкретной личности, а не к массе людей в целом. При массовой психологии – это влияние на человека отношений с большим количеством людей (массой) единовременно и в целом. Под отдельным человеком он понимает члена сообщества, который при соединении с несколькими такими же членами превращается в массу. С точки зрения социальных наук с таким обобщением, сделанным автором, можно согласиться, поскольку не выявляются какие-либо ярые противоречия.

При этом Фрейд спорит с теми, кто выделяет существенные отличия между массовым и индивидуальным психологическим поведением. И при этом отмечает, что социальные явления берут свои начала в семейных отношениях. В настоящее время мнение автора также подкрепляется опытом индивидуальной и коллективной психоаналитической терапии.

В своей работе Фрейд приводит критику трудов Лебона, выделяя в ней ряд противоречий и недоработок:

  1. Лебон говорит о массовой, коллективной душе, которую приобретают индивиды, ставшие членами массы, при этом они по разному мыслят и чувствуют, нежели чем действовали и мыслили по отдельности. То есть масса по Лебону – это не сумма членов ее составляющих, а некая новая характеристика. Однако Лебон не отвечает на вопрос о том, что является связующим звеном в массе, что является такой характеристикой массы?
  2. Лебон говорит о том, что в массе расовое бессознательное вступает на первый план. Фрейд считает, что обнажается не расовый, а бессознательный фундамент, который у всех одинаков.
  3. Лебон придает слишком большое значение появлению новых качеств в массе, Фрейд, однако, на этом акцента не делает, подчеркивая тот факт, что в массе устраняются вытеснения и на первый план выходят проявления бессознательного.
  4. Хоть Лебон и упоминает вскользь о заражаемости массы, но Фрейд придает этому феномену гораздо большее значение.
  5. Недостаточное разграничение Лебоном понятий заражаемости и повышенной внушаемости. Фред истолковывает заражение как влияние друг на друга отдельных членов массы, а внушение в массе – подобны феноменам гипнотического внушения. При описании внушения Лебон также не упоминает ничего о внушающей фигуре – гипнотезере.
  6. Лебон не формирует описание фигуры вождя массы, закономерности массообразования у него с выделением образа вождя недостаточно четко описаны. Также не упоминается в его работе описание роли вождя и такого явления, присущего вождю, как наличие власти, или престижа.
  7. Фрейд в критику Лебона замечает, также, что и массовая душа способна к мыслительной работе с принятием великих решений, к сотворению произведений искусства.

Обобщая позицию Фрейда относительно работы Лебона можно сказать о том, что Лебон не вводит новизны в описание понятия и проявлениях массовой души. Также, на по его мнению не является новым взгляд Лебона о торможении коллективом интеллектуальной деятельности и о повышении в массе эффективности. Фрейд подчеркивает тот факт, что Лебон описал далеко не все проявления массовой души, а также что эти проявления носят прямо противоположный характер. При дальнейшем прочтении работы Фрейда можно говорить о том, что он детально рассматривает вышеупомянутые вопросы, по которым критикует недоработки своих предшественников, изучающих вопросы массовой психологии.

Стоит отметить, что Фрейд выражает искреннее удивление тому факту, что самым ярким феноменом массы является повышение аффективности, вызванное в каждом отдельном ее члене с помощью так называемого эмоционального заражения. Далее на страницах своего произведения он уделяет большое внимание данному вопросу.

В итоге Фрейд отмечает, что в работах по массовой психологии есть противоречия, которые он попытается устранить в своем труде, что ему во многом удается.

Виды масс по Фрейду

Автор говорит о том, что в церкви и войске культивируется наличие верховного властителя, который, как позиционируется, любит каждого отдельного члена массы равной любовью. Фрейд считает это иллюзией, с чем мы не можем с этим не согласиться, поскольку иное являлось бы абсурдным и практически не выполнимым. На этой иллюзии, по его мнению, все и держится в массе. Христос и Полководец играют схожие роли к представителям паствы и войска. Примеры руководства массами со стороны выдающихся полководцев (Македонский, Наполеон, Суворов и др.), а также пророков (Иисус, Магомет) подкрепляют выводы, сделанные Фрейдом в данной работе.

По мнению автора либидинозный фактор лежит в основе сплочения членов массы. Каждый член массы (человек) либидинозно связан как с вождем, так и с другими индивидами. Проверить данный тезис можно практически, вступив в какую-либо массу под руководством вождя, либо вспомнив примеры из истории, кинематографа. При этом одним из главных явлений массовой психологии Фрейд считает несвободу в массе отдельного человека, что также подкрепляется примерами личного или наблюдаемого со стороны участия в массовых образованиях.

Либидные связи в массе

  • рациональные объяснения (инстинкт самосохранения);
  • внушение (по мнению Лебона, Макдугалла).

Фрейд не сомневается в том, что мы впадаем в аффект, признаки которого замечаем в другом человеке. Постулируя наличие аффективности при вступлении в массу, Фрейд подходит к понятию либидо, тем самым уходя от объяснения душевных изменений посредством внушения на членов массы.

Следует согласиться с мнением автора о том, что любовные отношения представляют собой сущность массовой души, ибо:

  • Масса объединяется некой силой;
  • У индивида возникает потребность, а не противоборство (т.е. из любви действовать в интересах массы).

При этом сложно представить, что такой объединяющей силой может быть менее мощная, энергетически заряженная сила, либо сила, имеющая негативную степень окрашенности.

Рассматривая вопросы взаимоотношения людей друг к другу в аффективной среде, Фрейд приводит следующую цепочку умозаключений:

  • Существует непереносимость слишком интимного приближения между людьми и формирование осадка враждебных чувств;
  • При образовании массы и в массе наблюдается исчезновение такой нетерпимости;
  • Исчезновение непереносимости как результат ограничения нарциссизма возникает вследствие либидинозной связи с другими людьми;
  • Таковыми связями являются, как было упомянуто автором ранее, любовные первичные позывы, которые не потеряв энергии, все же отклонились от непосредственной цели.

Логика, построенная автором в своей работе, позволяет прояснить читателю общую картину построения аффективных связей в массообразованиях и согласиться со сформулированными выводами.

Однако, рассматривая такой феномен, как паника Фрейд говорит о том, что аффективные связи в массе разрываются, а опасность для ее членов кажется существенно выше. Паника с его точки зрения — это разложение массы (потеря связи с вождем). Вследствие этого появляются жестокие и враждебные импульсы к другим людям, которых ранее не было. При обращении к примерам панических состояний армии во время сражений, либо масс людей, охваченных паникой в социально-бытовых ситуациях в современном мире, разрыв аффективных связей при панике является неопровержимым фактом.

При этом автор выстраивает параллели между массовым страхом (паникой) и невротическим страхом отдельного индивида, что в свою очередь подтверждается его ранее сформированными выводами.

Идентификация

Фрейд разрабатывает механизм массообразования на основании принципов идентификации, как самых ранних проявлений эмоциональной связи с другим лицом. Его выводы подкрепили следующие особенности идентификации:

  • Возникновение эмоциональной связи с объектом;
  • Замена либидинозной связи;
  • Возможность идентификации при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов.

Если взять за основу первоначальные вводные, предлагаемые автором относительно особенностей идентификации, можно согласиться со сформулированными им выводами о том, что идентификация является механизмом образования масс и формирования в ней эмоциональных связей между объектами таких масс.

Фрейд выделял разницу между идентификацией с отцом (кем хотят быть) и объектным избранием отца (чем хотят обладать), выделяя при этом об амбивалентность чувств: от выражения нежности до желания устранения. Примеры такой идентификации в настоящее время являются одними из типичных прорабатываемых вопросов при работе психоаналитика с пациентами.

Фрейд также рассматривал идентификацию при невротическом образовании симптомов и говорил о том, что идентификация лишена объектного отношения к копируемому лицу (психическая инфекция). Мнение автора относительно психической инфекции сложно каким-либо образом прокомментировать, поскольку он не приводит более детальной цепочки рассуждений, на основании которых был сделан данный вывод.

Связь влюбленности, гипноза и массообразования

Функция Я-Идеала, которую описывает Фрейд формируется следующим путем:

  • При возникновении влюбленности возникает психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения (низменная чувственная любовь), таким образом:
  1. объект освобождается от критики
  2. большая часть нарциссического либидо перетекает на объект
  • Происходит замена объекта никогда не достигнутого Я-Идеала (объект занимает место Я-Идеала).

При этом Фрейд связывает понятия гипноз, влюбленность и массообразование. Он приводит доказательства того, что влюбленность близка к гипнозу, гипнотезер занял место Я-Идеала. При этом с логикой и выводами автора нельзя не согласиться. Фрейд подчеркивает, что поскольку влюбленность схожа с гипнозом, а гипнотическая связь – образование массы из двух лиц, таким образом он связывает массообразование и влюбленность. При этом образование масс занимает промежуточное положение между гипнозом и влюбленностью:

[Влюбленность ←Образование масс → Гипноз]

Масса и первобытная орда.

Рассматривая массу, Фрейд доказывает тот факт, что логика построения массы схожа с процессом построения и функционирования первобытной орды:

  1. Осуществление регресса психической деятельности к более ранней ступени (то, что характерно для дикарей и детей);
  2. Отдельный индивид находится во власти установок массовой души. При этом выполняется суггестивное влияние: не только от вождя, но и от каждого индивида на каждого другого индивида;
  3. Осуществление процесса идентификации: формирование таких социальных чувств, которые основаны на изменении первоначально враждебных чувств в связь положительного направления.

Вышеуказанные характеристики также присущи и такому образованию, как первобытная орда (базируясь на описаниях историков и антропологов).

При этом Фрейд приводит критику сформированных до него мнений о том, что стадный инстинкт неразложим, примарен как инстинкт самосохранения (возражение Троттеру). Троттер исходит и того, что необходимые у массы психические феномены берут начало в стадном инстинкте, как в продолжении многоклеточности. По его мнению, отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один.

Страх маленького ребенка Троттер рассматривает как стадный инстинкт, а Фрейд утверждает, что этот страх обращен к матери. По данному вопросу следует согласиться с обоснованием Фрейда в связи с более поздними открытиями, произведенными в психоанализе детей, а также исходя из практического наблюдения за поведением детей при общении с матерью либо членами масс (например, социальных сообществ).

Прояснение механизма гипноза

После прояснения механизмов массообразования и основ гипноза Фрейд демонстрирует, каким образом он функционирует в массе на примере первобытной орды:

На основе сделанных ранее выводов хотелось бы отметить, что Фрейд объясняет принудительный характер массообразования, в т.ч. происхождение первобытной орды с помощью гипноза (внушения), основанное не на мыслительной работе, а на эротической связи, что не совпадает с выводами, сделанными ранее его предшественниками. Однако логичность рассуждений и приведение доказательной базы позволяет согласиться с мнением автора.

Ступень в конституировании человеческого Я

В каждом обществе, социальной массе существуют свои моральные устои и правила, которым необходимо следовать, чтобы остаться в данной группе.

Позволяя себе делать то, что в одиночку бы не осмелился, человек может нарушать правила своей группы или группы, по отношению которой совершаются действия. Человек бессознательно попадает в клетку, где есть какая-то своеобразная имитация свободы, привлекающая его. Думая, что действуют в своих интересах, люди, абсолютно разные, манипулируемые представителями власти в данной психологической массе, делают лишь то, что от них требуется для общего блага. Таким образом все отдельные индивиды сливаются в один общий организм, с новыми свойствами и потребностями, действующий в своих интересах и следующий самым основным инстинктам, нередко проявляющий агрессию по отношению к другим группам, с которыми у него не совпадают определенные взгляды и интересы.

Если же человек не поддастся влиянию массы и будет жить и действовать так, как нужно именно ему, он будет задавлен влиянием других масс. Без чужой поддержки у него не будет сил противостоять им. То есть, чтобы противостоять одной массе, человек вынужден принадлежать другой. И хотя работа Фрейда была написала достаточно давно, данная проблема актуальна и в наше время. Психологические массы распространяют свои интересы через, столь популярные сейчас, СМИ и собирают все новых приверженцев.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рациональное зерно в словах этого психолога есть и оно даже может посеять в нас правильный ход мышления.

Зигмунд Фрейд о смысле жизни

Его книга "Психология масс и анализ человеческого Я", а также "Психология бессознательного" стала бестселлером среди населения. Книгами Фрейда увлекаются не только психологи и специалисты. Мы "не специалисты в области психотерапии", но с удовольствием читаем Зигмунда. И не зря. Его некоторые умозаключения достойны аплодисментов.

В массе стираются, по мнению Лебона, индивидуальные достижения людей, и благодаря этому исчезает их оригинальность.

Каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

За некоторыми чертами характера признана была даже связь с определенными эрогенными компонентами. Так, упрямство, скупость и любовь к порядку происходят из анальной эротики. Честолюбие предопределяется сильным уретрально-эротическим предрасположением.

Читайте также: