Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы

Обновлено: 04.07.2024

2 гармоничное развитие: наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней; возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития; наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности; сформированность основных возрастных новообразований; возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.

3 психологическое здоровье - совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие.

5 Основные критерии психологического здоровья: стремление улучшать качество основных видов деятельности общения, учебы, спортивных занятий и пр.; сформированность соответствующих возрасту новообразований; адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.

6 Неудача в учении: несоответствие полученного ребенком результата учебной деятельности необходимому, вызывающее эмоциональное переживание и последующее изменение поведения.

7 Факторы, влияющие на переживание неудачи в учении: самооценка страхи повышенная тревожность слабый тип нервной системы преобладающий локус контроль

8 Школьный стресс вызывают: проблемы адаптации сложность учебных программ дополнительные внешкольные нагрузки острая нехватка времени

10 УтверждениеЧастоРедкоНикогда 1. Я чувствую себя счастливым Я сам могу сделать себя счастливым Меня охватывает чувство безнадежности Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю Я склонен к грусти Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте Я легко расстраиваюсь 210

11 Ключ: 0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы. 4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Психологическое здоровье – это: это здоровое развитие личности; это адекватная реакция человека на те или иные события; это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Дошкольник. Развитая активность и любознательность, открытость миру взрослых, доверчивость и подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Младший школьник . Наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера в собственные возможности, уважение к общественному взрослому, учителю. Старшеклассник. Устремленность в будущее, поиски смысла жизни, построение целей и планов будущего. Подросток. Стремление к самопониманию , самовыражению и самоутверждению, утверждение ценностных ориентаций . Проявления психологического здоровья:

Психологическое здоровье-это Г армония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой)

Уровни психологического здоровья: Высший (креативный) Средний (адаптивный) Низкий (дезадаптивный)

Что влияет? Средовые факторы Личностные особенности

Профилактика и коррекция: Диагностика Коррекционная работа

Уровень адаптированности 16

Уровень коммуникабельности 4

Состояние эмоциональной сферы

Внутрисемейные отношения 17

Коррекция: Коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Занятия в комнате психологической разгрузки. Песочная терапия.

В начале 2016 – 2017 году было обследовано 52 учащихся Диагностика школьной тревожности

Диагностика школьной тревожности

Диагностика школьной тревожности

Диагностика самооценк и

Исследование школьной мотиваци и

Для решения возникающих проблем можно выделить следующие модели взаимодействия их участников Ученик-учитель; Ученик – учитель – психолог; Ученик – психолог; Ученик – учитель – психолог – родители ; Ученик – учитель – психолог – родитель - …

Как создать условия для создания психологически здоровой личности: Просьба вместо требования и приказа Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия Организация вместо жесткой дисциплины Компромисс вместо конфронтации Доброжелательное прикосновение Подбадривание Снятие напряженного состояния

Советы педагогам: Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению. Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств .

Советы педагогам: Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям. Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым

Советы педагогам: Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей. Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

Советы педагогам: При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Советы педагогам: При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

Советы педагогам: При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – аутсайдерами, детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь. Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, наладить работу с лидерами и предпочитаемыми, использовать их помощь в руководстве классом, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению авторитета детей группы риска среди одноклассников.

Ребёнок нуждается в вашей любви именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает . ( Э. Бомбен ) Помните!

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы образовательного учреждения.

Основная задача работы школьного психолога – сохранение и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Наши дети, в большинстве своем, живут в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для их полноценного развития. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и психологического.

Что же такое психологическое здоровье?

-Это здоровое развитие личности.

-Это адекватная реакция человека на те или иные события.

-Это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Отличие психологического здоровья от психического, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом, это неразделимость телесного и психического в человеке.

Как же мы можем определить, что ребенок психологически здоров?

Для каждого возраста существуют свои проявления психологического здоровья.

Здоровый дошкольник активный и любознательный, доверяет взрослым, подражает им, но вместе с этим стремится к самостоятельности, проявляет интерес к новым игрушкам, веселый и подвижный.

У младшего школьника должна преобладать высокая учебная мотивация, интерес ко всему новому, он верит в свои силы и возможности, уважает взрослых.

Старшеклассник устремлен в будущее, он ищет смысл в жизни, ставит перед собой цели, строит планы на будущее.

Подросток стремится к самопониманию, самовыражению и самоутверждению.

Выделяют три уровня психологического здоровья:

Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справляться с трудностями.

Несколько повышенная тревожность.

Приспосабливается к внешним условиям в ущерб себе. Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.

Мы, педагоги дошкольного образования, окружаем ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Что влияет на психологическое здоровье?

К неблагоприятным средовым факторам в первую очередь можно отнести неблагоприятные семейные условия. Семья-это главное в формировании личности. Во-вторых это неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой к развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Какая же работа проводится нами в нашем учреждении?

Это проведение диагностических методик и по их результатам построение коррекционной работы. Это системетические индивидульные и групповые занятия.

Диагностика у дошкольников:

Многие разработанные диагностические методики не приемлемы для наших детей дошкольного отделения. Самое элементарное для них – восприятие цвета, поэтому использую цветовые методики. Ребенку предлагается закрасить разными карандашами фрагменты его дня. По характеру цветовыбора определяю трудности, с которыми сталкивается ребенок или же его благополучие.

У учащихся 2-3 классов выявляла состояние эмоциональной сферы, смотрела адаптацию к школе, проводила диагностику внутрисемейных отношений, оценивала уровень коммуникабельности, определяла самооценку,

Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.

Наши дети не всегда способны управлять своими эмоциями, понимать эмоциональные состояния других.

У большинства детей наблюдаются проявления агрессии, они импульсивны, раздражительны, вспыльчивы.

По результатам диагностики адаптации учащихся в школе из 20-ти обследуемых детей только 4 чел. показали низкий уровень адаптированности.

Уровень коммуникабельности достаточно высокий.

В 3 классе из 12 обследуемых детей - 10 показали высокий уровень коммуникабельности. Во 2 классе из 10 обследуемых 6 человек – средний уровень, 4 чел. –высокий.

По результатам обследования эмоциональной сферы из 24 человек 12 чел. показали стремление к домашней защите, 4 чел.- стремление к одиночеству, у 7 чел. наблюдаются явные черты агрессии.

Самооценка высокая у 22 учащихся (что является нормой в данном возрасте) и лишь у двоих она заниженная.

По результатам диагностики внутрисемейных отношений у 4 детей из 24 на рисунке семьи не изобразили себя, что позволяет нам предположить, что ребенок не отождествляет себя со своей семьей. У троих чувствуется отчужденность и напряженность в отношениях.

По результатам проведенного обследования выстраивается программа коррекционной работы, проводятся беседы с педагогами и родителями.

Проводим занятия в комнате психологической разгрузки, которые позволяют почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без вербальных оценок и критики. Сенсорная комната как профилактическое средство способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство и агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости .

В конце учебного года проводится заключительное обследование, которое помогает выявить эффективность занятий по формированию психологического здоровья.

Как создать условия для создания психологически здоровой личности

  • Просьба вместо требования и приказа
  • Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия
  • Организация вместо жесткой дисциплины
  • Компромисс вместо конфронтации
  • Доброжелательное прикосновение
  • Подбадривание
  • Снятие напряженного состояния
  • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
  • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
  • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
  • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Традиционными методами изучения эмоциональных состояний детей являются наблюдение, опросники, анкетирование, беседы с родителями и педагогами. Но часто для наших дошкольников тестирование и анкетирование являются неприемлемыми. В таких случаях в детской психологии часто используют цветовые диагностические методики Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Восприятие цвета - самое элементарное для них.

степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое здоровье – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Уровень и качество психологического здоровья человека характеризуется показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психологическое здоровье школьников

Потерял деньги – жалко,

Потерял время – досадно,

Потерял здоровье – безнадежно.

Народная мудрость

Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.

Существует более 300 определений здоровья. Выделим основные группы, в которых оно определяется:

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность;

целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но каждое определение упоминает психологическое (духовное) здоровье личности, как одно из важных звеньев в понимании здоровья.

Психологическое здоровье – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Уровень и качество психологического здоровья человека характеризуется показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психологическое здоровье ставит в центр индивидуальные психологические особенности человека, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

В качестве критериев психологического здоровья ученые выделяют следующие:

позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения);

позитивное самовосприятие окружающего мира;

способность к самоуправлению;

высокий уровень развития рефлексии;

наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;

успешное прохождение возрастных кризисов;

включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками;

способность к сопереживанию и принятию других;

стремление к гуманистическим ценностям;

адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Очень часто в современном мире наблюдается нарушение психологического здоровья. Ученые рассматривают такие нарушения в онтогенезе через преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Стиль активный

Время появления
и основное содержание
внутреннего конфликта

Стиль пассивный

Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагают объединение усилий все структур, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Основная задача взрослых создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей, начиная с раннего возраста нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создание в семье и школе благоприятного психологического климата.

Для эффективной организации психологической поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей. Нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутришкольного конфликта. Не секрет, что внутриличностный конфликт характеризируется нарушением нормального механизма адаптации и усилием психологического стресса.

Конструктивный конфликт является одним из механизмов развития личности, приобретение новых черт, новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации, положительных переживаний.

Деструктивный конфликт перерастает в жизненные кризисы, ведет к развитию невротических реакций, угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

Деструктивный конфликт неразрывно связан со стойким повышением уровня тревоги, что приводит к нарушению психологического здоровья. Факторы, способствующие формированию школьной тревожности:

неадекватные ожидания со стороны родителей;

неблагоприятные отношения с педагогами;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

смена школьного коллектива или неприятного отношения в коллективе.

Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к затяжной микротравматизации ребят, к неврозам и к повреждению самоуважения, к потере интереса к учебе.

Неблагоприятные психологические состояния и ряд личностных особенностей влекут за собой повышение уровня невротизации, что является признаком дезадаптации и риском для здоровья.

Подводя итоги, отметим, что в современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, который способен обеспечить себе и своим близким более высокий материальный уровень.

К сожалению, в последние годы, все чаще на здоровый образ жизни человека накладываются болезни, жизненные кризисы.

Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа общеобразовательных учреждений, которая должна быть направлена на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья, повышении уровня его психологической и коммуникативной культуры, определении путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Для сохранения психологического здоровья важно не только специально организовать воздействие на детей, но и необходимо научить родителей способам правильного общения с детьми, оказывая им психологическую поддержку в создании благоприятного психологического климата в семье и школе.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. – СПб.:2006.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.: 2001.

Никифоров Е.В. Психология здоровья. – СПб.:2006.

Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.:2006.

Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы.-М.:2005.


Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника, широкого спектра здоровьесберегающих образовательных технологий.

Сегодня мы подробно остановимся только на одном компоненте здоровья: психическом здоровье школьников.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни: от рождения до последних дней пребывания на земле.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

2)Развивающая и психокоррекционная работа, направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Но психическое здоровье школьников неразрывно связано с социальным здоровьем.

Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.

Данное направление в нашей работе реализуется через систему работы по коррекции и развитию ребёнка, а также адаптации детей к социуму.

Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:

профилактика асоциального поведения учащихся;

коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;

социальное сопровождение (патронат);

методическая работа с педагогическим коллективом;

работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье.

Хочется отметить, что на состояние психического здоровья школьников большое влияние оказывают их взаимоотношения с учителями. Ведь для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. К великому сожалению, в индивидуальных беседах с учащимися нам часто приходится слышать о том, что некоторые учителя нашей школы в работе с детьми используют далеко не педагогические методы воздействия на учеников: позволяют себе обрывать ученика на полуслове, оскорблять, унижать их в присутствии классного коллектива, наказывать неудовлетворительной оценкой не за знания, а за проступки не имеющие никакого отношения к обучению, наказывать физически.


-75%

Читайте также: