Психологическое сопровождение инновационной деятельности в школе

Обновлено: 03.07.2024

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.

Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода педагога к “самопомощи”. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на

– рефлексию, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;

– самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

– профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание — целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
самообразование — обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

  • Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности;
  • Формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. (Мотив — это стойкое внутреннее свойство личности, которая изнутри побуждает ее к осуществлению определенных действий.)

Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

Можно развести личностную (внутреннюю) успешность: ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т.д. – и профессиональную (внешнюю) успешность, которая обычно выражается в формальных показателях: профессиональном статусе, квалификационной категории и т. д. В качестве нашей основной цели мы должны сделать акцент именно на достижении внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Педагог, испытывающий убеждение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех — пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать себя успешным. Вот почему проблема выстраивания профессиональной карьеры педагога так актуальна в современном обществе. Успех, связанный с профессиональной деятельностью, придает надежность и устойчивость в работе.

Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.
Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:
— высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания,
— психологическая компетентность,
— педагогическая самостоятельность,
— методическая оснащенность реализуемых программ.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Сегодня, как никогда, важно обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется “готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях”.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как “самообучение” (в узком смысле – как самонаучение) и как “самосозидание” (в широком – как “создание себя”, “самостроительство”). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.

Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологами на всех этапах инновационной деятельности: от аналитического этапа до контрольно-оценочного.

  • задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
  • задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
  • задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

1.Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).
2.Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей). 3. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.
4. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов.
5. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

  • приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
  • формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);
  • формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.
  • обеспечить возможности для реализации творческого потенциала педагогов;
  • поддержка педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту;
  • оказывать помощь учителю в выстраивании успешной профессиональной карьеры.

Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушаюшим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности.

В ближайшие годы такое направление деятельности школьных психологов, как работа с педагогическим коллективом по развитию готовности к инновационной деятельности, должно приобрести новый импульс в связи с предстоящими изменениями по совершенствованию содержания и форм школьного образования.

Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности учреждения образования.

В связи с этим возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:

  • отслеживание процессов развития воспитанников;
  • отслеживание результатов инновационной деятельности;
  • отслеживание эмоционального состояния педагогов.

Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.

Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Психологическое сопровождение должно быть направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.

Цель психологического сопровождения инновационной деятельности - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.

Задачи психологического сопровождения:

Виды психологического сопровождения

Психодиагностика

Основными задачами исследования являются:

Психопрофилактика

Это организация образовательного процесса, способствующего удовлетворению, возрастных потребностей учащихся, качественного взаимодействия взрослых и детей.

Содержание психопрофилактической работы состоит в следующем:

  • выявление психологических особенностей учащихся, обуславливающих возникновение определенных сложностей или отклонений в их интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с характерологическими особенностями личности;
  • формирование благоприятного психологического климата в учреждении: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый- взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ребенок-ребенок);
  • проведение различных форм работы с педагогами, педагогами-организаторами, управленцами направленных на изучение личностных особенностей обучающихся и форм психолого-педагогического сопровождения.

Психологическая консультация

Осуществление консультаций учащихся, педагогов, родителей, администрации по проблемам обучения, формирования личности, жизненного самоопределения, самовоспитания и межличностных взаимоотношений.

Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, родительских собраниях.

Психологическая коррекция

Осуществление активного воздействия на процесс формирования личности учащегося.

Преодоление отклонений в развитии, нарушении в обучении и поведении учеников.

Разработка и реализация программы, направленной на формирование нравственных ценностных ориентаций.

Разработка и осуществление программ, направленных на устранение проблем в психологическом развитии обучающихся.

Разработка и осуществление программ психологической помощи учащимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Результативность работы

Показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.

Выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.

Сформировать единство педагогических требований к каждому учащихся в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.

Направления психологического сопровождения

Работа с учащимися включает:

  • проведение тренингов личностного самоопределения, профессионального самоопределения, самовоспитания, арт-терапии;
  • оказание помощи в решении психологических проблем;
  • проведение психодиагностического исследования личностных особенностей обучающихся;
  • информирование об итогах психолого-педагогического обследования;
  • проведение индивидуальных консультаций по запросу обучающихся, родителей, администрации, педагогов;

Работа с родителями включает:

  • проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;
  • проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности обучающегося на родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития обучающегося по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;
  • проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.

Работа с педагогами включает:

Работа с администрацией включает:

  • информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в школе;
  • совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в УО;
  • совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации инновационной и экспериментальной работы в УО;
  • участие в разработке планов работы школы.

Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможна при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей и психолога, выражающейся в организации и проведении просветительских и практических семинаров, групповых и индивидуальных консультаций, тренингов и т.п.

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба учреждения образования не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Ее задача заключается в сопровождении деятельности педагога, под которой понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий. В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

Развитие готовности к инновационной деятельности – это и есть подлинная задача практического психолога учреждения образования в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновацииприводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Инновационные механизмы развития образования включают:

  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально- психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в учреждении образования:

  • задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
  • задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
  • задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

  • Психологическую экспертизу кадрового потенциала;
  • Психологическую оценку целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса;
  • Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе;
  • Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов;
  • Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

Сопровождение реализации инновационных программ:

  • приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
  • формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);
  • формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.

Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).

Психологическую диагностику (объективную оценку личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).

Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков.
Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа
.
Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя,внушающим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

Реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновационная деятельность педагога-психолога в условиях сопровождения образовательного процесса.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на

– рефлексию, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;

– самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

– профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание — целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
самообразование — обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.
Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:
— высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания,
— психологическая компетентность,
— педагогическая самостоятельность,
— методическая оснащенность реализуемых программ. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется “готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях”.

Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:

задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);

задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;

задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

1.Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).
2.Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей). 3. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.
4. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов.
5. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

1. Сопровождение реализации инновационных программ:

2. Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).
3. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
4. Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков.
5. Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.
6. Если говорить об отдельном учителе, то задача психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в следующем:

Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушаюшим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником , способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником , создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

Реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:

Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.

Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.

Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.

Проведение сеансов психологической разгрузки.

Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Психотерапевтическая работа с педагогами.

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности.

Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208 с.

Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. – С. 53-57.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

ВложениеРазмер
rol_psikhologicheskoy_sluzhby_v_soprovozhdenii_innovatsionnoy_i_eksperimentalnoy_raboty_v_uvp.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль психологической службы в сопровождении инновационной и экспериментальной работы в УВП.

педагог – психолог средней школы №1 города Актобе Пузаренко М.А.

Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то

в качестве спутника или провожатым.

Из толкового словаря В.И.Даля

Есть термин, есть представления о целях и задачах, но очень часто педагог-психолог, работающий по этой технологии, не добивается целей психологического сопровождения. Новые технологии предполагают формирование у человека позиции по отношению к своей деятельности. А это, в свою очередь, - новые основания взаимодействия педагога-психолога с педагогом, родителем и школьниками. Для того, чтобы все специалисты продуктивно сопровождали ребёнка, необходимо обеспечить их чёткое взаимодействие между собой.

Дело в том, что каждый из участников образовательного пространства работает, существует в своих профессиональных измерениях. Педагог-психолог в технологии сопровождения, для учителя главное – учебный процесс и между делом он воспитывает, развивает, формирует. Родители кормят, одевают, иногда наказывают, иногда хвалят, в общем развивают.

Процесс становления личности школьника невозможен без переориентации установок педагогов с форматирования ЗУН на формирование ценностей позиции учащегося. Ребенок развивается не сам по себе, а рядом с миром взрослых. И подлинно человеческие ценности никогда не вырастут изнутри, их необходимо задать извне и помочь их присвоить. Поэтому взаимодействие взрослого и ребенка необходимо рассматривать в единстве их развития.

Учителю необходима помощь педагога-психолога для решения вопроса о согласовании педагогической и психологический сторон в деятельности учителя, программ и систем психолого-педагогических требований к статусу школьника. Ознакомление с требованиями и их профессиональное осмысление – это важный аспект сотрудничества педагога-психолога и педагога в процессе сопровождения детей. Это имеет большое образовательное значение для педагогов и педагога-психолога и может стать началом продуктивной работы по перестройке всего учебно-воспитательного процесс, его переориентации с чисто педагогических задач на психолого-педагогические, а далее – на конкретного ребенка и его индивидуально-личностные задачи образования и развития.

Основной принцип деятельности школьной психологической службы – это принцип совместной работы педагога-психолога, педагогов, родителей, а в фокусе деятельности – интересы ребенка как формирующейся личности. Родители, педагоги, педагоги-психологи могут занимать взаимодополняющие позиции. Чтобы сложилось такое взаимодействие, необходимо проделать большую совместную работу по формированию представлений о ребенке как развивающейся личности. В значительной степени, эта работа состоит в выработке общего понятийного пространства.

Экспериментальная поисково-ислледовательская деятельность образовательного учреждения в настоящее время динамично обновляется, совершенствуется с учётом особенностей микросреды, собственных возможностей, запросов родителей и служит основной для создания оптимальных вариантов обучения и восптиания.

Цель деятельности педагога-психолога должна быть соотнесена с целями инновационной и экспериментальной деятельности школы, в которой он работает. В качестве цели, которой будет подчиняться деятельность школьного педагога-психолога, выступит сопровождение экспериментальной и инновационной работы в УВП.

Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности ОУ различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы школы. Вместе с тем, можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала психолога.

1.Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности школы.

Первый этап - выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.

Второй этап – оценка ресурсов школы для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога - анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей обучающихся, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.

Третий этап - разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога – психолога - рефлексия по поводу психолого - педагогических основ, определяющих содержание эксперимента.

Четвёртый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психологическое развитие детей.

Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационной сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.

Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач школы в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем этапе, как и на первом, у педагога – психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

2.Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой.

Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнёрами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учётом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребёнка. Большое значение здесь имеет позиция администрации школы.

3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в школе.

Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в школе и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.

4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований учебно - воспитательного процесса.

Всякая экспериментальная инновационная работа в школе является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любой и тем более экспериментальной школе педагоги-психологи должны решать следующие задачи:

- диагностика и коррекция психического развития детей;

- психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;

-психологическое просвещение педагогов, обучающихся и их родителей.

Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в школах, где обучаются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребёнку в процессе в процессе обучения, но и изменениями учебного содержания, подборе дидактического материала с учётом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребёнка. Таким образом, структурируется видение ребёнка учителем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам учебный процесс. Вместе с тем, меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать учебный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.

5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретную школу требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и её технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в учебно-воспитательный процесс. Это новая и сложная для психолога задача.

6. Популяризация достижений экспериментальной деятельности педагогического коллектива.

Важно довести до широкой образовательной общественности всё ценное, что сделано в школе, принимать участие в дискуссиях по развитию современного общего образования в соответствующих публикациях.

7. Участие в развитии школьной психологической службы. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в ОУ.

Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в школе. Как результат, педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования модели своей деятельности.

Несмотря на разнообразие форм психологического сопровождения в зависимости от специфики экспериментальной деятельности школы, можно наметить общие направления и важнейшие задачи деятельности педагога-психолога:

1. обеспечение максимально комфортных условий для проектировщиков при создании эвристичных проектов;

2. проверка предпологаемых результатов и всего проекта на экологичность и соответствие психологическим и возрастным возможностям учащихся;

3. определение психолого-педагогических основ экспериментальной деятельности;

4. постоянный контакт с инициаторами инноваций;

5. проведение психологической экспертизы с целью определения ресурсов для далнейшего развтиия субьектов образовательной среды;

6. обеспечение оптимальных форм трансляции образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационный сети.

Педагогу-психологу предьявляются определенные профессиональные требования в работе по сопровождению образовательной среды школы, в режиме инновационной и экспериментальной деятельности, такие как:

* навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);

* хорошо ориентироваться в школьной сиуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практичесих гипотез;

* навыки организации групп детей и взрослых на совместную деятельность и общение;

* технологические, интерпретационные, аналитеческие умения;

* навыки нейтрального, безусловно, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в решении различных ситуаций, жизненных проблем;

* умения выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.

Среди личностных черт педагога-психолога имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувтсво юмора.

В настоящее время появилось описание нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков, а ориентированного на решение практических задач. Выпускник должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся ему независимо от того, какую профессию он выберет, но в любом случае это человек, включенный в систему социальных отношений, способный эффективно разрешать возникающие коммуникативные проблемы, уметь работать в режиме информационных и эмоциональных перегрузок, справляться со стрессовными ситуациями, а значит, сохранять психическое здоровье свое и окружающих.

Поэтому только комплексность и системность в проведении методической, диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей и учебно-просветительской работы, позволит решать поставленные перед школой и психологической службой задачи более эффективно, и сделает работу педагога-психолога важным составным звеном в деятельности образовательного учреждения.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002.

2. Активные методы в работе школьного психолога./Под ред. Дубровиной И.В.-М.,1989.

4. Барсукова И.Г. Педагог-психолог в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Методическое пособие для школьных психологов / И.Г. Барсукова, М.В. Токарева. – Пермь, 1998.

5. Ложкова, Г.М. Самосовершенствование ках фактор оптимизации инновационной деятельности преподавателя высшей школы/ Г.М. Ложкова // Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий. - 2009. - № 5(15).

6. Ложкова, Г.М. Технология психологического сопровождения/ Г.М. Ложкова // Вестник интегративной психологии. - Ярославль, Москва, 2009.

7. Якушева, Л.М. Психологическое сопровождение инновационной деятельности персонала: учебное пособие / Л.М. Якушева, Г.М. Ложкова, Е.В. Маняпова. - Тобольск, 2010.

Читайте также: