Психологический проект в доу по психоэмоциональной разгрузки воспитателей

Обновлено: 08.07.2024

Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.

Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.

Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – краткосрочный

Проблема

Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Участники проекта

Дети старших групп, их родители

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготови­тельный) - сентябрь-октябрь 2011 г.

- разработка положения о проектной деятельности

- оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

- подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап (основной)- октябрь 2011г. -май 2012 г .

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности.

III этап (заключи­тельный)- май-июнь 2012 г.

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

- администрация МБДОУ №67;

- воспитатели старших групп МБДОУ №67;

- специалисты МБДОУ №67 (педагог-психолог,

учитель – логопед, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, медицинский персонал);

- родители воспитанников старших групп МБДОУ №67.

Ресурсное обеспечение проекта

- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%),

- наличие квалифицированного медицинского персонала.

- наличие оборудованных помещений:

спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна;

- наличие аудио- и видео- картотеки.

- наличие нормативно-правовой базы,

- наличие диагностического инструментария,

- наличие демонстрационного материала,

- наличие образовательной программы ДОУ,

- учебно-методической литературы по образовательным программам,

- наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников.

Ожидаемые результаты

- улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Критерии оценки результатов

- снижение уровня тревожности воспитанников;

- повышение статуса детей в группе;

Дальнейшее развитие проекта

Актуальность проекта

Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.

Условия и возможности реализации проекта в ДОУ представлены ниже в SWOT-анализе.

SWOT-анализ исходного состояния проблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации, происходят серьезные изменения в формах, методах и средствах образования.

Увеличение психологических нагрузок приводит к реальному ухудшению здоровья.

Психологическая разгрузки педагогов ДОУ направлен на создание условий позволяющих улучшить микроклимат в коллективе.

Цель – сохранение физического и психического здоровья педагогов, нормализация функционального состояния, и как следствие, повышение эффективности умственной деятельности педагогов и повышение эффективности труда.

Задачи:

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.

Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода педагога к “самопомощи”.

я не могу”

я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями “

Поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

Естественные способы регуляции организма: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка. баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; СПА-процедуры. Физиологическая саморегуляция : различные движения, потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, релаксация. Способы эмоциональной саморегуляции : Смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий. Посещение тренингов, лекций, упражнений .

Естественные способы регуляции организма:

длительный сон, вкусная еда, общение с природой и

животными, движение, танцы, музыка.

баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; СПА-процедуры.

Физиологическая саморегуляция : различные движения, потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой,

Способы эмоциональной саморегуляции :

Смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем,

приятном; рассматривание цветов в помещении,

пейзажа за окном, фотографий.

Посещение тренингов, лекций, упражнений .

ПИСХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА Психологический тренинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

ПИСХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

Психологический тренинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА ПОСРЕДСТВОМ САМОГЕРУЛЯЦИИ Саморегуляция – это управление своими психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация – физическое и (или) психическое расслабление. Релаксация необходима: для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию, самовнушению; в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания; в ответственных и сложных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА ПОСРЕДСТВОМ САМОГЕРУЛЯЦИИ

Саморегуляция – это управление своими психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Релаксация – физическое и (или) психическое расслабление. Релаксация необходима: для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию, самовнушению; в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях,

требующих выдержки,

самообладания; в ответственных

и сложных ситуациях, когда

нужно сбросить страх,

излишнее напряжение.

Методы быстрого снятия эмоционального или физического напряжения

Благодаря этому тесту Вы узнаете, что обретает в глубинах вашего спокойного сознания

Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами сознания окружающий ландшафт. Какая из перечисленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаивающей и расслабляющей?

Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами сознания окружающий ландшафт.

Какая из перечисленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаивающей и расслабляющей?

Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами сознания окружающий ландшафт. Какая из перечисленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаивающей и расслабляющей?

Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами сознания окружающий ландшафт.

Какая из перечисленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаивающей и расслабляющей?




 Человек-созерцатель Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств или объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным человеком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей интуиции; она всегда будет вести вас к правильным решениям.

Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств или объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным человеком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей интуиции; она всегда будет вести вас к правильным решениям.

 Человек-организатор У вас есть природный талант к межличностным взаимоотношениям. Люди уважают вашу способность общаться с другими и то, как вы помогаете людям различных групп объединяться вместе. Одним своим присутствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффективно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите:

У вас есть природный талант к межличностным взаимоотношениям. Люди уважают вашу способность общаться с другими и то, как вы помогаете людям различных групп объединяться вместе. Одним своим присутствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффективно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите:"Хорошая работа. Продолжайте в том же духе",- люди знают, что вы на самом деле так считаете. И для них это приобретает еще большее значение.

 Человек-психотерапвт Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похоже, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что чувствуете, и люди очень скоро начинают осознавать, что они чувствовали в точности то же самое. Говорят, разделенная радость приумножается, разделенная грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состоянии помогать другим найти правильную сторону этого уравнения.

Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похоже, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что чувствуете, и люди очень скоро начинают осознавать, что они чувствовали в точности то же самое. Говорят, разделенная радость приумножается, разделенная грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состоянии помогать другим найти правильную сторону этого уравнения.

 Человек-генератор идей Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего, чего бы вы не смогли достичь.

Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего, чего бы вы не смогли достичь.

 Современное образование нуждается в успешных педагогах, уверенных в своём успехе, оказывающих позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей. Успех — пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, педагог должен почувствовать себя успешным.

Современное образование нуждается в успешных педагогах, уверенных в своём успехе, оказывающих позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей. Успех — пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, педагог должен почувствовать себя успешным.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе: Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

• Формирование благоприятного психологического климата;

• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

• Профилактика профессионального выгорания;

• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

• Снятие эмоционального напряжения.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Форма проведения: тренинг.

Оборудование: аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.

Ход проведения:

• познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

• настроить каждого участника на работу в группе;

• вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная).

3. Правила нашей группы.

• Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любой тренинг имеет правила. Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга.

• Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

• Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

• Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

• Создание обстановки доверия

5. Передача предметов по кругу

• обмен настроениями, чувств по кругу

Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки:

• установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

• снятие усталости, установление психического равновесия.

Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия, позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.

Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

8. Формулы психологической устойчивости

Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.

• Получить обратную связь от участников группы.

• Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.

10. Заключительный этап.

• Получить обратную связь от участников группы

• Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах, какие формы работы им нравятся.

Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2). Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3).

Формулы психологической устойчивости

Устойчиво стою я на земле

Устойчиво стою я на земле. Вот так!

Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!

Друзей моих я буду обнимать. Вот так!

Смеяться буду громко я. Вот так!

Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!

Формулы принятия несчастья

Что бы со мной ни случилось

Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,

Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.

То, что в судьбе неизбежно

То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.

Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.

Формулы позитивных мыслей

Начинается мой новый день

Начинается мой новый день,

Начинается моя новая жизнь!

Загорается во мне новый свет,

И рождается во мне чудо-жизнь!

Здравствуй, новый мой прекрасный день!

Здравствуй, новая моя чудо жизнь!

Здравствуй, новый в сердце дивный свет!

Здравствуй, новая моя чудо – мысль!

Формула повышения самооценки

и позитивного восприятия окружающих

Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.

В понедельник, спору нет,
Самый лучший - красный цвет.
И оранжевый, без сомненья,
Нам поднимет настроенье!















Читайте также: