Психологический климат школы как фактор развития личности ученика

Обновлено: 08.07.2024

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту

С поступлением ребенка в школу меняется его социальная си­туация развития. Школа - сложный социальный организм, отра­жающий характер, проблемы и противоречия общества. Разуме­ется, культурные различия родителей, культивируемые ими цен­ности не могут не повлиять на поведение учащихся в школе. Уче­ник не будет учиться ради учения, если учение не является ценно­стью данной культуры. Так, существуют социологические иссле­дования влияний региона, социального статуса родителей на час­тоту нарушений развития и поведения детей. Важными момента­ми являются население района, где расположена школа, социаль­ная однородность или неоднородность, социальный статус рай­она по сравнению с другими. Есть данные, что для детей из рай­онов с низким социальным статусом характерны высокий уровень правонарушений, психических отклонений и трудностей в учении. В основе этого явления лежит целый комплекс причин, одна из которых - низкий социальный статус родителей. Специальные исследования показали важную роль различных социально-экономических показателей для интеллектуального развития че­ловека. Интеллект в среднем связан с социальным положением родителей, но все-таки не жестко им определен. Есть люди, кото­рые не используют благоприятные условия развития, но есть и такие, которые могут преодолеть неблагоприятные условия. Это могут быть родители, которые компенсируют ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за низкого соци­ально-экономического статуса семьи. Но могут быть и сами дети, которые изменяют свой низкий социальный статус благодаря своим природным задаткам и личностным особенностям.

Психологи подчеркивают, что, если взаимодействие педагога с учениками строится на основе одних лишь нормативно-ролевых предписаний без учета личности и индивидуальности ребенка, это может порождать такие негативные состояния, как лицемерие, не­годование, злоба (Р.В.Петровский). Ролевой план общения пред­полагает субъект-объектную форму взаимоотношений. Педагог озабочен главным образом преобразованием когнитивной сферы ученика, его знаний, интеллекта. Критерием успешности деятельно­сти преподавателя в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Для учителя важно подогнать внеш­нее школьное поведение под определенные стандарты. Основной целью становится усвоение стандартов образования. Мотивационно-смысловая сфера ребенка игнорируется, не затрагивается. Обу­чение становится для ученика скучным, монотонным, формальным.

Стиль руководства и общения создает психологический климат в школе, классе. Психологический климат в классе может быть угрожающий и развивающий. Первый возникает при доминирова­нии авторитарного, функционально-ролевого стиля общения, делающего упор на послушание, конформизм подчиненных (учащихся). Основное средство - угрозы, обещания, поощрения и наказания. В литературе описаны признаки синдрома авторита­ризма. Однако для педагога актуальным, на наш взгляд, является развивающий психологический климат, основанный на внимании, одобрении и поддержке, направленный на укрепление человече­ского достоинства, самоуважения, развитие способностей. Вот как социальный психолог В.Б. Ольшанский характеризует при­знаки поведения педагога, создающего развивающий климат:

4. Не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остает­ся лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат.

Важнейший фактор развития ребенка - общение со сверстника­ми. Особое значение оно приобретает в подростковом возрасте, когда главным мотивом поведения и деятельности учащихся в школе является их стремление найти свое место в коллективе сверстников. Если этого не происходит, то возможно снижение у учеников успеваемости, изменение поведения, возникновение аф­фективных переживаний. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удов­летворяющее его положение. Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего являются причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Это сопровож­дается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям. Переживания по поводу общения со сверстниками для подростка являются наиболее значимыми. Вме­сте с тем часто ошибочно полагают, что подростки более всего переживают по поводу общения с учителями.

Большинство взрослых не имеют представления о динамике мо­тивов общения ребенка со сверстниками на протяжении подрост­кового возраста, о смене связанных с этим общением пережива­ний. Если в IV классе доминирующим мотивом общения является желание быть вместе со сверстниками, что-то делать, играть, то в V - VI классах возникает потребность занимать определенное ме­сто в коллективе, а в VII - VIII классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность быть значи­мым в глазах сверстников, что приводит к тяжелым переживаниям.

Непопулярность, социальная отверженность ребенка могут стать причиной отклоняющегося поведения, нарушений характера.

Низкая успеваемость или неуспеваемость составляют распро­страненную группу расстройств среди детей школьного возраста. Проблеме школьной неуспеваемости посвящено множество работ (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, Ю.З. Гильбух и др.), однако вряд ли можно считать проблему решенной. Неуспевающими мо­гут быть и психически здоровые дети. Именно стойкая неуспевае­мость, как правило, сопряжена с различными нарушениями в по­ведении. В литературе называются следующие типы отклонений в учебной деятельности: 1) общее отставание в учении (по языку, математике); 2) специфическое отставание по языку; 3) специфи­ческое отставание по математике; 4) отклонение от индивидуаль­ного оптимума учебной деятельности (Ю.З.Гильбух).

В литературе называются различные типы отклонений в учеб­ной деятельности. Так, Ю.З.Гильбух рассматривает неуспеваемость общую и специфическую. Основанием деления является принятое в психологии деление общих и специфических способно­стей. Общая неуспеваемость связана с низкими показателями психи­ческой активности: отсутствием любознательности, интеллектуаль­ной активности, низким уровнем притязания в отдельных областях умственной деятельности, инертностью нервно-психических процес­сов, неумением рационально планировать умственную деятельность, неспособностью к самоконтролю, самоорганизации.

Специфическая неуспеваемость связана с проблемами в усвое­нии конкретной области умственной деятельности. Например, отставание по языку характеризуется сложностями в овладении навыком чтения, бедностью словаря, несформированностью уме­ний выражать полно и четко свои мысли; несформированностью речедвигательных процессов, графических навыков письма, от­ставанием в овладении навыками правописания.

Проблема повышения успеваемости, по мнению ученого, не мо­жет ограничиваться преодолением отставания в учении. Необходима полная реализация способностей ученика на данный момент.

Школа - сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества. Психологический климат школы как фактор развития личности ребенка.

Школа - сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества. Разумеется, культурные различия родителей, культивируемые ими ценности не могут не повлиять на поведение учащихся в школе. Ученик не будет учиться ради учения, если учение не является ценностью данной культуры. Так, существуют социологические исследования влияний региона, социального статуса родителей на частоту нарушений развития и поведения детей. Важными моментами являются население района, где расположена школа, социальная однородность или неоднородность, социальный статус района по сравнению с другими. Есть данные, что для детей из районов с низким соци­альным статусом характерны высокий уровень правонарушений психических отклонений и трудностей в учении. В основе этого явления лежит целый комплекс причин, одна из которых - низкий социальный статус родителей.

В формировании личности ученика немаловажную роль играет стиль преподавания. Установлено, что стиль преподавания оказывает заметное влияние на характер межличностных отношений в школе, в целом на эффективность процесса обучения. Преобладание стиля общения - демократического, авторитарного, либерально-попустительского - сказывается на формировании социальных установок у школьников, способов разрешения конфликтов, характера отношений к людям.

Личности педагога отводится особое место в педагогическом процессе. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. В реальной жизни он демонстрирует модели поведения, социальные нормы и ценности.

Психологи подчеркивают, что, если взаимодействие педагога с учениками строится на основе одних лишь нормативно-ролевых предписаний без учета личности и индивидуальности ребенка, это может порождать такие негативные состояния, как лицемерие, не­годование, злоба. Ролевой план общения пред­полагает субъект-объектную форму взаимоотношений. Педагог озабочен главным образом преобразованием когнитивной сферы ученика, его знаний, интеллекта. Критерием успешности деятельно­сти преподавателя в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Для учителя важно подогнать внеш­нее школьное поведение под определенные стандарты. Основной целью становится усвоение стандартов образования. Мотивационно-смысловая сфера ребенка игнорируется, не затрагивается. Обуче­ние становится для ученика скучным, монотонным, формальным.

Стиль руководства и общения создает психологический климат в школе, классе. Психологический климат в классе может быть угрожающий и развивающий. Первый возникает при доминировании авторитарного, функционально-ролевого стиля общения, делающего упор на послушание, конформизм учащихся. Основное средство - угрозы, обещания, поощрения и наказания. В литературе описаны признаки синдрома авторитаризма. Однако для педагога актуальным, на наш взгляд, является развивающий психологический климат, основанный на внимании, одобрении и поддержке, направленный на укрепление человеческого достоинства, самоуважения, развитие способностей.

Важнейший фактор развития ребенка - общение со сверстника­ми. Если этого не происходит, то возможно снижение у уче­ников успеваемости, изменение поведения, возникновение аффек­тивных переживаний. Важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяю­щее его положение. Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего являются причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Непопулярность, социальная отверженность ребенка могут причиной отклоняющегося поведения, нарушений характера.

Низкая успеваемость или неуспеваемость составляют распространенную группу расстройств среди детей школьного возраста. Неуспевающими могут быть и психически здоровые дети. Именно стойкая неуспеваемость, как правило, сопряжена с различными нарушениями в поведении.

Любое нарушение в развитии ребенка обусловливается, как правило, совокупностью обстоятельств, взаимодействием биологических, психофизиологических, социально-психологических и педагогических факторов, каждый из которых в отдельных, конкретно случаях может иметь относительно самостоятельное значение.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Психологический климат школы как фактор развития личности ученика

С поступлением ребенка в школу меняется его социальная ситуация развития. Школа - сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества. Разумеется, культурные различия родителей, культивируемые ими ценности не могут не повлиять на поведение учащихся в школе. Ученик не будет учиться ради учения, если учение не является ценностью данной культуры. Так, существуют социологические исследования влияний региона, социального статуса родителей на частоту нарушений развития и поведения детей. Важными моментами являются население района, где расположена школа, социальная однородность или неоднородность, социальный статус района по сравнению с другими. Есть данные, что для детей из районов с низким социальным статусом характерны высокий уровень правонарушений, психических отклонений и трудностей в учении. В основе этого явления лежит целый комплекс причин, одна из которых - низкий социальный статус родителей. Специальные исследования показали важную роль различных социально-экономических показателей для интеллектуального развития человека. Интеллект в среднем связан с социальным положением родителей, но все-таки не жестко им определен. Есть люди, которые не используют благоприятные условия развития, но есть и такие, которые могут преодолеть неблагоприятные условия. Это могут быть родители, которые компенсируют ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического статуса семьи. Но могут быть и сами дети, которые изменяют свой низкий социальный статус благодаря своим природным задаткам и личностным особенностям.

Среди существенных характеристик, которые позволяют оценить внутреннюю эффективность работы школы, есть и такая, как психологический климат в школе.

Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную характеристику качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающую степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

Так кто же создает психологический климат в школе?

Семья, родители закладывают характер ребенка, его привычки, отношение к окружающим. Уклад семьи, несомненно, влияет на поведение ребенка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребенок будет воспринимать только окрик или ждать его. А если же наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.

Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь- это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.

Второе - подача информации.

Третье- установление личного контакта.

- Не стоит забывать, что самый приятный звук для человека – это его имя . Обращайтесь к ученику по имени (согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).

- Обязательно устанавливайте визуальный контакт . Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока мы просим детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

- И еще нельзя забывать о тактильном контакте, он производится через прикосновение. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети младшего школьного возраста, а также дети - кинестетики.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Но, нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни. Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и, в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить все личное за порогом школы оно, нередко, влияет на наше поведение в ее стенах.

Моральное удовлетворение учителя, которое состоит из удовлетворенности своей работой, достойной оплаты, признания труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы - также играет значительную роль в создании психологического климата в школе.

Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают климат в школе.

Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.

Читайте также: