Психологический анализ урока в деятельности педагога кратко для экзамена

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ-ляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) -- основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и уча-щихся. Анализ урока является одним из важных способов осо-знания, объективации этой деятельности ее участниками, и преж-де всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е.С. Иль-инская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон пе-дагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.

Рассмотрим урок с позиции учителя (преподавателя), с пози-ции того, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффектив-ности преподавательской деятельности, как при этом проявля-ются проективные и рефлексивные умения учителя, преподава-теля. Исходным является положение, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором пси-хологический, педагогический, методический и предметный ас-пекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.

Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, само-развития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и ре-зультате такого анализа учитель получает возможность посмо-треть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологи-ческий анализ урока позволяет учителю применить свои теоре-тические знания для осмысления способов, приемов работы, ис-пользуемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмыс-ление себя как субъекта педагогической деятельности, своего по-ведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и ре-зультат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.

Предмет психологического анализа урока многогранен: это пси-хологические особенности учителя (его личности, его деятельно-сти на данном конкретном уроке), закономерности процесса обу-чения; психологические особенности и закономерности личнос-ти учащегося, всего класса (деятельности по усвоению опреде-ленных знаний, формированию умений и навыков). Это и пси-хологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебного предмета, т.е. того материала, который передается учителем и усваивает-ся учащимся, и многое другое (Н.Ф. Добрынин) [70]. Психоло-гический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный ин-терес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение про-водить психологическое наблюдение за сложными педагогичес-кими явлениями, анализировать их, делать правильные, психо-логически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогиче-ского мастерства.

Форма психологического анализа урока

Формы и методы психологического просвещения

Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения.

Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, разъяснение результатов новых психоло­гических исследований, особенно в области обучения и воспитания;

формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности. Формами просвещения могут быть: научно-популярные лек­ции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами-про­фессионалами и т.п.

При проведении просветительной работы следует учитывать некоторые особенности как представляемой информации, так и методов ее преподнесения:

1) доброжелательность, которая выражается в искреннем
желании психолога поделиться знаниями;

2) соответствие содержания, форм и методов работы уровню
развития, возрастным и профессиональным особенностям ауди­тории;

3) научность, что означает невозможность использования
оккультных наук, различного рода знахарства, колдовства и т.п.;

4) практическая необходимость и целесообразность представляемой информации.

Наиболее перспективной является работа со школьниками, их родителями, учителями, а также руководителями предприятий, торговыми работниками, менеджерами и другими категориями.

Остановимся на работе с родителями, школьниками, учите­лями. Эта категория населения в наибольшей степени нуждается в психологическом просвещении.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологический анализ урока

Психологический анализ урока
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План лекции:
1. Психологический анализ урока.
2. Анализ деятельности педагога: роль педагога в планировании и проведении урока.
3. Характеристика уровня развития у детей данного класса универсальных учебных действий (УУД).

1. Психологический анализ урока

2. Анализ деятельности педагога: роль педагога в планировании и проведении урока

План психологического анализа урока

I. Психологическая цель урока.
1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся, формулировка цели.
2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические аспекты изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.
II. Стиль урока.
1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
˗ Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;
˗ Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
˗ Соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, ученика и т.д.) и самостоятельного поиска;
˗ Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие учащимися (кто ставит проблему, кто решает);
˗ Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
˗ Соотношение побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации);
˗ Педагогический такт учителя;
˗ Психологический климат в классе (деловой контакт, искренность в общении, атмосфера сотрудничества и т.д.). 2. Особенности самоорганизации учителя:
˗ Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);
˗ Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)
III. Организация познавательной деятельности учащихся.
1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
˗ как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;
˗ какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);
˗ как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;
˗ какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).
2. Организация деятельности мышления и воображения учащих
ся в процессе формирования новых знаний и умений:
˗ на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, открытий, выведения формул и т.д.);
˗ какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
˗ какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);
˗ каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное);
˗ как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;
˗ какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
˗ формирование навыков с помощью упражнений;
˗ предупреждение интерференций и обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы.
IV. Организованность учащихся.
1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особеннотей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);
2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.
V. Учет возрастных особенностей учащихся.
Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
VI. Выводы и рекомендации.

3. Характеристика уровня развития у детей данного класса универсальных учебных действий (УУД)



Психологический анализ урока помогает педагогу использовать свои знания для осмысления приемов, которые он использует в обучении. Преподаватель дает оценку своей деятельности, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны. Психологический анализ урока может проводить и представитель администрации школы, методист.

Что анализируется

Анализировать можно различные аспекты:

  • личность учителя;
  • поведение педагога на конкретном уроке;
  • особенности детского коллектива;
  • специфику предмета.

Форма анализа

По мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее полной, удачной формой является анализ через синтез. Все компоненты урока связаны друг с другом и зависят друг от друга. Без обратной связи ученики не усвоят материал, а педагог не сможет оценить то, насколько хорошо были приняты его объяснения.

Компоненты выделяются и показываются посредством соотнесения.

По мнению А.В. Брушлинского, педагог должен самостоятельно раскрыть систему этой взаимосвязи. Это позволит ему обратить должное внимание на необходимое для ее решения свойство.

Объясняя ученикам новый материал, учитель может выглядеть в их глазах не как скучный наставник, а как увлекательный собеседник. Это происходит тогда, когда педагогу удается организовать ситуацию общения. Делается это посредством вовлечения учащихся в дискуссию.

Когда педагог вместе со своими воспитанниками решает поставленные задачи, он предстает перед ними в качестве исследователя.

Психологическому анализу подлежат два активнейших субъекта образовательного процесса — сам преподаватель и его воспитанники. Их взаимосвязь опосредована учебным предметом. Процесс взаимодействия объединяет все стороны.

Толкование урока

Наиболее полным считается толкование урока по Л.Т. Охитиной. Оно представляет собой следующее:

  • целью урока является воздействие на личность воспитанника;
  • изменения в структуре личности ученика наблюдаются тогда, когда он действует по внутреннему убеждению;
  • все элементы урока должны воспитывать;
  • центральным элементом учебного процесса является организация познавательной деятельности воспитанников;
  • успех процесса зависит как от мастерства педагога, так и от индивидуальных особенностей характера учеников.

Существует три плана психологического анализа урока:

  • Анализу подлежат такие моменты, как развитие, воспитание ученика, а также формирование его нравственности. В ходе анализа рассматривается то, насколько урок соответствует воспитательным и общеобразовательным целям современного образования.
  • Педагог должен обосновать организацию, содержание и цели урока. Анализируется соответствие урока уровню подготовки воспитанников и их интеллектуальному развитию.
  • Анализ коммуникативных и индивидуально-психологических особенностей ученика. Согласно этому плану, здесь задействуется механизм рефлексии. Учитель должен четко понять, чего он хочет добиться и для чего он вовлекается в образовательный процесс.

Основная схема

Схема психологического анализа урока предполагает выделение 5 основных пунктов:

  • Возраст воспитанников.
  • Организованность учеников.
  • Активность воспитанников.
  • Стиль деятельности преподавателя.
  • Цель урока.

Рассмотрим пример

Следует привести пример психологического анализа урока. Педагог должен ответить на два вопроса. В первую очередь, он должен дать ответ на вопрос, насколько структура урока отвечает критериям развивающего обучения.

Разбираются следующие вопросы:

  • как соотносятся нагрузки на мышление и память ученика;
  • как сочетается творчество и воспроизводящая активность воспитанников;
  • насколько ученики способны выполнить самостоятельный поиск после усвоения материала;
  • кто занимается постановкой, формулировкой и решением проблемы;
  • как соотносятся взаимные оценки;
  • как соотносятся побуждение ученика к самостоятельной работе и принуждение.

Второй вопрос рассматривает особенности самоорганизации педагога. Он должен определить, насколько хорошо был подготовлен к уроку, насколько согласен с материалом.

Значение имеет педагогический такт или его отсутствие. Также учитель должен честно ответить себе на вопрос, способен ли он создать должный психологический климат в классе. Каким образом это делается: методом запугивания, давлением авторитета учителя или как-то иначе?

Напоследок

При составлении анализа урока необходимо учитывать многие факторы, включая специфику конкретного предмета.

Смотрите также:

Об авторе: Николаева Екатерина Павловна, педагог-психолог. Опыт работы в школе, детском садике и различных развивающих центрах.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогический анализ урока математики является помощью для студентов педагогического учреждения во время прохождения педпрактики. Урок, который я посетила, проводился для учащихся 7 класса. В анализе отражается психологическая структура урока.

Психолого-педагогический анализ урока

Общие сведения об уроке.

Школа: ГБОУ СЛИ №2

Тема урока: Решение задач с помощью уравнений.

Цель урока: Учить решению текстовых задач с помощью уравнений.

Тип урока: изучение нового материала

Количество учащихся в классе: 19

Из них присутствовало на уроке: 17

Организационный момент урока.

Организационный этап прошел оперативно и организованно: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя, учебные принадлежности - учебник, тетрадь, ручка на столе, и внешний вид все в форме учащихся лицея. Внимание учащихся обращено на учителя и урок. Организационный момент краток, учащиеся готовы к работе, включаются быстро в деловой ритм, внимание приковано на учителя.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке.

При фронтальном опросе учащихся повторяется пройденный материал, совершенствуются и упорядочиваются знания, развивает умение отвечать быстро и четко на вопросы. Степень готовности учащихся можно охарактеризовать как хорошую, материал усвоен, путаницы не возникает. Правильность выполнения домашнего задания важный фактор усвоения нового учебного материал и степень готовности к следующему уроку.

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке.

Плавно с проговариванием вывода по пройденной теме учитель подготавливает учащихся к изучению нового материала. Тема заявлена, письменно отражена на учебной доске, цели и задачи были проговорены устно, значимость проблемы актуализирована с увязкой примером из жизни общества. Тема дается согласно формулировке учителем цели, оценки значимости для учащихся нового учебного материала; важности проблемы в жизни современного общества. Отражена и зафиксирована в поурочном планировании. Учитель четко и однозначно определяет цель урока, показывает учащимся чему они должны научиться в ходе урока. Учащиеся принимают участие в обсуждении новой темы опираясь на остаточные знания и текст учебника, наглядность, подготовленную учителем, в виде ксерокопий, что способствует эффективному восприятию и осмыслению нового материала; пониманию учащимися практической значимости изучаемого материала и его связь с современным положением и актуальность заявленной темы.

Психологический анализ закрепления.

Психологический анализ задания на дом.

Перед звонком учитель подводит итоги урока, как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Общий вывод об уроке.

Учитель спокойно, терпеливо объяснял содержание работы, приемов и последовательности их выполнения; умело в кратких указаниях разъяснял учащимся как они должны готовить домашнее задание.

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке.

Оценивая урок в общем, можно сказать, что замысел удался, поставленные учителем цели были достигнуты. Общая доброжелательная атмосфера урока позволила ученикам глубоко погрузиться в изучаемую проблему, активизировать мышление и воображение. Форма организации урока в виде дискуссии позволяет ученикам развивать свои коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, развивает речь и творческое мышление. Работоспособность учеников не снижалась на протяжении всего урока, что свидетельствует об их увлеченности темой, способности работать в группе. Педагог смог создать положительную мотивацию на усвоение нового материала, о чем свидетельствует внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку. В целом можно говорить о том, что учащиеся усвоили связь между прошедшей и изучаемой темой, узнали для себя новые факты, термины, установили взаимосвязь и закономерности.

Читайте также: