Психологический анализ урока в деятельности педагога кратко для экзамена
Обновлено: 05.07.2024
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ-ляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) -- основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и уча-щихся. Анализ урока является одним из важных способов осо-знания, объективации этой деятельности ее участниками, и преж-де всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е.С. Иль-инская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон пе-дагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.
Рассмотрим урок с позиции учителя (преподавателя), с пози-ции того, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффектив-ности преподавательской деятельности, как при этом проявля-ются проективные и рефлексивные умения учителя, преподава-теля. Исходным является положение, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором пси-хологический, педагогический, методический и предметный ас-пекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.
Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, само-развития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и ре-зультате такого анализа учитель получает возможность посмо-треть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологи-ческий анализ урока позволяет учителю применить свои теоре-тические знания для осмысления способов, приемов работы, ис-пользуемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмыс-ление себя как субъекта педагогической деятельности, своего по-ведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и ре-зультат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.
Предмет психологического анализа урока многогранен: это пси-хологические особенности учителя (его личности, его деятельно-сти на данном конкретном уроке), закономерности процесса обу-чения; психологические особенности и закономерности личнос-ти учащегося, всего класса (деятельности по усвоению опреде-ленных знаний, формированию умений и навыков). Это и пси-хологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебного предмета, т.е. того материала, который передается учителем и усваивает-ся учащимся, и многое другое (Н.Ф. Добрынин) [70]. Психоло-гический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный ин-терес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение про-водить психологическое наблюдение за сложными педагогичес-кими явлениями, анализировать их, делать правильные, психо-логически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогиче-ского мастерства.
Форма психологического анализа урока
Формы и методы психологического просвещения
Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения.
Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, разъяснение результатов новых психологических исследований, особенно в области обучения и воспитания;
формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности. Формами просвещения могут быть: научно-популярные лекции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами-профессионалами и т.п.
При проведении просветительной работы следует учитывать некоторые особенности как представляемой информации, так и методов ее преподнесения:
1) доброжелательность, которая выражается в искреннем
желании психолога поделиться знаниями;
2) соответствие содержания, форм и методов работы уровню
развития, возрастным и профессиональным особенностям аудитории;
3) научность, что означает невозможность использования
оккультных наук, различного рода знахарства, колдовства и т.п.;
4) практическая необходимость и целесообразность представляемой информации.
Наиболее перспективной является работа со школьниками, их родителями, учителями, а также руководителями предприятий, торговыми работниками, менеджерами и другими категориями.
Остановимся на работе с родителями, школьниками, учителями. Эта категория населения в наибольшей степени нуждается в психологическом просвещении.
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологический анализ урока
Психологический анализ урока |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология |
План лекции: 1. Психологический анализ урока2. Анализ деятельности педагога: роль педагога в планировании и проведении урокаПлан психологического анализа урока I. Психологическая цель урока. 3. Характеристика уровня развития у детей данного класса универсальных учебных действий (УУД)
Психологический анализ урока помогает педагогу использовать свои знания для осмысления приемов, которые он использует в обучении. Преподаватель дает оценку своей деятельности, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны. Психологический анализ урока может проводить и представитель администрации школы, методист. Что анализируетсяАнализировать можно различные аспекты:
Форма анализаПо мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее полной, удачной формой является анализ через синтез. Все компоненты урока связаны друг с другом и зависят друг от друга. Без обратной связи ученики не усвоят материал, а педагог не сможет оценить то, насколько хорошо были приняты его объяснения. Компоненты выделяются и показываются посредством соотнесения. По мнению А.В. Брушлинского, педагог должен самостоятельно раскрыть систему этой взаимосвязи. Это позволит ему обратить должное внимание на необходимое для ее решения свойство. Объясняя ученикам новый материал, учитель может выглядеть в их глазах не как скучный наставник, а как увлекательный собеседник. Это происходит тогда, когда педагогу удается организовать ситуацию общения. Делается это посредством вовлечения учащихся в дискуссию. Когда педагог вместе со своими воспитанниками решает поставленные задачи, он предстает перед ними в качестве исследователя. Психологическому анализу подлежат два активнейших субъекта образовательного процесса — сам преподаватель и его воспитанники. Их взаимосвязь опосредована учебным предметом. Процесс взаимодействия объединяет все стороны. Толкование урокаНаиболее полным считается толкование урока по Л.Т. Охитиной. Оно представляет собой следующее:
Существует три плана психологического анализа урока:
Основная схемаСхема психологического анализа урока предполагает выделение 5 основных пунктов:
Рассмотрим примерСледует привести пример психологического анализа урока. Педагог должен ответить на два вопроса. В первую очередь, он должен дать ответ на вопрос, насколько структура урока отвечает критериям развивающего обучения. Разбираются следующие вопросы:
Второй вопрос рассматривает особенности самоорганизации педагога. Он должен определить, насколько хорошо был подготовлен к уроку, насколько согласен с материалом. Значение имеет педагогический такт или его отсутствие. Также учитель должен честно ответить себе на вопрос, способен ли он создать должный психологический климат в классе. Каким образом это делается: методом запугивания, давлением авторитета учителя или как-то иначе? НапоследокПри составлении анализа урока необходимо учитывать многие факторы, включая специфику конкретного предмета. Смотрите также: Об авторе: Николаева Екатерина Павловна, педагог-психолог. Опыт работы в школе, детском садике и различных развивающих центрах. Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя Психолого-педагогический анализ урока математики является помощью для студентов педагогического учреждения во время прохождения педпрактики. Урок, который я посетила, проводился для учащихся 7 класса. В анализе отражается психологическая структура урока. Психолого-педагогический анализ урока Общие сведения об уроке. Школа: ГБОУ СЛИ №2 Тема урока: Решение задач с помощью уравнений. Цель урока: Учить решению текстовых задач с помощью уравнений. Тип урока: изучение нового материала Количество учащихся в классе: 19 Из них присутствовало на уроке: 17 Организационный момент урока. Организационный этап прошел оперативно и организованно: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя, учебные принадлежности - учебник, тетрадь, ручка на столе, и внешний вид все в форме учащихся лицея. Внимание учащихся обращено на учителя и урок. Организационный момент краток, учащиеся готовы к работе, включаются быстро в деловой ритм, внимание приковано на учителя. Психологический анализ опроса учащихся на уроке. При фронтальном опросе учащихся повторяется пройденный материал, совершенствуются и упорядочиваются знания, развивает умение отвечать быстро и четко на вопросы. Степень готовности учащихся можно охарактеризовать как хорошую, материал усвоен, путаницы не возникает. Правильность выполнения домашнего задания важный фактор усвоения нового учебного материал и степень готовности к следующему уроку. Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке. Плавно с проговариванием вывода по пройденной теме учитель подготавливает учащихся к изучению нового материала. Тема заявлена, письменно отражена на учебной доске, цели и задачи были проговорены устно, значимость проблемы актуализирована с увязкой примером из жизни общества. Тема дается согласно формулировке учителем цели, оценки значимости для учащихся нового учебного материала; важности проблемы в жизни современного общества. Отражена и зафиксирована в поурочном планировании. Учитель четко и однозначно определяет цель урока, показывает учащимся чему они должны научиться в ходе урока. Учащиеся принимают участие в обсуждении новой темы опираясь на остаточные знания и текст учебника, наглядность, подготовленную учителем, в виде ксерокопий, что способствует эффективному восприятию и осмыслению нового материала; пониманию учащимися практической значимости изучаемого материала и его связь с современным положением и актуальность заявленной темы. Психологический анализ закрепления. Психологический анализ задания на дом. Перед звонком учитель подводит итоги урока, как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения. Общий вывод об уроке. Учитель спокойно, терпеливо объяснял содержание работы, приемов и последовательности их выполнения; умело в кратких указаниях разъяснял учащимся как они должны готовить домашнее задание. Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Оценивая урок в общем, можно сказать, что замысел удался, поставленные учителем цели были достигнуты. Общая доброжелательная атмосфера урока позволила ученикам глубоко погрузиться в изучаемую проблему, активизировать мышление и воображение. Форма организации урока в виде дискуссии позволяет ученикам развивать свои коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, развивает речь и творческое мышление. Работоспособность учеников не снижалась на протяжении всего урока, что свидетельствует об их увлеченности темой, способности работать в группе. Педагог смог создать положительную мотивацию на усвоение нового материала, о чем свидетельствует внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку. В целом можно говорить о том, что учащиеся усвоили связь между прошедшей и изучаемой темой, узнали для себя новые факты, термины, установили взаимосвязь и закономерности. Читайте также:
|