Психологический анализ деятельности человека кратко

Обновлено: 30.06.2024

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Что это такое

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Мотивы

Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Мотивы

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Общение

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

Основной “единицей” жизненого процесса является деятельность организма; различные деятельности, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом; поэтому мы будем различать отдельные виды деятельности по их предметам.

Деятельность чел. имеет сложное иерархическое строение: уровень особых видов деятельности ; уровень действий ; уровень операций ; уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на реализацию цели.

Цель - сознательный образ желаемого результата.

Принципы теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания чел. ри рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3.Деятельность - это активный , целенаправленный процесс (принцип активности).

4.Действия чел. предметны; они реализуют социальные-производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет ; непредметная деят-ть невозможна.

Говоря о сложных составных действиях, следует отметить, что конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой соц. и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил и т.п.

Операция - способ выполнения действия.

Характер используемых действий зависит от условий в которых оно совершается.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.

Операции первого рода возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода возникают из действия путем их автоматизации и находятся на границе сознания (могут стать актуально сознаваемыми).

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя “подстилающих” их операций. Движение границы , отделяющей слой действий от слоя операций, вверх означает превращение некоторых действий в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности . Движение этой границы вниз - дробление деятельности на более мелкие единицы.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются ппсихофизиологические обеспечения психических процессов. (Сенсорные, мнемические, моторные функции, а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в первые месяцы жизни).

Психофизиологические функции составляют и необходимые предпосылки, и средства деятельности.Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

С перечисленными уровнями связано обсуждение преимущественно операциональных-технических аспектов деятельности.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности: потребности и мотивы.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов.

Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. К списку элементарных биологических потребностей относятся и врожденные потребности:

1. Потребность в социальных контактах или в общении;

2. Познавательная потребность.

Этапы в жизни потребности:

1. Период до первой встречи с предметом; (Потребность не представлена субъекту, он может испытывать чувство напряжения, неудовлетворенности, но не знать чем они выражены. Со стороны поведения состояние этого этапа выражается в беспокойстве. поиске, переборе различных предметов.В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, процесс “узнавания”- опредмечивание потребности.)

2. Период после этой встречи.

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности:

1.Первоначально широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность;

2.Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

В акте опредмечивания рождается мотив, который определяется как предмет потребности или как опредмеченная потребность.

Самим актом опредмечивания потребность менется, преобразуется. Она становится потребностью именно в данном предмете.

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Поведение приобретает направленность.

Совокупность действий, которые называются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенным видом деятельности. (Игровая, учебная, трудовая деятельности).

Уровень деятельностей отделяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие может побуждаться разными мотивами (полимотивированность). Главный мотив - ведущий, второстепенные - мотивы-стимулы.

Соотношение мотивов и сознания.

Мотивы можно разбить на два больших класса:

1. Осознаваемые мотивы (Мотивы-цели).

2.Неосознаваемые мотивы - проявляются в сознании в особой форме : эмоций и личностных смыслов.

В теории деятельности эмоции определяются как отражения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.

Личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивы-стимулы порождают только эмоции.

Мотивационной сферой чел. определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере . Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

При анализе деятельности единственный путь движения: от потребности к мотиву, затем от цели к действию. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Однако в теории деятельности намечен один механизм образования мотивов: механизм сдвига мотива на цель. (Цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем сама становится мотивом). Превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции.

Внутренняя деятельность.

Внутренние действия подготавливают внешнии действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность выбрать нужное действие.

1. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение , что и внешняя деятельность.

2. Внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации (Перенос соответствующих действий в умственный план).

Теория деятельности дает возможность осмыслить психические процессы как особые формы деятельности. Психология же в ней определяется как “наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальностив процессе деятельности человека и поведения животных.”

Упрощая, можно сказать, что предметом психологии является психически управляемая деятельность. В конкретных работах по психологии реализуются две самые общие стратегические линии. В русле одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в русле другой - как объяснительный принцип.

Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности.Это усложенение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам Среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей деятельности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение.

Развитие этих форм псих. отр. совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают.

Та деятельность животных, с которой связана простейшая форма психики определяется не самими по себе данными воздействующими свойствами Среды, но этими свойствами в их отношениях с другими свойствами.

Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из его биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл тех или иных воздействий не является постоянным для животного, но, наоборот, изменяется и развивается в процессе его деятельности в зависимости от объективных связей соответствующих свойств Среды.

Смысловые связи, возникающие в деятельности животных, представляют собой условные связи, имеющие особый , чрезвычайный характер. Они резко отличаются от тех условных связей, которые образуют механизм самого поведения, т.е. связей, с помощью которых поведение осуществляется.

Связи первого рода образуются весьма быстро и столь же быстро угасают; для этого достаточно 1-2 сочетаний.

Связи второго рода угасают медленно, постепенно.

Другая черта смысловых связей - это как бы “двусторонний” их характер, которыый выражается в том, что в результате образования такой связи не только воздействие данного раздражителя начинает вызывать определенную реакцию, но и соответствующая потребность как бы “узнает себя” в данном предмете- раздражителе, конкретизируется в нем и вызывает активное поисковое поведение по отношению к нему.

Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Существующие взаимопереходы между ними заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; с другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным оказывается сихическое отражение воздействующих свойств это действительности.

Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает псих. отр. животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.

Еще большее усложнение условий существования создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных сотношений вещей в виде предметных “ситуаций” .

Т.о. развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что псих. отр. является функцией соотвествующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.

Форма отражения действительности животным зависит от объективного строения его деятельности. Однако, при этом развитие псих. отр. как бы отстает от развития их деятельности, оказывается как бы сдвинутым на одну ступень вниз.

Материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование “естественных орудий” их деятельности - их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее при этом переходе изменение общего строения деятельности животных создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет уже в новом направлении.

Первое отличие деятельности жив. от деятельности чел. состоит в том , что она является инстинктивно-биологической. В связи с этим и возможности псих. отр. животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. У жив. в отличие от человека не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Когда человек вступает в то или иное отношение к веши, то он отличает объективный предмет своего отношения и само свое отношение к нему. Такого разделения не существует у животных.

Существует еще одна черта психики животных, отличающая ее от чел. сознания: общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессовтакже полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности (отсутствие труда - процесса, общественного по своей природе; голосовое поведение - инстинктивно).

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия чел. на природу. Для труда характерны следующие черты:

1. Употребление и изготовление орудий;

2. Реализация в условиях коллективной деятельности.

Этапы строения деятельности в условиях коллективного труда:

1. Разделение имеет случайный и непостоянный характер;

2. Этап примитивно- технического разделения труда;

3. Коренное изменение самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.

У животных предмет их деятельности и ее биологический мотив всегда слиты. У человека в рамках коллективной деятельности происходит разделение предмета деятельности и ее мотива. Процесс , предмет и мотив которого не совпадают, - действие.

Разработка этой научной категории связана с философией диалектического материализма. Первоначально понятие рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись через усилия некоторых ортодоксально настроенных последователей и учеников.

Вне зависимости от частных различий многих трактовок, методологические аспекты большей части ведущих психологов советского периода характеризовались необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Сегодняшние психологические представления о деятельности нельзя считать законченными и незыблемыми, но также не допускается и молчаливо забыть достигнутые результаты.

Наиболее завершенной психологической концепцией (теорией) деятельности принято считать теорию Леонтьева, разрабатывающего ее с середины 1940-х гг. с дополнениями, уточнениями и преобразованиями. Он сформулировал большое число трактовок деятельности.

Деятельность представляет собой систему активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру.

Деятельность нельзя представлять в виде всякой активности человека. Это понятие А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности. Деятельность заключается в целеустремленной активности, которая существует в психологических связях личности, потребностей, мотивов, целей и задач. Отсюда следует возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения человека к миру.

По определению деятельность можно считать трехчленной, то есть происходит ее существование, реализация, проявление одновременно в трех плоскостях:

  • плоскость личности (субъекта деятельности),
  • плоскость объекта (предмета деятельности),
  • плоскость внешнего праксиса (различных видов активных процессов).

Рисунок 1. Психологическая структура деятельности

А. Н. Леонтьев многократно отмечал, что сформулированная им психологическая структура не может являться морфологической, отображая функции, отношения, динамику всех составляющих. Психологически схема представляет модель деятельности, включая аспекты ее существования, функционирования, а не анатомию или механическое устройство.

К методологии описываемой концепции также следует отнести одно замечание, заключающееся в том, что для психологической структуры деятельности не характерно свойство аддитивности. Другими словами, сумма определенных простых составляющих не будет равна более сложному блоку системы, существующему и реализующему с помощью предыдущих, но психологически содержащим в себе нечто качественно другое, целостное. Так, потребность психологически нельзя считать равной сумме мотивов, в которой она себя находит и с помощью которой удовлетворяется в деятельности. За потребностями остается неисчезающее психическое состояние субъективного характера, которого психологически нельзя обнаружить в арифметической сумме мотивов.

Наличие потребностей у человека способно привести к активности, активируя психику и личность. Оно представлено общим, недостаточно дифференцированным возбуждением, активизацией ориентировки на поиск предмета актуализированных потребностей; некую психологическую предрасположенность к возможной и необходимой деятельности. Активность также воздействует на существующую потребность, видоизменяет ее качественным и количественным образом. Дальнейшая деятельность также не исключает наличие активности, а сама она может быть активной в разной степени.

Далее наступает психологическое событие, где потребность определяется своим конкретным предметом, или мотивом. Психологически происходит преобразование поисковой активности в конкретную, отдельную деятельность. Только она способна привести к удовлетворению исходных потребностей, которые в действительности находят себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. В целом деятельность на практике имеет полимотивированный, комплексный характер.

Мотив, который начал работать, требует своей реализации, постановки целей, выражения в них, их событийно обусловленную последовательность. При этом цель всегда представляет собой осознанное представление о результате будущих действий с принятием личностью смысла действия (предстоящее и осуществляемое).

Мотив находит выражение в целях. Для совершения путешествия, необходимо купить билет, собрать вещи, доехать до места, идти куда-то. Все это представляет собой реализуемые личностью цели, поставленные и принятые по той причине, что входят в зону действия мотива. В противном случае они не представляли бы смысла для субъекта.

Преподаватель ставит перед учениками цель прочтения книги по истории. Они принимают ее, так как цель соответствует определенному личностно значимому для ученика мотиву, например, исполнению обязанностей. Ученик читает эту книгу, откладывает прочие дела и проявляет необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Далее преподаватель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает время, когда ученики уже не получают задания, но сами выбирают и читают книги по полюбившимся им истории. Происходит психологическое преобразование цели прочтения книги в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникает и новая деятельность. Ученик становится другим с потребностной, мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной позиции.

Мотив и цель совпадают при осознании личностью мотива, который раньше не осознавали. Этот процесс А. Н. Леонтьевым был назван рождением мотива-цели, когда, предположительно автоматически выполняемая работа по нужде переходит в позицию осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретая надежный личностный смысл. Для личности это представляет собой новую ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширенное качество пространства осознаваемого мира.

Задача представляет собой конкретные условия, где есть цель. Они диктуют способ выполнения действия, который называется операцией.

У человека есть цель достать определенную книгу, но задачи в виде условий могут быть объективно и субъективно разными: приобрести в магазине, посетить библиотеку, взять у друга. То, с помощью какого способа будет реализована задача, и представляет набор последующих операций (поездка в транспорте, размещение искомой книги в портфеле и др.).

Выбор целей, которые отвечают мотиву, и постановка задач не могут быть для личности случайными, диктоваться только внешними обстоятельствами. В системе задач происходит так или иначе проецирование мотивов, смыслов, личности в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также обладает принципиальным значением в психологическом анализе деятельности и личности.

Инженерная психология установила, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку важно доверить уровень осознаваемых действий, которые подчинены целям. Наряду с этим на психологическом уровне операций работу машины можно считать более эффективной и надежной, чем использование человека.

С целью описания психологической структуры деятельности важно ввести три распространенных понятия: навыки, умения и привычки. Они формально отсутствуют в анализируемой схеме, при этом органично вписываясь в нее.

Навык представляет собой действие, автоматизация которого происходит при его формировании, становясь набором, целостной системой операций, которые включены в состав более сложного действия.

Это определение отражает динамику, психологическую историю навыка, вначале существующего как действие, то есть в подчинении осознанной цели. Автоматизация действия психологически превращает его в навык, что означает выход цели из сознания. Здесь внимание освобождается для постановки других целей и происходит прочная систематизация с сокращением сформированных операций в структуре новых, более сложных действий.

В ходе обучения спортивному плаванию индивид вначале осознанно и целенаправленно двигает руками, головой и ногами. Для него эти действия подчиняются цели: сделать правильно. По мере обучения, по стадиям эти ученические действия сокращаются, происходит их обобщение и, наконец, выполнение автоматически, без участия внимания. Происходит переход каждого из них на уровень операции, которая реализует в комплексе с другими действие самого плавания. В результате формируется требуемый навык, а новая осознанная цель плывущего состоит не в том, чтобы выполнить правильные движения, а в том, чтобы достичь определенного результата, победить.

Чем более сложным является навык, тем больше необходимо усилий и времени для его выработки. Навык представляет собой результат трудоемкой работы моторики, памяти, мышления, воли, психики и в целом личности. Различные навыки способствуют вооружению и опосредствованию любой человеческой деятельности. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметной, составной деятельности.

Умение представляет собой высшую форму навыка, который объединяется с другими операциями и действиями и переходят на уровень устойчивого свойства личности.

Умение предусматривает возможность, способность реализовать цели и задачи, навыки и действия, деятельность и все поведение личности в постоянно меняющихся условиях жизни. Умение можно рассматривать в качестве практической стороны направленности личности. Их нельзя считать врожденными и случайными, поскольку умения соответствуют человеческим потребностям, включая его способности, характер, профессиональный и социальный статус. Каждый индивид обладает личной системой умений, которые в той или иной степени развиты и реализуются в различных типах деятельности, в поведении и жизни. Тем не менее, умения личности не следует психологически отождествлять только с практической стороной поведения.

Когда человек не умеет водить автомобиль, то это не говорит об обязательном отсутствии у него определенных возможностей или способностей. Он может вообще не желать это делать, да и просто не хочет заниматься вождением. Это обусловлено тем, что отношения между умениями и способностями неоднозначны, динамичны. Они представляют собой отношения психологической взаимозависимости.

Умения можно характеризовать большим числом психологических параметров, включая направленность, широту, действенность, гибкость, обобщенность, прочность, осознанность и осмысленность. Система и качество умений в значительной мере проявляет и реализует опыт личности в качестве одной из важных составляющих, подсистем ее психологической структуры.

Что касается привычки, то она представляет собой психологический, глубоко личностный сплав между направленностями личности и всеми ее деятельностями, всем социальным поведением.

Привычка представляет собой устоявшиеся, традиционные для личности устремления в виде принятых и удобных форм действования и поведения. Это и стили, особенности переживания (эмоциональный опыт), отношений с миром, в том числе и прочно сложившаяся часть опыта личности.

Без привычки нельзя говорить о личности, так как они касаются всех сторон ее деятельности, включая элементарное самообслуживание и режим дня и привычные формы и субъекты общения, переживание, профессиональное и семейное поведение. Вместе с этим, относительная неизменность, косность привычек ведет и к неизбежному противоречию с меняющимися условиями жизни и деятельности человека. Поведение, которое слишком неизменно и привычно, способно становиться ригидным, неадекватным, скучным. Время от времени привычки важно менять, он должны исчезать снова, возрождаясь вновь в другом виде. Поведение личности может, а в некоторых случаях и должно быть непривычным, внезапным, особым. Тогда и совершаются поступки, имеющие значимость личные деяния и свершения. Все это в психологии относится к процессам, когда может формироваться (изменяться) личность.

Привычки, которые соединяются, личностно систематизируются с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки — значимая часть не только деятельности и поведения, но и всего личностного психического опыта, который обобщает и содержит в концентрированном виде устоявшиеся компоненты и параметры всех других подструктур психического облика.

Показатели психического опыта

Приобретение опыта происходит не только в предметной деятельности, но и в социальном бытии и судьбе, планах и размышлениях человека, его переживаниях и фантазиях. В личностном психическом опыте выделяют условно несколько многомерных и тесно взаимосвязанных показателей:

  • психолого-биографический параметр (по Ананьеву), психологию жизненного пути (по Рубинштейну), представления личности о своем прошлом, настоящем и будущем, психологию планов на жизнь, психологическую стратегию и психологический образ жизни (по Абульхановой);
  • качество профессиональных и прочих человеческих знаний, включая усвоение, понятийность, концептуальность, широту, прочность, направленность, действенность, осознанность, гибкость;
  • общую эффективность профессиональной деятельности, в том числе постановку комплексных и инвариантных задач, сформированность, гибкость и обобщенность умений и навыков, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз и др.
  • сложившуюся систему привычек в качестве устоявшихся форм комплексного психического образования личности (устремления, ценности, переживания, интересы, взаимодействие и общение), включая их влияние на стереотипность или изменчивое поведение и всю жизнь личности.

Можно сказать, что психологически деятельность представляет собой не только внешний праксис в виде активного действования, но и личностное проявление и процесс формирования личности. По этой причине развернутое исследование деятельности, по существу, может сливаться с изучением всей психики. Со всем основанием деятельность приобретает общетеоретический, методологический статус как базовое понятие отечественной научной психологии. Тем не менее, далеко не всё в психике человека можно свести к этому данному феномену и понятию. Деятельность, личность и сознание — неразрывное диалектическое триединство, в котором не существует главного (исходного), второстепенного (вытекающего) элемента. Вне сознания психологии деятельности не существует, как нет и сознания вне определенной связи с деятельностью. Все вместе они представляют собой исключительно личностные образования в виде комплексных и целостных психологических конструкций.

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Читайте также: