Психологические основы педагогического проектирования образовательной среды в доу

Обновлено: 04.07.2024

Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.

Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Актуальность проекта:

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Объект: предметно-развивающая среда групп.

Предмет: игровая деятельность ребенка младшего дошкольного возраста.

Условия: ДОУ

Участники проекта: педагоги, родители.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2-3 года (в зависимости от оснащенности ДОУ).

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:

между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется в условиях современной системы образования;

Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.

Цель заключается в разработке модели проектирования предметно-пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды в соответствии с инновационными технологиями.

Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.

Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.

Для реализации проекта определены следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;

метод индивидуального и коллективного творчества;

мониторинг цен на оборудование и пособия и составление сметы.

Для оценки результативности реализации проекта:

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.

Практическая значимость заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города.

Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации: 1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

2. Изучение проблем и постановка цели проекта, определение задач, составление план – схемы модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.

3. Изучение санитарно-технических норм и требований.

4. Составление плана и схемы проекта.

7. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

8. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением корректив.

II этап – реализация проекта внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Пути реализации:

Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Модернизация среды групп ДОУ.

Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

Сотрудничество с родителями.

Планирование работы по проекту с внесением коррективов.

Анализ и контроль деятельности.

Сбор, накопление материала.

Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.

Анкетирование педагогов и родителей.

Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

III этап – завершающий

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;

Оформление материалов по дизайн-проекту.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Ожидаемые результаты нашей работы:

Мы планируем оснастить территории групп новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное.

Организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития.

Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.

Результаты инновационной деятельности коллектива по обеспечению предметно-пространственной среды отражать в публикациях региональных и российских СМИ.

Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:

Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.


В последнее время к проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль.

В условиях реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена, «средовый подход, его развитие и конкретизация в дошкольном образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку образовательная предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием преодоления указанных противоречий [9].

Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов-стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А. Петровский).

Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г. А. Ковалёв, В. А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.).

Предметно-развивающая среда-составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра [10].

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка [5].

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы,с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни-это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-развивающая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов [3].

Следует отметить, что исследователи по разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина); другие -что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка(В. Т. Кудрявцев).

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования [7].

учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

Предметно-развивающая среда необходима детям прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию-каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития(типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют ключ к освоению действительности, законов её организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда [4].

Предметы — это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты(уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань,-позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание [8].Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность [1].

Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды и рассматриваются её основные принципы [6].

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметная среда детства-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4.

Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада:учебное пособие/ Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.

Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л. М. Кларина.-СПб.,1999.-144с.-С.9–18.

Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов.Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-Владимир:ВГПУ,2000.

Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995.

Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993.

Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика.-2001.-№ 1.

Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М.,1991.

Основные термины (генерируются автоматически): развивающая среда, предметно-развивающая среда, социальный опыт, развитие, ребенок, внутренняя структура личности, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, образовательная среда, развивающая предметная среда.

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей.

предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра, психофизическое развитие детей, коррекционная работа, информационное поле.

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как.

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, детский сад, развивающая среда, ребенок, среда, предметное пространство.

Значение предметно-пространственной развивающей среды.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда.

ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Особенности организации развивающей.

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

развивающая среда, ранний возраст, предметно-развивающая среда, дошкольное образовательное учреждение, кратковременное пребывание, среда, эмоционально-развивающая среда, детский сад.

Обновление развивающей предметно-пространственной.

Предметно-развивающая образовательная среда как.

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш, игрушка, период адаптации

предметно-пространственная среда, дошкольное образование, поставленная проблема, игра.

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей.

Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого -педагогические условия построения развивающей образовательной среды в ДОО

Среда, которая окружает дошкольников в дошкольной организации, обязана обеспечивать безопасность жизни детей, содействовать закаливанию и укреплению здоровья организма каждого из воспитанников.

Обязательным условием создания развивающей среды в дошкольной организации является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми .

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся Игре, которая позволяет воспитаннику показать полную активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное значение.

Игровому пространству следует иметь свободно устанавливаемые элементы в рамках игровой площади, дающие простор открытиям и изобретательству. Эти тезисы личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольной организации:

1. Принцип позиции и дистанции при взаимодействии

2. Принцип самостоятельности, творчества и активности

3. Принцип динамичности и стабильности

4. Принцип гибкого и комплексирования зонирования

5. Принцип эмоционального благополучия каждого взрослого и ребенка, эмoциогенности среды и индивидуальной комфортности

6.Принцип совмещения неординарных и привычных элементов в эстетической организации окружения

7. Принцип закрытости – открытости

8. Принцип учёта возрастных и половых различий воспитанников [13].

Рассмотрим эти принципы подробнее

1 Принцип позиции и дистанции при взаимодействии.

В связи с этим планировка помещений дошкольной организации должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и удобное для занятий: достаточно удаленное от взрослых и детей, или, наоборот, которое позволяет чувствовать тесный контакт с ними, или же, которое предусматривает в равной мере одновременно и свободу, и контакт.

2.Принцип активности.

Возможность проявления активности взрослыми и развития активности у воспитанников должна быть заложена в игровом пространстве. Взрослый и ребенок как бы становятся созидателями своей предметной среды, а в процессе лнчностно -развивающего взаимодействия ребенка и взрослого— творцами своего здорового тела и своей личности.

По сравнению с обычной семейной обстановкой Среда в дошкольной организации, по сравнению с обыкновенной семейной обстановкой, должна быть наиболее провоцирующей развитие и возникновение познавательных увлечений ребенка, его чувств, волевых качеств и эмоций. К примеру, на стенах могут быть развешены рамки на высоте, которая доступна детям, и в которые могут быть без труда вставлены разные рисунки, и тогда дети сами могут менять оформление стен в зависимости от новых эстетических вкусов и своего. В детских играх как дополнение и активный фон может применяться звуковой дизайн .

3.Принцип динамичности-стабильности развивающей среды.

При создании игровой среды детей следует учитывать тот факт, что найти для ребенка его жизненную среду нереально. Это только одна из утопий, присущих для педагогов, дизайнеров, и художников. Фактически же Ребенок фактически живет совершенно не в той жизненной среде, которую имели в виду те, кто ее создавал.

В объёмно-пространственном и цветовом построении интерьера должны выделяться определенные полифункциональные, свободно трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.

Неизменность и постоянство элементов жилого окружения сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают взрослому и ребенку защищенность и надежность от неожиданных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему отгороженной от общества, закрытой.

Возможность видоизменения пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

4. Принцип гибкого зонирования и комплексирования .

При разборе этого принципа следует учесть, что он не только очень тесно примыкает к предыдущему принципу динамичности-стабильности, но и в какой-то мере превосходит его, особенно в той его части, где показана динамичность развивающего образовательного окружения.

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность создания непересекающихся сфер активности. Это разрешит воспитанникам в зависимости от своих интересов и желаний свободно заниматься сразу различными видами деятельности, не мешая, друг другу: музыкой, физкультурой, рассматриванием диапозитивов и иллюстраций, рисованием, конструированием, наблюдениями, математическими играми, наблюдениями и т.п.

Для осуществления данного принципа нужна трансформация помещений, которая может быть организована с помощью раздвижных легких перегородок. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить пропорции, расположение проемов, ниш, площадь, планировку помещений.

5.Принцип индивидуальной комфортности, эмоциогенноcти среды и эмоционального благополучия каждого взрослого и ребенка .

Одна из задач построения развивающей среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может комфортно себя чувствовать гармоничный и здоровый человек и развиваться, нужно провести оптимальный отбор стимулов по качеству и количеству. Нехватка импульсов ограничивает и обедняет развитие детей по всем областям, а перенасыщенная среда дезориентирует его с хаотической организацией стимулов.

Среда должна быть построена так, чтобы она побуждала воспитанников взаимодействовать с ее разнообразными элементами, повышая тем самым функциональную активность детей. Среда должна давать воспитанникам меняющиеся и различные впечатления. При этом нужно учесть и увлечения взрослых, которые взаимодействуют с детьми.

Среда должна дать детям возможность выполнять различные движения, от выполнения которых они испытывают радость. Но в то же время она должна иметь свойство и тормозить двигательную активность воспитанников, когда это нужно .

В то же время есть наблюдения, которые показывают, что на увеличение активности детей, которые находятся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенное цветовое окружение, сколько сам факт смены конкретного цветового решения. Игровое оборудование также можно отнести к стимулирующему материалу.

Для создания индивидуального комфорта ребенка дошкольного возраста нужно так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты жизни ребенка проходили вне поля зрения других. Вероятно, ребенку необходимо предоставить возможность закрыться изнутри: взрослый же, в случае необходимости, может открыть кабину снаружи.

6.Принцип сочетания неординарных и привычных элементов в эстетической организации среды .

7.Принцип открытости-закрытости .

Новый проект среды должен иметь характер не замкнутой системы, а открытой, способной к корректировке, к изменению и, самое главное, к развитию. По-другому говоря, подобная система должна не только развивать детей, но и сама развиваться.

Принцип открытости относительно к возрасту обозначает, что по мере взросления детей видоизменение окружающего требует все более целенаправленных действий, которые связанны с преодолением препятствий и планированием: у малышей отношение между изменениями среды и собственной активностью и более непринужденная.

Таким образом, можно сделать вывод, что от психолого-педагогических условий построения развивающей образовательной среды в ДОО зависит всестороннее гармоничное развитие детей.

Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и ДОУ по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В системе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей зачастую наблюдается ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ

• невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства,

• недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства,

• низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество,

• потребительский взгляд родителей на ДОУ.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.

Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.

Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.

Цель программы: Повысить качество образования через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Создать условия для включения семьи в образовательное пространство ДОУ :

• повысить педагогическую культуру родителей, через систему занятий узких специалистов и использование технического оснащения.

• повысить мотивацию родителей на сотрудничество, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы.

• Изучить профессиональные затруднения педагогов в общении с родителями, и родителей в общении с педагогами.

• Разработать методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с семьей.

• создание деятельностной система сотрудничества и взаимосвязи;

• создание благоприятных условия для всестороннего развития детей, для органичного вхождения ребенка в современный мир социальных отношений.

• повышение уровня усвоения воспитанниками программных знаний;

• повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей;

• повышение мотивации у родителей на сотрудничество с педагогами ДОУ, а в дальнейшем педагогами школы.

деятельности Предполагаемый результат

Информа-ционно-просвети-тельский 1 год обучения Выбор и апробация образцов технологий и методик работы с семьей.

Просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей.

Повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического, интеллектуального развития, нравственного становления и воспитания детей.

Оказание помощи в решении конкретных проблем.

Подбор диагностических методик.

Проведение локальных исследований уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей. Создание условий для включения семьи в образовательное пространство :

Практи-ческий 2 год обучения Формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми;

Разработка и осуществление цикла просветительских мероприятий.

Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

Проведение серий консультаций, совещаний по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями.

Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей.

Разработка программно-методического обеспечения процесса взаимодействия с семьей.

Увеличение охват родителей разнообразными формами сотрудничества.

Обобща-ющий 3 год обучения Осуществление корректировки существующих программно-методических материалов.

Составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов. Осуществление цикла мероприятий (просветительских).

Оценка эффективности реализации программы и степени применимости ее в работе ДОУ. Создана деятельностной система содружества педагогов, детей и родителей ДОУ.

Повышение уровня усвоения детьми программных знаний, умений, навыков.

Значительное повышение качества коррекционно-образовательного процесса.

Методы работы педагога-психолога с родителями

План работы ДОУ с семьями воспитанников Прямые методы работы педагога-психолга Дистанционные методы работы педагога-психолга

Блок 1. Рекламный. — Выступление на родительских собраниях, презентация работы психолога;

— Участие в проведении дней открытых дверей; — Работа на сайте детского сада;

— Работа на горячей линии учреждения;

— Участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;

Блок 2. Диагностический — опросы родителей по различной тематике; — анкетирование родителей;

— участие в социологическом исследовании семей воспитанников;

Блок 3. Просвещение родителей — индивидуальное консультирование;

групповое консультирование: родительские собрания, круглые столы, дискуссии ;

— проведение открытых занятий;

— организация и работа родительского клуба; — работа на сайте детского сада;

— Создание и функционирование уголка психолога в каждой группе;

-Почтовый ящик психолога;

— Организация тематических выставок;

Блок 4. Совместная деятельность ДОУ и родителей — участие в проведении различных форм совместной деятельности;

— проведение совместных досуговых мероприятий; — привлечение родителей к работе на сайте детского сада;

— привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях;

— домашнее задание для организации совместной деятельности родителей с детьми;

— Семинары, деловые игры с воспитателями по повышению психологической культуры воспитателей; — анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями;

— организация психологической библиотечки для самообразования воспитателей;

Блок 6. Контрольный — работа в творческой микрогруппе для разработки наиболее эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;

— обмен опытом работы на разных уровнях. — диагностическая работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ в целом и каждого педагога, в частности, с семьями воспитанников;

— перспективное планирование работы с родителями.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.

Традиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников.

Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные

1. Родительское собрание в форме :

— вопрос – ответа. 1. Библиотечка для родителей.

2. Практические семинары:

3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов 3. Посещение детей на дому. 3. Выпуск совместной газеты.

— межсемейные проекты 4. Выпуск бюллетеней, информационных листов.

5. Экскурсии и походы. 5. Стенды различного содержания.

6. Совместное проведение праздников:

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва, и др.).

Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине целесообразно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей.

Форма мероприятия Цель проведения

2. Совместные праздники, досуги, занятия:

— Ток-шоу – встречи — дискуссии

— Занятие с ребенком для родителей;

— Фронтальное занятие с детьми и родителями;

— Участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, олимпиадах.

— Построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:

— заповедей, которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели;

3. Поощрение родителей за любой вид участия:

— благодарность в письменной и устной формах.

— Обеспечить право родителей на инициативу и успешность.

— изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами.

5. Игры с педагогическим содержанием.

7. Использование видеозаписи:

— наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проигрывание в условиях ДОУ и представление родителем для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу Повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество

8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества:

9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи Привлечение к сотрудничеству семей группы риска.

Обозначить ключевые позиции взаимодействия, меру ответственности сторон.

Диагностические срезы, анкетирование, опросы позволяют получить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. Только используя данные формы сотрудничества возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.

Факультативы, семинары, конференции для родителей и педагогов носят познавательный характер. Данные формы предполагают знакомство родителей с особенностями возрастного, интеллектуального и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Игры с педагогическим содержанием предполагают участие не только родителей, педагогов, но и детей.

Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для детей и родителей, где предполагалось их присутствие. Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами, специалистами по их разрешению. Повышает качество сотрудничества взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий, о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т. д. – это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи – это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в качестве экспертов, членов жюри, подчеркивая при этом их значимость.

Индивидуальные программы сопровождения семьи – это выход на индивидуальные формы сотрудничества, разработка совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты.

При реализации данной системы сотрудничества родителей, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) имеют возможность свободно посещать дошкольное учреждение; ознакомиться с жизнью ребенка в ДОУ, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями, с педагогами другими родителями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей стали принимать участие в играх, занятиях, праздниках и т. д.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Создание развивающей среды в старшей группе

Создание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Читайте также: