Психологические факторы влияющие на успешность оперативно служебной деятельности овд кратко

Обновлено: 06.07.2024

М О С К В А 2 021
Тема 1. Психологическая характеристика основных направлений деятельности оперативного сотрудника полиции
Задание 1.1. Раскройте психологическое содержание различий противоправного и правомерного поведения.

Противоправное поведение характеризуется противоположными чертами. Объективно оно не соответствует нормам права, предписаниям законов, других нормативных правовых актов, нарушает их.

С субъективной стороны противоправное поведение свидетельствует о безразличном отношении лица к общественным нормам, правовым предписаниям государства, либо о сознательном и целенаправленном их нарушении, что выражает антисоциальные наклонности субъекта, его психологически отрицательную оценку правил жизни людей, их прав и свобод.

последствиями противоправного поведения являются разрушение социальных ценностей общества, а именно: равноправного отношения людей друг к другу, уважения прав и свобод человека, его достоинства, неприкосновенности личности, собственности. Чем больше правонарушений, тем сильнее разрываются и нарушаются социальные связи, в обществе развивается нестабильность отношений, которая может привести к полной анархии, произволу и власти грубой силы.

Для характеристики правонарушения имеют значение те мотивы, которыми человек руководствовался в момент совершения правонарушения, какие интересы и потребности он старался удовлетворить и какие цели достичь.

Задание 1.2. Раскройте содержание психологической структуры деятельности оперативного сотрудника полиции:

1._ Познавательно-прогностическая подструктура. Здесь основная роль принадлежит следующим сторонам - поисковой, реконструктивной и удостоверительной. Первая из них представляет собой собирание следователем разноплановой информации о событии преступления; вторая - текущий и завершающий анализ собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие; третья сторона - удостоверительная - это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т.д

2. Коммуникативный компонент профессиональной деятельности юриста заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также, при необходимости, в оказании психотехнических воздействий. Многочисленные контакты работников правоохранительных органов с другими участниками деятельности и с третьими лицами представляют собой одно из основных средств достижения целей и решения задач правоохранительной деятельности, являются основой профессионализма сотрудника. Эти контакты называются профессиональным общением. Общение в работе органов правоохраны как особый вид профессиональной деятельности приобретает самостоятельный характер (например, выступление прокурора в суде).

3._ Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности следователя состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач (например, следственно-оперативной группой), а также в волевых действиях по самоорганизации и проведению конкретных следственных действий. Работник правоохранительных органов является центральной фигурой, главным действующим лицом в процессуальной деятельности. Решение о проведении тех или иных действий и деятельности в целом он принимает самостоятельно, несет полную ответственность за их законность и своевременность. Все остальные участники являются помощниками, выполняют действия по заданию и поручению следователя, но в пределах своей компетенции [1, c. 44-46]. Организаторские способности предполагают умение планировать процесс выполнения действий, предвидеть их результаты, сохранять самообладание в любых ситуациях и брать на себя ответственность за принимаемые решения организаторского и тактико-психологического характера.

4. Социально-воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста выражает актуальность роли данной деятельности в борьбе за искоренение преступности, в том числе в реализации правовой пропаганды, участии в профессиональной работе среди населения, перевоспитании осужденных и т.д. Основная цель следствия - не покарать за преступление, а перевоспитать человека. Поэтому воспитательное воздействие является неотъемлемой и обязательной функцией правоохранительной деятельности. Сила воспитательного воздействия определяется поведением самого сотрудника правоохранительных органов, подающего пример того, как необходимо действовать и находить правильные решения в сложных и неожиданных ситуациях. Здесь работник органов правоохраны личным примером побуждает остальных участников данного вида деятельности к добросовестному отношению при выполнении своих служебных обязанностей. Важным фактором, положительно влияющим на процесс воспитательного воздействия, является проявление вежливости в отношениях с людьми. Грубость, черствость, высокомерие, предвзятость, пренебрежительный тон отрицательно влияют на процесс воспитательного воздействия и недопустимы в данном виде деятельности .

Задание 1.3. На основе полученных теоретических знаний и ваших наблюдений, придерживаясь следующей схемы, составьте психологическую характеристику оперативного сотрудника полиции, который, по вашему мнению, наиболее эффективно способен выполнять свои служебные обязанности:

А) Биографические данные (возраст, образование, профессия, семейное положение)

Возраст от 30 лет, высшее юридическое образование,женат.

Б) Сведения о формировании личности (материальные условия жизнедеятельности, положение и поведение в коллективе, поддается ли воздействию со стороны)

Материальные условия жизнедеятельности- обеспеченный, положенте в коллективе-лтдер, поведение в коллективе-уважительное к коллегам, соблюдает субординацию, воздействию со стороны не поддается.

В) Структура личности (особенности психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств и эмоций, воли; направленности – потребностей, влечений, интересов и мировоззрения; темперамента; характера – отношение к себе, обществу, труду, устойчивость и моральные качества; способности общие и специальные – склонности, одаренность и талант)

Особенности психических чувств- адекватное воспртиятие окружающей обстановки, обладает хороший памятью, хорошо развитым логическим мышлением, воображением, хорошо развитой силой воли, не поддающейся воли своих эмоций. Интересы сотрудника не должны ограничиваться только работой, так же должны быть интересы к чтению, занятию спортом и т.д. Должен придерживаться научного мировоззрения, любить и уважать свой труд, обладать высокими моральными качествами, быть психически устойчивым человеком, иметь склонности к постоянному анализированию ситуаций и обладать талантом логическоко мышления.

Задание 1.4. Составьте профессиограмму оперативного сотрудника полиции, осуществляющего правоохранительную и профилактическую деятельность на закрепленной территории.

Общие сведения о профессии. Обязанности: осуществление правоохранительной и профилактической деятельности

Содержание деятельности. Содержание основных задач: участие в раскрытии преступлений; оказание, в пределах своих полномочий, помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов; участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск МВД России, органов Федеральной службы безопасности, вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористами, диверсионными, разведывательно-десантными группами.

Составляющие профессиональной деятельности: прогностическая (прогнозирование развития событий в напряженной и экстремальной ситуации, разработка плана, направленного на успешное задержание преступников), поисковая (наблюдение, подготовка, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, обнаружение, задержание и обыск подозреваемых), коммуникативная (беседы и убеждения нарушителей общественного порядка и участников массовых беспорядков), организационная (организация наблюдения, задержания подозреваемого в преступлении). Общая и специальная подготовка: Высшее юридическое образование.

а) кроме знаний, которыми должен обладать каждый сотрудник полиции, необходимы знания: правовых основ, принципов, приемов и методов проведения силовых операций; правил и инструкций, регламентирующих деятельность по задержанию подозреваемых и преступников;

б) необходимые умения: успешно решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; вступать в силовое (включая огневое) единоборство с преступниками; сохранять рабочее состояние в эмоционально напряженных условиях; принимать решения в условиях дефицита времени, информационной неопределенности, угрозы для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения; следить за сохранностью штатного оружия, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, состоянием специальной техники.

Социально-психологические факторы деятельности. Мотивационные аспекты: эффективность обусловлена стремлением работать в специальном подразделении милиции; выражено: чувство состязательности и активности в профессиональной деятельности; устойчивость к непрерывному поддержанию высокого уровня самоконтроля и самодисциплины. Социально-психологическая и профессиональная адаптация зависит от развития самоконтроля и саморегуляции. Ошибки в деятельности: незнание или пренебрежение мерами личной безопасности, пассивность и бесконтрольность в деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения.

Динамика психических состояний. Значительная динамика, возможность возникновения неблагоприятных психических состояний, выраженная зависимость результативности деятельности от психических состояний, а так же экстремальной подготовленности и комплексной социально-психологической защищенности.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

¦ несамостоятельность в принятии решений;

¦ некритичное отношение к себе;

¦ неумение хранить тайну.

Задание 1.5. Составьте профессиограмму сотрудника полиции по охране общественного порядка, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечивающего общественную безопасность в общественных местах.

. Обязанности: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта в условиях осложнения оперативной обстановки, а также при чрезвычайных событиях и в условиях чрезвычайного положения.

Содержание деятельности. Содержание основных задач: обеспечение личной, имущественной, общественной безопасности граждан и правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, предупреждение и пресечение правонарушений; участие в раскрытии преступлений; оказание, в пределах своих полномочий, помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов; участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск МВД России, органов Федеральной службы безопасности, вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористами, диверсионными, разведывательно-десантными группами.

Составляющие профессиональной деятельности: прогностическая (прогнозирование развития событий в напряженной и экстремальной ситуации, разработка плана, направленного на успешное задержание преступников), поисковая (наблюдение, подготовка, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, обнаружение, задержание и обыск подозреваемых), коммуникативная (беседы и убеждения нарушителей общественного порядка и участников массовых беспорядков), организационная (организация наблюдения, задержания подозреваемого в преступлении). Общая и специальная подготовка: среднее специальное, среднее образование.

а) кроме знаний, которыми должен обладать каждый сотрудник полиции, необходимы знания: правовых основ, принципов, приемов и методов проведения силовых операций; правил и инструкций, регламентирующих деятельность по задержанию подозреваемых и преступников;

б) необходимые умения: успешно решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; вступать в силовое (включая огневое) единоборство с преступниками; сохранять рабочее состояние в эмоционально напряженных условиях; принимать решения в условиях дефицита времени, информационной неопределенности, угрозы для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения; следить за сохранностью штатного оружия, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, состоянием специальной техники.

Социально-психологические факторы деятельности. Мотивационные аспекты: эффективность обусловлена стремлением работать в специальном подразделении милиции; выражено: чувство состязательности и активности в профессиональной деятельности; устойчивость к непрерывному поддержанию высокого уровня самоконтроля и самодисциплины. Социально-психологическая и профессиональная адаптация зависит от развития самоконтроля и саморегуляции. Ошибки в деятельности: незнание или пренебрежение мерами личной безопасности, пассивность и бесконтрольность в деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения.

Динамика психических состояний. Значительная динамика, возможность возникновения неблагоприятных психических состояний, выраженная зависимость результативности деятельности от психических состояний, а так же экстремальной подготовленности и комплексной социально-психологической защищенности .

Крылов Дмитрий Андреевич, соискатель Российской международной академии туризма.

В статье описывается профессиональная деятельность в целом и особенности деятельности оперативных сотрудников. Проводится краткий анализ элементов оперативной деятельности. Отражены мнения различных авторов по основным психологическим факторам, оказывающим различное влияние на профессиональную деятельность оперуполномоченных. Раскрыты некоторые важные требования к кандидатам (характерологические особенности). Выявлена необходимость дальнейшего изучения указанных в статье факторов, их причин и особенностей влияния.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессионально важные качества, критерии пригодности, оперативно-розыскная деятельность, оперативный сотрудник, психологические факторы, оперативно-познавательная ситуация.

Fundamental psychological factors influencing professional activities of field agents

The article describes professional activities in general and peculiarities of activities of field agents; makes a short analysis of elements of field activities; reflects opinions of various authors with regard to fundamental psychological factors influencing in various aspects professional activities of field agents; reveals some significant requirements to candidates (character peculiarities); detects necessity of further study of factors noted in the article, causes and peculiarities of influence thereof.

Key words: professional activities, professionally important qualities, criteria for applicability, investigative activities, field agent, psychological factors, investigative-cognitive situation.

Деятельность, как правило, рассматривается в психологии в качестве методологической категории, обеспечивающей понимание многих проблем формирования и развития психики человека. При этом под деятельностью понимается форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанной с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.

Актуальность исследования профессиональной деятельности в российской психологии была замечена уже давно, еще в 1965 г. К.К. Платоновым, который отмечал, что "в психологии долгое время существовал недостаток. Она хорошо учила тому, какие психологические качества личности надо изучать, но очень мало учила тому, за какими особенностями деятельности надо наблюдать, чтобы изучить эти качества личности".

Предъявляемые профессией к человеку требования являются объективными. Вместе с тем их формирование осуществляется при участии и под воздействием человека. Таким образом, проблема требований, которые предъявляет та или иная деятельность, - это проблема, имеющая не только объективный, но и субъективный компонент. Субъективным компонентом профессиональных требований со стороны профессии является формирование так называемых профессионально важных качеств (далее - ПВК) личности. Под данными ПВК субъекта подразумеваются качества, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам - производительности, качеству, надежности.

Необходимо помнить, что многие виды профессиональной деятельности обеспечиваются набором ПВК.

Можно предположить, что наибольшее значение данная проблема имеет для тех видов деятельности, которые с большим трудом поддаются алгоритмизации, в том числе профессиональной деятельности оперативных сотрудников.

В связи с определением комплекса профессионально важных качеств, которые могут обеспечить максимальную эффективность каждой конкретной деятельности, остро возникает проблема четкой дифференциации различных видов самой профессиональной деятельности, а также поиск критериев ее эффективности.

Вместе с тем деление профессий на виды и типы привело к необходимости выделения абсолютных и относительных требований к личности. Необходимо учитывать, что существуют профессии, в которых содержатся некоторые абсолютные, некомпенсируемые требования. Невозможно придумать обучение, которое в конце концов выработало бы приспособление к этим требованиям. Профессии, которые абсолютных требований не предъявляют, являются относительными. Если это так, можно предположить, что качества личности, обусловливающие ее абсолютную пригодность, лежат за пределами тех умений и навыков, которые человек способен выработать в процессе осуществления деятельности.

Для определения понятия абсолютной пригодности имеет существенное значение склонность к риску. Так, в поисках критериев абсолютной пригодности многие авторы пришли к тому, что был выделен некоторый спектр условий, который бы позволил достаточно четко диагностировать параметры абсолютной пригодности человека. К таким параметрам были отнесены параметры скорости и темпа деятельности (включая скорость адаптации и выработки стилевых особенностей поведения), а также стрессовый характер стимулов, которые также могут быть рассмотрены как маркеры психофизиологических характеристик человека.

Однако достаточно часто (особенно в зарубежной психологии) именно идея относительной, а не абсолютной пригодности трактуется как непригодность к профессии в целом и чаще всего используется в качестве достаточного основания для недопущения человека к работе в данной профессии. Абсолютная же непригодность (как и абсолютная пригодность) встречается достаточно редко. Однако, как правило, она определяется основным (или решающим) для данной профессии признаком. Некоторые авторы полагают, что принцип абсолютной или относительной пригодности может быть решающим для дальнейшей разработки профессиональных требований со стороны различных профессий. В особенной мере это касается многих специальностей, представленных в системе оперативных органов.

Наиболее адекватной формой выделения ПВК в соответствии с определенными правилами, диктуемыми профессией, является составление профессиограмм, которые являются совокупностью (или синтезом) критериев профессионального отбора.

Среди всего многообразия профессий особое место занимает деятельность оперативных сотрудников.

Объектом исследования профессиональных особенностей указанной категории лиц были в том числе представители подразделений МВД, ФТС, ФСКН, УФСИН, ФСО, ФСБ, СВР России.

Для полного представления о проблематике психологического изучения особенностей профессиональной деятельности оперуполномоченных необходимо знать основные их задачи, к которым в первую очередь относятся:

  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений по подследственности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших граждан;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В качестве основных методов получения информации в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" применяются: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В связи с этим деятельность оперуполномоченных состоит из:

  • установления межличностных контактов (35%);
  • оперативно-розыскных мероприятий (50 - 60%);
  • работы с документами (15 - 25%).

С.Н. Тихомиров в своей работе детально анализирует особенности деятельности сотрудников оперативных подразделений. Автор полагает, что поисковая и оперативно-розыскная деятельность является одним из основных средств юридического познания скрытых угроз интересам личности, общества и государства. Автор приводит общие особенности деятельности оперативных сотрудников. К ним он относит:

  • правовую регламентацию деятельности;
  • наличие властных полномочий;
  • дефицит времени;
  • непродуктивные обязательные траты времени и средств;
  • коммуникабельность;
  • наличие отрицательных эмоций.

При этом работа по делам оперативного учета включает в себя задачи разной степени сложности, различных направлений, различных сроков исполнения. Сложность деятельности оперативно-розыскных подразделений состоит в том, что эти многочисленные задачи решаются в условиях постоянно меняющихся и усложняющихся оперативных и следственных ситуаций, а также противодействия со стороны заинтересованных лиц.

Кроме этого, деятельность оперативных сотрудников характеризуется широкой социальной направленностью, оперативностью, направленностью на преодоление возможного противодействия, наличием властных полномочий, высокой степенью риска, повышенным уровнем ответственности за принимаемые решения, а также ярко выраженной познавательно-поисковой направленностью.

Таким образом, указанные факторы деятельности требуют наличия определенных черт характера у оперативных сотрудников. Наиболее эффективная деятельность в рамках осуществления познавательно-поисковой направленности может наблюдаться у лиц, обладающих диссонансом личности, заключающимся в сочетании проявлений тревожных и психопатических черт. Так, психопатические проявления позволяют в полной уверенности использовать предоставленные полномочия, а также вести опрос граждан с доминирующих позиций. Построение беседы в данном направлении, с приведением аргументированных доводов, демонстрацией уверенности в себе, тактичной наступательностью во многих случаях способствует получению более полной и достоверной оперативно значимой информации от собеседника в связи с формированием у последнего эмпатии к оперативному сотруднику.

Но не стоит акцентировать внимание именно на этих качествах. Демонстративность и паранойяльность также играют немаловажную роль в эффективной работе с людьми и грамотном планировании работы по оперативным материалам.

С.Н. Тихомиров также полагает, что по своей природе оперативно-познавательные ситуации могут принадлежать к двум классам. Они могут быть алгоритмическими (требующими заранее определенных способов действия) или проблемными (требующими эвристической деятельности в ситуации неопределенности). Деятельность оперативных сотрудников характеризуется наличием большого числа проблемных ситуаций, содержащих данные, которые формируются вне представлений о ситуации (непрогнозируемые обстоятельства).

В целях оптимального разрешения подобного рода ситуаций от оперативных сотрудников требуются такие качества, как быстрота ориентации в окружающей обстановке, знание психологии субъектов и объектов противоправной деятельности, умение работать с различными типами людей. Кроме того, стоит отметить и наличие общих, а также специальных способностей.

Ю.В. Чуфаровский к деятельности оперативных сотрудников относит: познавательную деятельность; практическую деятельность, направленную на выявление, проверку и оценку фактов и явлений; удостоверительную деятельность. По его мнению, в содержательном плане все три вида деятельности являются разноплановыми и предъявляют требования к совершенно различным личностным особенностям.

Таким образом, деятельность сотрудников оперативных подразделений носит многоцелевой характер, осуществляется в условиях дефицита времени, недостаточности нужной или избыточности побочной информации, сложной обстановки и предполагает наличие двух направлений реагирования - статических и динамических реакций, предполагающих активное развитие познавательных процессов.

В последнее время появились работы, посвященные социально-психологическим аспектам деятельности оперативных сотрудников. Так, Д.А. Литваковский, рассматривая специфические виды деятельности сотрудников, связанные с различными специфическими видами сбора информации, в том числе с помощью технических средств, замечает, что современный оперативный работник для достижения поставленных перед ним задач также должен обладать высоким потенциалом технических знаний и навыков. При этом требования к ПВК неизмеримо растут.

Данный вид деятельности характеризуется в первую очередь противоречием между желанием оперативных сотрудников самим выбирать тип деятельности и способы ее выполнения, с одной стороны, и жесткостью системы связей организации и управления деятельностью - с другой.

Информационный аспект деятельности оперативных сотрудников (включающий в себя возможность работать со всем массивом банка информационных данных) на данный момент развит недостаточно. Снижены возможности технического оснащения деятельности. Это влияет на качество деятельности оперативных сотрудников, т.к. отсутствует полнота информации об элементах противоправной деятельности. При этом лишь 25% сотрудников осознают необходимость создания и развития информационно-аналитической базы. Руководствуясь сделанными выводами, некоторые из представленных авторов предлагают многоуровневую систему.

Немаловажным психологическим фактором, влияющим на профессиональную деятельность оперативных сотрудников, является процесс профессиональной деформации. Данная тематика представляет большую актуальность в настоящее время. Одними из ярко выраженных элементов деформации являются ценностные ориентации. Так, часть оперативных сотрудников, имеющих опыт работы на линии борьбы с экономическими преступлениями, в силу полученных профессиональных знаний становятся на путь содействия либо организации противоправной деятельности. Также следует отметить проблемы, связанные с нереализацией личностного профессионального роста, что в силу выраженных психопатических черт может привести к последующей алкоголизации.

Кроме этого, всегда следует помнить о стихийном, непредвиденном изменении "облика" профессии, который в состоянии привести к ее дезорганизации и изменить ее особенности.

Вместе с тем, принимая во внимание описанное, следует отметить, что анализ психологических факторов, влияющих на профессиональную деятельность оперативных сотрудников, представлен в литературе недостаточно. При этом анализ данных аналитических обзоров показывает, что в рамках этой профессиональной группы существует огромное количество проблемных зон. Как правило, ряд проблем в данном вопросе представляется возможным подчеркнуть в специфике деятельности смежных профессий, связанных с общением с людьми.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что профессиональная деятельность оперативных сотрудников относится к максимально напряженным видам деятельности и предполагает не относительную, а абсолютную пригодность кандидатов. При этом все составляющие профессиональной деятельности, характер и условия труда с большим трудом поддаются модификации и улучшениям. Это позволяет сделать вывод, что соответствовать подобного рода требованиям может лишь незначительная часть кандидатов. Подобное положение дел требует дополнительного изучения психологических факторов и условий, оказывающих воздействие на профессиональную деятельность сотрудников.

Литература

  1. Литваковский Д.А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики на основе использования компьютерных технологий. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.
  2. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.
  3. Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972.
  4. Розов В.И. Основы психологии для правоохранителей: Учебное пособие. К.: КНТ, 2013.
  5. Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов милиции: Лекция. М.: МЮИ МВД России, 1997.
  6. Чуфаровский Ю.Ф. Учебное пособие. М.: Проспект; ТК Велби, 2006.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Предметом психологии труда персонала ОВД является личность сотрудника ОВД и служебного коллектива. Предметом психологии деятельности сотрудников ОВД является психика (психический мир личности) сотрудников и психология (социально-психологические явления) служебного коллектива, рассматриваемая в конкретных условиях деятельности.

Психика — это функция нервной системы отражать внешний и внутренний мир человека и регулировать в соответствии с этим поведение.

Человеческое сознание — это высшая ступень психического развития и продукт социально-исторического развития, результат труда.

Бессознательное — это форма отражения действительности, в процессе которого человек не осознает ее источников, а отраженная действительность сливается с опытом.

Коллективная психология — социально-психологические явления (в виде переживаний, отношений, мотивов и т.д.), возникающие в процессе коллективных (групповых) взаимодействий, которые регулируют деятельность и поведение членов коллектива.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими характеристиками. Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, комплексный процесс преобразования окружающего мира и социальной действительности (в том числе и самого себя) в соответствии со своими потребностями и целями.

В решении задач, возложенных на правоохранительные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, психологической науке отводится важная роль. Его гуманистическая направленность позволяет вооружить сотрудников ОВД знаниями психологических законов, принципов и методов управления психологическими процессами в условиях службы и профессиональной деятельности.

Возрастающее значение психологических знаний на современном этапе обусловлено

  • Динамика процессов общественной жизни, повышенные требования к профессиональной подготовке сотрудников ОВД;
  • возрастание роли человеческого фактора в условиях научно-технического прогресса, что усложняет условия и способы профессиональной деятельности сотрудников ОВД;
  • необходимость усиления социально-нравственной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ОВД с целью формирования у них высокой психологической культуры и устойчивого иммунитета к психологии преступников.

Понимание закономерностей функционирования человеческой психики позволяет эффективно организовать деятельность людей и отношения между ними.

Психология — одна из самых сложных наук, потому что носителем психики является мозг, самый сложный по структуре и деятельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень разнообразны, и большинство законов психики еще не изучены.

Более того, научиться контролировать психические процессы и явления, психические функции, сложнее, чем что-либо другое.

Психология — это определенный упорядоченный способ рассмотрения процессов, влияющих на внутреннюю, духовную, психическую жизнь человека, а также область человеческого (и животного) поведения.

Сближение предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью своей психики познает окружающий мир, а затем, на основе этого, свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

В то же время это стечение неоднозначно, имеет множество проявлений, которые довольно сложно изучить. Уникальная практическая значимость психологии заключается в том, что результаты изучения этой науки, по сравнению с другими отраслями знаний, очень часто более значимы для людей как объективно, так и субъективно, поскольку объясняют причины всех человеческих действий, поступков и поведения.

Крайняя перспектива психологии и ее исследований обусловлена постоянно растущей ролью и значением человека, его психики и сознания. Можно с уверенностью утверждать, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-либо сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения человека во время их реализации и эксплуатации.

Психология в деятельности сотрудников овд - Психологические требования к личности сотрудника овд

Психологические требования к личности сотрудника овд

ПД — негативное изменение его личностных свойств и качеств, приводящее к искажению социально-нравственной направленности его профессиональной деятельности.

Причины: Особенности социальной сферы, в которой работает сотрудник; особенности служебной деятельности; проявления — профессиональные оценочные стереотипы и установочные соответствия; перенос служебной роли, профессиональных установок и стереотипов на внеслужебные отношения; правовой нигилизм.

Серьезные изменения в профессиональной деформации:

  • Гипертрофия проф. важных качеств, их трансформация в противоположную сторону.
  • Реализация и развитие социально негативных качеств (вседозволенность, цинизм).
  • Подавление и дальнейшая атрофия качеств, субъективно оцениваемых как вторичные.
  • Непропорциональное, дисгармоничное, искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств.

Формы проявления профессиональной деформации:

1)проф. оценочные стереотипы и установочные соответствия.

2) Перенос своей профессиональной роли, профессиональных установок и стереотипов на внеслужебные отношения.

3) Правовой нигилизм.

Психологические требования к персоналу сотрудника ОВД.

  • В сочетании с содержанием работы внутреннего сотрудника.
  • С правовым регулированием деятельности.
  • С учетом возражений заинтересованных лиц.
  • С наличием полномочий.
  • С защитой служебной тайны.
  • Ограничения по времени.

Общение — это сложный многомерный процесс установления и развития контактов между людьми. Он включает в себя обмен информацией. восприятие и понимание другого человека.

Сотрудник ОВД, являясь субъектом всех видов межличностных контактов, активно участвует в различных видах профессионального общения — с различными категориями граждан, руководством… (Конфронтация, допрос, а также непроцессуальные формы общения).

Общение (понимание) — это целенаправленное воздействие и влияние на поведение, состояние и отношение партнера. Если общение — это обмен информацией, взаимовлияние, взаимная оценка, сопереживание, формирование убеждений, установок, характера.

Способы передачи информации в общении: вербальные (речь) и невербальные (мимика, жесты, поза, интонация).

Способы эффективного общения:

Психотехника визуальной диагностики собеседника.

Техника психологического воздействия

Техника психологического контакта и доверительного общения

Психотехники бесконфликтного взаимодействия.

  1. Основные формы взаимодействия в общении. Особенности профессионального общения работника.

Профессиональное общение сотрудника ОВД — это процесс установления и поддержания психологического контакта в силу закона и служебной этики, позволяющий решать задачи по поддержанию общественного порядка и предупреждению преступлений.

Основными функциями коммуникации являются:

  1. интеллектуальная функция — относится к взаимному восприятию и пониманию друг друга, оценке психических состояний, проявлений других индивидуальных характеристик людей.
  2. информационная функция — включает передачу различной информации, обмен идеями и чувствами в процессе общения.

Функция взаимного влияния — организация взаимодействия, коррекция поведения других людей.

Основные факторы, влияющие на успешность общения и установления психологического контакта в сервисной деятельности, следующие.

  1. Личность работника (его общительность, способность устанавливать и поддерживать контакты даже в неблагоприятных обстоятельствах).
  2. личность людей, с которыми общается офицер.
  3. условия общения, в которых устанавливаются психологический контакт и отношения с гражданами и работниками при выполнении профессиональных задач.

Интуиция как показатель профессиональности деятельности сотрудников овд

Предположение, сделанное в данном исследовании, касается того, что интуитивная активность сотрудников правоохранительных органов, чья профессиональная деятельность связана с опасными и потенциально опасными ситуациями, будет иметь отношение к образам, связанным с опасными ситуациями.

Успешное предсказание изображений с опасными ситуациями заняло у испытуемых 1,346±0,042 с, а неуспешное предсказание изображений с опасными ситуациями заняло чуть меньше времени: 1,281±0,031 с. Успешное предсказание в данном контексте понимается следующим образом: Выбор испытуемого предсказывал появление изображения, показанного ему программой. Неудачный выбор: когда программа отображает серый фон вместо изображения.

Испытуемым потребовалось 1,232±0,030 с для успешного предсказания изображений с мирными ситуациями, в то время как неуспешным испытуемым потребовалось немного больше времени: 1,265±0,031 с. Однако эти различия не являются статистически значимыми.

Независимо от того, успешно или неуспешно испытуемые предсказывали, какое изображение скрывается, время, необходимое для выбора, больше в случае предсказания изображений с опасными ситуациями, и эти различия сильнее, когда испытуемые были успешны в предсказании внешнего вида изображения.

Специфика проявления психологических закономерностей общения и особенности реализации в деятельности сотрудников овд

Общение — это взаимодействие между двумя или более людьми, которое заключается в обмене между ними информацией когнитивного или аффективного и оценочного характера.

Психология рассматривает общение как процесс, в котором можно выделить три основные стороны (компоненты общения):

  • коммуникативная сторона;
  • сочувствующая сторона;
  • интерактивная сторона.

Коммуникативная сторона общения характеризует специфику информационного процесса общения. Средствами обработки информации являются различные знаковые системы: речь; знаковая система (жесты, мимика, пантомима); речевая система (паузы, интонация, невербальные элементы); система организации пространственно-временной коммуникации; система зрительного контакта.

Сотрудники органов внутренних дел придают особое значение коммуникативной стороне общения, так как с помощью знаковой системы они получают от других информацию о причинах и обстоятельствах преступлений, лицах, их совершивших, мотивах преступной деятельности, решают разведывательные и другие задачи.

Однако существуют определенные трудности в общении, называемые коммуникативными барьерами, из-за которых общение сотрудников органов внутренних дел не всегда эффективно. В этом контексте важно своевременно выявлять и, по возможности, устранять коммуникативные барьеры в ходе официальной деятельности, а также иметь информацию о том, насколько эффективны контакты с собеседником.

Перцептивная сторона общения предполагает восприятие собеседника, психологическую оценку его внешних черт, соотнесение этих черт с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его действий. Существуют две группы факторов, влияющих на формирование образа собеседника: объективные и субъективные. К объективным факторам относится все, что непосредственно воспринимается в собеседнике: анатомические особенности, особенности одежды, речь, мимика и другие атрибуты. К субъективным факторам относятся те, которые определяют отношение к собеседнику в зависимости от различных обстоятельств: цели общения, ролевых и статусных установок, условий общения и т.д.

Ролевое общение (инструментальное, функциональное общение) направлено на выполнение совместных действий, а также получение определенной информации. Экспрессивное общение предполагает передачу чувств и эмоций между партнерами. Масочное общение является промежуточной формой между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении, оно обеспечивает бесконфликтное общение в тех случаях, когда оно достигает своих пределов.

Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника овд

Многообразие задач, стоящих перед правоохранительными органами, приводит к развитию многофункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих конкретные функции — сотрудников следственных, оперативных, криминалистических подразделений, подразделений по охране общественного порядка и так далее. Конечно, деятельность оперативного сотрудника полиции отличается по своему содержанию и применяемым методам от деятельности, например, патрульной службы или дорожной полиции. Однако деятельность сотрудников органов внутренних дел отличается по своей направленности и используемым методам и имеет общие черты. Связующим звеном, которое заставляет сотрудников тесно взаимодействовать друг с другом, является наличие единого объекта деятельности — преступления, правонарушения или девиантного поведения человека или группы людей.

Анализ особенностей деятельности органов внутренних дел позволяет выявить общие черты деятельности для сотрудников различных подразделений:

Необходимость систематического детального изучения особенностей служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена тем, что знание особенностей характера и условий службы позволяет совершенствовать систему подбора кадров, выявлять и устранять основные ошибки в работе сотрудников, оптимизировать условия службы, качественно проводить служебные проверки. Результатом изучения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов является профессиограмма, которая представляет собой описательно-технологическую характеристику деятельности и содержит сведения об особенностях специальности, сущности и основном содержании служебной деятельности, объективных условиях службы, особенностях ее регулирования и динамики, а также субъективных условиях службы и требованиях к профессионалу.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: