Психогимнастика как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 04.07.2024

Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.

Многие факторы агрессивно воздействуют на здоровье дошкольника:

  • экологические проблемы;
  • различные отрицательные бытовые условия;
  • химические добавки в продуктах питания;
  • некачественная вода;
  • неудовлетворительное экономическое положение;

Это лишь немногие из существующих факторов.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности.

Предметом деятельности является процесс влияния игр с элементами психогимнастики на укрепление психического здоровья и обеспечение психологической безопасности испытуемых.

2. Актуальность создания проекта

Актуальность проекта заключается: для разностороннего и гармоничного развития и воспитания детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья и обеспечение психологической безопасности, необходимо применение здоровьесберегающих технологий.

Воспитание здоровых детей, здорового общества и здорового населения – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики в сегодняшних современных условиях, поскольку любой стране нужна здоровая нация.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

  • Укрепление психического здоровья детей;
  • Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
  • Создание условий для психологической безопасности детей;
  • Формирование убеждений и привычки к сохранению и стимулированию здоровья через релаксацию и дыхательную гимнастику;
  • Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики для вех групп.
  • Организация проведения игр с элементами психогимнастики во всех группах
  • Обучение здоровому образу жизни с помощью игротренингов и коммуникативных игр;
  • Сохранение и стимулирование здоровья через релаксацию и дыхательную гимнастику;
  • Развитие и коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
  • Укрепление психического здоровья детей;
  • Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
  • Развитие познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;

Продукт: Игры с элементами психогимнастики.

4. Аннотация проекта:

Релаксация (ослабление, расслабление) – снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика- это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезней, вегето-сосудистой дистонии, позволяющих очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья.

Игротренинги - комплексные занятия с детьми дошкольного и школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.

Являются одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий обучения здоровому образу жизни.

Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических коррекционных технологий.

  • важна для использования в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки;
  • направлена на:

- обучение элементам техники выразительных движений;

- использование выразительных движений в воспитании эмоций (изучение различных эмоций и обучение управления ими, овладение выражений эмоций);

- приобретение навыков в саморасслаблении.

- преодолевать барьеры в общении;

- лучше понять себя и других;

- снимает психическое напряжение;

- дает возможность самовыражения.

В основу данного проекта положены следующая идея:

Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики.

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствование основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;
  • принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в в соответствие со спецификой дошкольного образования;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах раюоты с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Пути решения проекта:

• найти необходимый материал с текстами релаксации, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики;

• составить календарно-тематический план игр с элементами психогимнастики для всех возрастов;

• оценить риски реализации проекта.

5. Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на 5 лет: с 2010-2011 года по 2014-2015 год

Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики, расписания занятий Август 2010, 2011,2012,

6. План мероприятий

7. Ресурсное обеспечение программы

Для работы в проекте привлекается педагог-психолог данного учреждения

Календарно-тематический план игр с элементами психогимнастики;

Материал с текстами релаксаций, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики.

Проигрыватель СД и музыкальные материалы

Бумага для принтера, принтер, некоторая литература с текстами релаксации, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики, проигрыватель СД и некоторые музыкальные материалы в наличие имеются.

музыкального материала по релаксации, методических пособий, литературы с текстами релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики

Критерии оценивания проекта

1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

2. Донесение до родителей о проведении игр с элементами психогимнастики во всех группах на родительских собраниях, на консультациях.

4. Пополнение и улучшение музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.

5. Отсроченный результат: укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

8. Риски и пути преодоления рисков

Риски – наименьший риск:

- невозможность частого использования игр с элементами психогимнастики во всех группах в связи с плотным расписанием режимных моментов;

- небольшой объем существующих: музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.

Пути преодоления рисков:

– использование педагогами всех возрастных групп данных игр конкретно для каждого месяца в образовательной деятельности в течение каждого месяца в соответствие в календарно-тематическим планом;

- приобретение музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, проект должен послужить импульсом для коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения, для продолжения укрепления психического здоровья воспитанников с помощью применения видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики всех участников образовательного процесса.

В целом, проект применения видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только улучшить здоровье детей, но и даст толчок для активной работы всего коллектива по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения, а так же применения других существующих видов здоровьесберегающих технологий участниками образовательного процесса.

Для реализации любой здоровьесберегающей технологии необходимо создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания - все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, укрепляет его психическое здоровье. Поэтому на занятиях по физической культуре, я применяю ПСИХОГИМНАСТИКУ для детей дошкольного возраста.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяются различные здоровьесберегающей технологии – медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и т. д.

Одним из видов технологий, применяемых мною в работе, является психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой вид деятельности, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Главной целью психогимнастика можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройства психики. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастику в качестве здоровьесберегающей технологии в работе с детьми я выбрала потому, что в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Очень важно в работе по формированию здорового образа жизни дошкольников вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Это укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Очень хочется познакомить родителей по ближе с этим направлением, и надеюсь что вы воспользуетесь этими методиками в качестве дополнительного, полноценного развития вашего ребёнка.

Что же такое ПСИХОГИМНАСТИКА? В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка нестабильная. В этот период дети начинают дифференцировать различные эмоциональные проявления и учатся управлять собственными эмоциями. В этом им помогают психогимнастические упражнения, игры, этюды, как методы нетрадиционного оздоровления.

Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья, предотвращение эмоциональных расстройств у ребенка из-за снятия психического напряжения, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения личности.

Здесь мы рассмотрим некоторые из ведущих механизмов влияния психогимнастики на психику ребенка.

1. В процессе овладения техникой выразительных движений ребенок учится распознавать соответствующие чувства и эмоциональные состояния окружающих, называть их словами и адекватно реагировать на них. Развитие эмоционального словаря, умение осознать и выразить свои переживания предотвращает возникновение у малыша эмоциональных проблем, нервного напряжения.

2. В специальных этюдах и играх дети тренируют свое внимание, память, наблюдательность, выдержку, а также овладевают бесполезным компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев, страх) Возможность, играя, мысленно пережить сосредоточенность или страх делает эти состояния более контролируемыми, более зависимыми от ребенка.

3. Один из ведущих механизмов влияния психогимнастики на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников основывается на психотерапевтическом родстве игры и искусства. Детей побуждают к отображению своих эмоциональных переживаний в рассказах, рисунках, инсценировках. Изображая мнимые опасности и переживая преувеличенные страхи, через пресыщение освобождаются от психотравмирующего действия эмоциональных переживаний. Этот механизм психокоррекции распространяется не только на страхи, но и на гнев, злость, брезгливость, ревность др.

В сюжет каждого занятия обязательно включают 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения направлены на развитие у детей способностей понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, конечной целью их является именно овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Усилия работников нашего ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяются различные здоровьесберегающие технологии – медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и т. д.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий, применяемых мною в работе, является психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой вид деятельности, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройства психики. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастику в качестве здоровьесберегающей технологии в работе с детьми я выбрала потому, что в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Задачи психогимнастики:

· дети тренируют психомоторные функции;

· воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;

· корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;

· избавляются от эмоционального напряжения;

· в детях развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Хочу отметить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями. А с помощью комментариев ведущего к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. В каждое упражнение я включаю фантазию, эмоции и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый из этих компонентов.

Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия: включают в работу фантазию, поднимают настроение, проявляют детские артистичные способности. Занимаясь с детьми психогимнастикой, я вижу, что все дети успешны, т.к. правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. У всех воспитанников возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать. Дети не могут полностью дифференцировать и осознавать все свои ощущения. Да это и не обязательно. Достаточно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить пару ощущений.

В момент психогимнастики образы фантазии сначала задаю я, которые затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Важную роль при показе упражнений играет моя эмоциональность, так как облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.

Хочу подчеркнуть необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми: важно ориентироваться на индивидуальные различия детей, прибегать к импровизации, не бояться отойти от плана, если этого требует ситуация. На психогимнастических занятиях я придерживаюсь исключительно партнерской позиции. Дети должны чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним воспитателя, тем более негативного. Обстановка раскованности, естественности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине - вот тот идеал, к которому следует стремиться каждому.

Структура психогимнастики

Мимические и пантомимические этюды.

Цель : выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Здесь мы знакомимся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель : выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Я данном этапе я отрабатываю с детьми модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Происходит закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Осуществляется гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Психомышечная тренировка.

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли мы разыгрываем с детьми в парах со сменой ролей.

Можно сделать вывод, что психогимнастика важна особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Психогимнастика помогает детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У ребят вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультации по психогимнастике для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение



462430 г. Орск, Оренбургская область

Психогимнастика , как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Подготовила педагог – психолог МДОАУ № 99

Васильева Е.С.

2016 – 2017 уч.г.

Слайд № 1. Психогимнастика, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми.

Слайд № 2. Что же такое психогимнастика?

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

В основе психогимнастики лежит игра.

Слайд № 3. Когда и с какими детьми необходимо использовать психогимнастику?

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Слайды № 4 Психогимнастика ставит перед собой определенные цели и решает конкретные задачи.

Цели психогимнастики:

сохранение психического здоровья;

коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;

преодоление барьеров в общении (понимания себя и других);

овладение навыками управления своей эмоциональной сферой;

снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд № 5 Основные задачи:

фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

учить подражательно воспроизводить чужие эмоции;

фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях, как проявлениях этих эмоций;

анализировать и словестно описывать мышечные проявления эмоций;

повторно производить эмоции в заданных упражнениях;

Слайд № 6 На что следует обратить внимание педагогов, использующих психогимнастические упражнения и этюды.

Эмоции и чувства передаются не методами и приёмами, а ЧЕЛОВЕКОМ!

Слайд № 7 Психогимнстический комплекс имеет следующую структуру.

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий;

Занятия проводятся два раза в неделю, длительность от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Слайд № 8 Занятия состоят из 4 фаз

I фаза. Мимические и пантомимические этюды

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка. Фаза носит психотерапевтический характер.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций

IV фаза. Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Так как в стенах дошкольного учреждения он проводит огромное количество времени. Поэтому элементы психогимнастики целесообразно использовать практически во всех занятиях с детьми, проводимых в ДОУ: физкультурные занятия, музыкальные занятия, нравственно – экологические занятия, этические занятия беседы, коррекционные занятия с психологом и логопедом, занятия по развитию речи и знакомство с окружающим миром, свободная деятельность детей.

Один из важнейших элементов психогимнастики – это поощрение, которое выражается в разных формах вербальных и невербальных (жесты, улыбка, похлопывание, прикосновение). А также, что не менее важно, наличие у педагога эмпатии.

Организация занятий по психогимнастике имеет свою специфику.

Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребёнка Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

Все предметы и события должны быть воображаемыми (это облегчит тренировку внутреннего внимания детей).

Занятия можно проводить для детей, начиная с трёхлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.

В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение,

поведение и завершение.

Далее хочется особо отметить, что психогимнастика не отменяет и не заменяет традиционные методы воздействия на детей (логоритмика, физкультминутки и пр.). Так как именно психогимнастика направленна на коррекцию эмоциональной сферы и нежелательных черт характера у ребенка. Другими словами, комплексной коррекции различных сторон психики ребенка.

Слайд № 15 На этом слайде Вы можете увидеть само пособие М.И. Чистяковой

Подводя итог, можно сказать, что психогимнастика представленая в пособии М.И. Чистяковой дает следующие результаты:

дети с которыми систематически занимаются, приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта). Изживаются невротические проявления (страхи и различного рода опасения).

Читайте также: