Проведение экскурсий в доу как средство развития речи у детей

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Крылова Ирина Константиновна

Населенный пункт: г. Москва

Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в дошкольных группах является воспитание правильной и чистой речи у детей. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает неизгладимый отпечаток на его характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы повысить речевую активность, ведь образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление достаточно редкое. Поэтому родителей, воспитателей и учителей-логопедов в первую очередь волнует проблема развития речи.

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к своей Родине, которую олицетворяет родной город – Москва. Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребенка, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Для успешного ознакомления детей с родным городом необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).

  1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, конкретных улиц и его культурных ценностях; сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
  2. Повышение детской, родительской и педагогической компетенции в вопросах истории, культуры города.
  3. Активное участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение.

Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи является экскурсия. Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляются чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

Мной используется такая форма работы, как экскурсии по мини музею. Для создания мини музея использовались ИКТ, так как составляющими экскурсии выступают фотографии, репродукции картин, изображения природы, портреты. Представлены также экспонаты, самостоятельно сделанные руками детей и воспитателей (поделки, макеты). Экскурсия позволяет формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, а также память, и концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной школе, высшие психические функции – память, внимание, словесно-логическое мышление.

Поскольку групповые экскурсии для дошкольников обычно организовать сложно, такие занятия помогут расширить у детей представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию по улицам Москвы, в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.

Использование экскурсий в мини музей для речевого развития детей помогает:

  • уточнить и обогатить активный словарь детей;
  • развить связную речь;
  • расширить представление об окружающем мире;
  • развить любознательность и наблюдательность.

Создание экскурсии требует предварительной подготовки. Свою работу с детьми мы начинаем с беседы о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать. Один из этапов работы – создание презентации в PowerPoint. В нее включаются материалы, отобранные с учетом возраста детей. Объекты должны быть расположены в логической последовательности.

Далее выбираем экскурсоводов – двух-трех детей. Экскурсоводы знакомятся с объектами, вместе составляет маршрут.

Заканчиваем экскурсию традиционно – итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Создание экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе. В нее можно включать множество описательных рассказов.

Проводя работу по использованию экскурсий в мини музей в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям.

  1. Совершенствуется речь детей.
  2. Повышается речевая активность, содержательность связность монологической речи, ее лексическая сторона при составлении высказываний.
  3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогами, детьми и их родителями. Родители становятся частью образовательного процесса.
  4. Снижается стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.
  5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного.

В заключении мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное – может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.

Экскурсия, как метод развития речи детей, дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

ВложениеРазмер
ekskursii_kak_sredstvo_poznavatelno.doc 40.5 КБ
prezentatsiya_ekskursii_-_kopiya.ppt 2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются первоначальные представления об окружающем мире. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно – иллюстрированным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, а также экскурсии и целевые прогулки.
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Это способствует формированию представлений о взаимосвязях в природе. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевое общение – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частичных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Экскурсии эффективно решают эти задачи. Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.

Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных заданий (сбор шишек, листьев) развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Первые экскурсии начинаются с группы, с участка, к цветнику. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, аптека, библиотека, школьный двор. Для каждой экскурсии определяют программное содержание. Поэтому по характеру решаемых педагогических задач их можно выделить в четыре разновидности: природоведческая, экологическая, на объекты (хозяйственные, культурные, учебные заведения, памятные места), экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаимосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузились в волшебный мир прекрасного)

Экскурсии на объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Очень часто для проведения экскурсии требуется транспорт, поэтому одновременно с этим дети познакомились с такими видами профессий как водитель автобуса, кондуктор, а также на практике с детьми закрепили правила поведения в общественном транспорте.

Организовать экскурсию значительно труднее, чем деятельность в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем использует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-третьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации и методов взаимодействия с дошкольникам.

Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.

Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают успешность формирования речевой и познавательной активности на этапе подготовки к школе.

Поэтому, одна из основных целей нашей деятельности, является, формирование познавательно – речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности.

Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения и т.д. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Экскурсии эффективно решают следующие задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.

Действительно, если мы хотим, чтобы в результате нашего педагогического влияния у ребенка появились не только знания и умения, но и развились личностная и познавательная сферы; если мы хотим, чтобы дети стремились познавать мир и смогли реализовать свои природные задатки и творческий потенциал, нами была поставлена задача создания условий, способствующих развитию.

Основой модели развивающей среды послужило для нас утверждение: каждый ребенок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающих к действию.

Т.о. в группе была создана предметно – пространственная среда, обеспечивающая интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно – развивающей основе.

Все пространство группы завязано на идеи социализации и представляет собой “город Буквоград” с улицами и переулками (уголками) оформленными в соответствии с названием (ул. Художников, проспект Математиков, площадь Театральная, и т.д.) и имеющими следующие параметры:

- многофункциональность и вариативность модели среды;

- открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми;

- психологическая комфортность (способствует мотивации успешности);

Мы стремились через оформление создать содержательно – смысловое “поле”, благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи.

По нашему мнению, работа в такой среде обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует речевую активность детей, является ключом к освоению рабочей лексической темы, а также является подготовительным этапом последующей экскурсионной деятельности.

Свою экскурсионную деятельность мы условно разделили на 3 блока:

1. Сезонные экскурсии

Цель: расширение, уточнение и систематизация знаний о сезонных изменениях. “Краски осени” (сентябрь), “Морозные кружева” (январь), “Веселая капель” (апрель).

Цель: выявление и развитие у детей способности к освоению различной профессиональной деятельности. “Смелый наездник” (октябрь - ипподром), “Русский сапожок” (ноябрь – обувная фабрика), “Радость общения” (декабрь – почта), “Удивительный репортаж” (март – телевидение).

Цель: формирование системы ориентации в мире духовных ценностей. Развитие эстетических способностей и потребностей, эстетического вкуса и идеала. “Разноцветная палитра” (ноябрь – художественная школа), “Тайны закулисья” (декабрь – драматический театр), “Путешествие в прошлое” (апрель – краеведческий музей им. Мартьянова).

По итогам экскурсионной деятельности дети в составе группы “Юный исследователь” посещают массовые группы детского сада с творческими отчётами (плакаты, коллажи, альбомы). Данная работа находит своё продолжение в самостоятельных семейных экскурсиях, в рамках проекта “Незнайка в гостях у детей”, являющейся эффективной формой взаимодействия родителей и педагогов группы.

Таким образом: целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательно - речевой активности детей посредством экскурсионной деятельности является одним из факторов эффективного речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

1. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1.

2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга: Изд-во “Адель”, 1997.

3. Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие - СПб.: ООО “Издательство “Детство - пресс””, 2010

Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров (См.: Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1981. С.41-42. 108)

Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Эти требования педагогически оправданны, они опираются на знание закономерностей развития ребенка, проверены многолетней практикой и, безусловно, не потеряли своего значения.

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Читайте также: