Против чего направлена ирония чацкого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии.

Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.

— А какое впечатление произвела на вас пьеса Грибоедова?

— Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе Грибоедова?

У произведения была сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.

В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

— Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто — самым отталкивающим?

— Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

— Каковы жанровые особенности произведения Грибоедова?

( Комедия - одно из драматических произведений.

Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

— К какому стилю относили комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

— Каковы особенности классицистической комедии?

(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан – добродетель торжествует.)

— Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?

(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

— Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия?

(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

— Какие элементы сюжета вы знаете?

— Какие из них являются главными, какие второстепенными?

— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

— Возможна ли их перестановка?

— Какой художественный эффект при этом достигается?

III. Анализ списка действующих лиц.

Говорящие фамилии.

Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

— Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

— Какая интрига завязывается в самом начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)

— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

— Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

— В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?

(1д., 7 явл. Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

— Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

— Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

— Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

— Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

—Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам?

Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи — сатирическое обличение Чацким московских нравов)

— Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого , который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт : борьба за невесту, любовный треугольник — Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью . Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

Домашнее задание.

1 Прочитать II действие.

2 Индивидуальное задание: на выразительное чтение подготовить


Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества.

Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу.

Для него любовь — святыня.

Он "не ведает обмана и верит избранной мечте".

И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина.

Чацкий одинок в доме у Фамусова.

Все отвернулись от него, обозначив сумасшедшим.

Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении

Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова.

Он побежден, потому что силы были неравные.

Но в свою очередь он дал хороший отпор веку "минувшему".

Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве.

В монологе "А судьи кто.

" он гневно выступает против угнетателей :

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты - иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий считает, что служить необходимо не лицам, а делу.

Он видит ценность человека в его личных достоинствах.


Что настроило Софью против Чацкого в комедии Грибоедова "Горе от ума"?

Что настроило Софью против Чацкого в комедии Грибоедова "Горе от ума"?


Характеристика Чацкого " Горе от ума"?

Характеристика Чацкого " Горе от ума".


Образ Чацкого в комедии Горе от ума?

Образ Чацкого в комедии Горе от ума.


Сочинение на тему "Против чего выступал Чацкий " в произведении "Горе от ума"?

Сочинение на тему "Против чего выступал Чацкий " в произведении "Горе от ума".


Образ Чацкого из "Горе от ума"?

Образ Чацкого из "Горе от ума".


"Горе от ума" О чем спорит Чацкий ?

"Горе от ума" О чем спорит Чацкий ?


В пьесе "Горе от ума" Есть ли у Чацкого единомышленники?

В пьесе "Горе от ума" Есть ли у Чацкого единомышленники?


Характеристика чацкого в комедии горе от ума?

Характеристика чацкого в комедии горе от ума.


Ирония и сарказм в горе от ума?

Ирония и сарказм в горе от ума.


Если Чацкий умен то почему он несчастен?

Если Чацкий умен то почему он несчастен?

Грибоедов "Горе от ума".

На странице вопроса Против чего направлена ирония Чацкого? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.


Сад с молодильными яблоками, колодец с живой водой, съездил за тридевять земель, тридесятое царство, , молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец, избушка на курьей ножке, Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.


Кокоино героино наркотино.


Кожа увядает и теряет цвет, грустно отлетает молодости след ; снова день рожденья, как мне много лет! Море наслаженья, недовольсву - НЕТ.


Увядает мой цветок Розового цвета Отлетает его лепестки Ему уже много лет И у него наслажденья нет.


Они просили что нужно чтобы Варфловей за ними ухаживал до тех пор когда они не уйдут в монахи, а потом умрут.


(a + 2 / 3) + 1 / 3 = a + (2 / 3 + 1 / 3) = а + 3 / 3 = а + 1.


Из данных букв получится слово "опилки".


У меня есть кот его зовут Барсик . Он любит когда его гладят , и чешут за ушком . Он породы Мейн кун . Я его очень люблю ! У меня есть собака ее зовут Тайга. Она любит когда с ней гуляют, чешут спинку. Она породы лайка . Я её очень люблю ! Ну..


Чацкий – это один из главных героев комедии. Он дворянин, ему не много лет, но он уже успел немало увидеть в жизни. Служил в столице и имел большие карьерные перспективы, но по своей воле отказался от всего и уехал в небольшой городок. Этот его поступок – по сути, протест, неприятие существующих укладов.

Так против чего выступает Чацкий?

Главный герой не может смириться со многими пороками, разъедающими российское общество времен начала 19 века. Во-первых, это лицемерие, когда в глаза говорят одно, а за глаза – другое, когда мысли и слова расходятся с делами, когда люди готовы улыбаться выше стоящим подлецам и ублажать их, лишь бы подняться по социальной лестнице.

Очень угнетает Чацкого это лакейство, привычка пресмыкаться во многих его современниках. Ради карьеры, славы и денег люди идут на самое страшное преступление: убивают в себе человечность.

Также Чацкий выступает против общественного строя, при котором существует рабство. Ведь крепостные – это те же рабы. Их могут унизить, продать, избить и даже убить. Причем барину ничего за это не будет. Главный герой не понимает, как можно считать себя прогрессивным, интеллигентным человеком и одновременно оставаться крепостником.

Протестует Чацкий и против стремления подражать западу. По его мнению, все эти попытки одеваться как французы или англичане, обставлять, как они дома и говорить на их языке, просто смешны, если не сказать омерзительны. Чацкий патриот. Он чтит все русское и убежден, что свои традиции нужно беречь и развивать. Многие его современники, воспитанные гувернерами-иностранцами, даже языка родного толком не знают. Это печалит героя.

Чацкий – представитель нового времени, людей новой формации, которых в начале 19 века становилось все больше, но было еще недостаточно, чтобы сломать существующую систему. Во многом его взгляды перекликаются с идеями декабристов.

Образ Чацкого в русской литературе – один из самых светлых, цельных и ярких. Это пример борца, смело противопоставившего себя всему общества; пример принципиальности и последовательности. Таким людям всегда живется непросто. Однако если бы не они, мы бы не двигались вперед и не становились лучше, а навсегда застряли бы в каком-нибудь каменном веке.


Роль монолога в произведении

  • Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи и глава влиятельного семейства.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник, потенциальный жених для дочери Фамусова.
  • Александр Андреевич Чацкий, сын сослуживца и друга Фамусова, воспитывавшийся в его доме.

Фамусов Скалозуб и Чацкий

Чацкий является героев-резонёром, носителем авторского сознания и мировидения. В своей речи, полной нравоучительного и обличительного пафоса, Чацкий делится авторскими представлениями о необходимости перемен в России и обличает существующий строй.

Вопрос:

Ответы:

Обличение фамусовского общества

Первый и главный вопрос, который ставит Чацкий в своём пламенном монологе: а судьи кто? Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать степень успешности человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения?

Обличение фамусовского общества

Борьба с крепостничеством

Чацкий разговаривает

  • В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем неоднократно спасавших ему жизнь слуг на охотничьих собак.
  • Он также рассказывает другой случай: аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги.
  • Наконец, он говорит о том, как часто иностранцев, приехавших по делам в Москву, встречают великолепием светских обедов, балов с танцами и обходительным отношением, скрывая за всей этой показной мишурой невежество, бедность и угнетённость простого народа страны.

Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Более того, подобное поведение в высших кругах считается нормой и не будет подвергнуто осуждению.

К свободной жизни их вражда непримирима… …Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Судьба молодого поколения

Чацкий задаётся вопросом

Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами?

Данный монолог перекликается с событиями пьесы. Так, брат Скалозуба, уехавший жить в деревню и читающий книги, кажется полковнику помешанным чудаком, подобный ярлык приклеен и к племяннику Тугоуховой князю Фёдору, занимающемуся химией и ботаникой.

В образе Чацкого автор воплотил очень образованного и воспитанного человека, который придерживался прогрессивных идей. Это очень интеллигентный молодой человек, который способен принимать обдуманные и ответственные решения. Чацкий является очень умным человеком, поэтому ему сложно находиться среди бездуховных и невежественных представителей фамусовского общества. Ведь оно проповедует консервативные ценности и отказ от всякого развития.

В детстве главный герой много времени проводил в доме Павла Фамусова. Но Чацкий покидает Россию для того, чтобы получить образование. Но вернувшись, Александр осознаёт, что у него уже нет ничего общего с прежним домом. Возлюбленная уже не питает былых чувств к молодому человеку. Софья предпочла умному и прогрессивному Чацкому Молчалина, которому не были присущи большой ум и глубокая душа. Безусловно, персонаж оказался проигравшим в этом любовном треугольнике. Александр Чацкий испытывал мучения от безответной любви. Он не смог обрести подлинное счастье. Но и сама героиня не заслужила любви такого образованного человека. Пожалуй, она проиграла даже больше, чем Александр.

Автор: Виктория Комарова

Поклонение мундиру

Подобный персонаж, который воплощает в себе образ глупого солдафона, не знающего ничего, кроме военной муштры и желающего лишь удачно жениться и стать генералом, воплощён в невольном слушателе Чацкого полковнике Скалозубе.

Сюжетные и идейные параллели

Фамусов в своём монологе о причинах возникновения конфликтов между аристократами и прогрессивными дворянами называет корнем зла учёность и чтение книг. По мнению Павла Афанасьевича, книги на самом деле не более чем опасная блажь, затуманивающая разум молодых людей опасными идеями. Продвижение по службе, счастливую семейную жизнь и положение в обществе аристократ связывает с наличием родственных связей и умением вовремя услужить высоким чинам.

Монолог Фамусова

В другом монологе Фамусов рассказывает о своём блестящем дяде Максиме Петровиче, добившимся положения при дворе, исполняя роль случайного шута при императрице. Для Фамусова Максим Петрович является образцом успешного человека и примером для подражания.

ШколеNET

Речь главного героя — идейно-эмоциональный стержень произведения, на который нанизывается группа острых по значению и пора не находящих разрешения вопросов. Если перевести каждую часть монолога на более высокий, абстрактный уровень, то в монологе героя проявляется несогласие с консервативной Москвой практически во всех сферах жизни.

  • общественно-политическая ситуация в стране;
  • национально-патриотическая позиция граждан;
  • нравственно-психологическое состояние молодёжи;
  • духовное и философское развитие нации.

Монолог Чацкого

Читайте также: