Просветительская работа врача психолого педагогические аспекты кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

.ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

- изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания;

- исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).

Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие, которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения, которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача, ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

- осознать и обозначить цель своего воздействия;

- учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

- выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

- личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

- речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

- внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

1. Обучающая: сформировать представления о педагогических аспектах деятельности врача, методологических и дидактических основах медико-просветительской (санитарно-просветительской) деятельности.

2. Развивающая: способствовать формированию и развитию общекультурныхкомпетенций и специальных умений, направленных на освоение педагогических аспектов деятельности врача.

3. Воспитывающая: побудить интерес к педагогической деятельности и способствовать воспитанию нравственно-этических качеств будущего врача и системы его гуманистических ценностей.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- содержание нормативных документов МЗ РФ и педагогических рекомендаций по организации медико-просветительской деятельности врача;

- теоретические и практические основы психолого-педагогической деятельности врача,

- дидактические требования к осуществлению медико-просветительской работы врача.

Обучающиеся должны уметь:

- проектировать просветительские и образовательные программы в содержательном и процессуальном аспектах;

- осуществлять целесообразный выбор содержания, форм и методов просветительской и образовательной деятельности.

Обучающиеся должны владеть:

- навыками коммуникативного взаимодействия;

- приемами использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания: № 96-105 (приложение1).

Глоссарий темы: медико-просветительская (санитарно-просветительская) деятельность врача, неформальное образование, стратегия обучения, просветительская программа, коммуникационная просветительская программа, методы и средства просветительской работы врача, лекция, беседа.

Содержание основных понятий

Медико-просветительская деятельность врача – это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по целенаправленному распространению медицинских, гигиенических знаний и иной социально значимой информации, связанной с проблемами здоровья.

Неформальное образование (обучение) – любой вид организованной и систематической педагогической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других образовательных организаций, но обладающей высокой социальной востребованностью и использующей передовой арсенал педагогической науки.

Стратегия обучения – способ выбора, компоновки и передачи конкретной информации, служащей достижению определенной цели образовательного характера.

Просветительская программа разработанный врачом (медсестрой) документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения медицинских и гигиенических сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы

Методы просветительской деятельности – это основные способы проведения мероприятий, направленных на установление осознанного и действенного отношения пациентов или потенциальных пациентов к своему образу жизни, здоровью и взаимодействию с врачом и медицинскими службами. Различаются устные, наглядные и комбинированные методы просветительской работы, каждый из которых включает определенный набор средств и приемов медико-педагогической деятельности.

В рамках этой деятельности наиболее часто врачами используется лекция как наиболее мобильный метод и форма работы. За незначительный период времени оказывается возможным осветить значительный по объему материал.

Разовые публичные лекции бывают посвящены какой-либо одной теме. Их можно проводить в самых различных аудиториях, однако они не подходят для просветительской работы среди детей. Цикловые лекции объединяют последовательный ряд взаимосвязанных тем. Обычно они предполагают наличие постоянной аудитории.

У лекций есть особенности, ограничивающие их применение. В первую очередь лекция – это монолог, в котором говорит и действует только один человек – лектор. Слушатели остаются относительно пассивными, не имея возможности участвовать в проработке темы, проявлять активность, вставлять возникающие у них замечания, переспрашивать лектора. Если же изложение темы не очень последовательно, невыразительно, то внимание слушателей и их восприятие будут снижены.

Разрабатывая план лекции, необходимо учитывать необходимость осознанного выделения в ней трех главных частей любого устного выступления – введения, основной части и заключения.

Заключение лекции, как правило, содержит сжатое повторение главного, о чем говорилось в лекции. При освещении медицинских рекомендаций следует подчеркнуть уверенность в том, что их соблюдение приведет к необходимым результатам. Обычно после заключения выступающие просят задавать вопросы, ответы на которые должны быть лаконичными, точными, по существу.

Беседакак метод просветительской работы при общении врача с аудиторией дает более качественные результаты, однако при этом является трудоемким делом. После завершенного, но не затянутого вступления ведущий задает слушателям вопросы в заранее подготовленном порядке с расчетом обратиться к каждому или к большинству. Число участников беседы не должно превышать 20-25 человек. Такие вопросы предусматривают выявление уже имеющихся у присутствующих представлений, опыта или знаний по рассматриваемой проблеме. Затем ведущий предлагает им свое видение затронутых тем, комментирует услышанное, делает выводы и только после этого переходит к следующей группе вопросов.

Индивидуальные беседы с пациентами, их родственниками могут быть спланированы заранее и хорошо подготовлены, но могут быть и стихийными. Чаще всего они возникают при амбулаторном приеме больного, при патронаже или в процессе общения в стационаре. Для проведения развернутой беседы, неспешного разговора врачу важно опираться на основные положения о гигиене, правилах здорового образа жизни , хорошо представлять методы закаливания, оздоровления. Однако наибольшего внимания требует создание мотивации на активное отношение человека к своему здоровью, продуктивное взаимодействие с медиками. Беседы, возникающие ситуативно, преследуют иную цель – сообщить суть дела, договориться о совместных действиях, дать компактные рекомендации и советы. Участие в такой беседе требует от врача всей широты профессиональной подготовки, внимания, мобилизации знаний, умения четко формулировать необходимую информацию.

В медико-просветительской работе врачи используют также различные средства обучения. Сюда относятся образцы различных изделий здравоохранительной индустрии, симуляторы, анатомические препараты, разные приборы, механизмы и аппараты.

Демонстрируемые средства могут быть как объемные, так и плоскостные. К объемным средствам относятся: муляжи – точные копии натуры по форме, размерам и окраске; макеты – значительно уменьшенные копии натуры; модели – изображения натурального объекта, сохраняющие их основные черты и принципиальное строение, но допускающие погрешность в передаче второстепенных деталей; фантомы – изображения натурального объекта, допускающие возможность демонстрации ее в движении, изменении, преобразовании отдельных составляющих.

К плоскостным изобразительным средствам в первую очередь нужно отнести продукцию печатной пропаганды. Сегодня в медицине наиболее часто используются плакаты, брошюры, буклеты, памятки.

Контрольные вопросы:

1. Что такое медицинская педагогика? В чем состоит медико-просветительская деятельность врача?

2. Что такое организационные формы обучения?

3. Какие формы организации электронного обучения вам знакомы?

4. Какой метод просветительской деятельности наиболее часто используется врачами?

5. Какие средства обучения используют врачи в медико-просветительской работе?

Работа на занятии

Задание 1. Группа распределяется на четыре микрогруппы. Представитель каждой из них выбирает билет с заданием.

Суть задания заключается в разработке и защите коммуникационной программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией с использованием раздаточного материал и информации из Интернет-ресурсов.

Примером темы коммуникационной программы может быть:

- пути и механизмы передачи ВИЧ- инфекции;

- меры по предупреждению ВИЧ-инфекции;

- медико-психологические подходы к уменьшению последствий ВИЧ-инфекции для отдельных лиц и общества;

- снижение чувства страха у населения и остракизма по отношению к инфицированным членам общества.

Для реализации данных целей можно в программах учесть следующие аспекты:

- поощрение поведения, снижающего риск передачи ВИЧ (распространение контрацептивных средств),

- обучение работников здравоохранения правилам работы с кровью и инструментами,

- разъяснения потенциальным родителям степени риска заражения ВИЧ перинатальным путем.

При разработке коммуникационной программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией использовать Интернет-ресурсы для сбора сведений о том, насколько широко распространилась ВИЧ-инфекция в республике, России и мире, а также какова динамика распространения.

Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-5):

1. Каковы субъективные ощущения трудностей и затруднений, вызванных учебной деятельностью у успевающих и неуспевающих студентов медвуза?

Чем обусловлено их сходство и различие?

А. Для успевающих студентов наиболее мешающими факторами /после усталости/ являются: несовершенство расписания, несогласованность действий преподавателей в нормировании объемов учебной нагрузки; невысокий методический уровень проведения аудиторных занятий по некоторым дисциплинам; непредвиденность организационных мероприятий.

Б. Для неуспевающих наиболее мешающими факторами /после усталости/ являются: не вполне нормальные бытовые условия; несогласованность действий преподавателей в нормировании объемов учебной нагрузки; недостаточно гибкая система стимулирования; несогласованность между преподавателями в сроках осуществления учебного контроля. /По Н.В.Кузьминой/

4. «Смысловой барьер в медицинской практике является нередко причиной психического напряжения и ятрогений. Заключается он в использовании при общении с пациентом медицинской, латинской терминологии, не знакомой ему; в неправильном объяснении характера заболевания.

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания: №106-111(приложение 1).

Литература

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. – Москва: Проспект,2018.-240с.

4. Педагогические составляющие деятельности врача: учебно-методическое пособие / сост: А.Ф.Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова . – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. – 107 с.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с.

6. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014.

Традиционно особое место педагогическим знаниям отводится в области просвещения. Российское законодательство предусматривает ряд профилактических мер в области охраны здоровья граждан. Несомненно, что частью проводимых работ является и медико-просветительская деятельность.

Для изменения отношения и стратегии поведения людей в сфере здоровья проводят мероприятия, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Врачи работают персонально с каждым пациентом, а целью общественного здравоохранения становится работа с отдельными социально-экономическими группами населения. Личностно-ориентированная работа необходима, так как значительная часть населения рождается здоровой и становится больной в результате неправильного поведения и негативного влияния окружающей среды.

Таким образом, медико-просветительская деятельность представлена на двух разных уровнях. Уровень, соответствующий целям общественного здравоохранения, требует участия врачей в коммуникационных программах, направленных на продвижение идеи здоровья. Здесь они могут выступать как разработчики, эксперты и методисты. Уровень персонального общения с пациентом предполагает, что врач владеет тактикой проведения тематических бесед. Причем слушателями могут быть не только пациенты или люди, подвергшиеся недугу, но и группы риска, родственники пациентов и просто отдельные группы населения, в отношении которых необходима медико-просветительская работа.

Роль просветительских программ

Осуществляются самые разнообразные модели коммуникационных программ. Их выбор определяется характером проблемы, спецификой и охватом целевых аудиторий, запланированной информацией, используемыми каналами ретрансляции, сроками их действия.

Сегодня, в условиях отсутствия реалистичного и позитивного отношения многих людей к своему здоровью, при постоянных изменениях, происходящих в практике медицинских услуг, и, как следствие — недостаточной информированности населения о возможностях получения медицинской помощи, о возникновении и распространенности новых заболеваний, появление и воздействие коммуникационных программ насущно необходимы.

Особое значение приобретают такие стратегии, которые могли бы предложить людям самые необходимые сведения, формировали бы позитивные настроения в общественном мнении, создавали базу для понимания многих актуальных проблем, которые в настоящий момент крайне беспокоят медиков. Так, распространение СПИДа выдвинуло ряд задач, которые предполагают мониторинг представлений людей, оценку информированности в отношении угрозы этого заболевания и коммуникационные кампании, целью которых становится донесение знаний об опасности ВИЧ-инфекции для любого человека.

Особое место занимает этап мониторинга и оценки эффективности созданной программы. Если для реализации остальных этапов главным образом привлекаются работники здравоохранения, то на этом этапе большую роль играет участие социологов.

Пример коммуникационной программы международного уровня

Примером коммуникационной программы международного уровня может служить программа ВОЗ по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа. Ее целями являются:

- уменьшение последствий ВИЧ-инфекции для отдельных лиц и общества в целом;

- снижение чувства страха у населения и остракизма по отношению к инфицированным индивидам.

Для реализации данных целей необходимо сформулировать программные задачи, которые могут иметь следующий вид:

- поощрение поведения, снижающего риск передачи ВИЧ (распространение контрацептивных средств);

- обучение работников здравоохранения правилам работы с кровью и инструментами;

- разъяснения потенциальным родителям степени риска заражения ВИЧ перинатальным путем.

При разработке коммуникационной программы по борьбе со СПИДом надо использовать самые свежие сведения о том, насколько широко распространилась ВИЧ-инфекция и какова частота новых случаев.

Психолого-педагогические задачи и принципы работы врача в рамках профилактических программ. Очное, личное участие в просветительско-профилактических программах требует от будущего врача глубокого понимания общих задач, на решение которых они направлены. Эти задачи можно сформулировать следующим образом:

¾ формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

¾ выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного, ответственного и самосохранительного поведения;

¾ закрепление гигиенических и санитарных навыков и привычек;

¾ приобщение к разумной физической активности;

¾ обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

При создании подобных программ и проведении занятий следует учитывать определенные принципы, которые можно разделить на три группы: системно-структурные, социальные и психологические. Действительно, любой врач, взявшийся за составление курса бесед по профилактике здорового образа жизни, сталкивается с необходимостью выделить главное в самой стратегии, в его подготовке и проведении.

К системно-структурной группе принципов относятся:

- системность, означающая разработку программ на основе анализа актуальной ситуации по данной проблеме как в целом по стране и в обществе, так и по отношению к определенному составу слушателей;

- конкретность и доступность сообщаемого, что предполагает их четкое изложение понятным языком в соответствии с подготовленностью слушателей, но вместе с тем без искусственного упрощения и излишней схематизации;

- многоаспектность рассмотрения проблемы, чему соответствует ее анализ и раскрытие с разных точек зрения, а не только с сугубо медицинской, или социальной, или психологической, и пр.

В социальную группу принципов входят:

- активная опережающая инициатива ведущего курс, являющаяся наилучшей гарантией эффективности профилактических действий;

- готовность слушающих к обучению здоровому образу жизни, что фиксируется наблюдениями ведущего и учетом степени встречного движения аудитории;

- выработка связи индивидуальных и социальных установок, что предусматривает формирование разными способами осознания каждым слушателем социальной, культурной и иной привлекательности здорового образа жизни.

Психологическую группу принципов составляют:

- адресность — формулирование описываемых навыков с учетом пола, возраста, психического и физического развития, а так же информированности людей, составляющих данную аудиторию, и кроме того актуальность обсуждаемых проблем;

- доверие — недооценка возможностей слушателей, некорректное выспрашивание, как правило, провоцирующее участников информационной работы к закрытости, ведут к обострению у них желания остаться на собственных позициях и не идти на сотрудничество, предусматривающее изменение образа жизни;

- поддержка и стимулирование слушателей в их начинаниях, в познании самих себя и других, в поиске дополнительной информации и т. п.

- скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через активные методы познания и обучения — игры, тренинги, участие в общественных мероприятиях и др.

Тема 3.2. Методические особенности проведения учебно-профилактического (учебно-просветительского) занятия

Рекомендуем: Здравоохранение: Здравоохранение Экономика психиатрии Органы чувств: Оценка органов чувств Болезни органов чувств Травмы органов чувств

Поддержка врачом усилий властей. Санитарно-просветительская работа врача

Врач должен поддерживать предпринимаемые правомочными властями усилия, направленные на защиту здоровья и санитарное просвещение. Сбор, регистрация, обработка и передача поименной или отчасти поименной информации разрешены в предусмотренных законом условиях.

Теперь образ мышления изменился: практикующие врачи стали в большей степени осознавать свою ответственность за санитарное состояния коллектива; разве искоренение оспы в свое время не было мероприятием общественного здравоохранения?

усилия властей

Точное и глубокое знание эпидемических болезней, частоты наследственных недугов в наше время, равно как и частоты других заболеваний и их осложнений является обязательной основой любых эффективных санитарных действий. Отсюда проистекает необходимость развития эпидемиологии, в современном значении этого слова. Улучшение и охранение здоровья узаконивают сегодня подобные исследования, немыслимые без сбора, регистрации, передачи медицинских и, шире, — санитарных данных, возможно, и поименных.

Недавний закон и пояснения к его применению определяют необходимые гарантии конфиденциальности, обеспечиваемые при таких действиях. Кодекс деонтологии требует их строгого соблюдения. Каждый врач призван оказывать поддержку мер по санитарному просвещению: лучше убеждать, чем принуждать.

Санитарно-просветительская работа врача

Если врач принимает участие в информировании общественности санитарно-просветительского или образовательного характера, то, каковы бы ни были средства оповещения, он должен пользоваться только подтвержденными данными, проявлять осмотрительность и заботиться о последствиях своих слов в обществе, остерегаясь при этом любых поступков рекламного характера, будь то в свою личную пользу, или в пользу учреждений, где он работает или которым оказывает содействие, или в пользу дела, не приносящего общественной пользы.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

1. Современные педагогические методы и их использование в просветительской работе врача

ФГБОУ ВО Северный Государственный Медицинский университет
Кафедра педагогики и психологии
Выполнили ординаторы первого года:
Костин Глеб Александрович (неонатология)
Дрыгин Александр Владимирович (акушерство-гинекология)
Онучин Даниил Валерьевич (акушерство-гинекология)
Архангельск, 2017 год

2. ПЛАН

6. Каналы

Форма:
лекция как монолог;
беседа как диалог
(в тч индивидуальная).
1. педагогическое
Беседа,
требование,
лекция,
2. приучение,
рассказ,
3. упражнение,
объяснение, 4. воспитывающие
ситуации,
дискуссия,
5. тренинги,
суггестия.
6. ролевые игры.

10. Соблюдение цепочки

11. Группы принципов

Структурно
педагогические
(материал).
Социальные
(стиль доклада).
Психологические
(учёт восприятия слушателей).

Читайте также: