Просветительская деятельность школьного музея

Обновлено: 06.07.2024

Школьный музей призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Наша школа имеет богатую и интересную историю. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя, и выпускники прошлых лет, каким было село раньше? В педагогическом коллективе школы всегда было много учителей – выпускников нашей школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими обучающимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

2. Музей-центр образовательно-просветительской деятельности

В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, а важнейшее составляющее процесса воспитания – формирование и развитие патриотических и гражданских качеств личности. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

2.1. Поисково-краеведческая работа музея

Структура поисково-исследовательских экспедиции:

В течение учебного года каждый класс выполняет поисковое задание. Задания могут быть различной тематики, характера исследования, уровня сложности: встречи с интересными людьми, работа с документами, экологические исследования. Поисково-исследовательская деятельность – процесс творческого взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

В мае проходит итоговая конференция, на которой ребята представляют результаты своей работы. Здесь находит свое выражение творчество детей, учитываются их индивидуальные и возрастные особенности, школьники приобретают опыт краткого, четкого и логичного изложения материала.

Итоги и результаты экспедиций:

Разработаны правила сбора краеведческой информации, оформления работ. Уже несколько поколений школьников являются экскурсоводами школьного музея. Подлинное творчество, в какой бы деятельности оно ни находило свое выражение, свойственно натурам ищущим, требовательным, неравнодушным в первую очередь к судьбе своего села. Юные исследователи результативно участвуют в различных краеведческих конкурсах с работами по истории села Алексеевки , получают опыт подготовки выступлений на большой аудитории. Многие участники краеведческих исследований – теперь уже студенты. Все они, по их отзывам, получили опыт навыков исследовательской деятельности еще в школе, и это помогает им в учебе, в работе над рефератами и курсовыми работами.

Основным признаком музея является наличие экспозиции. Бесспорно, что без фондов не может быть музея, но вместе с тем фонды сами по себе ещё не являются музеем. В жизни школьного музея экспозиционная работа имеет большое значение и требует продуманной организации. Так как школьники в силу возрастных особенностей стремятся как можно быстрее увидеть результаты своей работы, нельзя от них требовать, чтобы обозрение собранных материалов было открыто лишь в том случае, когда выполнены все требования, предъявляемые к музейной экспозиции. Поэтому первым этапом в подготовке музейной экспозиции в школе являются выставки. Структура этих выставок может быть различной. В любом случае такие выставки должны явиться, с одной стороны, отчётом участников сбора материалов перед советом музея, коллективом школы, а с другой – служить средством для развития музея. Выставки мы организовывали на первом, начальном, этапе создания музея. Большая часть всех выставок сегодня стали постоянными демонстрационными экспозициями в нашем музее.

Руководитель музея вместе с активом музея продумывает организацию работы учащихся исходя из конкретных условий именно нашей школы.

2.3.Фонды музея, учет и хранение материалов

Основные задачи данного направления работы музея:

- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений ;

- правильно оформить основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

- организовывать прием и выдачу музейных предметов;

- обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

2.4.Роль музея в образовательном процессе

Образовательный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций. Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного села и людям, живущим рядом с ними. Практическая значимость краеведения – участие в решении задач образовательного процесса школы. Краеведение помогает обучающимся приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в образовательном процессе и во внеклассной работе.

2.5.Исследовательская деятельность

Музеи называют памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей непрерывно развивается, обновляется, пополняется новыми экспонатами. Все это благодаря исследовательской деятельности, которую, ведут члены актива музея и обучающиеся школы.

Поисковая и исследовательская работа в школьном музее тесно связаны между собой. Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

Выбор и формулирование темы.

Определение цели и задач исследования.

Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения ).

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы. Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), обязательно распределение обязанностей между участниками исследования.

Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение

2.6. Экскурсионно-просветительская деятельность и методическая работа

Экскурсионно-просветительская деятельность на базе школьного музея ведется в различных видах и формах работы:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по исследовательским работам обучающихся школы;

- участие в республиканских, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

- выступления на школьных и районных методических объединениях;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций Power Point по материалам архива музея;

-разработка сценариев мероприятий, программ, викторин, конкурсов, методических рекомендаций.

2.7. Общественно полезная деятельность и волонтерское движение

Школьный музей занимался большой общественно-полезной работой. Актив музея и обучающиеся школы организовывают и проводят следующие мероприятия :

3. Приглашение ветеранов, тружеников тыла, участников боевых действий на торжественные мероприятия, линейки, уроки мужества.

2.8 Работа актива

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из обучающихся школы выбирается актив школьного музея, который работает под руководством педагога –организатора, руководителя школьного музея. При музее созданы различные группы(поисковая, фондовая, экскурсионная- лекторская, экспозиционная ).Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Эти ребята умеют вести учет, описывать находки, знают условия их хранения в полевых условиях, владеют навыками анкетирования, заполнения полевой документации, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами и другими частными лицами, архивами, музеями и другими государственными и общественными учреждениями и организациями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея, осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию – тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует монтаж экспозиции, её художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионно-лекторская группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии, лекции. Также организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

2.9.Оснащение музея техническими средствами

Век научно-технического прогресса предоставил школе огромные возможности. Использование технических средств, имеющихся у нас, ( цифрового фотоаппарата, компьютера, мультимедийного комплекта и т.д.) в работе школьного музея, расширяет его возможности как центра интеллектуальной жизни школы. Музейная экспозиция, благодаря включению в неё экранных и звуковых источников информации, имеющих документальную основу, становится более живой, яркой, а экскурсии, сопровождаемые звуковыми эффектами, более интересны и лучше воспринимаются слушателями.

Постоянно пополняющийся банк видеозаписей- основа школьного видеоархива. Особенно значим он для школьного музея - хранителя истории школы, её традиций, педагогического опыта.

3.Заключение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Музей обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Его воспитательные и образовательные возможности огромны.

Музей – центр образовательно-просветительской деятельности

2. Музей-центр образовательно-просветительской деятельности

2.1. Поисково-краеведческая работа музея

2.4.Роль музея в образовательном процессе

2.6.Экскурсионно-просветительская деятельность и методическая работа

2.9.Оснащение музея техническими средствами

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Наша школа имеет богатую и интересную историю. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя, и выпускники прошлых лет, каким было село раньше? В педагогическом коллективе нашей школы всегда било много учителей – выпускников этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими обучающимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

2. Музей-центр образовательно-просветительской деятельности

В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, а важнейшее составляющее процесса воспитания – формирование и развитие патриотических и гражданских качеств личности. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

2.1. Поисково-краеведческая работа музея

Структура поисково-исследовательских экспедиции:

В течение учебного года каждый класс выполняет поисковое задание. Задания могут быть различной тематики, характера исследования, уровня сложности: встречи с интересными людьми, работа с документами, экологические исследования. Важно отметить, что поисково-исследовательская деятельность – процесс творческого взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

В мае проходит итоговая конференция, на которой ребята представляют результаты своей работы. Здесь находит свое выражение творчество детей, учитываются их индивидуальные и возрастные особенности, школьники приобретают опыт краткого, четкого и логичного изложения материала.

Итоги и результаты экспедиций:

Разработаны правила сбора краеведческой информации, оформления работ. Уже несколько поколений школьников являются экскурсоводами школьного музея. Подлинное творчество, в какой бы деятельности оно ни находило свое выражение, свойственно натурам ищущим, требовательным, неравнодушным в первую очередь к судьбе своего села. Юные исследователи результативно участвуют в различных краеведческих конкурсах с работами по истории села Алексеевки , получают опыт подготовки выступлений на большой аудитории.(Приложение 2)

Многие участники краеведческих исследований – теперь уже студенты. Все они, по их отзывам, получили опыт навыков исследовательской деятельности еще в школе, и это помогает им в учебе, в работе над рефератами и курсовыми работами.

Основным признаком музея является наличие экспозиции. Бесспорно, что без фондов не может быть музея, но вместе с тем фонды сами по себе ещё не являются музеем. В жизни школьного музея экспозиционная работа имеет большое значение и требует продуманной организации. Так как школьники в силу возрастных особенностей стремятся как можно быстрее увидеть результаты своей работы, нельзя от них требовать, чтобы обозрение собранных материалов было открыто лишь в том случае, когда выполнены все требования, предъявляемые к музейной экспозиции. Поэтому первым этапом в подготовке музейной экспозиции в школе являются выставки. Структура этих выставок может быть различной. В любом случае такие выставки должны явиться, с одной стороны, отчётом участников сбора материалов перед советом музея, коллективом школы, а с другой – служить средством для развития музея. Выставки мы организовывали на первом, начальном, этапе создания музея. Большая часть всех выставок сегодня стали постоянными демонстрационными экспозициями в нашем музее.

Руководитель музея вместе с активом музея продумывает организацию работы учащихся исходя из конкретных условий именно нашей школы.

2.3.Фонды музея, учет и хранение материалов

Основные задачи данного направления работы музея:

- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

- правильно оформить основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

- организовывать прием и выдачу музейных предметов;

- обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.(Приложение 4)

2.4.Роль музея в образовательном процессе

Образовательный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций. Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного села и людям, живущим рядом с ними. Практическая значимость краеведения – участие в решении задач образовательного процесса школы. Краеведение помогает обучающимся приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в образовательном процессе и во внеклассной работе.(Приложение 5)

2.5.Исследовательская деятельность

Музеи называют памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей непрерывно развивается, обновляется, пополняется новыми экспонатами. Все это благодаря исследовательской деятельности, которую, ведут члены актива музея и обучающиеся школы.

Поисковая и исследовательская работа в школьном музее тесно связаны между собой.

Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

Выбор и формулирование темы.

Определение цели и задач исследования.

Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения итоговой работы).

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы. Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), обязательно распределение обязанностей между участниками исследования.

Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение

Таким образом, успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. ( Приложение 6)

2.6. Экскурсионно-просветительская деятельность и методическая работа

Экскурсионно-просветительская деятельность на базе школьного музея ведется в различных видах и формах работы:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по исследовательским работам обучающихся школы;

- участие в республиканских, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

- выступления на школьных и районных методических объединениях;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

-разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.( Приложение 7)

2.7. Общественно полезная деятельность и волонтерское движение

Школьный музей занимался большой общественно-полезной работой. Актив музея и обучающиеся школы организовывают и проводят следующие мероприятия :

3. Приглашение ветеранов, тружеников тыла, участников боевых действий на торжественные мероприятия, линейки, уроки мужества.

2.8 Работа актива

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из обучающихся школы выбирается актив школьного музея, который работает под руководством педагога – руководителя школьного музея. При музее созданы различные группы(поисковая, фондовая, экскурсионная- лекторская, экспозиционная ).

Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Эти ребята умеют вести учет, описывать находки, знают условия их хранения в полевых условиях, владеют навыками анкетирования, заполнения полевой документации, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами и другими частными лицами, архивами, музеями и другими государственными и общественными учреждениями и организациями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея, осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию – тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует монтаж экспозиции, её художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионно-лекторская группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии, лекции. Также организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

2.9.Оснащение музея техническими средствами

Век научно-технического прогресса предоставил школе огромные возможности. Использование технических средств, имеющихся у нас, ( цифрового фотоаппарата, компьютера, мультимедийного комплекта и т.д.) в работе школьного музея, расширяет его возможности как центра интеллектуальной жизни школы. Музейная экспозиция, благодаря включению в неё экранных и звуковых источников информации, имеющих документальную основу, становится более живой, яркой, а экскурсии, сопровождаемые звуковыми эффектами, более интересны и лучше воспринимаются слушателями.

Постоянно пополняющийся банк видеозаписей- основа школьного видеоархива. Особенно значим он для школьного музея - хранителя истории школы, её традиций, педагогического опыта.

3.Заключение


Музеи являются хранилищем памятников материальной, духовной культуры и природных объектов, историко-краеведческих и художественных ценностей, а также научно-исследовательским, научно-просветительским, культурно-образовательным учреждением. Музеи осуществляют не только комплектование, учет, хранение памятников истории и культуры, но и их изучение, популяризацию.

Согласно законодательству Российской Федерации и нормативно-правовым актам, регулирующих работу музеев, одной из целей этих учреждений является осуществление научно-исследовательской, научно-просветительской и культурно-образовательной деятельности.

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как экскурсионное обслуживание посетителей, так и всевозможные лекции, консультации, занятия, тематические вечера, беседы, концерты, другие массовые культурно-образовательные мероприятия и акции.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов, монографий, научных описаний коллекций, публикаций, но и в виде научно-методических разработок текстов лекций, интерактивных тематических экскурсий, музейных занятий, праздников и пр.

В отечественных музеях укрепилась концепция образовательной деятельности, уже получившая широкое распространение в зарубежных музеях. Её основой являлось представление музеев как коммуникационных систем. Задачи музея от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе расширялись вплоть до обращения и к внутреннему миру личности, воздействие на его эмоциональную сферу. Менялся характер взаимоотношения между музеем и его аудиторией. Суть музейно-образовательного процесса представлялась теперь иной: посетитель воспринимался уже не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник. Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога.

В современных условиях культурно — образовательная деятельность направлена на личность потенциального и реального музейного посетителя. В связи с этим можно обозначить её следующие направления: донесение информации, обучение, развитие творческих начал, коммуникацию, отдых. Подобное деление достаточно условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны. Часто они бывают связаны между собой, или пересекаются друг с другом.

Обращаясь к формам культурно-образовательной деятельности музеев, следует отметить их разнообразие. Ещё в конце XIX века сложились такие традиционные формы, как экскурсия и лекция.

Экскурсия — пример одной из традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея. С её помощью осуществляется донесение до аудитории разнообразной музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. В большинстве своем экскурсия — это групповая форма, но бывают экскурсии и индивидуальные. Правда, в последние годы в музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания — аудиогид. В этом случае посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, получив наушники. С середины 1980-х гг. экскурсии становятся не только традиционными обзорными, но и распространяются такие виды экскурсий, как театрализованные, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Подобные виды экскурсий получают широкое распространение во многих российских музеях. И в 1990-х гг. уже не редкостью становятся театрализованные экскурсии. Тогда же появляются и первые циклы театрализованных музейных занятий и праздников.

Вне зависимости от вида этой формы работы, приоритетом в её проведении выступает зрительное восприятие. Особенность такой формы культурно-просветительской работы, как лекция, заключается в том, что здесь на первый план выходит рациональное восприятие. Главное — донести до аудитории теоретический материал в сопровождении материалов музейных коллекций. Зачастую используются не подлинники, а их копии или же фотоснимки. В связи с развитием технических составляющих образовательного и музейного процессов, в последнее время широкое распространение получают мультимедийные лекции с электронной презентацией. Вне зависимости от того, используются ли музейные экспонаты во время лекций или нет, опора на них при проведении музейных лекций является первостепенной.

Как правило, музеи представляют своей аудитории не единичные лекции, а целые циклы лекций, объединенных общей темой. Зачастую для удобства посетителей организуются лекции выходного дня. Для определенных групп музейной аудитории, не имеющих возможности в силу разных обстоятельств посетить лекции в музее, предоставляются выездные лекции.

Среди традиционных форм культурно-образовательной деятельности следует отметить такую, как консультация. Эта форма обычно имеет индивидуальных характер. Консультация проводится сотрудником музея по запросу интересующейся стороны. Чаще — это официальный запрос, но, возможна и консультация индивидуальных посетителей, которые не пользуются услугами экскурсовода. Консультация становится всё более востребованной в современных музеях.

В период становления культурно-образовательной деятельности музеев появилась такая форма её осуществления, как научные чтения или научная конференция. И то и другое является средством реализации научных изысканий сотрудников музеев. Зачастую по итогам научных чтений и конференций выпускаются сборники материалов, которые становятся не только научной общественности, но и обывателям, интересующимся данной темой.

Для обучения в музее осуществляются такие формы культурно-образовательной деятельности, как музейные уроки, занятия, кружки, клубы, студии и пр. В этом случае приобретение умений и навыков происходит в процессе музейной коммуникации. Особенность обучения в музее заключается в неформальности и добровольности процесса обучения, наглядности, базировании его на разнообразии и подлинности музейных предметов.

Такая форма культурно-образовательной деятельности как музейное занятие чаще всего используется в работе музеев с учащимися школ, гимназий, колледжей. В настоящее время эту форму можно назвать самой популярной. Музейное занятие является примером иллюстрации исторических событий. На музейных занятиях участникам не бывает скучно, так как они сами становятся участниками процесса. Музейное занятие нацелено на приобретение участниками знаний по определенной учебной программе или для углубленного знания, полученного на уроках, например, в школе. Непосредственным источником знания в этом процессе выступает музейный предмет. В случаях, когда участники занятий уже имеют знания (например, получены на уроке в школе), музейное занятие становится подкреплением знаний осмотром подлинников, что превращает абстрактное теоретическое знание в реальное. Музейная площадка выступает неординарной средой образовательного процесса, таким образом, стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует их всестороннему развитию.

Клубы (кружки, студии) в музее являются объединением людей по интересам. Их работа направлена на приобретение знаний, умений, связанных с профилем музея. При исторических музеях зачастую появляются подобные организации исторического профиля, в которых его участники изучают исторические события, которым посвящен музей.

К нетрадиционным формам культурно-образовательной деятельности можно отнести различные конкурсы и викторины, организуемые музеями. Создаются они в непосредственной связи с тематикой музея. Их организация осуществляется таким образом, чтобы максимально приблизить участников к музейным предметам.

В музейной практике часто используется такая форма работы, как историческая игра. Её особенность заключается в том, что участники непосредственно соприкасаются с историческими реалиями через ролевое поведение. Данная форма довольно интересна и перспективна. Но в то же время трудна в осуществлении, поскольку требует специальных атрибутов (костюмов, предметов антуража), хорошо подготовленного с актерскими способностями руководителя игры, особенного пространства для проведения.

Музей имеет широкие возможности как для восприятия музейной информации, так и для неформального, дружеского межличностного общения. В связи с этим выделяют такие формы культурно-образовательной работы музеев, как творческие гостиные, встречи с интересными людьми, концерты, музейные праздники, посиделки. Эти формы достаточно условны, так как довольно мобильны и очень часто бывают связаны между собой. Но в большинстве своем они организуются не с целью образования, а ради отдыха и развлечения.

В зависимости от возрастных и психологических особенностей посетителей, мотивации посещения ими музея определяется содержание культурно-образовательной деятельности музея и выбора её формы. В настоящее время культурно-образовательная деятельность — одно из приоритетных направлений музейной работы, прежде всего с детской и подростковой аудиторией. Для того чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, музеям необходимо учитывать интересы и потребности своих посетителей. Важно предлагать аудитории не разовые посещения музея, а использовать циклы, содержащие несколько форм работы, предназначенных для постоянной аудитории.

Основные термины (генерируются автоматически): музей, культурно-образовательная деятельность, музейное занятие, аудитория, культурно-образовательная деятельность музеев, лекция, форма работы, широкое распространение, музейный предмет, образовательная деятельность.



Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, города, школы.
  • Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
  • Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.

4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.

7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.

8. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Наша школа имеет богатую и интересную историю. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя, и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать: интересны судьбы и просто учителей, директоров, выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Много было в педагогическом коллективе учителей – выпускников этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, поселке, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, поселка, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Школьный музей взаимодействует с архивами, библиотеками, интернет ресурсами и другими школьными музеями.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

  • Истоки школы
  • Руководители школы
  • Наши учителя
  • Выпускники, удавшиеся судьбы
  • О, спорт, ты жизнь!
  • История поселка
  • Интересные люди
  • Участники ВОВ и труженики тыла
  • Воины-интернационалисты
  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
  • Учет, хранение и экспонирование собранных материалов.
  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности.

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, области, родного края;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

Направление деятельности

часы

1.

Поисково-исследовательская деятельность

  • Поиск и сбор материалов и документов об учителях и директорах школы №7;
  • Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка;
  • Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
  • Выявление и сбор предметов музейного значения;
  • Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях поселка, архитектурных памятниках, зданиях и так далее;
  • Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов;
  • Работа в районном архиве;
  • Работа в местных и районных библиотеках;

114

2.

Оформительская деятельность, работа с фондами музея

  • Оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

100

3.

Экскурсионно-просветительская деятельность

1. История школы;

2. История поселка;

3. Великая Отечественная Война;

  • Проведение встреч, праздников, экскурсий;
  • Участие в районных, краевых конкурсах, олимпиадах, фестивалях;

360

4.

Методическая деятельность

  • Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея для уроков и классных часов;
  • Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея;
  • Создание видеоэкскурсий по экспозициям музея;
  • Разработка сценариев встреч, музейных уроков, мероприятий

56

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и другое.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа. Компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях, слетах, фестивалях.

Читайте также: