Просвещение родителей в детском саду зачем как эссе

Обновлено: 05.07.2024

Когда родители видят, что их дети с удовольствием идут в садик, то отношения налаживаются сами по себе, с каждым родителем стоит чаще обсуждать его ребенка, стоит высказывать свое мнение о поведении и успеваемости, и точно не стоит постоянно нахваливать его. Тем самым можно отпугнуть от себя родителя, а еще чего хуже настроить против себя.

На собрании, я имею в виду собрания, на которых мы подводим итоги года, также индивидуально побеседовать с каждым родителем.

Еще родители очень любят смотреть фото отчеты жизни внутри группы своих деток, и я каждый день стараюсь запечатлеть какой-нибудь интересный момент или записать фразу. Родители просто в восторге от этого. И самой лучшей наградой для меня становится доверие детей их любовь, и отзывчивость.

Хочу привести пример, того какие отношения в группе у меня и родителей. Я не хочу хвастаться, просто они заставили меня плакать от радости и еще раз понять, что я не зря выбрала эту профессию.

Мы с родителями все состоим в группе viber , где постоянно обмениваемся фотографиями, советами, да просто общаемся. И совсем недавно заболел мой ребенок, и унего поднялась высокая температура, а у меня даже лекарства не оказалось, и я решила просто спросить у родителей чем можно сбить температуру, через пару минут мне написали почти все родители, они давали много советов, после чего через пол часа раздался звонок в домофон, это была одна родительница, она принесла мне лекарства. При том, что время было уже далеко не детское. И на протяжении нескольких дней они интересовались стоянием моего ребенка. И для меня это много стоит. Спасибо большое этим родителям.

Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Именно в семье происходит становление ребенка как человека носителя высоких духовно-нравственных качеств. Нигде, кроме семьи ребенок не научится по настоящему любить и уважать окружающих. Только авторитарное мнение родителей позволят достаточно полно сформировать у ребенка понимание о добре и зле, о правде и лжи. Именно от родителей напрямую зависит, каким человеком, гражданином, станет их ребенок, какое место он займет в социуме.

Выше сказанное дает основание утверждать, что выбранные родителями методы воспитания своего ребенка должны, прежде всего, опираться на научно-педагогическую основу. Именно поэтому родителям необходимо овладевать определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной деятельности. При этом следует учитывать, что жизнедеятельность общества и семьи меняются от поколения к поколению, а это вызывает необходимость постоянно пересматривать содержание педагогического материала, необходимого для педагогического просвещения родителей.

Так как детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители, там и начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическое просвещение родителей является действенным средством оказания помощи семьи в воспитании детей, т. к. родители просто не знают элементарных педагогических истин работы с детьми.

Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, еще до поступления ребенка в детский сад, в ходе индивидуальной беседы оговариваются предоставляемые ДОУ услуги, заполняется анкета в которой узнается состав семьи, ее социальный статус, с какими трудностями сталкиваются родители при воспитании ребенка, какие результаты хотели бы видеть в конце учебно- воспитательного процесса. При дальнейшем знакомстве с родителями воспитанников уточняем уровень педагогической подготовки. Проанализировав анкеты, составляется план работы с родителями, в который включены и беседы и консультации, а так же круглые столы, родительские собрания и многое другое.

Рассмотрим некоторые формы работы с родителями.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Педагоги часто задают себе вопрос : Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс? Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри вне учебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.

Родители участвуют в подготовке атрибутов к различным праздникам и в оформлении групповой комнаты.

Анкеты для выявления уровня

педагогической культуры родителей

1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное подчеркнуть) :

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения.

Цель: Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить потребности родителей;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо- поддержки.

Новизна опыта заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.

Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей, составляет характеристики категорий семей.

Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной) .

Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

- беседы и консультации,

- дни открытых дверей,

- организация деловых игр и другие.

Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы мною использовались следующие активные формы:

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии.

Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания.

Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее:

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.

Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.

Педагогическое просвещение родителей реализуется чаще всего традиционными формами:

1) внутри детского сада :

- посещение семьи воспитателем;

- беседы и консультации;

- общие и групповые родительские собрания;

- наглядная пропаганда ( стенды, ширмы, тематические выставки и др.);

2) за пределами детского сада:

- университеты педагогических знаний;

- школы для родителей и др.

Их общий недостаток:

- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семьи;

- родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду:

- ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания. Это указывает на то, что семья воспринимается как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Педагогический коллектив должен старается помочь родителям вырастить, научиться понимать и воспитывать своих детей. Для этих целей должно делаться многое: проводиться: Дни открытых дверей, приглашать родителей на праздники и спортивные мероприятия, проводить консультации, встречи со специалистами, родительские собрания и конференции в нетрадиционной форме. Содержанием педагогического просвещения родителей должно стать изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания детей.

презентации и конспекты

Совместная игра родителей и ребенка-дошкольника помогает лучше понять друг друга, в результате чего взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными.

Именно поэтому данная проблема является актуальной, ведь необходимо донести до сознания родителей важность и полезность игры, научить и разнообразить их игровой опыт, для того чтобы они, в свою очередь, научили играть своих детей. При умелом руководстве со стороны родителей, игра способна творить чудеса.

Поэтому клуб, как нетрадиционная форма взаимодействия родителей и дошкольного учреждения – наиболее подходящая для этого форма работы по формированию у родителей активной позиции в развитии игровой деятельности детей.

В рамках работы данного клуба родители обучаются способам применения и формирования оптимального состава различных видов игровых средств обучения: организация на их основе игр и игрового взаимодействия с детьми; получают консультации по созданию предметно-развивающей среды в семье; знакомятся с современными видами игровых средств обучения и их ролью в развитии ребенка; учатся играть с детьми и активно взаимодействовать в совместных играх.

Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства.

Оценить 493 0

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение . От совместной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями , как бы объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей . С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями , обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей .

Основной целью всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй должно быть установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами , объединение их в одну команду, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Помимо традиционных форм , следует использовать в работе с родителями инновационные технологии, которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок с привлечением семей воспитанников .

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я выбрала метод семейных проектов.

Учитывая то, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметными, в более старшем возрасте, я считаю, что познавательно-речевое развитие детей может и должно быть реализовано в условиях проектной деятельности.

Я считаю, что внедрение и реализации метода проектов расширит образовательное пространство, придаст ему новые формы , даст возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка,

Я считаю, технология проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми : повышает детскую самостоятельность, любознательность, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее, помогает ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлекает родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Я работаю в детском саду уже 23 года и в своей работе пробовала использовать разные формы взаимодействия с родителями . И сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы в воспитании ребенка, поделиться опытом с другими. Одной из самых эффективных и традиционных форм работы с семьей остается родительское собрание . Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Найти выход из этого положения можно, если проводить собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью моей работы с родителями является : вовлечение их в единое образовательное пространство; в чем очень помогает различные встречи, праздники, развлечения с участием родителей . Признаться честно, было чуть-чуть страшно проводить праздник с участием родителей : дети на первый взгляд показались очень маленькими, родители едва знакомыми . Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно с родителями , позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателям, и немного пересмотреть свой взгляд на нашу работу. Теперь у нас как традиция постоянно привлекать родителей к активному участию в проведении праздника, развлечения или досуга.

Планируя ту или иную форму работы, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях , как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству . С учё том этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.

Хотелось бы отметить ещё один важный момент в работе с родителями , я думаю, многие согласятся со мной. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно, хвалить родителей . Я делаю это при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний , Доверительные отношения устанавливаются благодаря совместной деятельности воспитателей, родителей и детей . Во всех мероприятиях постепенно налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами, воспитанниками и их родителями .

Таким образом, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Читайте также: