Проследите как раскрывается в пьесе образ грозы раскройте многозначность названия пьесы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Я считаю, что в данном случае гроза – это не просто природное явление, а символ протеста, вызова старым порядкам не только в Калинове, но и в России того времени в целом.

Пьеса была написана в 1859 году. Тогда главными темами произведений писателей были крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский же поставил перед собой задачу обличения тирании в купеческом быту, но при этом он работал глубже и показал возникновение протеста против вековых традиций в купечестве (да и не только там) и начало их разрушений под влиянием меняющейся жизни.

Пьесу "Гроза" Островский написал в 1859 .,в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс . Островский не зря дал своей пьесе название "Гроза".Гроза-это не только природное, но и внутреннее явление (герои характеризуются через отношение к грозе). Для каждого героя гроза является особым символом. Для одних это предвестник бури, для других-очищение, начало новой жизни .для третьих это "голос свыше",который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

Я считаю, что в данном случае гроза – это не просто природное явление, а символ протеста, вызова старым порядкам не только в Калинове, но и в России того времени в целом.

Пьеса была написана в 1859 году. Тогда главными темами произведений писателей были крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский же поставил перед собой задачу обличения тирании в купеческом быту, но при этом он работал глубже и показал возникновение протеста против вековых традиций в купечестве (да и не только там) и начало их разрушений под влиянием меняющейся жизни.

Антитеза – это риторическое противопоставление понятий, образов, положений, состояний, связанных внутренним смыслом или общей конструкцией.

Образ грозы в пьесе Островского

В композиции драмы гроза играет особую роль. Образ грозы появляется в первом же действии, когда Катерина делится с Варварой своими мечтами и намекает на свои тайные чувства.

В начале четвертого действия собирающаяся гроза предвещает трагедию. Однако разражается она в кульминации пьесы, в сцене признания Катерины мужу и свекрови в своем грехе.

Гроза участвует в действии как реальное природное явление. Она оказывает большое влияние на поведение персонажей.

Однако в пьесе гроза имеет и переносное значение. например, грозой Тихон называет брань, ругань и выходки Кабанихи. Примечательно то, что Кулигин, являющийся сторонником мирного искоренения пороков, предлагает Дикому сделать громоотвод. Здесь громоотвод служит аллегорией - писатель говорит о том, что мирное, мягкое противостояние порокам путем их обличения в книгах является своеобразным громоотводом.

Каждый из персонажей по-своему воспринимает грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается в наказание. Он говорит о том, что люди должны грозы бояться, в то время как вся его власть основана именно на страхе.

И совершенно другое отношение к грозе у Кулигина, который видит в ней живительную силу.

Образ грозы позволяет Островскому раскрыть характеры персонажей произведения. Катерина тоже боится грозы. Она считает, что гроза – это божья кара. Героиня не рассуждает о пользе грозы. И боится Катерина не наказания, а греха. Страх девушки связан с сильной, глубокой верой и высокими нравственными идеалами. В ее словах о боязни грозы, в отличие от Дикого, звучит не самодовольство, а раскаяние.

Готовые работы на аналогичную тему

Тема грозы тесно связана и с образом главной героини, с ее переживаниями, душевным состоянием. В первом действии гроза становится выражением смятенной души Катерины. Именно в этот момент героиня признается Варваре, что любит другого.

Гроза появляется каждый раз, когда, когда буря бушует в душе Катерины.

Гроза в драме Островского, как и в природе, соединяет в себе созидательную и разрушительную силу. В пьесе гроза символически выражает идею произведения.

Смысл названия пьесы

Гроза для людей 19 века, не знающих о физических законах и об электричестве, представлялась ужасным, пугающим явлением. Люди наделяли его таинственным смыслом. С грозой было связано поверье о гневе божьем. Гроза обрушивается на людей, чтобы напомнить о страшном суде, на котором каждый ответит за совершенные грехи.

Но с другой стороны, гроза является вестником обновления, так как она в основном связана с наступлением весны. Дожди с громом очищают воздух, листву, землю. Обычно перед грозой душно, а после нее свежо и так легко дышать. Страх, вызванной раскатами грома, проходит, наступает ощущение радостного обновления. Мир словно становится чище.

Образ Катерины получает полное соответствие с символическим значением грозы в конце пьесы. Самоубийство Катерины для города стало поистине ужасным событием. Ее смерть всколыхнула сердца людей, перевернула привычный мир и заставила задуматься.

Но есть и другое значение символа грозы – заслуженное наказание. И в этом случае гроза выступила в пьесе действующим лицом, напомнившим Катерине о ее преступлении – измене мужу.

Главная героиня и гроза имеют еще одно сходство. Согласно задумке Островского, Катерина и гроза играют роль антитезы по отношению к окружающей действительности: Катерина противостоит душному обществу Калинова, гроза разрушает духоту воздуха.

В произведении гроза как сильный дождь с громом и молниями и грозовое значение смерти Катерины совпадают в кульминации. Писатель этим ставит точку в конфликте пьесы. Одним движением пера он разрешает проблему противостояния главной героини и Кабанихи. Катерина оказывается победительницей.

Таким образом, название драмы Островского решило сразу несколько задач:

  • Отразило тему, проблематику произведения;
  • Раскрыло идею пьесы;
  • Пояснило значение образа Катерины, главной героини произведения.

Гроза присутствует также и в жизни других калиновцев. Так, для Дикого и Кабановой гроза появляется в лице Катерины и Кулигина. Эти персонажи свидетельствуют о том, что перемены, которые косные калиновцы отказываются принимать, уже не за горизонтом.

Гроза в пьесе Островского является и символом любви главной героини к Борису. В их отношениях, как и в грозе, есть что-то стихийное. И эта любовь, как и гроза, не приносит героине радости.

Пьеса была написана в 1859 году. В этот период в стране назревала смена общественных устоев, поэтому произведение было воспринято как выражение стихийных революционных настроений народа.

Образ грозы в драме Островского включает в себя несколько авторских трактовок. Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы. Страх жителей перед громом и дождём сравним с языческими страхами перед стихией. Единственный, кто не боится грозы – изобретатель-самоучка Кулигин. Он один, кто в городе ведёт праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического. Кулигин потрясён реакцией на грозу: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет!

При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой. Катеринино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Катерины. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катерина не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.

Читайте также: