Прощание с муму возвращение герасима в деревню план урока 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " У РОК С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА 5 класс Литература Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы." — Транскрипт:

1 У РОК С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА 5 класс Литература Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы

6 Ц ЕЛИ : Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода; Продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими героями; Научиться составлять план и выделять границы эпизодов.

14 Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

17 Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

21 Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

22 П РОЩАНИЕ С М УМУ Р ИСУНОК В. Г ЕРАСИМОВОЙ. 5 КЛАСС

23 С ОПОСТАВЛЕНИЕ Сопоставьте начало рассказа ( экспозицию, т. е. изображение героев до начала действия) и его эпилог (последний абзац рассказа). Как согласуются эти части в авторской характеристике Герасима?

24 Р АБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Эпилог Экспозиция Здоров и могуч по-прежнему; Немой и могучий; Работает за четверых по-прежнему; Работает за четверых; Важен и степенен; Смахивал на степенного гусака; Богатырская сила Сложенный богатырём

25 В ЫВОД : Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу, говорит о том, что нелёгкие испытания не сломили Герасима, свидетельствует о могучей нравственной силе героя, цельности его характера.

26 И ТОГ : Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс. Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность - глухоту и немоту - преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

30 Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Прокофьева Таисья Игоревна

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Предмет: Литература. Класс: 5. Урок № 40. Тип урока: Комбинированный.

Образовательные – формировать у обучающихся умение анализировать художественные произведения и находить их главную мысль, основываясь на общественно-политической ситуации, в которой они были написаны;

Развивающие – развивать умение анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;

Воспитывающие – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме, прививать представления о недопустимости рабства и жестокого обращения с людьми и животными.

Личностные – осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять отношение к основным моральным нормам.

Метапредметные:

Познавательные – создавать самостоятельно способы решения практикоориентированной задачи, осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, переводить информацию в разные формы предъявления.

Коммуникативные – внимательно слушать и слышать партнёра, с достаточной полнотой и точностью выражать свою точку зрения письменно и устно.

Регулятивные – устанавливать последовательность действий по выполнению задания; оценивать достигнутый результат.

Предметные – знать текст произведения, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Технология обучения – развивающая

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: учебник В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2013.

2 часть ТК. Этапы работы на уроке

Тетрадь с домашним заданием

Комментарии и вопросы учеников к ответам друг друга.

К: Понимают возможность различных точек зрения.

ПР: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам

Работа в тетради

Убедиться, что пока у них не получается на него ответить.

Цель урока: ответить на вопрос, как на произведение влияет историческая обстановка.

Р: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Л.: Проявляют готовность к сотрудничеству, определяют потребность в освоении новой темы

Освоение информации по проблеме

Учебно-познавательная деятельность – 30 мин

Предъявление нового материала и закрепление

К.: Достаточно полно излагают свои мысли, участвуют в диалоге

Слайд презентации с иллюстрациями, изображающими Герасима, краткой характеристикой героя и событий, произошедших с ним в произведении.

Работа на доске. Параллельная работа в тетрадях.

К, ПР: Знать текст произведения, уметь находить необходимые для анализа детали

Работа в тетрадях

Групповая работа над вопросом: «Как крепостное право повлияло на судьбу и характер:

- Татьяны (для первой группы);

- Капитона Климова (для второй группы);

К: Работать в группе, ПР: Знать текст произведения, уметь находить необходимые для анализа детали. Р: вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий.

Слайды с иллюстрациями, изображающими Татьяну, Капитона Климова, Гаврилу Андреевича, краткой характеристикой героя и событий, произошедших с ним в произведении.

Работа на доске и в тетрадях.

Предъявление результатов работы, запись в тетрадь результатов других групп.

Диагностика освоения учебного материала

Слайд презентации с тестом на знание текста произведения

Выполнить тест на знание текста произведения, основываясь на полученных на уроке знаниях и самостоятельном домашнем чтении 3 .

ПР: Знать текст произведения. П.: Осуществлять отбор информации в соответствии с учебным заданием

Интеллектуально-преобразовательная деятельность -10 мин.

Выполнение компетентностно-ориентированного задания

Работа в тетрадях

Желающие зачитывают получившиеся ответы.

ПР, Р, П: Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Рефлексивная деятельность – 3 мин.

Самоанализ и самооценка деятельности

Слайд, на котором представлена цель урока, сформулированная в начале.

Предложить кандидатов, заслуживающих оценки за работу на уроке, среди своих одноклассников.

Регулятивные: оценивают достигнутый результат.

Подведение итогов (оценки) и пояснение ДЗ

Р: Принимать и сохранять учебное задание

Кто такая Татьяна?

Как к ней относился Герасим?

Что барыня приказала сделать с Татьяной?

Как на это отреагировал Герасим?

Кто такой Капитон Климов?

Что барыня приказала сделать с Капитоном Климовым?

3.1 Кто такой Гаврила Андреевич?

3.2 Можно ли назвать Гаврилу Андреевича свободным человеком?

4.1 Как Герасим попал в дом барыни?

4.2 Что приходилось делать Герасиму против своей воли?

1 Формы работы: Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

2 УУД : Л - личностные, метапредметные: П-познавательные , К- коммуникативные , Р –регулятивные, ПР- предметные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.

Повторение изученного материала.

1. Дворник Герасим.

2. Прачка Татьяна.

3. Башмачник Капитон Климов.

4. Дворецкий Гаврила Андреич.

5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.

Лакей — 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.

7. Харитон, лекарь для госпожи.

8. Буфетчик дядя Хвост.

9. Форейтор Антипка.

Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.

11. Садовник Ерошка.

12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.

Компаньонка — женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.

13. Компаньонка на случай бессонницы.

Приживалка — бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Кастелянша — служанка, заведующая хранением и выдачей белья.

Шорник — мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.

17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.

— Кого мы можем особо выделить из дворовых людей?

О Татьяне и Капитоне мы подробно говорили на предыдущем уроке. Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.

— Появление кого из слуг вызывает у читателей улыбку, смех?

— Каковы основные качества, объединяющие почти всех этих людей?

Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания — все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.

III. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

Слово немец буквально означает немой: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.

Читаем эпизоды прощания Герасима с Муму и возвращения Герасима в деревню.

— Какие выражения были вам не совсем понятны?

Становая жила — середина спины.

Поднести (дать) леща — сильно ударить.

Главный вопрос: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

IV. Выразительное чтение отрывка из рассказа

V. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

б) Барыня .Какая она была? Старая, жестокая, хмурая, недовольная.

  • Какие поступки барыни показывают её жестокость?
  • Всегда ли она была жестокой?
  • Как она относилась к Герасиму?

в) Гаврила – дворецкий, лакей Степан, Татьяна, Каритон повора. Приживалка, Ерошка, староста.

-Можно ли какие – то образы сгруппировать?

  1. Женский образ 2. Мужской образ 3. Капитон – Татьяна
  • Какие образы можно противопоставить? Почему?

г) Образы животных : Муму – мумуня.

  • Опишите какая она была в начале, потом?
  • Почему Герасим к ней привязался?
  • Как относились к ней образы – персонажи?

а) Какие предметы окружают Герасима? (Двор, каморка, предметы в каморке)

- Какие предметы сходны с описанием внешности Герасима (кровать из дубовых досок, стул -табуретка на 3-х ножках)

ІІІ. Самостоятельная работа в тетради.

IV. Групповая работа

  • Какие временные пространства используются в произведении( день, ночь, лето, весна).
  • В какое время суток Герасим находит Муму и в какое топит? (ночь)
  • Какие художественные пространства используются в тексте? (деревня, Москва , каморка, деревня.)
  • Как вы думаете, почему в рассказе чаще встречается кольцевая структура?

V. Работа у доски, в тетради.

Изобразите схематично жизнь Герасима.

. жизнь____ . 1 год . 1год .________.

В деревне Татьяна Муму деревня

1год

VI. Работа по вариантам. Таблица. Пересказ по плану.

І – вариант. ІІ -вариант

1. Целая толпа продвигалась 1. Герасим выполняет обещание

к каморке Герасима. 2. Возвращение Герасима

2. Обещание Герасима 3. В Москве спохватились Герасима?

3. Герасим последний раз кормит Муму

VII. Работа в тетради.

б) Слово учителя

г) В. Тургенев строит художественный мир, воссоздавая и пересоздавая наблюдаемые картины жизни.

  1. Буквальный, бытовой, социальный, исторический, нравственный, эстетический смыслы
  2. Объяснение ученикам

VIII. Итог урока. Домашнее задание: составить 5 вопросов к тексту и ответить на них.

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова

урока по литературе в 5 классе на тему:

Учитель русского языка и литературы:

Тема: Сочинение-отзыв «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“.

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения-отзыва.

Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.

Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета.

Методы и формы обучения: наблюдения за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Основные понятия: портрет, сочинение-отзыв.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Вступительное слово учителя.

II. Вступительное слово учителя.

- Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?

III. Определение темы урока.

-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Знаете ли вы, что такое отзыв?

Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.

Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.

-Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.

2). Создание проблемной ситуации.

- Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?

- С кем не будете дружить? Почему?

- Кого вы могли бы бояться? Почему?

3). Работа по карточкам в парах.

Узнайте по описанию одного из героев. Решите, кто будет отвечать по карточке.

( Капитон Климов, башмачник)

- Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?

4). Составление плана устного отзыва.

_-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?

-Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно

- С чего можно начать устный отзыв? (внешность, поведение

- Только ли с внешности?

Примерный план устного отзыва. На слайде

  1. Внешность.
  2. Кто такой? Какое положение занимает среди челяди?
  3. Занятия, поступки, поведение героя.
  4. Ваше отношение к поступкам героя.
  5. (Подготовка в группах)

По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)

5). Коллективная работа.

-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?

-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)

- Когда созревает желание уйти от барыни?

- Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?

- Есть ли в рассказе счастливые?

- Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.

- Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.

- Счастлив кто-нибудь из дворовых?

- В чем вы видите причину несчастья героев?

- А кого можно назвать достойным уважения?

6). Работа с иллюстрациями. (Слайд №2-6)

-А какие иллюстрации нарисовали бы вы к произведению?

7). Подготовка к письменной работе.

- Так как это будет наш первый опыт написания сочинения - отзыва на художественное произведение, подумайте, что нам нужно еще для того, чтобы написать сочинение? (План)

-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

-На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)

Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.
( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы)

-Кому я посоветую прочитать этот рассказ?

-Давайте посмотрим фрагменты сочинений-отзывов, написанных вашими ровесниками.

- С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?

-Чему научились на уроке?

-Кому можем посоветовать прочитать этот рассказ?

9). Домашнее задание. Подобрать рабочие материалы к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил .


Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле.


Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).
Презентация к уроку литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"(5 класс).

Данная презентация дает представление учащимся об основных персонажах произведения и проблемах,поднятых в нем И.С.Тургеневым.

Технологическая карта урока по литературе. Тема "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок разработан по требованиям ФГОС второго поколения.


Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком.


конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом.

Читайте также: