Пророк некрасов анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме. Некрасов своими стихотворениями пытался показать проблему и тяжелую жизнь русских крестьян, хотел обратить на нее внимание.

Произведение является репликами в диалоге, которые обращены к неизвестному собеседнику. Герой с ним, уверяет его в том, что пророк несмотря на опасность все равно обращается к искусству. Основная мысль состоит в том, что поэт – революционер, который отдает свою жизнь за народ, подобен святому человеку. А его смерть не напрасна, ее необходимо помнить и ценить, ведь благодаря ей жизнь других людей стала лучше. Поэт упрекает и самого себя, так как он не пожертвовал собой ради благих, великих целей.

Данное стихотворение ободряет людей, помогает им ощутить свою силу. Также стихотворение наполнено уважением к тем поэтам – революционерам, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради других людей и лучшего будущего своей родины.

По плану, кратко ЕГЭ

История создания

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Как убийственно мы любим
    Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто
  • Анализ стихотворения Дон Пушкина
    Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.
  • Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье…
    В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П
  • Анализ стихотворений Есенина
  • Анализ стихотворения Память Гумилева
    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Выразительные средства некрасовского сюжета

Основным образом некрасовского сюжета становится сам поэт и его невидимый собеседник, пророк. Автор изображает его таким смелым и открытым, что он сразу вызывает доверие. Читатель понимает, что именно этот человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, когда борется за то чтобы на его земле не было рабов. В своей жертвенности его лирический герой чем-то близок к Христу, к Библии.
✚Метафор. ✚Противопоставление. ✚Использование частиц. ✚Анафора. ✚Антитеза. ✚Старославянизмы. ✚Высокий стиль сюжета.

Все некрасовское произведение написано двухсложным размером – ямбом, но только пятистопным, традиционным. В тексте встречаются пиррихии, которые делают композицию этого произведения четкой, а рифмовку размеренной и четкой. Перекрестная рифма позволяет писателю создать более колоритный портрет революционера –пророка.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Поэт второй половины девятнадцатого века, Н.А. Некрасов, является ярым заступником простого русского народа, угнетаемого крепостным правом. Поэтому главенствующую роль в его творчестве занимают размышления о роли поэта в народной судьбе, переживания о будущем страны, и выражение своей безграничной любви к России-матушке.

Некрасов поэт совестливый, страдающий вместе с народом и сопереживающий ему чисто по-человечески.

Возвышенность слога, многоточие—в каждой строке рок, судьба, предписанная и предначертанная уже давно.

Данное стихотворение полное революционного духа борьба против злых сил, попытка вдохновить и приободрить народные массы. Он говорит нам о геройском пути борцов за лучшее в этом мире даже ценой жизни:

Не скажет он, что жизнь его нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна …

Здесь ощутимое сила жертвенности во имя других, во имя родины.

Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский.

Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских.

Сила убежденности поэта в том, что он говорит, убежденности в своей правоте особенно ощутима в строчках: Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна …

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть — приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Так мыслит он — и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь ему нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть - приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение “Пророк” Некрасова было напечатано в “Отечественных записках” № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком “Из Барбье” (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки (“Из Байрона”, “Из Ларры”), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в “Общем деле” в августе 1882 г. за границей с заголовком “Н. Г. Чернышевскому”.

В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом

автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому.

Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщенный характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение “Пророк” проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает ее на плечи жертвующего собой революционера.

жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нем есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращенную к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом.

Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвященных революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трех композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он “благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество”.

Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего (“царями”) человеческого облика, печали за всех угнетенных (“рабов”).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить “рабам земли”, которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит ее на земле.

Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ еще ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть – приобретение.

Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живет для себя, но умирает для других; его еще не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к Пушкинскому “Пророку”, написанному четырехстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

В последнем катрене Н. Некрасов возвышает пророка, говоря о том, что это посланник Бога, которого пока еще не распяли. Его миссия – напомнить людям о Христе, а значит и о его законах. Это раскрывает тайну, почему пророк совсем не боится смерти, даже считает ее любезностью. Воспринимая произведение целостно, можно легко догадаться, что под образом пророка подразумевается поэт.

Образ поэта-пророка в анализируемом произведении Н. Некрасова – плод многолетнего труда над данной темой. Если в предыдущих его стихотворениях истинный поэт – просто человек, умеющий жить ради других, в этом он – воплощение небесных сил, способное изменить мир.

Читайте также: