Пропускная способность школы как рассчитать

Обновлено: 02.07.2024

3. Старшая профильная школа, по с у ти, является сетевой, т.е. обслуживающей старшие классы окружающих общеобразовательных школ. Как правило, предусматривается два типа С ПШ : 1) с постоянно обучающимися старшими классами (8 - 11) ; 2) с постоянно обучающимися 10 - 11 классами и 8 - 9 классами, приходящими на уроки по углубленным занятиям на более совершенной базе, чем в традиционной общеобразовательной школе.

4. Принципиальное отличие старшей профильной школы от традиционных общеобразовательных школ заключается в наличии в составе СПШ специализированных групп помещений для профильного обучения в составе лабораторий или специализированных учебных кабинетов для изучения теории; помещений для практических занятий (практикумов) по направлениям - социально-гуманитарное, естественно-научное, техническое; лаборантских и ресурсных центров для хранения учебно-наглядных пособий, приборов и подготовки опытов.

5. Наполняемость учебной группы для теоретических занятий принимается 20 учащихся, для практических занятий учебные группы делят пополам - 10 чел. Число помещений-практикумов на каждую лабораторию или специализированный учебный кабинет определяется заданием на проектирование в зависимости от числа направлений п ро филизации. Например, по физике могут быть специализированные практикумы по механике, оптике, гидравлике, электронике, радиотехнике и т.д. Их площади определяются заданием на проектирование в зависимости от педагогической технологии конкретно изучаемого предмета.

6. Направленность профилизации определяется в соответствии с конкретными учебными планами, их содержанием, методикой обучения, с учетом обслуживания старших классов окружающих общеобразовательных школ.

7. Материальная среда учебной группы помещений С ПШ должна отвечать задачам интеллектуального развития учащихся и опираться на передовой технический уровень развития отраслей городского хозяйства. Главной задачей СПШ является ориентация учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности (гуманитарной, естественно-научной, технической).

1.1. Сеть общеобразовательных учреждений жилого района рассматривается как единая система, состоящая из группы общеобразовательных школ микрорайонного уровня и С П Ш.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Москвы для организации, управления, проведения и контроля за учебно-воспитательным процессом широко применяются технические средства , электронно-вычислительная техника , учебное телевидение и т.п., развиваются системы комплексного технического обслуживания городской сети зданий школ. Методическая функция в организации и реализации технического снабжения учебных процессов возлагается на старшую профильную школу.

Материальной базой становления личности, общего образования и воспитания является система взаимодополняющих зданий общеобразовательных учреждений: на уровне жилого микрорайона - общеобразовательная школа (основная или средняя); на уровне жилого района - старшая профильная школа или школа III ступени.

I ступень - начальная школа;

II ступень - основная школа;

III ступень - старшая школа;

Общеобразовательная школа III ступени при определенных условиях может функционировать как старшая профильная школа.

1. 3. За основу формирования типов зданий старших профильных школ принят модуль, кратный 8 учебным группам:

Тип 1 - 1 6 классных групп

Тип 2 - 2 4 классных группы

Тип 3 - 3 2 классных группы

Тип I - старшая профильная школа на 16 классов имеет следующие варианты организационно-педагогической структуры:

а) 1 - 4 : 5 - 7 : 8 - 11 (классы)

0 : 0 : 4 (число параллелей классов)

б) 1 - 4 : 5 - 9 : 10 - 11 (классы)

0 : 0 : 8 ( число параллелей классов)

Тип II - старшая профильная школа на 24 класса имеет следующие варианты организационно-педагогической структуры:

а) 1 - 4 : 5 - 7 : 8 - 11 (классы)

0 : 0 : 6 (число параллелей классов)

б) 1 - 4 : 5 - 8 : 9 - 11 (классы)

0 : 0 : 8 (число параллелей классов)

в) 1 - 4 : 5 - 9 : 10 - 11 (классы)

0 : 0 : 12 (число параллелей классов)

Тип III - старшая профильная школа на 32 класса имеет следующие варианты организационн о- педагогической структуры:

а) 1 - 4 : 5 - 7 : 8 - 11 (классы)

0 : 0 : 8 ( число параллелей классов )

б) 1 - 4 : 5 - 9 : 10 - 11 (классы)

0 : 0 : 16 (число параллелей классов)

1) . С П Ш с организационно-педагогической структурой

1 - 4 : 5 - 7 : 8 - 11

обеспечивает профильное обучение 8 - 11 классов 3-х общеобразовательных школ вместимостью 22 класса каждая;

2). СПШ с организационно-педагогической структурой

1 - 4 : 5 - 8 : 9 - 11

обеспечивает профильное обучение 9 - 11 классов 4 - х общеобразовательных школ вместимостью 22 класса каждая;

3). СПШ с организационно-педагогической структурой

1 - 4 : 5 - 9 : 1 0 - 11

обеспечивает профильное обучение 10 - 11 классов 6-ти общеобразовательных ш ко л вместимостью 22 класса каждая;

1.5. Расчетные возможности СПШ на 24 класса по обслуживанию окружающей сети общеобразовательных школ района приведены в табл. 1 .

1.6. Сетевая стар ш ая профильная школа , как правило, одновременно выполняет две функции: 1) восполнения отдельных функциональных групп помещений, отсутствующих в составе существующих школ жилого района, построенных по проект а м прошлых лет; 2) руководства профильным обучением в общеобразовательных школах района (м икрорайона).

В этом качестве СПШ должна иметь помимо учебной группы помещений профильного обучения:

1) развитую группу учебно-спортивных помещений с расчётом дополнительного обслуживания учащихся окружающих общеобразовательных школ микрорайонного уровня (см. раздел 5 настоящего выпуска).

2) развитую группу центра информации с библиотекой и мед и ате к ой для осуществления методического руководства учебным процессом в общеобразовательных школах районов (см. раздел 2, табл. 2 настоящего выпуска);

3) развитую группу помещений студий художественно-эстетического воспитания (см. раздел 2, табл. 2 настоящего выпуска);

Названные функциональные группы помещения практически отсутствуют в действующих общеобразовательных школах (особенно постройки до 19 84 г. с удельной общей площадью на одного ученика - 4,7 м 2 ) .

1.7. Пример организации сети зданий школ жилого района: одна старшая профильная школа на группу общеобразовательных школ приведен на рис. 1 .

Расчетные возможности СПШ на 24 класса по обслуживанию окруж а ю щ ей сети общеобразовательных школ района

Число зданий общеобразовательных школ условной вместимостью 22 класса

При 10 0 % времени занятий учащихся в СПШ (постоянно)

При 50 % времени занятий учащихся в СПШ (3 раза в неделю)

При 30 % времени занятий учащихся в СПШ (2 раза в неделю)

СПШ на 24 класса:

1. Охват занятиями 10 - 11 классов о бщеобразо в ат. школы

2 . О хват занятиями 9 - 11 классов общеобраз о ват. школы

3 . О хват занятиями 8 - 11 классов общеобразоват. школы


Рис. 1 Принцип организации сети школ жилого района.

начальн ая ш кола (1 - 4 классы); осн ов ная ш к ола (5 - 9 кл а ссы); с т аршая шко л а (10 - 11 кл а ссы); Од и н з н ачок си мв олиз и ру ет один комплект учащихся; уч а щ и еся переводя тся в СПШ; уча щ иеся посе щ ают С ПШ несколько раз в неделю; СПШ - старшая пр о ф и льна я школа; ОШ - об щ еобра з овательная школа

2. 1. Старшая профильная школа (в отличие от общеобразовательных школ микрорайона) рассчитана на обслуживание учащихся старших классов школ района. Она может рассчитываться на обслуживание учащихся 8 - 11 классов, 9 - 11 классов, или 10 - 11 классов (см. п. 1.4). Это обуславливает систему организации и принципы расчета сети СПШ жилого района и необходимость соблюдения баланса числа учащихся 1 - 11 классов в целом по жилому району (число учащихся на 10 00 жителей принимается по сложившейся демографии населения района; в Москве в новых районах это число доходит до 150 учащихся, в старых районах может быть и менее 100).

2.2. Структура функ ц иональных групп помещений старшей профильной школы определяется в основном специализированными учебными блоками, включающими в себя комплекс помещений разного назначения: изучения теории, практики и подсобных. Специализирова н ные учебные блоки предназначены для углубленного изучения профилирующих п редметов и ориентации учащихся в выборе будущей (социально-гуманитарная, ес т ественно-научная или техническая) сфер деятельности (см. раздел 3 настоящего выпуска).

2.3. В соста в специализированного учебной блока включаются: 1) лаборатории - специализированные учебные кабинеты; 2) практикумы с группо й подсобных помещений для опытно-практических работ с частью группы (1/2, 1/3 или 1/4) в зависимости от методов обучения по конкретной дисциплине; 3) лаборантские и ряд помещений подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения учебно - наглядных пособий и т.д.).

Площади лабораторий - специализированных кабинетов следует принимать не менее 3,5 м 2 на одно место; практикумов - от 4,5 до 13 ,5 м 2 в зависимости от дисциплины и конкретного технологического оборудования, связанного с углубленным изучением выбранных дисциплин; лаборантских, не менее 20 м 2 на одно помещение, и ресурсных центров 12 м 2 на 1 блок помещений.

2.4. В основу специализированных групп помещений положено:

- в блоке естественно-научного направления: одна лаборатория + 2 помещения практикума (по 50 м 2 );

- в блоке техники и технологий: один учебный кабинет + 1 помещение практикума (13 5 м 2 );

- в блоке социально - гуманитарного направления: 1 учебный кабинет + помещения практикумов для семи н арских, групповых и индивидуальных занятий (36 + 18 + 18 м 2 ).

2.5. Педагогическая технология помещений специализированного блока должна быть направлена на ориентацию учащихся овладения знаниями пограничны х наук (биофизика, биохимия, физическая химия) и на современные научные открытия в областях телемеханики, физики высоких энергий, текучести материалов, физики твердого тела, био ге не т и ки , биосинтеза, света и оптики, телекоммуникаций, квантовой механики, химического анализа и эколо ги и и т.д. В этих целях в специализированные блоки с количеством профилей обучения не менее четырех рекомендуется включать аудитории с полиэкраном.

2.6. Рекомендуемые направления по технике и технологии: 1) автодело; 2) электротехника; 3) радиоэлектроника; 4) ф и зико- т ехн и ческое творчество; 5) конс т руир о вание малой механизации; 6) техническое моделирование; 7) архитектура и дизайн; 8) технология материалов и др.

2.7. Число лабораторий - специализированных учебных кабинетов и помещений практикумов определяется заданием на проектирование в соо т ветствии с учебными часами по каждой дисциплине с учетом теоретических и практических занятий (см. раздел 3 настоящего выпуска).

2.8. В составе СПШ, как сетевой школы, помимо специализированных рекомендуется предусматривать развитые функциональные группы помещений физкультурно-оздоровительные, студий художественно-эстетического воспитания, информационно - методический центр и др., для компенсаций нехватки этих помещений в сложившейся сети общеобразовательных школ жилого района.

Состав и площади помещений этих групп определяются заданием на проектирование с учетом сложившейся сети общеобразовательных школ.

2.9. Примерный состав основных помещений СПШ на 24 класса приведен в табл. 3.

2 .1 0. Структура здания СПШ состоит из автономных функциональных групп помещений: учебной и общешкольной. Учебная группа включает специализированные учебные блоки и универсальные учебные кабинеты, а также информационно - методический центр. Общешкольная - содержит спортзалы и бассейн, студии художественно-эстетического воспитания (см. рис. 2).

Примерный состав и площади основных групп помещен и й старшей проф и льной школы на 24 класса

Организационно-педагогическая структура ,

1 - 4 : 5 - 7 : 8 - 9 : 1 0 - 1 1

0 : 0 : 0 : 12 *)

1 - 4 : 5 - 7 : 8 - 9 : 1 0 - 1 1

0 : 0 : 0 : 6 **)

Читайте также: