Произведения изобразительного искусства которые можно использовать на занятиях в доу

Обновлено: 02.07.2024

В детском саду большое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию детей, прививается любовь к разным видам искусства. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательной – образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребёнка имеет связь занятий рисование, лепкой и аппликацией с игрой. Основная его задача заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками конечный продукт своей деятельности; представить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности; прикоснуться к истокам, традициям, образам русской культуры, познакомиться с промыслами своего народа и стать следующим звеном в нескончаемой цепи талантов русского народа.(3;стр.5)

Оглавление

Введение
1.Значение искусства в развитии художественно – творческих способностей детей и в развитии личности ребёнка…………………………………3
2. Виды искусства, с которыми знакомят детей
в детском саду……………………………………………………………………………………………….…4
3. Задачи работы по ознакомлению
с искусством…………………………………………………………………………………………………….6
4. Методика работы по ознакомлению
детей с искусством:………………………………………………………………………………………..9
А) с картиной (этапы, приёмы работы, уровни воспитания картины)
Б) со скульптурой (этапы, приёмы работы)
В) с книжной иллюстрацией
Г) с декоративно – прикладным искусством
5. Практическая часть составить конспект НОД или занятия по ознакомлению с изобразительным искусством………………………………………………………………………11
Литеатура. ……………………………………………………………..……………………………………

Ю. Васнецов. Цветущий луг. — В. Ван Тог. Натюрморт с цветами, белые розы; Ирисы; Натюрморт с книгами; Картофель; Корзина с яблоками. — А. Головин. Цветы и фарфор. — И. Грабарь. Дельфиниум; Красные яблоки на синей скатерти; Груши на зеленой драпировке; Подснежники; Утренний чай; Неприбранный стол; Хризантемы. — Р. Гуттузо. Корзина с картофелем; Орудия труда. — В. Кальф. Натюр­морт. — В. Конашевич. Бананы; Цикламен. — М. Кончаловский. Поднос и овощи; Хлебы. — П. Кончаловский. Сирень у окна; Сухие краски; Зеленая рюмка. — К. Коровин. Цветы и фрукты. — И. Крамской. Букет цветов, флоксы; Цветы. — А. Куприн. Натюрморт с кабачком и корзи­ной. — А. Лентулов. Овощи. — И. Машков. Натюрморт с фруктами; Арбуз и виноград; Айва и персики; Снедь московская. Хлебы; На­тюрморт с бегониями; Клубника и белый кувшин; Натюрморт с гри­бами; Натюрморт с самоваром; Полевые цветы в стеклянном кувшине; Ананасы и бананы. — И. Михайлов. Овощи. — К. Моне. Персики в стек­лянной банке. — К. Петров-Водкин. Яблоки и лимон; Натюрморт с се­ледкой; Розовый натюрморт; Утренний натюрморт. — И. Репин. Букет цветов. — М. Саръян. Цветы и фрукты; Осенние цветы; Пионы. — П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой; Персики и груши; Натюрморт с луковицами. — 3. Серебрякова. За обедом. — Ф. Снайдерс. Фрукты в чашке на красной скатерти. — В. Стожаров. Хлеб, соль и братина; Лен; Квас; Братина и чеснок; Красная и черная рябина. — Ф. Толстой.

Букет цветов, бабочка и птичка; Цветок, бабочка и муха. — Ж. Б. Шар-ден. Натюрморт с ящиком красок.— В.Шумилов. Натюрморт.— Я. Фейт. Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем. — И. Хруцкий. Цветы и фрукты.

И. Айвазовский. Море; Черное море. — В. Бакшеев. Голубая весна. — Л.Бродская. Опавшие листья; Лес зимой в снегу; Осенний туман; Апрель. — В. Бялышцкий-Бируля. Осенний ветер; Весенний день. — Ф.Васильев. Мокрый луг; Болото; Перед дождем; Деревенский пей­заж. — В. Васнецов. Затишье. — А. Герасимов. После дождя (Мокрая тер­раса). — И.Горлов. Парк культуры; Осень.— И.Грабарь. Мартовский снег; Февральская лазурь; Зимний пейзаж; Осенний день. Дуб. Березы; Рябинка; Березовая аллея. — А. Грицай. Половодье; Подснежники; Пер­вые дни мая. — А. Иванов. Вода и камни (этюд). — А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре; Вечер на Украине; Днепр утром; После грозы.— И.Левитан. Вечерний звон; Осень; Золотая осень. Слободка; Деревня зимой; Лунная ночь; Озеро; Осенний день. Сокольники; Околица; Река Истра.— В.Мешков. Сказ об Урале.— Г.Нисский. Над снегами; Околица; Радуга; Ночка; Подмосковье. Февраль. — И. Остроухое. Зо­лотая осень. — В. Поленов. Заросший пруд. — И. Рерих. Закат. Шатровая гора; Тибет; Карелия; Урочище; Ростов Великий; Полунощная; Гра­ница Тибета. Наньшань. — А. Рылов. Зеленое кружево; В голубом про­сторе; Зеленый шум. — А. Саврасов. Рожь; Радуга; Закат над болотом; Ночка; Вечер; Перелет птиц; Зимний пейзаж. Иней; К концу лета на Волге. — М. Сарьян. Горы Армении; Апрельский пейзаж. — В. Серов. Заросший пруд. — В. Токарев. Зимушка-зима. — И. Шишкин. Корабель­ная роща; Дождь в дубовом лесу (Дубы. Вечер); Утро в сосновом лесу; Сумерки; Сосны, освещенные солнцем; Рожь; Лесные дали. — Б. Щербаков. День догорает; Вихри грозовые; Свежий ветерок. — К.Юон. Мартовское солнце; Лыжники, конец зимы; Полдень; Май­ское утро.

М.Авилов. Поединок на Куликовом поле.— А.Бубнов. Утро на Куликовом поле.— К.Васильев. Бой Добрыни со змеем; Русалка, Садко и Владыка Морской; Гуси-лебеди. — В.Васнецов. Сказка о спя­щей царевне; Несмеяна Царевна; Кощей Бессмертный; Ковер-самолет; Три царевны подземного царства; Витязь на распутье. — А. Венецианов. На пашне. Весна; Вот тебе и батькин обед! — Е. Галунов. Новый район Ленинграда.— АДейнека. Хоккеисты; Раздолье.— О.Ефимова. Кот-баюн.-- Л.Кириллова. На прополке.— А.Комаров. Звери наших лесов (альбом). — Ю. Кугач. В субботу. — Н. Ломакин. Рыбаки Балти­ки. — Ю. Пименов. Новая Москва. — А. Пластов. Летом. Сенокос; Ужин тракториста; Жатва. — И. Репин. Садко в подводном царстве. — Н.Рерих. Заморские гости; Илья Муромец; Гесер-хан; За морями земли Великие; Гонец; Волокут волоком; Город строят. — В. Суриков. Взятие снежного городка. — А. и С. Ткачевы. Детвора. — Н. Ульянов. Снегири.— И.Шевандронова. В сельской библиотеке.— Т.Яблонская. Утро.

Эстампы, линогравюра пейзажного характера, об игрушках, живот­ных, детях.

Прикладная графика. Этикетки, марки, оформление продуктов пи­тания и др.

Плакаты о цирке, охране природы и животных, праздниках. Скульптура

Скульптура малых форм. В.Ватагин. Печальная обезьяна; Ягуар; Аист; Пестрая рыба; Северный олень и др.— И.Ефимов. Лань с де­тенышем; Баран; Петух; Дельфин; Зебра; Олененок; Рыба и др.— Е. Гуревич. Щенок. — Д. Горлов. Гималайский медвежонок и др. — С.Коненков. Старичок-полевичок; Нищая братия; Бабушка; Марфинька; Автопортрет и др.— Абредис. Дождичек; Птичница; Юный скульптор; Одуванчик; Моя мама и др. — Работы Е. Чарушина.

Декоративная скульптура. Фонтаны Летнего сада, атланты и кари­атиды, лепные украшения, барельефы дворцов Петербурга, Москвы, их пригородов и других городов России.

Проблема эстетического воспитания детей, на мой взгляд, является одной из самых актуальных в наше время. Это связано с тем, что далеко не все в окружающем мире имеет эстетически правильный вид и не всякое созданное художественное произведение достойно внимания.

Важнейшим средством эстетического воспитания ребенка является изобразительное искусство. С ним ребенок растет, учится, обогащает свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство стимулирует познавательную активность, развитие речи и психических процессов детей, побуждает их к творчеству. Именно искусство развивает у ребенка дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью произведений живописи дети учатся понимать гармонию окружающего их мира и природы. Ознакомление дошкольников с живописью и искусством в целом позволяет обогатить представления о жанрах и видах произведений, учит запоминать их названия, давать сравнительную характеристику и высказывать свое личное мнение о том или ином произведении будь то картина или скульптура. Дети дошкольного возраста вполне способны высказать свое мнение о понравившейся картине, к изображенным на ней предметам, людям или природе. Могут дать сравнительную оценку явлению, изображенному на картине. Не случайно темой своей работы я выбрала ознакомление дошкольников с картинами известных художников. Именно они являются своеобразной книгой, научившись читать которую, дети могут узнать об истории своего народа, его традициях. Причиной же выбора данного направления стали наблюдения за деятельностью родителей педагогов в области эстетического развития.

Целью моей работы было-познакомить детей разного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности, стимулировать деятельность педагогов и родителей в совместной деятельности по формированию у детей знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека.

Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема состоит в том, что родители мало посещают музеи и художественные выставки, не знакомят детей с картинами или другими произведениями искусства. Многие дети не знают фамилий художников и их работы, не могут различить пейзаж или натюрморт.

На основании этого я выделила три основных направления работы по данной теме:

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- формирование эстетического вкуса, любознательности, наблюдательности и воображения детей;

- совершенствование умений и навыков детей в рисовании для создания собственных творческих произведений.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с разными видами живописи и искусства.

2. Развить у детей желание заниматься продуктивной деятельностью.

3. Развивать у детей индивидуальные творческие способности.

4. Способствовать развитию речи, речевому общению в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Вся деятельность по данной теме была организована с детьми, начиная со второй младшей группы детского сада и до выпуска детей в школу и строилась поэтапно, согласно требованиям, к произведениям искусства для детей дошкольного возраста.

Требования к отбору произведений искусства:

1. Произведения должны иметь познавательный характер.

2. Должны быть понятными и доступными детям.

3. В произведениях должно быть четко выделено главное и основное.

Все это необходимо для того, чтобы пробудить у детей нравственные чувства, которые в дальнейшем помогут сформировать их отношение к окружающему.

Методы и приемы ознакомления детей с искусством усложняются в связи с возрастом детей по мере их взросления.

В младшем возрасте это:

1. Знакомство с книжной графикой (книжные иллюстрации).

2. Знакомство с народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской).

В средней группе:

1. При знакомстве с книжной графикой детей учат выделять изобразительные средства (сочетание красок, выразительность формы, детали костюмов и интерьера, обращают внимание на декор и украшения).

3. При знакомстве со скульптурами малых форм особое значение уделяется определению материалов, из которых они изготовлены, сюжетному содержанию, особенностям внешнего вида скульптуры. В данном случае дети могут составлять описательные рассказы по скульптуре малых форм, что способствует развитию речи.

В старшей группе:

Занятия по ознакомлению с искусством проводятся 1 раз в месяц. Детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел автора и видеть средства выразительности. Детей знакомят с такими видами искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуры малой формы и архитектура.

1. Знакомство с книжной графикой идет и на занятии, и в свободное время.

Важно обратить внимание на творческую манеру художника- графика. В конце учебного года можно организовать выставку работ знакомых художников. Знакомство с графическими иллюстрациями идет в 2 этапа:

- учим замечать главное;

- обращаем внимание на детали.

2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе основано на рассказах о русских народных промыслах: где возник, где сделан, технология промысла. На данном этапе продолжается знакомство детей с произведениями Гжельской, Хохломской, Богородской игрушкой, а также с произведениями Жостово. В данном случае используется метод сравнения 2 видов игрушек. Просмотр иллюстраций, диафильмов, слайдов, презентаций, открыток будет являться приемом работы с детьми.

В старшем возрасте детей знакомят с произведениями художников И.И.Шишкина, И.Левитана.

В подготовительной группе:

Идет более глубокая работа по ознакомлению детей с искусством на основе уже имеющегося ими опыта и психологической готовности к восприятию более сложного по содержанию и замыслу произведения искусства.

1. Книжная иллюстрация знакомит с тем, как именно художник добивается выразительности образа, использует цвет и форму. Детей учат сравнивать иллюстрации художников, отличных по творческой манере (Рачев, Чарушин). Кроме традиционных вопросов детям задают вопросы иного характера:

- о чем тебе думается или вспоминается, глядя на картину;

- какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на картину.

2. Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства проводится в 3 направлениях.

- знакомство с автором картины, ее названием. Рассматриваются портреты детей и известных людей (Пушкин, Мика Морозов, Мухина).

- обращается внимание детей на цвет, колорит, время дня, тон, композицию. Возможен прием использования музыки и художественного произведения при рассматривании картины.

- обращается внимание детей на цвет, форму, композицию, колорит и предметы быта. В работе используется фланелеграф для более точного разъяснения композиции натюрморта.

3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе проводится с более глубоким изучением 2-3 видов народных промыслов. Приемом работы является искусствоведческий рассказ. Детей знакомят с искусством вологодских кружевниц, Павлово-Пасадским искусством платков и Палехскими миниатюрами, а также местными промыслами и Урало-Сибирской росписью.

4. Знакомство со скульптурами малых форм строится на основе работы с детьми старшей группы.

5. При работе с жанрами изобразительного искусства в работу с детьми добавляются новые темы: бытовой, мифологический сюжеты. Проводится работа по знакомству детей с художниками-анималистами и маринистами (Чарушин, Айвазовский).

Таким образом, можно сделать вывод: вид изобразительного искусства-это способ изображения реальной жизни на плоскости или в объеме того или иного объекта, с использованием приемов, которые использовал художник или скульптор.

Для достижения цели своей работы я использовала различные виды дидактических игр для детей по жанрам:

- скульптуры малых форм и архитектура (альбомы по видам архитектуры разных стран, рассматривание альбомов скульптур и статуэток).

Кроме того, в своей работе я использовала гимнастику для глаз, физминутки, слушание релаксационной музыки при просмотре картины и беседы, в ходе которых использовала метод пояснения и сравнения. А также литературные и песенные образы для оживления детских эмоций.

После изучения каждой темы и проведения занятий, организовывала выставку детских работ по теме для ознакомления родителей и с результатами работы.

В своей работе использовала информационные материалы для родителей и педагогов:

- папки-передвижки с темами консультаций;

Свою работу начала с детьми 2 младшей группы, распределив задачи работы на каждый учебный месяц года и запланировав виды деятельности. Планирование работы занесла в соответствующие таблицы по каждой возрастной группе.

Месяц Тема Цель Задачи программного содержания Формы и методы проведения занятий Используемые средства Работа с родителями и педагогами

Кроме того, в старшей и подготовительной группах с детьми проводилась кружковая работа по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник в старшей и подготовительной группах. Обследование детей в конце учебного года проводилось с использованием диагностического материала и заносилось в таблицу.

Вопрос,
задание
Используемый стимульный материал Знания, умения, навыки
Сформированы На стадии формирования Не сформированы

- создание условий для художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников;

- повышение уровня педагогического мастерства педагогов для четкого планирования работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью:

- отслеживание динамики показателей художественно- эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, что систематическая работа по теме, организованная предметно-развивающая среда, координация усилий педагогов, родителей, социума позволили повысить уровень художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2001.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

4. Скоролупова О.А. Радость творчества. Москва. Скрипторий,2003.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-Синтез, 2005.

6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ-Пресс,1997.

7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, Просвещение, 1999.

В статье раскрывается содержание методики ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна. Художественно-эстетическое развитие ребенка обязательно преследует цели формирования эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства. Автор рассматривает современные технологии приобщения детей дошкольного возраста к миру искусства, такие как проектная деятельность, организация виртуальной экскурсии. Подробно рассматривается методика ознакомления детей с произведениями живописи, конкретно: вопросы, связанные с анализом произведений живописи и графики, схема анализа композиций, включающей ряд вопросов, раскрывающих художественный образ. В статье уделяется внимание критериям отбора произведений искусства для восприятия детьми дошкольного возраста, возрастным особенностям содержания образовательного процесса у дошкольников. Автор делает вывод о том, что в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.


1. Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. М.: Национальное образование, 2016. 696 с.

2. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб, пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2016. 390 с.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солцевой. СПб.: Питер, 2017. – 464 с.

4. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб, пособие. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2014. 352 с.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.

Особое место в художественно-эстетическом развитии ребенка занимает формирование эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства.

Приобщение к искусству подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального прочувствования произведений художественной культуры – литературных произведений, музыки, изобразительного искусства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития [1, с. 268].

Дошкольники по-разному воспринимают произведения изобразительного искусства, потому что они требуют высокого уровня сосредоточенности, внимательного изучения.

Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.

Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:

– доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);

– разнообразие стилевой манеры;

– доступность содержания для детского восприятия;

– художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);

– положительное эмоциональное воздействие на ребенка;

– учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);

– содержание должно носить воспитывающий характер [2, с. 18].

Существуют формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.

Виртуальные экскурсии предполагают организацию электронных экспозиций. Используются технические средства обучения – презентации, видеофильмы. Содержание может быть подобрано воспитателем самостоятельно, либо в качестве дидактического материала использовать материалы с сайтов музеев. Преимущество данной формы работы заключается в практически неограниченных возможностях выбора тематики, образцов отечественного и зарубежного искусства. Особенно актуальным использование виртуальных экскурсий является для блока архитектуры, когда есть возможность совершить виртуальное путешествие по архитектурным памятникам мира.

Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отображают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.

Средством выразительности графики являются линии, точки, штрихи, пятна. Поэтому графика близка к живописи, но в отличие от нее изображаемый предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется

При анализе произведений живописи и графики с детьми используется схема анализа композиций, включающей ряд вопросов, раскрывающих художественный образ. Их можно объединить в три группы:

1. Общие вопросы: название картины и фамилию художника; о чем написана картина; что самое главное в картине и как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как оно соединено с ним; что красивое показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (прием вхождения в картину).

3. Вопросы, побуждающие сравнение изображенного с личным опытом; развитие у ребят разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств; прием мысленного создания картины по названию, данному художником: На данном этапе используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине [3].

Детей раннего и младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. Чтение книг сопровождается эмоциональной оценкой образов. У детей развивают умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Начиная со средней группы детей знакомят с профессией художника. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. Дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Дети должны выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина).

В старшей и подготовительной группах в целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Г. Перова, А.А. Пластов, К.П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству

Для художественно – эстетического развития детей произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества.

Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и произведениям искусства.

Первая функция изделий народного декоративно-прикладного искусства, с которой необходимо знакомить детей, – практическое использование предметов, выполненных народными мастерами.

Отличительные особенности народных декоративно-прикладных изделий:

1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественность и функциональность, зависимость формы изделия от его назначения и материала.

2. Объединение традиционности с творческим характером декоративно-прикладного Искусства, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, нового содержания на традиционной основе.

3. Коллективная природа народного творчества.

4. Обобщенность и конкретность; отсутствие натурализма; стилизация и простота [4].

Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий.

Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений педагог целенаправленно обращает, внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети усваивают, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечают разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. У детей формируются знания о том, что у жилых домов есть, как правило, балконы, лоджии, цветочницы, используются различные формы оконных и дверных проемов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изобразительного искусства – скульптур, монументальной живописи, декоративной росписи, мозаики [5].

На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди; проектирующие здания.

Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры – архитектуры парков, скверов, заповедников.

Постепенно педагог подводит детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.

Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели, архитекторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника- архитектора важна форма, красота, прочность, функциональность, так как архитектор строит здания для удобства людей.

Одним из видов практической деятельности, способствующий преображению окружающей среды, является дизайн. Дизайн объединяет в себе различные виды искусства: живопись, графику, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Перспектива развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в дизайне дает возможность ребенку создавать не только красивые, но и функциональные вещи – детали костюма, элементы интерьера, предметы быта и т.д.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

Читайте также: