Программа внеурочной деятельности школы 35 астрахань

Обновлено: 04.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .

Образовательная организация способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи:

  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности и в общественно значимые дела;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, интеллектуальной и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности;
  • создание пространства для межличностного общения.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

  • запросы родителей, законных представителей;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности учащихся и педагогов;
  • возможности образовательного учреждения.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы.

Организуется внеурочная деятельность по 5-ти основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Организация внеурочной деятельности в 2021/2022 учебном году

Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и регионального уровней, школа выработала свой перечень требований:

Нормативно-правовым обеспечением реализации внеурочной деятельности в 2021 – 2022 учебном году являются:

1.Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №1"

3. План внеурочной деятельности начального общего образования на 2021- 2022 учебный год

4. План внеурочной деятельности основного общего образования на 2021- 2022 учебный год

5. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2021- 2022 учебный год

6. Расписание занятий внеурочной деятельности на 2021- 2022 учебный год

7. Приказ об организации внеурочной деятельности и об утверждении расписания внеурочных занятий

8. Рабочие программы внеурочной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

Рабочая программа.

(внеурочная деятельность)

Маклакова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка.

Согласно требований нового федерального образовательного стандарта НОО, именно школа является основным центром интеллектуального, гражданского, духовного и культурного развития обучающегося. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно- нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом, как определённой системой общих педагогических требований ФГОС НОО, соответствие которым обеспечит эффективное участие начальной школы в решении важнейших общенациональных задач , что обеспечит реализацию дополнительной образовательной услуги в интересах ребёнка, а также ведущего принципа Стандарта – принципа вариативности.

Ключевая составляющая ФГОС НОО воспитательная, поэтому она предназначена для реализации во внеурочной деятельности и решает задачи духовно – нравственного направления. Кроме того, содержание программы направлено на достижение результатов историко – патриотического развития и воспитания обучающихся начальной школы с последовательным, постепенным переходом от результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимся и становятся их личностными смыслами, духовно – нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты с учётом Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новизна этой программы заключается в том, что чувство гордости за свою малую родину формируется и воспитывается в процессе учебно – исследовательской деятельности по изучению истории и традиций родного края. В рамках реализации программы предполагается использование авангардных форм организации образовательного процесса, таких, как: проектно-исследовательская деятельность, образовательные экскурсии, проведение социальных акций, полевые практики, заочные путешествия и экскурсии. Кроме того, содержание программы направлено на достижение нового образовательного результата, рассматриваемого в свете требований ФГОС НОО.

Данная образовательная программа основывается на общедидактических принципах:

-доступность и наглядность;

-связь теории с практикой;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

-включение учащихся в активную поисковую деятельность;

-чередование индивидуальныхи коллективных форм деятельности;

- целенапрвленность и последовательность в достижении поставленных задач.

В основу программы помимо общедидактических включены новые принципы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, реализуемая программа характеризуется:

- направленностью на реализацию принципа вариативности;

-направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности;

-напрвленностью на достижение межпредметных связей.

Структура программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения (136 часов распределены следующим образом: аудиторные: 56 занятий; неаудиторные: 80 занятий)

Программа реализуется в 4 этапа. Каждый этап включает в себя 34 часа (1час в неделю).

1-й этап – базовый этап (1 год обучения).

На этом этапе учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного города и социальной значимостью нашего города и области для всей страны.

2-й этап – проблемно-поисковый ( 2год обучения).

Учащиеся определяются с выбором информации для более детального изучения, узнают о символах нашего родного края.

3-й этап – проектно-исследовательская деятельность ( 3год обучения)

Школьники работают с информацией по истории возникновения Астраханской губернии, приобщаются к историческому прошлому своей малой родины.

Формы работы : практические и теоретические занятия: учебно-исследовательская деятельность, полевые практики, образовательные экскурсии, заочные путешествия, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, выставки творческих работ, коллективно-творческие дела, фестивали, ярмарки, конкурсы, викторины и т. д.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме наглядно-методического обеспечения с использованием мультимедийных пособий, видеозаписей, учебных кинофильмов.

Цель образовательной программы: формирование и развитие у обучающихся чувства гордости за свою малую родину,

- изучение истории становления и развития родного края;

- ознакомление с традициями и культурным наследием народов разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области;

- знакомство с достопримечательностями родного края;

- воспитание активной жизненной позиции;

- воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края;

- формирование стремления приумножать и восполнять природную среду Астраханской области;

- развитие стремления изучать государственную символику родного края;

- создание условий для самовыражения детей в секциях дополнительного образования и внеурочной деятельности;

- формирование исследовательской культуры.

- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;

- формирование у обучающихся: мотивации к получению знаний, основ гражданской идентичности, ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

- сформированность у детей универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий;

-формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

По результатам обучения младшие школьники научатся:

- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

учащиеся могут приобрести опыт исследовательской деятельности, публичного выступления по проблемным вопросам, природосберегающей и природоохранной деятельности, участия в гражданских акциях.

Помимо этого дети получат представление о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами.

1. Сформированность у обучающихся знаний:

- об истории возникновения Астраханского края;

- обычаях и традициях народов, населяющих Астраханскую область;

- символике Астраханского края;

- о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Астраханской области;

- об особенностях природы нашего края.

2. Сформированность у обучающихся умений:

- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

- быть самостоятельным и ответственным за свои поступки;

- ориентироваться в социуме;

- уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;

- любить и беречь природу своего края, своей Родины.

- первый уровень — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и.т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни;

- второй уровень — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы;

- третий уровень — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результативность изучения программы определяется на основе участия детей в конкурсных мероприятиях, выполнения ими соответствующих проектно-исследовательских работ.

Основные разделы программы:

Цели и задачи реализации разделов программы.

- представление о значимости прав человека в жизни общества;

- глубокое понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету и целостности;

- культуру правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.

Расширять знания детей о государственной символике России. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека.

Приобщение детей к историческому прошлому Родины, своего родного края.

Знакомить детей с обычаями и традиционным укладом жизни родной страны и края.

Воспитывать уважение к традициям и культуре своей Родины и своего народа.

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа, любви к Отечеству, чувства гордости за свою страну.

Изучать военную историю России, историю боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны.

Способствовать сохранению воинских традиций, связи поколений защитников Родины.

Проводить встречи обучающихся с ветеранами войны и труда , участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций.

Формировать у детей позитивный образ Вооруженных Сил РФ, готовность к выполнению воинского долга.

Воспитывать в детях:

- уважение к подвигу советских солдат, к великой истории нашего народа;

- чувство патриотизма, памяти к героическому прошлому своего народа, любви к Отечеству;

- чувство гордости за свою страну.

Формирование у обучающихся понимания смысла и ценности человеческого существования

Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание защищать и облагораживать окружающий мир.

Развивать и закреплять знания о редких и исчезающих животных и растениях.

Формировать экологическое сознание и экологическую культуру, ценностное отношение к природе и всем формам жизни

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной и ответственной роли человека в окружающей среде.

Расширять представления обучающихся об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру Астраханской области.

Формирование у обучающихся ценностного отношения к культуре народов, населяющих Астраханскую область, его обычаям и традициям.

Познакомить детей с традициями народов, населяющих Астраханскую область, с народными обрядами и обычаями.

Развивать интерес к культуре представителей различных конфессий. Укрепить традиции семейного воспитания.

Сплотить детей, родителей и педагогов.

Календарно – тематическое планирование занятий

1-ый год обучения

( 20 часов)

2 –ой год обучения

3 -ий год обучения

(20 часов)

Работа в творческой мастерской

4 - ый год обучения.

(6 часов)

Сводная таблица количества занятий, проведённых за 4 года обучения

Краткое описание документа:

Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 1-4 классов(7-11лет) и рассчитана на четыре года обучения. Программа разработана с учётом НОО на основе интеграции общего и дополнительного образования детей и в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденными и введёнными в действие Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом, как определённой системой общих педагогических требований ФГОС НОО, соответствие которым обеспечит эффективное участие начальной школы в решении важнейших общенациональных задач, что обеспечит реализацию дополнительной образовательной услуги в интересах ребёнка, а также ведущего принципа Стандарта - принципа вариативности.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что чувство гордости за свою малую родину формируется и воспитывается в процессе учебно-исследовательской деятельности по изучению истории и традиций родного края. В рамках реализации программы предполагается использование следующих форм организации образовательного процесса: проектно-исследовательская деятельность, образовательные экскурсии, проведение социальных акций, полевые практики, заочные путешествия и экскурсии. Кроме того, содержание программы направлено на достижение нового образовательного результата, рассматриваемого в свете требований ФГОС НОО.

Основная цель программы - формирование и развитие у обучающихся чувства гордости за свою малую родину. Поставленная цель программы конкретна, реалистична, диагностируема, достижима.

Ключевая составляющая ФГОС НОО воспитательная, поэтому данная программа предназначена для реализации во внеурочной деятельности и решает задачи духовно – нравственного направления и способствует достижению результатов ООП НОО, в том числе духовно – нравственного развития с последовательным, постепенным переходом от результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно – нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты с учётом Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

При переходе к стандартам нового поколения учитывается, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование программы специальной структурной единицы – характеристика видов деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается, как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну данной программы. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей младшего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребёнка данного возраста. Среди задач, решаемых младшими школьниками в разных видах деятельности, можно выделить следующие:

- изучить историю становления и развития родного края;

- ознакомиться с традициями и культурным наследием народов разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области;

- познакомиться с достопримечательностями родного края;

- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления(в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

- приобрести навыки исследовательской деятельности;

- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в данном виде деятельности;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Предлагаемая программа является надпредметной программой, так как ориентирована на достижение конкретных метапредметных результатов и является методическим инструментом достижения интегративных результатов ООП НОО, что также является её отличительной особенностью и обеспечивает новизну.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Условия реализации программы

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Нормативно-правовая и документальная основа:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;

Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.

Пояснительная записка.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
-территориальное расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

Количество часов в неделю

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

Участие в районных и областных портивных соревнованиях.

Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

Участие в творческих конкурсах, в акциях.

Участие и подготовка к мероприятиям.

4. Общекультурное:

Подготовка и участие в конкурсах.

Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5. Духовно-нравственное:

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

5.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:

- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

- совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.




Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы





Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.

6.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

- конкретное планирование деятельности;

- кадровое обеспечение программы;

- методическое обеспечение программы;

- материально- техническое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

- педагоги школы, реализующие программу;

- педагоги дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным спортивным залом, библиотекой, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.

Школа располагает с кабинетом, оборудованными компьютерной техникой, большинство предметных кабинетов подключены к локальной сети Интернет и оснащены интерактивным оборудованием.

8. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.


Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Личность самого обучающегося
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Программа внеурочной деятельности

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов, осуществляется в рамках исследовательской деятельности на занятиях, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;

-воспитание уважительного отношения к своему городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:

Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

Практические умения и навыки.

Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

В процессе изучения данного курса обучающиеся должны знать:

- историю своего края;

- знаменитых людей своего края.

Уметь:

- вести беседу-диалог по теме;

-собирать и обрабатывать материал об истории родного края, знаменитых людях края;

- оказывать посильную помощь пожилым людям, ветеранам и участникам Вов;

К концу обучения по данной программе обучающиеся научатся:

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

- приводить примеры из Красной книги своей местности.

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

-рассказывать об особенностях быта людей

-самостоятельно выбирать тему для проекта;

-выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

Читайте также: