Программа внеурочной деятельности дорогою добра в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1266 0

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Ноябрьск

на заседании методического объединения учителей

Директор МБОУ СОШ

31 августа2013 года.

Горбачёва А.А. Приказ ОУ от 31.08.2013г. № 541-од

Руководитель методического объединения ________Бобровникова С.В.

Рабочая программа

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель:

учитель начальных классов

Матюшенко Елена Васильевна,

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель: воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

создавать условия проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

развивать у учащихся чувство сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности;

воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям;

вовлекать детей в различные виды милосердной деятельности;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

прививать навыки общественно-полезного труда и профессиональной ранней ориентации

Актуальностьпроблемы:

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно-ориентированный, деятельностный подходы, технологию проблемного диалога.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей:

предоставление каждому человеку возможности социального развития;

уважение чужого мнения, позиции, понимая и принимая свою собственную позицию;

осознание главной ценности в мире – неповторимость и неприкосновенность человеческой жизни и личности в целом;

нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к окружающему миру, самому себе и окружающим людям

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2009 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатовосвоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положеныценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обуча­ющего.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;

учиться планировать свою деятельность во внеурочное время;

высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;

делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других люде;

вступать в беседу во внеурочной деятельности;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Результативность реализации программы.

В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:

1.воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

2.эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ ), а также собственным усилиям обучающегося.

Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Формы подведения результатов: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, акции, встречи с интересными людьми, защита проекта.

Основные критерии и показатели результативности:

устойчивость эмоционально- психологического состояния детей;

сформированность умений организовывать совместную деятельность;

сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;

Исследование показателей результативности осуществляется через анкетирование учащихся, проведение психолого-педагогических тестов, наблюдений.

В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;

— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

Программа рассчитана на детей 6,5 – 7,5 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.


Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ Тыгдинской СОШ

Цель - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного города, воспитанию любви к родному краю.

1.Развитие нравственных представлений детей о соответствующих моральных нормах и поступках.

2. Пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о самом себе, о своих поступках и их нравственной сущности.

3. Содействие гармоничному развитию личности школьника;

4.Совершенствование духовных и физических потребностей;

5. Формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

6. Гуманное отношение к окружающей среде;

7. Воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Общая характеристика предмета.

Содержание программы курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Ценностные ориентиры.

1. Воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.

2. Формирование этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых.

3. Формирование умения взаимодействовать с окружающим микромиром.

Материально-техническое обеспечение.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2.Технические средства обучения.

- Аудио/ CD записи.

- Компьютер с программным обеспечением.

3.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

- Набор цветных карандашей.

- Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев.

- Шкафы для хранения дидактического материала, пособий.

- Настенная доска для вывешивания иллюстрационного материала.

Для реализации программы используются :

Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997–

Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1 / Сост. О.М.Корчемлюк. – М. : Баллас, 2013.

Программа по внеурочной деятельности

· По своему содержанию программа является духовно-нравственной,

· по функциональному предназначению - специальной (внеурочная деятельность),

· по форме организации –кружок.

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведѐнный в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительногоопыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

Новизна Программы в следующих особенностях:

- во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни инаучаются выбирать жизненно-важное;

- во-вторых, в программе продумана преемственность духовно-нравственного исоциокультурного развития (в процессе реализации программы ребѐнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурногослоя общества).

Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: обеспечитьсистемный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные понятия;

 развить внутренний духовный мир ребенка ради осознания своей нужности и полезности;

 воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным,соотечественникам, Родине;

 создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.

Возрастная группа обучающихся от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Режим работы кружка: Четверг 12 15 - 12 55

Формы и методы работы :

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты:

 формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;

 становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;

 формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

Предметные результаты:

 формирование первоначальных представлений о православной культуре;

 знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

 осмысление базовых понятий христианской этики;

 понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

 первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;

 становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

 осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 готовность слушать собеседника и вести диалог.

• иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;

• реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;

• сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);

• выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;

• приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;

• объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Способы проверки знаний:

-самоанализ достижений: чему новому научились;

-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведѐт педагог;

Характер итоговых мероприятий: Тестирование, обобщающие игры, опросы, викторины.

Читайте также: