Программа внеурочной деятельности дорогою добра в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 1266 0
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Ноябрьск
на заседании методического объединения учителей
Директор МБОУ СОШ
31 августа2013 года.
Горбачёва А.А. Приказ ОУ от 31.08.2013г. № 541-од
Руководитель методического объединения ________Бобровникова С.В.
Рабочая программа
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель:
учитель начальных классов
Матюшенко Елена Васильевна,
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
создавать условия проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
развивать у учащихся чувство сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности;
воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям;
вовлекать детей в различные виды милосердной деятельности;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
прививать навыки общественно-полезного труда и профессиональной ранней ориентации
Актуальностьпроблемы:
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно-ориентированный, деятельностный подходы, технологию проблемного диалога.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей:
предоставление каждому человеку возможности социального развития;
уважение чужого мнения, позиции, понимая и принимая свою собственную позицию;
осознание главной ценности в мире – неповторимость и неприкосновенность человеческой жизни и личности в целом;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к окружающему миру, самому себе и окружающим людям
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2009 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатовосвоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положеныценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
учиться планировать свою деятельность во внеурочное время;
высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других люде;
вступать в беседу во внеурочной деятельности;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Результативность реализации программы.
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
1.воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
2.эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ ), а также собственным усилиям обучающегося.
Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Формы подведения результатов: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, акции, встречи с интересными людьми, защита проекта.
Основные критерии и показатели результативности:
устойчивость эмоционально- психологического состояния детей;
сформированность умений организовывать совместную деятельность;
сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;
Исследование показателей результативности осуществляется через анкетирование учащихся, проведение психолого-педагогических тестов, наблюдений.
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Программа рассчитана на детей 6,5 – 7,5 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.
Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ Тыгдинской СОШ
Цель - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного города, воспитанию любви к родному краю.
1.Развитие нравственных представлений детей о соответствующих моральных нормах и поступках.
2. Пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о самом себе, о своих поступках и их нравственной сущности.
3. Содействие гармоничному развитию личности школьника;
4.Совершенствование духовных и физических потребностей;
5. Формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
6. Гуманное отношение к окружающей среде;
7. Воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Общая характеристика предмета.
Содержание программы курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Ценностные ориентиры.
1. Воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.
2. Формирование этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых.
3. Формирование умения взаимодействовать с окружающим микромиром.
Материально-техническое обеспечение.
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2.Технические средства обучения.
- Аудио/ CD записи.
- Компьютер с программным обеспечением.
3.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
- Набор цветных карандашей.
- Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев.
- Шкафы для хранения дидактического материала, пособий.
- Настенная доска для вывешивания иллюстрационного материала.
Для реализации программы используются :
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997–
Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1 / Сост. О.М.Корчемлюк. – М. : Баллас, 2013.
· По своему содержанию программа является духовно-нравственной,
· по функциональному предназначению - специальной (внеурочная деятельность),
· по форме организации –кружок.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведѐнный в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительногоопыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.
Новизна Программы в следующих особенностях:
- во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни инаучаются выбирать жизненно-важное;
- во-вторых, в программе продумана преемственность духовно-нравственного исоциокультурного развития (в процессе реализации программы ребѐнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурногослоя общества).
Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: обеспечитьсистемный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные понятия;
развить внутренний духовный мир ребенка ради осознания своей нужности и полезности;
воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным,соотечественникам, Родине;
создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.
Возрастная группа обучающихся от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Режим работы кружка: Четверг 12 15 - 12 55
Формы и методы работы :
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о православной культуре;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
осмысление базовых понятий христианской этики;
понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
• иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;
• реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
• сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
• выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
• приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
• объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Способы проверки знаний:
-самоанализ достижений: чему новому научились;
-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;
-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведѐт педагог;
Характер итоговых мероприятий: Тестирование, обобщающие игры, опросы, викторины.
Читайте также: