Программа внеурочной деятельности для одаренных детей в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Актуальность данной программы обусловлена противоречием между требованиями ФГОС НОО учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия, обеспечивающие возможность работать с одаренными детьми, и недостаточностью программно-методического обеспечения данной работы. Программа может быть реализована в условиях сельской, в том числе малокомплектной, школы.

Цель программы – создание условий для развития разных категорий учащихся, выявления и развития одаренных детей младшего школьного возраста в условиях сельской школы.

Задачи программы:

  • диагностика способностей обучающихся;
  • выявление одаренных детей;
  • развитие универсальных учебных действий обучающихся как способов деятельности;
  • создание условий для проявления способностей разных категорий детей;
  • создание условий для развития детской одаренности.

Результаты освоения курса

В результате реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

Составитель: учитель начальных классов Ершова Е. И.

1.Пояснительная записка.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

6 октября 2009 г. № 373

Актуальность. В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости. К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением.

Недостатком современной системы обучения является стандартизация временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Введение часа работы внеурочной деятельности с одарёнными детьми даёт возможность им проявить свои личные качества, ощутить радость умственного труда. Общение в группе себе равных стимулирует к интеллектуальному росту, высокой мотивации к самосовершенствованию.

Одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной, индивидуализированной образовательной среде. Поэтому со второго класса предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей, имеющих способности и интерес к математике.

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они по­строены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сде­лать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Цель: обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе, формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.

-сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

-выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

-создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности;

- развивать способность устанавливать логические связи;

- развивать познавательные интересы;

- формировать стремление к размышлению, поиску;

- развивать внимание, память, воображение;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

2.Общая характеристика программы.

Психолого-педагогическая характеристика программы

Работа в 1 классе направлена на выявление математически одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.

Проводится комплексный характер оценивания. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках математики, во внеурочное время.

Наблюдение ведётся в течении длительного времени – учебного года в первом классе.

Подключение к данной работе психолога школы.

Беседа с родителями с целью выявления интересов обучающегося.

Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы;

актуальный уровень развития одарённости, достигнутый к моменту поступления в 1 класс;

особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;

потенциальные возможности ребёнка к развитию.

Выявление одарённых детей в 1 классе не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуально и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определенияобщих признаков и составления классификации);

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

установление аналогий.

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций.

В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения.

Со второго по четвёртый класс занятия идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско – практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Формы контроля

Учёт посещаемости занятий .

Ведение каждым учеником данной группы портфолио.

Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах, конкурсах.

Партнёрское взаимодействие

К работе с одарёнными детьми привлекается психолог школы с целью отслеживания уровня развития обучающихся. Он проводит тестирования, выстраивает графики личностного развития.

Родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка. Их задача стимулировать дополнительные занятия дома по предмету, приобретать дополнительный материал, оказывать моральную поддержку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Одаренность.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области

Заместитель директора МБОУ Краснинской средней школы

педагогическим советом МБОУ Краснинской средней школы

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации программы: 1 год

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Нормативные документы рабочей программы

• Устав МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.

• Программа развития МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.

• Годовой календарный учебный график МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2017 – 2018 учебный год.

• Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.

• Учебный план МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей);

формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

углубление и расширение знаний обучающихся исходя из интересов и специфики их способностей;

формирование и развитие логического мышления;

развитие памяти и внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

формирование положительной мотивации к учению;

формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

формирование умения работать в группе.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностико-организационный .

Он включает в себя:

создание нормативно-правовой базы;

обеспечение материально-технической базы;

создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

Второй этап – организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися по актуализации процесса развития познавательной сферы . На этом этапе планируется:

апробация экспериментальных авторских программ;

отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе;

Диагностико-организационный этап

Анкетирование родителей

Тест-опросник, определяющий одаренность и направленность школьникак той или иной области деятельности

- Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

- Меняет ли он свои интересы, наклонности?

- Любит ли рисовать воображаемые предметы?

- Любит ли рисовать абстрактные картинки?

- Любит ли фантастические истории?

- Сочиняет ли рассказы или стихи?

- Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

- Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

- Боится ли темноты?

- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

- Считал ли это слово понятным без разъяснений?

- Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

- Был ли удачен этот замысел?

- Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

- Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

- Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

- Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

- Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

- Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

- Любит ли читать книжки без иллюстраций?

- Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

- Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов:

От 20 до 23 баллов — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 баллов — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.

От 9 до 14 баллов — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 баллов — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 баллов — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

- Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

- Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

- Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

- Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

- Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

- Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.

Диагностические методики выявления интеллектуальных способностей

Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)

Назначение теста

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Предметный вариант

Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления , неумения строить обобщения по существенным признакам.

Цель исследования : определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Стимульный материал : серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения

б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

Процедура проведения методики:

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Выводы об уровне развития.

Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979). Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест).

Организационно-практический этап

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение,

- потребность сотрудничества со сверстниками,

- доброжелательное отношение к сверстникам,

- стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- пользоваться приёмами анализа и синтеза,

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

- приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение в программу.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Введение в программу. 4ч

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

Начальная диагностика (тестирование)

Развивающие занятия . 62ч

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза

- Положение об организации внеурочной деятельности учащихся МАОУ Гимназия № 24 города Ставрополя имени генерал- лейтенанта юстиции М.Г.Ядрова

Программа рассчитана на 135 часов:

1-й год обучения рассчитан на 33 часа (1н/ч)

2 -й год обучения рассчитан на 34 часа (1н/ч)

3-й год обучения рассчитан на 34 часа (1н/ч)

4-й год обучения рассчитан на 34 часа (1н/ч)

Целью программы – является развитие необходимой творческой среды для выявления одарённых детей в каждом классе, развитие системы поддержки сформировавшихся талантливых детей, совершенствование условий для развития интеллектуальных, творческих способностей детей в условиях школы.

Все дети по своей природе талантливы и способны, но зачастую они не знают этого. Необходимо помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.

Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.

Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять физический эксперимент, анализировать результаты.

Основная задача при организации проектной деятельности, направлена на развитие качеств личности. Главным результатом школьного образования и является мера этого развития, критерием качества работы учителя. Важно обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития . В совокупности это делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.

Основными задачами программы являются:

- выявить одаренных детей, используя их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач;

- формировать у школьника интереса к научному творчеству;

- развивать творческое мышление и самостоятельность у своих учеников;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на своих уроках и во внеурочное время;

- вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интернет - проекты, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов включает в себя метод проектов. Это самостоятельная работа ребенка или группы детей, задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике в непривычной ситуации.

Индивидуальные особенности младшего школьника

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Так как у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Но здесь нужна определенная мера. Необходимо развивать у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д.

Проектная деятельность позволяет, одаренным детям развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие определенных этапов, характерных для исследования: аргументация актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Привлечение одаренных обучающихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и продолжается на факультативных занятиях, элективных курсах. И каким бы ни был ребёнок одарённым, ему необходимы знания. Только при наличии определённой базы знаний исследовательский процесс будет успешным.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Необходимо отметить, что научные исследования имеют свои трудности в реализации: данная работа занимает большое количество времени. То, насколько педагог готов принимать новые знания, идти за своим учеником, а не навязывать свой путь, настолько его ученик продвинется в развитие своей одаренности.

Применяя метод проектов следует отметить, что в школе создаются условия для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, определена готовность педагогов к продолжению проектной деятельности как условию и показателю эффективности опытно – экспериментальной работы.

Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.

Проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Диагностика детей, имеющих выдающиеся способности.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы. Необходимо готовить детей быть конкурентоспособными, бороться за себя, реализовывать свои идеи.

Планирование работы :

I. Этап 2017-2018 учебный год – подготовительно-проектировочный.

Подготовка условий для создания системы работы с детьми имеющими выдающиеся способности обучающимися в школе.

Разработка программы работы с одаренными обучающимися.

Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.

Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Создание механизма взаимодействия с родителями.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

II. Этап 2018 - 2019 учебный год – организационно-практический.

Апробация системы работы с детьми имеющими выдающиеся способности .

Диагностика наклонностей обучающихся.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения олимпиады по предмету, классных часов, викторин, праздников.

Адаптация учебных программ, спортивных секций, внеурочной деятельности;

Проведение олимпиад, предметных недель, конкурсов, соревнований;

Создание и пополнение банка данных о развитии каждого одаренного ребенка;

Участие в дистанционных олимпиадах, уроках и видеоконференциях;

Повышение квалификации учителей физической культуры;

Создание системы презентации достижений обучающихся и учителей (персональные фотовыставки и т.п.).

III. Этап. 2019 – 2020 учебный год – обобщающий.

Переход системы работы с детьми имеющих выдающиеся способности в режим функционирования.

Анализ итогов реализации программы.

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

Коррекция работы педагогов по реализации программы.

Обобщение результатов работы.

Принципы работы с детьми имеющих выдающиеся способности

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

2.Планируемые результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает следующий результат:

- формирование ведущих интегративных качеств личности;

- развитие ценностных отношений школьника к своему Отчеству, к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, человеку, людям, к человеческой жизни вообще;

- приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- представление о разных системах социальных норм и ценностей в России;

- участие в совместной деятельности сверстников и взрослых по сохранению и защите природных и культурных объектов родного края;

- освое ние базовых научных знаний, формирование эле ментарных исследовательских умений и применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни .

- проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента.

- оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов.

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межлич ностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискус сии.

- формирование пред ставлений о проектной деятельности.

- умение принять в качестве ведущих ориентиров основные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь человека, его взаимодействия в семье, школе, общественных местах с разными людьми, общностями;

- владение базовыми навыками самоорганизации и самоопределения в различных видах учебной и внеучебной деятельности;

- умение ставить реально осуществимые цели самовоспитания и самостоятельно преодолевать возникающие при их реализации трудности;

- стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.

Формирование модели одаренного ребенка как личности:

- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

- способной к саморазвитию и самообразованию;

- обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.

Совершенствование системы работы с детьми имеющих выдающиеся способности:

создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;

увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

регулярные публикации в средствах массовой информации.

Прогноз развития школы в связи с реализацией программы

Рост числа участников различных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;

Увеличение числа педагогов, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;

Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах работы с одарёнными детьми;

Совершенствование материально-технической базы школы для организации исследовательской и проектной деятельности;

Создание программ для работы с одарёнными детьми и построение индивидуальных образовательных маршрутов.

Портрет ребёнка, имеющего выдающиеся способности

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5.Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озадачен преобразованием, улучшением общества.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, презентации своих достижений.

Основные мероприятия программы

Основными мероприятиями программы являются:

- проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;

- разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;

- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы.

Формы работы с учащимися имеющими выдающиеся способности:

Каждому этапу реализации программы соответствуют следующие организационные формы:

второй этап – продуктивная игра, составление или изготовление объекта демонстрации, подготовка к представлению;

третий этап – спектакль, индивидуальные мини-проекты, групповые или коллективные проекты.

защита проектов на школьных, городских, краевых научных конференциях.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство педагога с данными о психологических

особенностях и методических приемах работы с

2.Обучение педагога через методическую и научную

литературу, педсоветы, самообразование, курсы

3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного

педагогического наблюдения, диагностики.

4. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Читайте также: