Программа внеурочной деятельности для начальной школы развитие памяти и внимания

Обновлено: 04.07.2024

развитием памяти, внимания, образного и логического мышления.

Автор педагог-психолог Жекова Н. Н.

г. Донецк Ростовской обл.

Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения, но обучение в школе невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен уметь целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, а огнем развитая познавательная сфера.

Данная программа предназначена для развития познавательных процессов у учащихся 1 класса

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

- Развитие внимания и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста, необходимых для успешного обучения в школе, и преодоление отклонений в интеллектуальном развитии.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

- Снятие эмоционального и физического напряжения

- Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти

- Развитие слухового, зрительного и сенсорного внимания, наблюдательности

- Развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема)

- Развитие моторно-двигательного внимания

- Развитие мыслительных процессов (наглядно-образного мышления, образно-логического мышления, словесно-логического мышления)

Коррекционно-развивающая работа позволит не допустить переход детей в разряд отстающих в интеллектуальном развитии и обучении. Данная программа будет способствовать преодолению отклонений в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста.

Зависит от масштаба внедрения научных опробированных разработок, раннего выявления отклонений и рационального использования современных диагностических и коррекционных методик.

ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ : Свойства внимания, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы

ФОРМА РАБОТЫ: Индивидуальная

Каждое занятие состоит из трех частей объединенных общей целью

1 – Подготовительный этап (релаксация, разминка)

2 – Основная часть включает в себя развивающие задания, игры и упражнения

3 – Заключение включает в себя подвижные игры и упражнения развивающей направленности, упражнения на снятие физического и эмоционального напряжения

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :

Программа включает 22 занятия при частоте встреч 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.

Программа состоит из трех взаимосвязанных частей:

1 часть – диагностико-мотивирующая (5-6 занятий)

2 часть - формирующая (20 занятий)

3 часть - поддерживающая (10 занятий)

Первые две части проводятся психологом третья, поддерживающая часть проводится родителями или учителем. Возможен вариант проведения всех трех частей психологом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :

1. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания

2. Развитие моторно-двигательного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и переключения внимания

3. Развитие слуховой памяти

1. Развитие слуховой и зрительной памяти

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

1. Развитие слуховой памяти и логической памяти

2. Развитие концентрации и объема внимания

3. Развитие речи

1. Развитие зрительной памяти и слуховой памяти

2. Развитие произвольного внимания

3 .Развитие концентрации внимания

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие зрительного восприятия

4. Развитие мелкой моторики

1. Развитие объема внимания

2. Развитие слухового внимания

3. Развитие произвольного внимания

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие логического мышления

3. Развитие распределения и переключения внимания

4. Развитие моторно-двигательного внимания

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие мыслительных процессов

5. Развитие слухового восприятия

1. Развитие слухового восприятия и внимания

2. Развитие концентрации внимания

3. Развитие объема, распределения и переключения внимания

1. Развитие словесно-логического мышления

2. Развитие схематического мышления

3. Развитие мелкой моторики кисти

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие слуховой памяти

1. Развитие устойчивости внимания

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие мыслительных процессов

4. Развитие мелкой моторики

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие зрительной и слуховой памяти

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие устойчивости внимания

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и концентрации внимания

3. Развитие словесно-логического мышления

4. Развитие произвольности действий

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

1. Развитие слуховой памяти

2. Развитие объема и устойчивости внимания

3. Развитие восприятия

4. Развитие образно-логического мышления

1. Развития слуховой памяти

2. Развитие объема памяти

3. Развитие схематического мышления

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Развитие слуховой памяти

3. Развитие переключения и распределения внимания

4. Развитие слухового восприятия

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие словесно - логического мышления

3. Зрительного и слухового восприятия

1. Развитие рече-мыслительных процессов

2. Развитие внимания

3. Развитие воображения

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие рече-мыслительных процессов

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

3. Развитие переключения и распределения внимания

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

1. Развитие образно-логического мышления и словесно –логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие образно-логического мышления

3. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Зрительного и слухового восприятия

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно-логического мышления

3. Развитие произвольности действий

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно- логического мышления

3. Развитие творческого мышления

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти Ранее я уже размещала публикацию о самодельной дидактической игре "Прищепки" для развития мелкой моторики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию.

Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста. Современные школьники отличаются снижением функциональных возможностей нервной системы. Так, в группе условно здоровых детей психоневрологические.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.

- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, восприятия);

- развитие памяти, внимания и восприятия;

- формирование культуры общения и поведения в малой группе, социуме.

Актуальность. Интенсификация начального образования на современном этапе вызывает необходимость повышения качества подготовки младших школьников к последующему этапу обучения в школе. Современная начальная школа требует от первоклассников большей работоспособности, усидчивости и терпеливости, чем это было необходимо раньше. Одним из ведущих показателей активного состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики – память, внимание, восприятие. Непосредственное экспериментальное сопоставление уровня развития памяти, внимания и восприятия и результатов школьного обучения указывает на определенное соответствие между школьными успехами и уровнем умственной работоспособности. Ученые делают вывод о том, что память, внимание и восприятие в младшем школьном возрасте в значительной степени определяют успешность обучения.

Отличительные особенности программы.

Основная теоретическая идея программы – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия) детей младшего школьного возраста.

В данном курсе занятий младшим школьникам сообщается информация о различных приемах развития памяти, внимания, восприятия. И учитель проводит работу, направленную на овладение теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

Поэтому программа разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 35 минут в течение учебного года. Программа предусматривает 33 занятия (33 учебные недели).

Программа включает в себя следующие этапы:

1) Выявить уровень развития памяти, внимания и восприятия при помощи диагностических методик;

2) Проведение психологических занятий, с использованием развивающих упражнений, направленных на развитие памяти, внимания и восприятия;

3) Проведение контрольной диагностики на выявление уровня развития психических процессов;

4) Разработка рекомендаций для родителей, учащихся по итогам контрольной диагностики.

Тренировка для ума (курс внеурочной деятельности)

Актуальность программы. Подготовка четвероклассников к обучению в средней школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся

Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.

Проведение конкурсов фантазеров, поэтов, смекалистых, эрудитов, театрализованных представлений, различные инсценировки позволяют решать задачи всестороннего развития личности ребенка, дают ему возможность наиболее полно раскрыть свои возможности.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность обучающихся. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Отличительная особенность.

Направление: общеинтеллектуальное.

Цель данной программы: развитие интеллектуальных способностей младших школьников (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).

1) способствовать развитию познавательной сферы детей;

2) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;

3) способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.

4) учить методам и приемам познания себя и одноклассников;

5) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития;

6) развивать самостоятельность детей.

Принципы , которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

Ø Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных; 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.

Ø Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.

Ø Принцип субъектности . Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

Ø Принцип психологизации . Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

Ø Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.

Ø Принцип системности . Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.

Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия – 35 - 40 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для 4 классов.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- формирования (развития) творчества;

- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

Оборудование : компьютер и мультимедийная установка, стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3); желательны – телевизор, видео- и аудиомагнитофон.

Представленная программа рекомендуется к применению прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии.

Организационно-содержательное построение занятия.

Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.

Структура занятий.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами (см. приложение 1.).

двух п оказателей, в свою очередь, зависит умственная р аботос пособность .

Навык чтения должен быть сформирован в начальной шко ле. Необходимо

стремиться, чтобы в конце начального обучени я ребёнок имел скорость

чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно , правильно,

Новизна представленной программы заключается в том, что у ченики имеют

возможность в полной мере получить знания не тольк о по о смысле нному

чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить

свою речь. Более того, объяснит сам механизм чтения и восприятия

прочитанног о, подскажет, как стать по - настоящему грамотным читателем и

успешнее плыть в море совреме нной печатной продукции.

Цель реализа ции программы: создание услови й для развития навыков

рациональног о чтения, повышения ск орости чтен ия и усвоения информации.

Читайте также: