Программа социально значимой деятельности в школе летом

Обновлено: 07.07.2024

Нормативно-правовой и документальной основой Программы социального воспитания и становления младших школьников младших школьников являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Цель программы: создать пространство духовно-нравственного развития, социального воспитания и становления младшего школьника.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание ценностного отношения к прекрасному.
  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
    “Дети – граждане России” (17 часов)
  • “Дети – добрые волшебники” (17 часов)
  • “Дети – созидатели и творцы” (17 часов)
  • “Дети и природа” (17 часов)

Основу данных подпрограмм составляют различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной. В программе приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися: информационные, исследовательские, социальные практикоориентированные, творческие, культурно-досуговые проекты, акции, волонтерская деятельность и др.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия

- знать общественные нормы, о социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;

– получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

– получить опыт самостоятельного общественного действия.

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети и природа” (17 часов)

Создание карты ран природы (полевая практика)

Акция Письмо обращение

Посещение выставочного зала

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети – добрые волшебники” (17 часов)

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети – созидатели и творцы” (17 часов)

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети - граждане России” (17 часов)

Встреча с интересными людьми

Права и обязанности учеников, учителей и родителей. (Изучение статей Конвенции о правах ребенка, конституции РФ, устава школы).

деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования.

ВложениеРазмер
Программа летнего отдыха "Яркое лето +" 65.53 КБ

Предварительный просмотр:

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы

с. Алексеевка муниципального района Алексеевский

организации летнего отдыха

в летний период 2019 года

Возраст обучающихся – 7-17 лет

Срок реализации программы: июнь, июль, август 2019 года

Автор – Сафина Вера Владимировна,

2. Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Нормативно-правовое обеспечение программы

Этапы реализации программы

3. Механизм реализации программы

4. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

5. Список использованной литературы

педагоги дополнительного образования – 15 чел.

методисты – 2 чел.

тренера - преподаватели – 5 чел.

Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка

Июнь, июль, август

03.06. – 23.08.2019 г.

Участники программы (количество и возраст)

Дети в возрасте от 7 до 17 лет, 1050 детей

Создание условий для социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Организация занятости детей и подростков в период летних каникул через создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.

- воспитание гордости за духовно-нравственные ценности национальной культуры;

- формирование творческого потенциала у детей;

- формирование навыков социокультурного, толерантного поведения через общение с ровесниками и взрослыми во временном детском коллективе;

- воспитание уважения к труду и его результатам;

- развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;

- формировать потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни.

- развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных и других способностей через активное вовлечение в различные сферы практической деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную деятельность;

- развитие интеллекта и общей культуры;

- развивать практические навыки в направлении безопасности жизнедеятельности.

- приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах досуговой деятельности;
- расширить представление о целостности культурного наследия России, познакомить с культурными традициями, своеобразием родного языка через воспитательные мероприятия.

Краткое содержание программы

Программа организации летнего отдыха

(Организация площадок по месту жительства (июль, август))

(Организация работы образовательных объединений

в летний период)

(Организация работы по профилактике правонаруше-

ний несовершеннолетними, проведение мероприятий на-

правленных на формирование ЗОЖ, профилактику ДТТ и т.д..)

Формы организации летнего отдыха, оздоровления и

занятости детей разноплановы и разнообразны, участники

разных возрастных категорий и интересов, но жить они

будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, жи-

Разработка данной программы была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов дополнительного образования в реализации целей и задач программы.

При реализации программы предусматривается непрерывная образовательная работа педагогов дополнительного образования с воспитанниками.

Ожидаемые результаты реализации программы

При реализации программы предполагаются следующие результаты:

расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия; создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания; улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек; положительное отношение к социально значимой деятельности, проявление потребности работать в коллективе; осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем; реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков; профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих

способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в но-

вые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

При разработке программы мы учли максимальное использование условий

Центра, как целесообразно организованной среды жизнедеятельности детей и подростков, в тоже время широко использовали возможности социума, расширили

творческие контакты, партнерские связи, сохранили традиции учреждения. При разработке программы учитывались интересы и запросы детей и родителей, мотивы

Учитывая возрастные особенности участников программы, мы определили такие формы работы, которые будут способствовать развитию у ребенка познавательной и развивающей сферы, нравственных оценок, социальной адаптации, патриотических чувств.

Разработка программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей

  • социальным заказом на оказание услуги по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
  • повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный

отдых детей в условиях ОДО;

  • необходимостью проведения профилактической работы с несовершеннолетними в рамках летнего периода;
  • актуальностью задач современного воспитания;
  • обеспечением преемственности в содержании работы лагеря дневного пребывания и площадок по месту жительства и образовательной деятельностью детей в учебное время;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.

деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования.

Программа определяет цели и задачи, направления организации отдыха детей в

Организация летнего отдыха оздоровления и занятости детей и подростков –

это зона особого внимания к ребенку, его социальной защите и поддержке, время

для творческого развития, обогащения его внутреннего мира, создание условий для социализации с учетом реалий современного мира.

Мы даем ребенку право свободного выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами и склонностями, расширяем поле социализации детей и подростков, обеспечиваем выход на иной уровень (общения, отношений, социальной помощи и защиты, молодежной политики, культуры, спорта и т.д.), повышаем его статус, его самооценку, предоставляем ему право быть самостоятельным в принятии решений, создаем условия для приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, учим бережно относиться к своему здоровью.

Основные принципы программы:

  • Принцип гуманизации образования – в основу всего процесса ставится развитие личности, учет развития способностей каждого ребенка, формирование на этой основе индивидуального педагогического сопровождения воспитанников, стимулирования, коррекции и развития их особенностей.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания , предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей конкретного ребенка и

групп детей и подростков.

  • Принцип научности , предполагающий использование новейших достижений

педагогики и психологии для обеспечения наибольшей эффективности дополнительного образования.

  • Принцип природосообразности и культуросообразности , как основа для

разнообразной досуговой деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды.

  • Принцип игры , реализуемый посредством включения участников смены в ролевые игры.
  • Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.
  • Принцип свободы самовыражения , который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.
  • Принцип социально – педагогической компетентности кадров , предполагающий, необходимый уровень психолого – педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его повышение.
  • Принцип безопасности жизни и здоровья детей , защита их прав и личного

Цель и задачи программы

Цель: Организация занятости детей и подростков в период летних каникул через создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.

- воспитание гордости за духовно-нравственные ценности национальной культуры;

- формирование творческого потенциала у детей;

- формирование навыков социокультурного, толерантного поведения через общение с ровесниками и взрослыми во временном детском коллективе;

- воспитание уважения к труду и его результатам;

- развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;

- формировать потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни.

- развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных и других способностей через активное вовлечение в различные сферы практической деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную деятельность;

- развитие интеллекта и общей культуры;

- развивать практические навыки в направлении безопасности жизнедеятельности.

- приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах досуговой деятельности;
- расширить представление о целостности культурного наследия России, познакомить с культурными традициями, своеобразием родного языка через воспитательные мероприятия.

Программа рассчитана на детей от 7 до 17 лет. Предполагаемое количество участников программы за весь период более 1500 человек.

Социальный состав участников программы – это дети:

- из малообеспеченных семей;

- из неполных семей;

- находящихся в трудной жизненной ситуации.

При реализации программы учитываются индивидуальные особенности всех возрастных групп.

Сроки реализации программы.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение 3-х месяцев (июнь, июль, август).

Этапы реализации программы

Подготовительный этап (март - май 2019 г.)

- анализ работы учреждения летом 2018 года;

- разработка планов, методических материалов и программ организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2019 г.;

- формирование состава площадок по месту жительства;

- подготовка проекта приказа о работе учреждения в летний период;

- проведение педагогического совета по утверждению программы организации летнего отдыха в летний период 2019 года.

Основной этап (03.06. – 23.08.2019 г.)

Основной этап включает в себя реализацию 5 тематических модулей программы организации летнего отдыха.

Заключительный этап (сентябрь 2019 г.)

- анализ результатов и эффективности деятельности по организации летнего отдыха в летний период 2019 года;

- сбор отчетных материалов;

- определение перспектив на новый период.

Формы и методы организации деятельности:

В ходе реализации программы используются методы:

  • методы воздействия на чувства, сознание (подражание, пример, внушение, погружение);
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, дискуссия, практические занятия, экскурсия);
  • методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);
  • методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).

Формы организации деятельности:

Организация деятельности предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Подготовка к лету - осознанный технологически выверенный процесс, который

позволит использовать в работе предыдущий опыт.

Работа строится таким образом, чтобы охватить все временное пространство

лета и удовлетворить запросы и интересы детей и подростков.

Программа организации летнего отдыха

(Организация площадок по месту жительства (июль, август))

(Организация работы образовательных объединений в летний период)

(Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетними, проведение мероприятий направленных на формирование ЗОЖ, профилактику ДТТ и т.д..)




июнь

июль


август

С целью занятости детей и подростков в летний период, приобретение ими социальных навыков, по решению Управляющего Совета школы, протокол №4 от 11 мая 2013 года, решению общешкольного родительского собрания, протокол № 3 от 05 мая 2013 года

1. Организовать социально-значимую деятельность с 1 июня 2013 года.

2. Назначить ответственным за организацию социально-значимой деятельности Чалкову Р.С., учителя технологии.

3. Создать 6 объединений в соответствии с видами деятельности, интересами, потребностями детей и подростков.

4. Назначить руководителями объединений, с возложением ответственности за жизнь и здоровье детей и подростков объединения:

№ п/п

Название объединения

Месяц

Ответственный

5. Утвердить график работы объединений в летний период .

6. Утвердить план - график работы объединений .

7. Назначить ответственными за жизнь здоровье и безопасные условия труда при выполнении социально-значимой деятельности руководителей объединений с ведением ж урнала инструктажа по безопасности организации социально-значимой деятельности.

9. Утвердить инструкции:

- должностная инструкция руководителя социально-значимой деятельности в летний период (приложение 1);

- должностная инструкция руководителя объединения (приложение 2).

10. Руководителям объединений осуществлять набор детей и подростков по их желанию на основе заявлений родителей/законных представителей, вести ежедневно журнал учёта участия обучающихся в социально-значимой деятельности.

11. Руководителям объединений Касумовой Л.А., Чалковой Р.С., Сарана О.В., Шулеповой Н.В. обеспечить проведение инструктажа по технике безопасности при выполнении различных видов деятельности с детьми и подростками входящими в состав объединения, с соответствующей отметкой в журнале инструктажа.

12. Классным руководителям в срок до 15 мая довести до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) информацию об организации социально – значимой деятельности летом 2013 года.

13. Контроль за исполнением приказа возложить на Ческидову Г.Н., и.о. педагога организатора.

Директор школы Усольцева В.Г.

С приказом ознакомлены:

Согласовано Утверждаю

Председатель Управляющего совета Директор школы:

_____________/Шестакова М.А./ _________/Усольцева В.Г./

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общие положения.

1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством в сфере образования, санитарно эпидемиологическими требованиями, действующим Уставом Школы.

1.2 .Социально-значимая деятельность на базе общеобразовательного учреждения, (далее — Школа) - это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде школы и во внешней социальной среде и закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно - воспитательного процесса.

1.3.Социально-значимая деятельность является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе, направлена на организацию занятости несовершеннолетних и осуществляется в Школе в течение всего календарного года, по своей значимости распределяется на своеобразные блоки в зависимости от внеурочного и каникулярного времени и проводится в форме практической деятельности подростков, направленной на приобретение социальных навыков.

1.4.Социально-значимая деятельность основана на следующих принципах:

- учет интересов и возрастных особенностей подростков;

- единство воспитательной и оздоровительной работы;

- многоролевой характер деятельности;

- развитие и сохранение традиций;

- творческая инициатива и самостоятельность.

2. Цели и задачи социально-значимой деятельности.

2.1.Главной задачей социально-значимой деятельности в Школе является обеспечение социальной адаптации несовершеннолетних в школьной и социальной среде во внеурочное и каникулярное время.

2.2.Целями социально-значимой деятельности являются:

- формирование социальных компетенций на основе участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности;

- приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления проблем, умение применять теоретические знания в конкретной ситуации;

- знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, происходящих в современном обществе;

- приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

- формирование представлений несовершеннолетних о возможностях современных социальных технологий.

3.Организация проведения социально –значимой деятельности

3.1. Летняя социально-значимая деятельность организуется путем привлечения обучающихся образовательного учреждения с 5 по 10 классы.

3.2 Обучающиеся привлекаются к участию в социально – значимой деятельности на добровольной основе, по личному заявлению – согласию родителей (законных представителей)

3.3 Ответственным за организацию летней социально – значимой деятельности на базе образовательного учреждения назначается приказом директора представитель администрации образовательного учреждения, при необходимости (большие объемы работ, большое количество обучающихся) назначаются несколько руководителей бригад (объединений) из числа педагогических работников.

3.4 Руководитель летней социально – значимой деятельности (бригады, объединения) выполняет следующие функции:

· несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период прохождения летней школьной трудовой занятости;

· составляет график работы на закрепленном участке и распределяет обязанности и поручения между обучающимися;

· участвует в разработке плана работы и обеспечивает его выполнение;

· следит за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно – гигиеническими условиями труда;

· отвечает за дисциплину и выполнение техники безопасности от членов объединения.

3.5 Виды организуемых работ в период организации социально – значимой деятельности:

· оказание помощи библиотекарю;

· оказание помощи престарелым людям, проживающим на микроучастке образовательного учреждения;

· помощь в организации досуга в лагере с дневным пребыванием детей на базе образовательного учреждения и т.д.

3.6 Работа в рамках объединений социально – значимой деятельности осуществляется в соответствии с планом – графиком работ, который составляется администрацией школы и руководителями объединений, согласовывается на Управляющем совете образовательного учреждения, утверждается приказом директора школы.

3.7 Перед выполнением работ проводится родительское собрание, собрание обучающихся, на котором обучающихся и их родителей (законных представителей) знакомят с видами предлагаемых работ.

4. Документация по организации и проведению летней школьной трудовой занятости

4.1 Приказ о назначении ответственного за организацию социально – значимой деятельности, о назначении руководителей объединений.

4.2 План и график работы объединений социально – значимой деятельности, согласованные с Управляющим советом, утвержденные директором образовательного учреждения

4.3 Функциональные обязанности руководителя летней школьной трудовой занятостью

4.4.Инструкции по технике безопасности при выполнении различных видов работ

4.5.Протоколы педагогических советов, совещаний при директоре, заседаний Управляющего (Попечительского) совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматривались вопросы организации летней школьной трудовой занятости

4.6.Заявления – согласия родителей (законных представителей)

4.7.Журнал проведения инструктажа по технике безопасности

4.8 Журнал учета участия обучающихся в социально – значимой деятельности.

5. Заключительные положения.

3.3 Выписка из протокола № 3 от 05 мая 2013г. (общешкольного род.собр)

Присутствовало _____27___ человек

Отсутствовало ______18___ человек

  1. Организация летнего оздоровительного отдыха обучающихся.

По вопросу организации летнего оздоровительного отдыха обучающихся Ческидова Г.Н.. и.о. педагога организатора довела до сведения родителей возможные формы организации летнего отдыха и занятости детей в школе, информацию об объединениях, организуемых в летний период в рамках выполнения социально-значимой деятельности в школе. Родители внесли изменения по времени выполнения работ, согласно самостоятельной организации отдыха детей. Родители выразили свое согласие о необходимости участия детей социально-значимой деятельности в период летних каникул.


с. Большое Сорокино,

Паспорт программы (информационная карта, перечень организаторов программы)

Пояснительная записка (Обоснование программы с учетом анализа за 2016 г, актуальность)

Цель и задачи программы

Этапы реализации программы

Сроки действия программы

Основное содержание программы

Механизмы реализации программы (игровой сюжет программы, режим дня, примерный план-сетка, перечень кружков, система контроля за реализацией программы)

Условия реализации программы

Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Мониторинг воспитательного процесса

1.Паспорт программы

Информационная карта программы

Номинация, в которой заявлена программа

Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних

Полное название программы

Адресат проектной деятельности

- дети с.Большое Сорокино, Сорокинского района и Тюменской области от 6,5 до 16 лет;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

- дети различных учетных категорий;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- 35 человек (вторая смена); 50 человек (третья смена)

Сроки реализации программы

27.06.- 17.07.2017 г - вторая смена

20.07.- 09.08.2017 г. – третья смена

Создание благоприятных оздоровительно-образовательных условий для развития творческой, социально активной личности, способной успешно адаптироваться к меняющимся социальным условиям; осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха.

1.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни путем включения в различные физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия смены;

2.Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала участников смены через сплочение временного детского коллектива и включение в творческие мероприятия смены;

3.Способствовать адаптации участников смены к социальным условиям через формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств личности: адекватной самооценки, коммуникативных и организаторских качеств, рефлексии, самостоятельности, ответственности и социально полезной деятельности;

Краткое содержание программы

Программа направлена на формирование у ребят определенного комплекса знаний, умений, навыков, формирование здорового образа жизни, создание настроя на активное участие и реализацию своего потенциала.

Все дети, поступившие в лагерь, отправятся в путешествие, по континентам и каждый день будут открывать для себя культуру, традиции народов, флору и фауну каждого континента.

Программа нацелена на освоение систем оздоровления и профилактики в условиях сельской среды.

В лагере действуют органы управления: Совет Лидеров, Совет информации, Совет экологии и здоровья, Совет спортивных людей, Совет творческих людей.

В ходе работы смен лагеря предусмотрены познавательные и оздоровительные мероприятия, виртуальные экскурсии, мероприятия посвященные Году Экологии – воспитывающие в детях трудолюбие, желание дружить с другими детьми, изобретательность, целеустремленность, находчивость.

-сохранение и укрепление здоровья у детей, участвующих в программе смены, выработка у них потребности в ведении здорового образа жизни;

-реализация участниками смены своих индивидуальных способностей в разных видах деятельности: творческой, познавательной, спортивной, социальной, коммуникативной;

-повышение социальной активности и адаптивности у детей и подростков, понимание и принятие ими ответственности за собственные поступки и действия, развитие ценностного отношения к людям, природе, творчеству, культуре, правилам поведения, труду, желание принимать участие в социально-полезной деятельности;

-формирование экологической культуры детей, которая будет проявляться в ответственном отношении к окружающей природе.

Филиал МАОУ Сорокинской средней общеобразовательной школы № 1 - Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида).

Почтовый адрес учреждения

Индекс 627500 с.Большое Сорокино

Ул. Советская, 213

Ф.И.О. руководителя учреждения

Голендухина Ольга Александровна, директор школы

Мышкина Надежда Ивановна, зав.филиала

Ф.И.О. автора программы

Мейер Светлана Васильевна

Финансовое обеспечение проекта

МАОУ СОШ № 1, средства областного и муниципального бюджетов, родительские средства

Перечень организаторов программы

2.Пояснительная записка

Обоснование программы

Филиал МАОУ Сорокинской средней общеобразовательной школы № 1 - Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) расположено по адресу: 627500, Тюменская область, Сорокинский район, село Большое Сорокино, улица Советская, 213. В настоящее время школа располагается в трех корпусах: учебный корпус, спальный корпус и здание столовой-мастерской. Для организации летнего отдыха используются здания спального корпуса, здание столовой – мастерской, спортивный зал, который находится в здании учебного корпуса, спортивные площадки на территории школы-интерната. С каждым годом школа укрепляет свой кадровый, методический, материально – технический потенциал и по праву считается центром воспитательной и досуговой работы для обучающихся школы-интерната и детей, проживающих в микрорайоне расположения образовательного учреждения. Основными предпосылками нашей успешной работы являются следующие аспекты:

Квалифицированный педагогический коллектив;

Помощь и понимание со стороны родительской общественности;

Поддержка со стороны администрации Сорокинского муниципального района;

Материально – техническая база ОУ;

Традиции образовательного учреждения;

Все перечисленные аспекты дают возможность педагогическому коллективу Сорокинской коррекционной школы-интерната организовать полноценный отдых детей и подростков в период летних каникул, т.к. именно летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождение в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно – значимых сферах деятельности.

Каждому ребенку необходим полноценный отдых, независимо от материальных возможностей семьи, к сожалению, многие дети, в большинстве своем не имеют возможности в период летних каникул отдохнуть в загородных детских оздоровительных лагерях. Организация летнего отдыха таких детей программными методами с использованием малозатратных форм отдыха, без выезда на другие территории позволяет решить эту проблему. Каникулы - это период свободного общения детей, где мероприятия разрабатываются и проводятся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а также групп здоровья. В Сорокинской коррекционной школе-интернате в 2016-17 учебном году 101 обучающийся из них по группам здоровья: 1, 2 группа – 0 чел, 3 группа – 77 чел, 5 группа – 24 чел.(инвалиды). (По Сорокинскому сельскому поселению (всего детей – 45): 1,2 гр – 0 чел, 3 гр- 37 чел., 5 гр-8 чел)

Социальный состав семей: многодетные, малоимущие, неполные.

Количество детей находящихся под опекой граждан: 10

Количество малоимущих семей: 61 (всего семей – 76)

Количество многодетных семей: 26

Количество неполных семей: 36

Поэтому актуальна организация школьного оздоровительного лагеря для социального, оздоровительного и творческого роста детей, особое внимание при этом уделяется оздоровительному эффекту отдыхающих.

Анализ работы за 2016 год

В летний период 2016 года участниками лагеря с дневным пребыванием детей были 85 детей: 35 детей – 2 смена, 50 детей – 3 смена.

С целью анализа удовлетворенности работой лагеря ребятам была предложена анкета в начале и конце смены. Анализ анкет позволил сделать следующие выводы:

- Воспитанники высоко оценивают культурную программу, организованную в лагере. Самыми интересными 56% опрошенных детей считают игровые программы, познавательные игры, 14%-спортивные мероприятия, 30%- посещение бассейна.

- Питание, организованное для воспитанников лагеря, отличается разнообразием. 100% детей и родителей отмечают, что питание качественное, ассортимент блюд разнообразный.

- Каждый участник программы имел право на творческое созидание, инициативу, уважение к своей личности, свободу выбора деятельности, познания свободного общения, получения информации;

- Для поощрения и стимулирования детей и подростков были введены специальные формы стимулирования (задача каждого Дома (отряда) как можно больше оформить кадров Дня с присвоением своего герба, индивидуально дети зарабатывали ромашки, в заключительный день, учитывая личностные результаты, проводилось награждение);

- В лагере дневного пребывания на базе филиала МАОУ Сорокинской СОШ № 1 - Сорокинской коррекционной школе-интернате отдыхали дети в основном из социально – незащищенных категорий, для организации выездных экскурсий за пределы района привлекались спонсорские средства (ООО Гарант, рук. Амульгаева И.В.), денежные средства в сумме 3000 руб. были потрачены на посещение детьми бассейна в с.Викулово, бесплатно посещен музей и дом П.Ершова в г.Ишиме, ДЕПО ж/д станции г.Ишим, ковровая фабрика, музей под открытым небом советской эпохи.

Кроме того, изучение мнения воспитанников, позволило сделать вывод, что большинство обучающихся отдыхают в лагере с дневным пребыванием от 2 и более раз, причем это дети, которые обучаются в других школах.

Исходя из выше сказанного, мы постарались, сделать программу лагеря на лето 2017г. максимально интересной для детей и отвечающей потребностям и детей, и их родителей, и педагогов.

Несмотря на положительные отзывы детей, родителей, педагогический коллектив лагеря столкнулся со следующими трудностями: снижение активности детей из-за погодных условий (приходилось пересматривать форматы проведения некоторых мероприятий), недостаточный уровень подготовки помощников организатора досуга (на новый летний сезон хотелось, чтобы вожатые были более подготовлены: могли детям предложить кричалки, девизы, могли провести несложные игры на активизацию детей), недостаточная помощь родителей в организации и участии в мероприятиях, заявленных в плане программы лагеря.

Для этого необходимо:

1. Обеспечить интересный полноценный отдых, учить ребят общаться друг с другом и реализовывать их способности.

2. Привлекать родителей к участию в мероприятиях, заявленных в плане программы лагеря.

Важным моментом в организации досуга, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период является в нашем учреждении внимание к социальному положению семьи. Дети из неполных и малообеспеченных семей имеют первоочередное право при формировании летнего лагеря и организации временной занятости. Мы стремимся обеспечить охват организованными формами досуга детей и подростков учетных категорий в летний период.

Направление/год

Количество подростков, находящихся на различных видах учета, занимающихся в учебный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всесторонние и планомерные изменения в государстве и обществе последних лет значительно ослабили внимание к социально-духовным и нравственным ценностям в детской и подростковой среде, снизился интерес к формированию менталитета и мировоззрения подрастающего поколения. Процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и изменил отношение к содержанию воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Слепец Наталья Ивановна – учитель начальных классов

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Планирование содержания воспитательной деятельности

Мониторинг результатов воспитательной деятельности

Паспорт Программы

Наименование программы

Основание для разработки Программы

Сроки реализации

2014 – 2018 годы

Основные разработчики программы

Классный руководитель Слепец Н.И.

Цель программы

Укрепление и развитие воспитательного потенциала класса на основе принципов социализации с учётом воспитательной компоненты

Задачи программы

разработка перечня мероприятий по формированию воспитательной компоненты класса

обеспечение необходимых условий для реализации Программы в классе;

разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты класса с учетом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования;

организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования (ЦДТ, ЦДТТ, СДК

Система организации контроля за исполнением Программы

Мониторинг и анализ реализации программы в анализе воспитательной работы по окончании каждого учебного года. (кл.руководителем, психологом)

Программа воспитания и социализации обучающихся с учётом воспитательной компоненты в 3 классе

Пояснительная записка

Всесторонние и планомерные изменения в государстве и обществе последних лет значительно ослабили внимание к социально-духовным и нравственным ценностям в детской и подростковой среде, снизился интерес к формированию менталитета и мировоззрения подрастающего поколения. Процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и изменил отношение к содержанию воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Соответственно, воспитательная компонента в деятельности класса является одним из основных и важных направлений работы.

Актуальность программы.

Именно поэтому основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты (направления), позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы нахожу:

- создание воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В дальнейшем буду опираться на следующие определения.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Приоритетным направлением моей работы, как классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся. На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Мои классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированы, воспитаны, умеют творчески работать, активно участвуют в конкурсах, добиваясь высоких результатов на разных уровнях.

Систематизировав опыт предыдущих лет, сделала попытку создания воспитательной системы, в которой работа была бы спланирована на создание условий для развития младших школьников через организацию духовно-нравственного воспитания.

Цель программы: Укрепление и развитие воспитательного потенциала класса на основе принципов социализации с учётом воспитательной компоненты, создание условий для развития младших школьников через организацию духовно-нравственного обучения и воспитания.

Для учителя:

управление процессом развития личности;

взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся:

развития гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.

Для родителей:

научение социальным навыкам;

адаптация к социуму.

Задачи программы

разработка перечня мероприятий по формированию воспитательной компоненты класса;

психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению;

обеспечение необходимых условий для реализации Программы в классе;

создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика;

приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, села;

вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование;

разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты класса с учетом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования;

организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования (ЦДТ, ЦДТТ, СДК и т.д.)

В области формирования личностной культуры:

• формирование морали — осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом.

В области формирования социальной культуры:

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям.

В области формирования семейной культуры:

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Концептуальные основы

Программа опирается на следующие принципы:

принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности; привлекательность результата;

деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

принцип педагогического руководства – организация сотрудничества педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

Читайте также: