Программа школа этикета внеурочная деятельность 5 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

2 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет от А до Я" для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: Закон РФ "Об образовании"; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В основу рабочей программы положены следующие принципы: интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности; развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности; активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей; преемственность содержания и форм воспитательной деятельности. Рабочая программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение 34 учебных недель (1 час в неделю. Резервное время составляет 3 часа и предусматривает возможность более глубокого изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса и практических работ. Современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету, так как все больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, нарочитая грубость и небрежность в отношениях многих молодых людей друг к другу и окружающим. Программа знакомит с основными принципами современного этикета и правилами поведения в различных ситуациях, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе. Данная программа отражает следующие основные темы: история этикета, его формы и виды; служебно-деловой этикет, его основные принципы: речевой этикет, телефонный этикет, этикет деловой переписки, застольный этикет: деловое общение, его функции, уровни и виды: ораторское искусство, подготовка публичного выступления: различные формы деловой коммуникации и т.д. Программой курса предусмотрено чтение лекций (приложение в форме презентаций), проведение практических занятий, выполнение тестовых заданий. Курс посвящен анализу места и роли этикета в культуре общества и личности. Помимо решения познавательных задач, изучение этикета имеет большое практическое значение для решения актуальных проблем современности, в том числе в области воспитания и просвещения, повседневного и делового, профессионального и международного общения. Внутренняя культура, духовное богатство, высокая нравственность человека, в конечном счете, только тогда ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения, в том числе характер и формы общения с другими, гармонию внутреннего мира и внешнего облика, умение целесообразно и со вкусом организовать свой быт и некоторые другие черты и свойства, которые в совокупности называют воспитанностью человека. Более того, овладев этикетом, можно заметить, как результативно решаются многие вопросы, ежедневно возникающие в нашей жизни и общении с множеством людей.

3 Цель программы - становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренних потребностей личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня. Задачи: Пробудить в учащихся желание стать культурными, воспитанными людьми. Научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях. Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство. Помочь развить уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства, удачно найденный стиль поведения и одежды; Развивать умение убедительно и грамотно представлять себя и свои идеи; Развивать у учащихся чувство уважения к народным обычаям и традициям; Научить детей умению реализовывать свои идеи и исправлять допущенные ошибки; Вызвать интерес к изучению определѐнных норм и правил, регулирующих допустимые (приличные) и недопустимые (неприличные) формы поведения людей в обществе. Так же к задачам курса можно отнести задачи, направленные на развитие поведенческой культуры, элементарной вежливости, доброжелательности. Обучение школьников этикету опирается на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт, которые активно помогают формированию навыков культурного поведения в обществе и семье. Психологическое обеспечение программы. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование умений учащихся по данному виду обучения; применение индивидуальных и групповых форм обучения. Лекции Беседы Практические занятия Демонстрации Методы обучения.

4 Ожидаемые результаты: Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию; овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; становления самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Метапредметные результаты самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности; алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материально техническим условиям способов решения задачи на основе заданных алгоритмов; выявления потребностей, проектирование и создание проектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных ситуаций и способов выхода из них; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологии (ИКТ); организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласования и координация совместной познавательной деятельности с другими ее участниками;

5 Формы и виды контроля: В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля: Виды контроля Цель организации контроля Формы организации контроля 1. Предварительное Выявление знаний, умений и навыков выявление уровня учащихся по курсу, который они будут знаний и умений. изучать 2. Текущий контроль Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. 3. Тематический контроль Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся 4. Итоговый контроль Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся Индивидуальный устный контроль Устный фронтальный контроль Комбинированный контроль Индивидуальный контроль

6 Прогнозируемые результаты. К концу изучения данного курса школьники должны: иметь четкие представления о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком; соблюдать школьный этикет ; обладать культурой речи; соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах; знать и иметь навыки приема гостей; знать, что в общении быть вежливыми, тактичными, уважать в любом человеке человека; уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства; стремиться к совершенствованию красоты и нравственности. Тематическое планирование

7 п\п Разделы и темы Вводное занятие. Понятие об этикете 1 Этикет на каждый день Внешний вид Школьный этикет Приветствие Представление Обращение Беседа и культура речи 2 2 Этикет гостеприимства Форма одежды Банкет за столом с полным обслуживанием Банкет за столом с частичным обслуживанием Подарки которые всегда нужны Выражение благодарности, как гость должен уходить 1 3 Деловой этикет Внешний вид делового человека Этикет служебных отношений Правила служебных бесед Деловые встречи Искусство переговоров 1 4 Этикет поведения в общественных местах Вы в общественном транспорте На спортивной площадке В театре, на концерте В музее, в библиотеке 1 Резерв учебного времени 3

12 Календарно-тематическое планирование Наименование раздела Тема урока Колво час Тип урока Элементы содержания Вид контроля Раздел 1. Этикет на каждый день (12 часов) 1 Вводное занятие. Понятие об этикете 2 Беседа Содержание и задачи курса. Этикет - основная часть общественного порядка и порядочного человека. Разновидности этикета. История этикета в разные времена и эпохи. Сдержанность, тактичность, вежливость; дипломатичность, деликатность. Работа в рабочей тетради. Фронтальная беседа. 2 Внешний вид. 2 Урок комбинирован ный Каноны красоты и время, манеры, осанка, походка. Домашний наряд. Косметика, косметические недостатки, косметические дефекты. Определение типа кожи. Подбор косметических средств. Фронтальная беседа. 3 Школьный этикет. 2 Урок комбинирован н Правила поведения в школе. Знакомство с положением о школьной форме и внешним видом ученика. Роль костюма в создании внешнего облика; примерный гардероб мужчины и женщины; советы, как скрыть Провести анализ своего поведения в школе. Разработка эскизов школьной формы.

Автор: Хохлова Оксана Юрьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБУ" Школа№93"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Учебная программа внеурочной деятельности
Тема: Учебная программа внеурочной деятельности" Школа этикета"
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 93 с углубленным изучением отдельных

предметов г.о. Тольятти

на заседании на заседании директор школы

педагогического совета методсовета ________А.Г.Родионов

внеурочной деятельности

Учителя: Хохлова О.Ю.

Часов в год: 34, часов в неделю: 1

Сведения об используемой программе:

соответствии с федеральным

образовательным стандартом основного общего образования, с Примерной

основной образовательной программой образовательного учреждения, М.:

Просвещение, 2011, Концепцией духовно-нравственного развития личности

гражданина России, М.: Просвещение, 2011, Программой по нравственно-

Тип программы: модифицированная

Срок освоения: 1 год

Возраст учащихся: 10-12 лет

Рабочую программу составила

______________ Учитель технологии

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом

Пояснительная записка

Общественная жизнь за последние полвека усложнилась, ее ритм ускорился. В быстро

растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок

миллионы людей. Каждый встречается ежедневно с сотнями, а то и тысячами других

людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, стоит в очереди к кассе кино

или стадиона, отдыхает в дружеской компании. Люди соприкасаются друг с другом в

поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае,

приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов,

эстетических вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить свое

с помощью которого

сказать и многое

Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к

тому, что он говорит. Но если вы владеете этикетом, ваше молчание, жесты, интонации

будут красноречивее слов. По внешней манере держаться судят не только о человеке, но и

о стране, которую он представляет.

На сегодняшний день проблема сформированности норм этикета у учащихся основного

Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, общественных местах,

естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него.

Потерявший уверенность человек делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на

вопросы, замыкается в себе. Множество мелких ошибок свидетельствуют о недостаточном

последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в

обществе. Подготовке ребёнка к взрослой жизни, формированию норм морали, поведению

в обществе, пониманию логики определённых правил и взаимоотношений, адекватному

поведению в общении с различными людьми, привитию знаний и навыков, необходимых

деятельности «Школа

опираться современный человек:

сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему

человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

н р а в с т в е н н о е

совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна

быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах

современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру,

3. Растущий человек постигает нормы человеческих отношений и на их основе ищет путь

Цель программы: способствовать созданию условий для самореализации детей,

развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях,

опыт доброжелательного отношения к окружающим.

Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие,

Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

Обучать детей правильному поведению в социуме.

Данная программа разработана для детей с 10 до 12 лет.

Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 34 годовых и одного недельного

Программа включает следующие разделы.

Раздел: “Этикет мой друг”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия

“этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах

приветствия людей друг другу.

Раздел: “Общение и взаимоотношения людей”. Изучив этот раздел, дети учатся

умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному

Раздел: “Поведение в общественных местах”. После изучения данного раздела

дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на

улице, в школе, в общественном транспорте, дома).

Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и

умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми

приборами, умению вести беседу.

Программа предусматривает следующие формы работы:

Беседы, тестирование, анкетирование, КТД, экскурсии, ролевые игры, практикумы,

Благодаря специально разработанным занятиям у детей формируются эмоционально-

мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым. Принцип

обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки,

умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций

в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

Компетенции в деятельностной форме:

материалу, владеть способами самоопределения в ситуации выбора позиции;

- учебно-познавательные: ставить цель, уметь её пояснить; владеть навыками

интересующим темам, отыскивать причины нарушения этикетных норм, обозначать

формулировать выводы; выступать устно и письменно;

2. Коммуникативные компетенции:

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо),

лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть умениями слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать

Курс групповых занятий с учениками 5 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.

Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.

Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.

Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.

Занятия предполагают решение следующих задач:

обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;

систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;

организация нравственного самовоспитания школьников;

формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.

Материал курса 5 класса рассчитан на осмысление философских проблем бытия: для чего живёт человек, как следует относиться к жизни, что есть достоинство, добродетель, совесть и т. д. Используя философские произведения известных мыслителей, писателей, мир афоризмов и изречений – всё это предоставляет школьникам широкий простор для выбора и утверждения своих жизненных позиций.

Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.

Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.

Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы

Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.

Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.

МЕСТО КРУЖКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Кружок дает широкие возможности для оформления классных и школьных мероприятий.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.

Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Занятия теории нравственности и культуры общения чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями.

Ведение дневников самовоспитания и самоконтроля

Участие в проведении классных часов.

Ожидаемые результаты:

- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;

- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- соблюдать школьный этикет;

- обладать культурой речи;

- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;

- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;

- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;

- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.


Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

Приказ №96 от 01.09.2015г.

Рассмотрено на заседании

МО учителей биологии и химии 28.08.2015г.

Руководитель МО___________ Н.Н.Кабанова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в 5-6 классах

на 2016-2017 учебный год

«не делай другому того, чего не хочешь,

Краткая характеристика предмета

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.

Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы

Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.

Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.

Пояснительная записка

Курс групповых занятий с подростками 5-6 классов рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.

Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.

Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.

Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.

Занятия предполагают решение следующих задач:

обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;

систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;

организация нравственного самовоспитания школьников;

формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.

Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.

Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.

Критерии оценки и формы контроля

В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.

Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срез-анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.

Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.

Способы проверки уровня знаний, умений, навыков

и формы подведения итогов

Наблюдение за ребенком на занятиях;

текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;

индивидуальная и групповая беседа с детьми;

демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для педагогов и родителей.

Методы обучения

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.

Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

Диагностика уровня воспитанности обучающихся

Занятия теории нравственности и культуры общения чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями.

Ведение дневников самовоспитания и самоконтроля

Тестирование обучающихся

Участие в проведении классных часов

Ожидаемые результаты

- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;

- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- соблюдать школьный этикет;

- обладать культурой речи;

- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;

- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;

- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;

- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.

Читайте также: