Программа шахматы в школе 5 9 классы сухин во внеурочной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

авторы: Чернышев Петр Александрович , Автор и разработчик интерактивного УМК, кандидат в мастера спорта, Глек Игорь Владимирович , Международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ, победитель более 100 международных турниров, олимпийский чемпион в составе сборной СССР, Президент шахматной федерации ВАО Москвы, многократный чемпион СССР, России, Бельгии, Швейцарии, член тренерской комиссии международной федерации шахмат, Викерчук Максим Игоревич , Автор интерактивного УМК, кандидат в мастера спорта

В пособии представлено содержание курса, реализуемое в УМК, поурочное планирование, планируемые результаты и методические рекомендации к урокам.

Планируемые результаты освоения курса

Содержание курса, реализуемое в линии УМК

Методические рекомендации к урокам

Международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ, победитель более 100 международных турниров, олимпийский чемпион в составе сборной СССР, Президент шахматной федерации ВАО Москвы, многократный чемпион СССР, России, Бельгии, Швейцарии, член тренерской комиссии международной федерации шахмат

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЛИПЧАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

БОГУЧАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Принято на заседании

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ДЛЯ 5- 9 КЛАССОВ

Рабочую программу составил учитель –

Бирин Александр Алексеевич

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом по школе № 124 от 10.12.2018 г.;

Данная рабочая программа по шахматам рассчитана на учащихся 5-9 классах, обучающихся по общеобразовательной программе основного общего образования.

На изучение шахмат в 5-9 классах основной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 175 ч.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

· познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

· помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

· научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

· обучить решать комбинации на разные темы;

· обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

· научить детей видеть в позиции разные варианты.

· развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

· развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

· развивать способность анализировать и делать выводы;

· способствовать развитию творческой активности;

· развивать волевые качества личности.

· воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

· сформировать правильное поведение во время игры;

· воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

· воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.;определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие — слабее;

понимать цель игры; ставить мат;

элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;

разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;

составлять простейшие планы в миттельшпиле,например, матовая атака на короля или размены спереходом в выигранное окончание;

ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,

двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;

записывать шахматную партию;

пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;

понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.

создавать и парировать многочисленные угрозы

(например, вилки, связки или открытое нападение);

использованию понятий темпа и промежуточногохода;

различным дебютным ловушкам;

сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;

использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях набольшее количество ходов вперед;

основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;

простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

решению сложных творческих задач по тактике,соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Введение. Немного истории

История шахмат, их эволюция. Многовековойопыт и культурное наследие игры.

Шахматная доска и шахматное войско

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской.Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали.Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центршахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.

Король:ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знанияправил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.

Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигурсоперника своей ладьей за минимальное количествоходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьейдо определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).

Слон : ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поляна другое.

Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.

Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поископтимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.

Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки отостальных фигур.Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры

Шах . Понятие шаха. Три способа защиты от шаха.Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.

Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.

Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другиефигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,

когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Все варианты, при которых в шахматной партиификсируется ничья. Пат как одна из разновидностейничьей. Недостаток материала для матования (напри-

мер, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шахкак частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценностьшахматных фигур

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы

Вилка: определение, примеры применения вилки.

Связка: определение, тематические примеры применения связки.

6 класс

Стадии партии

Дебют (начало игры). Определение, виды дебютов,

Миттельшпиль (середина игры). Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий.

Эндшпиль (окончание игры). Определение, виды эндшпилей.

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций

Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции.

Линейный мат: определение и теоретический разбор.

Мат ферзем: определение и теоретический разбор.

Мат ладьей: определение и теоретический разбор.

Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.

Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.

Игра в турнирах

Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.

Время для проведения турниров

7 класс

Введение в тактическую игру

Угроза : определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от различных угроз.

Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи темпа на основе простейших окончаний.

Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода. Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой). Примеры промежуточного хода в дебюте партии.

Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры, длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует).

Дебютные катастрофы . Тематические разборы учебных партий.

Тактические приемы

Вилка: определение, примеры.

Связка: определение, тематические примеры.

Отвлечение: определение, тематические примеры.

Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).

Время для проведения турниров

8 класс

Тактические приемы

Мат в один ход. Мат и его разновидности. Приметы матирования.

Открытое нападение: определение, тематические примеры. Открытый шах как частный случай открытого нападения. Случаи, в которых открытое нападение применяется в качестве защиты от атак соперника.

Рентген: определение, типовые примеры. Атака посредством рентгена. Защита собственных фигур через рентген.

Перекрытие: определение, учебные примеры. Перекрытие в миттельшпиле и эндшпиле как способ проведения пешки в ферзи.

Применение блокировки в конструкциях типа спертого мата. Пересечение блокировки с другими тактическими приемами.

Мат в два хода. Поиск мата в два хода (развитие комбинационного зрения).

Завоевание поля: определение, тематические примеры. Шах при матировании. Определение правильной последовательности действий фигур. Завоевание поля при соотношении атаки/защиты поля: 2 атаки против 1 защиты, 3 против 2 или 4 против 3.

Время для проведения турниров

9 класс

Тактические приемы

Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.

Освобождение линии действия : определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.

Мат в три хода. Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.

Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.

Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.

Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.

Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.

Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов и материалов:

Годовой календарный учебный график;

Учебный план ОУ;

3) План внеурочной деятельности образовательного учреждения;

4) Федеральный государственный образовательный стандарт ООО;

6) Положение о рабочей программе по учебным предметам, учебным курсам и внеурочной деятельности по ФГОС

7) Методическое пособие: Шахматная школа, В. Барский, Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, М 2016 г.

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Обоснование выбора используемой программы.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:

Главная цель внеурочного курса — развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого

Игра в шахматы способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Шахматы являются удобным материалом для моделирования различных процессов.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики

личностно –ориентированное обучение, проблемно –диалоговое, дифференцированное.

Формы контроля: защита проектов, самооценка, участие в турнирах и конкурсах районного и краевого уровней.

Режим занятий: Внеурочное занятие проводится во второй половине дня, 1 час в неделю (один раз в две недели), 17 часов в год в соответствии с графиком проведения занятий.

Продолжительность занятия внеурочной деятельностью составляет 40 мин.

Межпредметные связи: данная программа основана на интеграции таких предметов, как история, математика.

Объем программы:- 17 ч. в год

Учебно-тематический план:

Содержание учебного предмета

Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы)

Повторение изученного материала.

Повторение программного материала, изученного за год обучения

закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. .“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей

овладение техническими и тактическими приемам

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей

овладение техническими и тактическими приемам

Повторение программного материала.

Повторение пройденного материала

закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Основные тактические приемы; Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания и сложные комбинации.

К концу учебного года дети должны знать:

К концу учебного года дети должны уметь:

Принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сделать обучение более радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Организация внеурочной деятельности (кружок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

На педагогическом совете

Директор школы: Тимошенко М.В.


Рабочая программа

(первый год обучения)

Программу составила: Фенева О.М.

2018 - 2019 уч.год.

Общая характеристика кружка.

Ø создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

Ø развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Ø развитие внимания и мотивации школьника;

Ø развитие наглядно-образного мышления;

Ø организация общественно-полезной и досуговой внеурочной деятельности учащихся;

Ø включение учащихся в разностороннюю деятельность;

Ø формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

Ø воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника.

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Шахматы имеют тесные межпредметных связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента,

так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования

и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия

является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый

ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.

Шахматы являются также удобным материалом для моделирования

34 часа в год из расчета 1 ч в неделю

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Возраст детей от 12 лет до 17 лет, численность 5 - 10 человек.

Ожидаемые результаты:

Ø овладение навыками игры в шахматы;

Ø интеллектуальное развитие детей;

Ø результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

Ø развитие любознательности и сообразительности;

Ø развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

Ø развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

Ø развитие наглядно-образного мышления и логики.

К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:

Ø шахматную доску и её структуру;

Ø обозначение полей линий;

Ø ходы и взятия всех фигур, рокировку;

Ø основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,

ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,

защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

К концу изучения первого года учащиеся должны уметь:

Ø играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

Ø записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

Ø находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

Ø оценивать количество материала каждой из сторон и определять

наличие материального перевеса;

Ø планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

Ø определять общую цель и пути её достижения;

Ø решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

.
Литература для учителя:

Шахматы- школе. Сост.Б.С. Гершунский, А.Н. Крогиуса, В.С.Хелендика.-М.: Педагогика

Оригинальные учебники и пособия-сказки

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Дидактические шахматные сказки.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

Добрыня, посол князя Владимира (былина).

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

Остер Г. Полезная девчонка.

Пермяк Е. Вечный Король.

Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

Перечень диафильмов

Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.

Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

Экранно – звуковые пособия:

Ø Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. –М.: Диафильм,1990.

Ø Игры в шахматы

Технические средства обучения:

Первый год обучения:

Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (13 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на

понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и

неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Читайте также: