Программа реализации инновационного проекта в начальной школе профориентация

Обновлено: 05.07.2024

По мнению В. И. Блинова, профессиональную ориентацию можно рассматривать как самостоятельную систему, обладающую комплексным, многоуровневым, межведомственным характером.

В системе профориентационного сопровождения можно выделить главную задачу – постепенное формирование у учащегося на определенных возрастных этапах его развития внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. В данном процессе учащийся – из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения, а сам процесс неразрывно связан с общей системой воспитания. С. Н. Чистякова отмечает, что ранняя профориентация школьников в данном контексте, то есть в многоуровневой системе, имеет большое значение.

В современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).

4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

Профориентационное сопровождение строится с учетом следующих принципов:

• принцип личностно ориентированного взаимодействия (профориентационное сопровождение на основе уважения к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, принятие ребенка как полноправного участника воспитательного процесса);

• принцип доступности, достоверности и научности знаний;

• принцип диалогичности (субъектно-объектные отношения);

• принцип рефлексивности (основа для осознания школьником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений; в результате формируется представление о себе, своих возможностях, способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения);

• принцип регионального компонента (образовательная и воспитательная практика строиться в соответствии с социальным заказом и возможностями региона).

В профориентационном сопровождении, особенно на раннем его этапе, одной из эффективных форм повышения интереса школьников к выбору профессии считаю метод проекта.

Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определенными инструментами, которые он может использовать в дальнейшем: поиск и реализация себя в профессии.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Поэтому проект в начальных классах – это огромная работа сопровождающего, требующая нестандартных методов. На всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого.

Эффективность метода проектной деятельности заключается в том, что его возможно использовать на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

По мнению Ворониной Е. В., проектирование – технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку решать основные задачи социализации, формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.

Выбор профессии в современном мире – один из главных проектов в жизни каждого человека. Именно благодаря данному проекту реализуются такие базовые потребности человека, как: обретение социального статуса, материальное благополучие, коммуникация.

Таким образом, значимость проектирования в ранней профориентации школьников очевидна. Учащиеся в процессе проектной деятельности развиваются, за счет своих индивидуальных особенностей самореализуются, социализируются, что крайне важно на начальном и среднем этапе обучения. Метод проекта позволяет раскрыть особую связь между социумом и ребенком, показать перед учащимися механизмы взаимодействия с окружающим миром.

3. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч. -практ. конф. Самара, 2008. 264 с.

4. Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.

5. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

Организация совместной деятельности взрослых и детей через проектную деятельность Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Ранняя профориентация в условиях ДОУ Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное.

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие.

Взаимодействие семьи с ДОУ через проектную деятельность в условиях ФГОС до Основными трудностями педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО является реализация основных принципов образовательного Стандарта.

Заместитель директора по УВР___________ /Поспелова Т.Б./ 30.08.2021 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).
  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) (ред. от 28.10.2015).

Составитель: Кузнецова А.А. педагог-организатор

Пионерский, 2021 год

Низкий уровень знаний о разнообразии профессий.

  • Выработка у школьников сознательного отношения к труду, будущей профессии.
  • Собрать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • Определить содержание, формы и методы, сроки реализации программы
  • Организовать взаимодействие между участниками программы в рамках решения проблемы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для профориентации учащихся, которые позволяют:

  1. Сформировать у учащихся первого и второго уровня представления и знаний о мире труда и профессий;
  2. Выявить их интересы, склонности, способности к той или иной профессиональной деятельности;

I этап – организационный (2021-2022 уч. год)

II этап – основной (2022- 2024 уч. годы)

III этап – итоговый (2024-2025 уч. годы)

Профессиональное самоопределение –процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности –кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.

Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в школе.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого- педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно- обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число немотивированной на обучение и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди, закончившие ВУЗ оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.

  1. Разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультацию учащихся.
  3. Сформировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.
  4. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

Сроки реализации Программы: 2021 - 2025 годы

Цель : подготовка условий профориентационной работы.

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Разработать и утвердить программу по профориентации учащихся.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
  5. Обучить педагога – навигатора на КПК
  1. этап : практический – 2022-2024 учебные годы. Цель: реализация программы по профориентации. Задачи:
  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Обогатить содержание профпросвещения.
  3. Развивать ученическое самоуправление.
  4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
  5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями поселка.
  1. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  2. Проводить мониторинг реализации программы.
  3. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения поселка
  1. этап : аналитический – 2024-2025 учебный год.

Цель : анализ итогов реализации программы.

  1. Обобщить результаты работы школы.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся школы в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  • Профпросвещение педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  • Профвоспитание ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
  • Профдиагностика и профконсультирование с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  • Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
  • Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников в 1-4 классах важно формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно- познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Главным исполнителем Программы является Администрация школы.

Соисполнителями мероприятий Программы – педагоги-организаторы, классные руководители, педагоги предметники, психолог школы, социальный педагог.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе:

- направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;

- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

- содействует вовлечению учащихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;

- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению .

- создаёт учебно-методическую базу по профориентации;

- создает банк учебных заведений округа и ближайших территорий, знакомит с ними будущих выпускников;

  • составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства,

активизирующие познавательную, творческую активность школьников ;

- проводит занятия в классах, направленных на профессиональное самоопределение;

- участвует в родительских собраниях по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • проводит родительские собрания по профориентации
  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.
  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • рекомендует учащимся литературу, помогающую в выборе профессии;
  • организовывает выставки книг о профессиях;
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • создает базу данных по профдиагностике.
  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи профессии и здоровья человека.

Методическая помощь исполнителям

Программы в подборке методических материалов и диагностического инструментария.

Работа с учащимися.

Организация и проведение различных мероприятий по теме.

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей;

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

Анкетирование родителей учащихся;

Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

В создании профориентационного пространства участвуют все участники образовательной деятельности, а также социальные партнёры школы.

Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы :

  1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

К основным результативным критериям и показателям эффективности

профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры.
  • Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
  • Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На педагогическом совете № 1

региональной инновационной площадки

Проектная деятельность младшего школьника –

как форма работы по ранней профориентации учащихся

1. Пояснительная записка …………………………………………….. 3

2. Цели, задачи и принципы реализации Программы……………….. 4

3. Планируемые результаты реализации Программы………………. 6

4.Виды контроля реализации Программы……………………………. 7

5. Формы организации проектной деятельности детей по ранней профориентации ……………………………………………………….. 8

6. Организационно – педагогические условия реализации Программы 9

7. Перспективный план мероприятий на 2016-2020 годы……………. 10

8. Материально-технические условия реализации Программы……….12

9. Перспективы деятельности реализации Программы………………12

Вопросы выбора профессии остро интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он вынужден серьёзно задуматься о выборе специальности, а , значит, и о своём будущем. Но выпускник основной школы не всегда имеет чёткие представления о том, чем хочет заниматься, какой профессии себя посвятить. Предполагаем, что это происходит из-за отсутствия знаний о специфике многих профессий, собственного опыта в профессиональной деятельности. Это говорит о том, что в младшем школьном возрасте для ребёнка не были созданы условия для познания и накопления практических навыков той или иной профессии. Проблема заключается в том, что в практике учителей начальной школы профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста имеет, как правило, эпизодический характер.

Зачастую, учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется, в основном, выявлением сферы интересов детей и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам. Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе? Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог более осмысленно анализировать свою деятельность в разных профессиональных сферах. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его практические представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем на пути выбора профессии и своего будущего.

Поэтому считаем, что формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах.

Решение данной проблемы видим в осуществлении целенаправленной практической деятельности учащихся младшего школьного возраста через участие детей в проектной деятельности.

Особенность такой формы работы заключается в практическом познании мира профессий взрослых людей, самопознание ребёнком определённых профессий.

Программа адресована учащимся младшего школьного возраста.

Нормативно-правовая основа программы:

· Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

· Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

· Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

· Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ершова

· Программа развития школы,

2. Цели, задачи и принципы реализации Программы

Цель: создание условий для профориентации младших школьников во внеурочное время через проектную деятельность.

1. Знакомство с миром профессий взрослых людей, востребованных в современной России.

2. Введение в проектную деятельность.

3. М аксимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.

4. Формирование УУД во внеурочной деятельности.

5.Практическое участие младшего школьника в реализации проектов под руководством преподавателей внеурочной деятельности.

Данные задачи решаются посредством внеурочной деятельности.

Программа направлена на решение задач воспитания и социализации школьников:

В области формирования личной культуры:

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· укрепление доверия к другим людям;

· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Реализация Программы основана на принципах:

· Систематичности и оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы,

· преемственности образовательных программ Детский сад – Начальная школа,

· сетевого взаимодействия организаций и учреждений;

· открытости и единства информационной среды;

Критерии эффективности :

· количество участников мероприятий, проводимых в рамках реализации программы;

· активизация общения, обмена опытом и знаниями педагогов по вопросам ранней профориентации детей ДОО и НОО;

· пополнение методического сопровождения профориентационной работы,

· удовлетворенность организаторов и участников мероприятий результатами работы в рамках инновационной площадки;

· успешность формирования профессиональных представлений детей младшего школьного возраста.

Основополагающие идеи Программы :

Знакомство детей с разнообразными профессиями через организацию проектной деятельности не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Необходимо ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

3. Планируемые результаты

· Учащиеся имеют практический опыт познания профессиональных умений через участие в реализации проектов,

· Учащиеся умеют презентовать результаты своей проектной деятельности с рассказом о выполнении своей профессиональной роли в проекте,

· Создана методическая и исследовательская база по ранней профориентации учащихся младшего школьного возраста;

· Повышена профессиональная компетентность педагогических кадров в вопросах ранней профориентации детей младшего школьного возраста;

· Педагогические работники участвуют в семинарах – практикумах, мастер – классах, по данному направлению;

· Созданы видеоролики, слайдовые презентации проектов.

· Обобщен опыт работы инновационной площадки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы, обучающиеся овладеют профориентационными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

· когнитивные – знания обучающихся о труде, о профессиях, востребованных в современной России ;

· мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть или попробовать себя в какой-либо профессиональной деятельности;

· поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

· высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

· Умение поддерживать проблемный диалог на этапе выполнения проекта.

· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности каждого участника проекта.

· Адекватная оценка своих возможностей в профессиональной деятельности в рамках проекта.

2. Познавательные УУД:

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы над проектом.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

· Слушать и понимать речь других.

· Совместно договариваться о правилах общения и поведения при выполнении проекта.

· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

4.Виды контроля усвоения Программы

С роки контроля

1. Выявление уровня представлений учащихся младшего школьного возраста о профессиях и профессиональной деятельности взрослых людей

2.Выявление уровня готовности педагогов к организации проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста с ориентировкой на ознакомление с миром профессий

Изучение планов воспитательной работы кл. руководителей

Участие учащихся младшего школьного возраста в проектах

Творческий потенциал воспитанников

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Успешность выполнения воспитанниками задач программы

Индивидуальная помощь в реализации проектов

Контроль выполнения поставленных задач, уровень познавательного развития и самостоятельности

Беседы, наблюдение, изучение результативности участия в мероприятиях по защите проектов

5.Формы организации проектной деятельности детей по ранней профориентации

Проектная деятельность - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который является одним из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему открытой для активного участия всех участников образовательных отношений.

Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только был в роли наблюдателя.

Это коллективное посещение предприятия и т. п.

*Экскурсовод--------*Экскурсанты---------(увидеть, услышать, ощутить) ---------*Овладеть навыками.

Это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, организации и предприятия, профессии и пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Встреча с представителями профессии

это специально организованная встреча с представителями различных профессий, представляющих свой опыт работы и специфику организации профессиональной деятельности.

Это публичная демонстрация достижений. Это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Каждое участие ребенка в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности.

Практическое применение умений и навыков, необходимых в разных профессиях

Это самостоятельное выполнение ребёнком поручений взрослых с целью реализации проекта. Адекватная оценка собственных возможностей и интересов при выполнении определённых заданий.

6. Организационно – педагогические условия реализации программы

Образовательная совместная деятельность участников образовательных отношений по Программе направлена на:

- развитие познавательного интереса,

- формирование начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях;

- формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;

- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в познавательно - исследовательской деятельности;

- формирование системы отношений и нравственных установок к труду (положительное отношение к труду, общественная значимость труда, ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда);

- предоставление возможности использования своих сил в доступных видах деятельности.

- популяризацию профессионализма в любой сфере труда.

Педагогическую деятельность по Программе осуществляют педагогические работники: учителя начальных классов – классные руководители.

Описание инновационного образовательного проекта

1. Наименование образовательной организации

Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных
на формирование развивающей и технологичной образовательной среды
в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Модель интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

  1. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, интеграция общего и дополнительного образования, центр самоопределения, качество образования.
  2. Срок реализации проекта: 2018 - 2020 гг.
  3. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования

В общеобразовательной школе имеет место выраженное противоречие: федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) определяет приоритетным творческое развитие личности ребенка и в тоже время - достижение обязательных планируемых результатов обучения.

Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, т.к. факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Перегрузка обучающихся - прямое следствие этой проблемы. Мы заметили эту тенденцию, и перешли к ранней специализации, ввели профильное обучение, но современный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, родителем, потребителем и т. д. Решение производственных, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода.

Профилизация образования выявила проблему выбора профиля обучения. Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. А если он ничего не выбрал? А не выбрал, потому что не видит практического применения знаний. Отсюда вытекает следующая проблема-оторванность знаний от жизни.

Необходимость использования проектного, интерактивного и других подходов к обучению, отмеченных в ФГОС, обозначило еще одну проблему-ограниченность временного ресурса для реализации проектных и исследовательских работ.

Решение отмеченных проблем возможно через интеграцию общеобразовательной школы и дополнительного образования школьников.

Основная идея проекта: создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС, определяющего развитие, личностное самоопределение обучающихся, повышение качества образования через реализацию интегративных программ общего и дополнительного образования.

Практическая значимость проекта определяется возможностями интегративной модели основного и дополнительного образования:

разработка дополнительных образовательных программ, содержание которых включает актуальную, инновационную информацию, сократит отставание содержания школьного образования от современных достижений в области науки и производства;

временной ресурс, который имеется в программах дополнительного образования детей, будет использован для реализации проектных и исследовательских работ;

интеграционная модель предполагает организацию образовательной деятельности на основе осознанного, свободного выбора деятельности обучающимися;

интеграционные программы, углубляющие базовые школьные курсы, включающие практикумы, лабораторные работы будут способствовать формированию компетенций обучающихся.

Цель -создать модель интеграции общего и дополнительного образования, тем самым расширить возможности для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личности обучающегося, его личностное самоопределение и самореализацию.

Модель интеграции общего и дополнительного образования, расширяющая возможности образовательной среды, обеспечивающая развитие личности обучающегося, его личностное самоопределение и самореализацию.

Разработка и эффективное функционирование системы педагогического обеспечения самоопределения обучающихся.

Динамика качества обученности обучающихся с 68% до 75% - на уровне начального образования, с 51% до 60% - на уровне общего образования, с 65% до 70% - на уровне среднего образования

Осознанное включение педагогов в инновационную профессиональную деятельность, выраженное в повышении активности педагогов в реализации своих профессиональных планов.

Статус стажировочной площадки по курсу командообразования.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов, обусловленных установлением сотрудничества с заинтересованными партнерами.

Повышение познавательной мотивации обучающихся, личностный рост всех участников образовательных отношений.

Положительная динамика показателей учебных достижений обучающихся.

Максимальное вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность, научные и творческие объединения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Успешная социализация выпускников, адекватная профессиональная ориентация.

Повышение статуса школы, выраженного в количественных и качественных показателях позиционирования образовательной организации в профессиональных конкурсах различного уровня, конференциях, грантах, проектах, экспериментальных площадках и др.

Зеленая зона по итогам оценки рейтинга руководителей школ.

  1. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

Организация образовательной деятельности

Доля детей, охваченных дополнительным образованием

Доля детей, участников творческих и научных объединений

Количество разработанных интегративных программ

вариативность образовательных программ

Доля педагогов, распространяющих в педагогическом сообществе инновационный опыт реализации интегративных программ

Улучшение материально- технической и информационно- методической базы образовательной деятельности школы

выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта

Результаты образовательной деятельности

Рост мотивации обучающихся к обучению

100% уровень обученности, отсутствие неуспевающих

Результаты государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах

выше среднерегиональных показателей

Доля выпускников, получивших 220 баллов на ЕГЭ по трем предметам

Количество выпускников, получивших на ЕГЭ 100 баллов

Доля победителей и призеров олимпиад, проектов, творческих конкурсов

Степень готовности выпускников к продолжению образования

100% поступление выпускников 9 и 11 классов в профессиональные образовательные учреждения

Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) школьной жизнью

отсутствие жалоб со стороны родителей (законных представителей), увеличение контингента обучающихся

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Изменение направлений развития отечественной системы обучения затронуло все уровни реализации образовательных услуг. Управленческий проект способствует повышению эффективности работы школы; переходу от компетентностно-деятельностного подхода в образовании к индивидуализации обучения.

Командой проекта была отработана в 2019-2020 учебном году успешная модель проектирования и реализации управленческих решений, соответствующих требованиям времени, касалась тематика проекта ранней профориентации современных школьников.

Проект был рассчитан на год – с апреля 2019 года по апрель 2020 года, включал три этапа реализации проекта. На первом этапе – подготовительном происходила оценка условия проекта и разработка основных ориентиров реализации проекта. На втором этапе проекта – практическом, происходила реализация самого проекта. На третьем этапе аналитическом – с марта по апрель 2020 года должны были подвести итоги проекта и представить родительской и педагогической общественности отчёт по проекту, но в связи с дистанционной формой обучения представление широкой общественности результатов проекта отложено на начало 2020-2021 учебного года.

Краткосрочные курсы рассчитаны на 6-8 часов, в течение года ученик начальной школы без напряжения, чередуя разные виды деятельности, прошёл все курсы. Ученики начальной школы, осваивая предложенные курсы внеурочной деятельности, прошли четыре уровня ранней профориентации. У каждого ученика личная трудовая книжка с отметкой о прохождении уровня и получения определённой квалификации, потому что каждый курс предусматривал определённый продукт деятельности команды класса.

Почему так важны результаты от реализации управленческого проекта? Во-первых, формирование первичных профессиональных ориентиров младших школьников, знакомство детей с разнообразным миром профессий осуществляется в интересной форме, проигрываются определённые ситуации. Во-вторых, помогаем нашим семьям сформировать отчётливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации именно младших школьников. Участники нашего проекта учатся работать в команде, применять инновационные формы работы. Надеемся, что при подведении итогов реализации проекта степень удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг по профориентации в начальной школе составит к концу реализации проекта 85-90% среди обучающихся и родителей. А самое главное – мы помогаем детям и родителям понять, чем уникален каждый ребёнок, что его ждёт в будущем, чтобы на протяжении обучения в школе он уже определился и спроектировал своё профессиональное будущее, готовился к нему.

Читайте также: