Программа педагогического эксперимента в школе

Обновлено: 03.07.2024

• Предпосылки эксперимента
• Обоснование необходимости педагогического эксперимента
• Цели, гипотеза и задачи эксперимента
• Адресаты программы исследований и субъекты педагогического эксперимента
• Структурная схема эксперимента
• Ученический сектор научной школы
• Список примерных тем экспериментальных исследований

III. ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

• Что даёт педагогический эксперимент школе, учителю, родителю ученика
• Подготовка кадров
• Научная учебно-методическая литература по теме эксперимента
• Рекомендации и материалы по организации эксперимента на местах

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Название эксперимента:

Проектирование и реализации на школьных уроках человекосообразного типа образования.

Основные направления эксперимента:

1. Эвристика на уроках.
2. Исследования на уроках.
3. Коммуникации на уроке.
4. Компетенции на уроке.

Сроки эксперимента: 1 июля 2008 г. – 30 июня 2010 г.

Научный руководитель: д.п.н., чл.-корр. РАО А.В.Хуторской

Условия участия в эксперименте

Участниками педагогического эксперимента являются частные лица (педагоги, учёные, учащиеся, их родители и др.), образовательные и научные учреждения, выразившие желание участия в реализации Программы эксперимента, отдельной её части или проводимых мероприятий.

Официальное утверждение в качестве участника педэксперимента необязательно. Но при необходимости получения материалов эксперимента, официального Сертификата или Свидетельства участника эксперимента, необходимо решение руководителя эксперимента или заключение договора.

Заявка на участие в педагогическом эксперименте

Прошу включить меня (нашу школу) в состав участников педагогического эксперимента по реализации на уроках человекосообразного типа образования.

I. Направление эксперимента (выберите):
1. Эвристика на уроках.
2. Исследования на уроках.
3. Коммуникации на уроке.
4. Компетенции на уроке.

II. Примерная тема эксперимента:
(сформулируйте самостоятельно)

III. Контактные данные:

Название образовательного учреждения (школы):
Ф.И.О. ответственного за эксперимент, должность:
Ф.И.О. директора школы:
Почтовый адрес с индексом (школы):
Адрес сайта (если есть):
E-mail:
Телефон рабочий:
Телефон мобильный:

После получения заявки вам будет выслана необходимая информация.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Предпосылки эксперимента

Ситуация в современном школьном образовании такова, что у учителей, учащихся и самих школ в целом имеется ряд проблем, решение которых невозможно без обращения к человекосообразности образования. Первичный перечень таких проблем сформулирован участниками стартового семинара на Алтае:

• Низкая мотивация детей к обучению в быстроизменчивом мире. Ученики не понимают, зачем необходимо изучать одно, когда реальная жизнь требует от них другого.

• Недостаточный учет личностных особенностей школьника. Их практически не спрашивают о смысле и целях их обучения.

• Учителя, которые имеют мировоззренческую установку на личностно-ориентированное обучение, лишены средств для её воплощения на уроках. Налицо противоречие между необходимостью раскрытия потенциала ученика и ограниченностью средств для его реализации.

• Ориентация на тестово-знаниевый уровень. Гипертрофированно усиленное внимание к ЕГЭ лишает учителей и учеников возможностей творческой самореализации.

• Школа не поспевает за интенсивно развивающейся информационной средой и технологиями телекоммуникаций. Ученики оказываются один-на-один с информационной средой и без должной образовательной поддержки со стороны школы и педагогов. Отсюда следует необходимость экспериментальной проверки возможностей использования компьютерной техники и Интернет-технологий для творческой самореализации учеников, формирования их информационных и коммуникативных компетенций.

• Низкий социальный статус школы диктует необходимость привлечения инвестиций для создания в школе современной образовательной среды и подготовленных педагогов.

• В школах недостаточно методик индивидуально-личностного, эвристического обучения предметам. Актуально создание системы подготовки учителя, способного организовать индивидуальный подход в обучении, обучать всех по-разному, с использованием креативных и продуктивных методов обучения.

• Массовое обучение противоречит персональным смыслам и миссиям учащихся. Возникают проблемы персонализации воспитания. Требуется формирование ответственной нравственной личности в информационном обществе посредством индивидуализации образования.

• Разобщённость школы, ученика, его родителей в выстраивании условий образования. Необходимы адекватные современному миру способы интеграции родителей в учебный процесс.

Перечислены лишь некоторые проблемы, для решения которых требуется отбор, разработка методических средств (новшеств) и их экспериментальная проверка на практике, в частности, в практике очно-дистантного обучения, когда очные уроки интегрируются с дистанционными курсами, олимпиадами, конференциями, конкурсами.

Обоснование необходимости педагогического эксперимента

Основная цель исследований нашей Научной школы – проектирование и реализация человекосообразного типа образования. Эта задача выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.

Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например: Что такое потенциал человека? Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?

Под человекосообразностью образования мы понимаем ориентацию на эти три перечисленные задачи. В ходе решения этих задач требуется:

а) получить новые знания – о свойствах и характеристиках человекосообразного образования;
б) внести изменения в существующую – старую систему образования, которая далеко не во всём соответствует принципам человекосообразности.

Чтобы получить новые знания о человекосообразном образовании, необходимы исследования, предполагающие диагностику педагогической реальности, выявление проблем, постановку целей, формулирование гипотез и др. Именно в этой части уместным является педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент является источником новых педагогических знаний (пункт а).

Новые педагогические знания – это педагогические новшества, которые создаются для последующей реализации – для преобразования педагогической действительности.

С другой стороны, педагогический эксперимент – способ проверки эффективности педагогических новшеств. Экспериментально сравнивая два педагогических элемента (формы, метода, приёма), можно определить их эффективность, выявить сильные и слабые стороны нового и старого элемента. Если новшество более эффективно решает поставленную задачу, вполне обоснованным является его внедрение в реальность.

Внесение изменения в существующую – старую систему образования, задача уже не педагогики, а педагогической инноватики. Педагогическая инноватика определяет способы внедрения и освоения педагогических новшеств (пункт б).

Подчеркнём отличие педагогического эксперимента от педагогической инновации. Эксперимент – источник новых знаний; инновация – это внедрение имеющегося новшества.

Таким образом, роль педагогического эксперимента в исследованиях научной школы такова: это способ создания педагогических новшеств и анализа их эффективности по сравнению с известными аналогами.

В настоящее время нужен педэксперимент, который позволил бы выяснить, происходят ли в реальности те изменения, которые относятся к человекосообразному образованию.

Эксперимент по человекосообразности ведётся с нашим участием с 1988 года. Многие экспериментальные материалы ещё нуждаются в обработке. Например, проведены сотни дистанционных эвристических олимпиад, курсов, проектов, которые оказывают влияние на образование в школах-участниках, на деятельность их учителей и учеников. Требуется исследовательская позиция, чтобы осознать эти влияния.

В результате эксперимента предполагается:
• выявить полученные результаты, проблемы, успехи;
• скорректировать применяемые новшества;
• реализовать в более широком и массовом виде те новшества, которые оказались эффективны.

Цели, гипотеза и задачи эксперимента

Основная цель эксперимента: разработать и проверить эффективность методических средств и условий для реализации на уроках педагогических новшеств, обуславливающих человекосообразность обучения и образования.

Перечень основных педагогических новшеств (выборка из разработанных Научной школой):

• Человекосообразное обучение
• Эвристическое обучение
• Эвристическое задание
• Продуктивное обучение
• Образовательный продукт
• Образовательная ситуация
• Происходящий метод обучения
• Фундаментальный образовательный объект
• Культурно-исторический аналог
• Учебный метапредмет (метапредметная тема)
• Индивидуальная образовательная траектория
• Образовательное целеполагание
• Образовательная рефлексия

Учения и концепции:

• Концепция образования как образовывания человека
• Дидактическая эвристика
• Ситуативная педагогика
• Педагогическая инноватика (с включением в инновационные процессы учеников как субъектов)
• Личностно-ориентированное дистанционное образование
• Метапредметное содержание образования и его стандартов
• Креативный компонент образовательных стандартов
• Компетентностный подход (модель проектирование и реализация ключевых, межпредметных и предметных компетенций в образовании)

Образовательные модели и технологии:

Решение вышеперечисленных проблемных вопросов как реализация человекосообразного эвристического образования

Гипотеза эксперимента:

Внедрение основных положений и новшеств Научной школы обеспечит решение проблем, связанных с выявлением образовательного потенциала учащихся, обеспечит развитие их способностей жизни в современном обществе и творческую самореализацию.

Задачи эксперимента:

Диагностические задачи:

Диагностика уровня сформированности личностных (эвристических и др.) качеств ученика на различных ступенях и уровнях эксперимента, по отношению к выделенным учебным предметам и видам учебной деятельности.

Разработческие задачи:

• Проектирование и реализация условий эффективной интеграции очных и дистантных форм обучения для реализации образовательного потенциала учащихся.
• Разработка критериев оценивания очно-дистантной деятельности основных субъектов образовательного процесса: учащегося, педагога, родителя, дистанционного педагога, администрации учреждений образований.


Адресаты программы исследований и субъекты педагогического эксперимента

Для кого эта программа может быть интересна? Прежде всего, это школьные учителя, зам. директора школы по научно-исследовательской работе, вузовские педагоги, администраторы образования, аспиранты, учёные.

Субъекты эксперимента: ученики, учителя, классные руководители, научно-методические объединения, родители, дистанционные педагоги, МОУ


Структурная схема эксперимента


Деятельность кафедр по организации ученических сообществ и поддержки их функционирования включает следующие формы работы:

Другие примеры тем педагогических экспериментов в рамках данной программы:

III. ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

2. Сроки эксперимента: 2 года

3. Идея эксперимента:

4. Цель эксперимента:

Выявить влияние применения эвристической технологии в подготовке учащихся и их участия в ДЭО на образовательные приращения личности школьника.

5. Задачи эксперимента:

• Провести диагностику уровня развития личностных качеств учащихся.
• Осуществить подготовку учителей на дистанционных курсах с целью овладения элементами эвристической педагогической технологии.
• Внедрить элементы технологии эвристического обучения в очный образовательный процесс.
• Организовать участие учащихся в ДЭО.
• Проанализировать динамику уровня развития личностных качеств учащихся.

6. Гипотеза эксперимента:

Если учитель применяет эвристические технологии в очном образовательном процессе и учащиеся принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах, то происходит наиболее эффективное качественное изменение личностных качеств учащихся в отношении реализации их творческого образовательного потенциала.

7. Этапы эксперимента (первый год)

Определение перечня личностных качеств (когнитивных, креативных, оргдеятельностных) для диагностики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность педагогического эксперимента определяется особенностями современного периода развития общества. В настоящее время уровень информатизации общества является одним из основных критериев оценки степени развития государства, важнейшим фактором его экономического и политического потенциала. Россия сейчас переживает этап вхождения в информационное общество: стремительно увеличиваются потоки циркулирующей информации, совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника.

Происходящие изменения в большей степени затрагивают образовательную практику. В современных условиях образование ориентируется не столько на полноту сообщаемых сведений, сколько на умение добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Это требует от педагогов и обучающихся умений осуществлять сбор, накопление, обработку, хранение, передачу информации и использование информационно-коммуникационных технологий на базе разнообразных средств информационного обмена.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации определены стратегические цели информатизации образования путем глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования информационно-коммуникационных технологий и методов радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах.

Следовательно, социальный заказ общества требует совершенствования информационной подготовки как педагогов, так и обучающихся. Однако в образовательной практике в недостаточной степени используются информационно-коммуникационные технологии, способные обеспечить решение актуальных задач формирования информационной культуры школьников.

Это вызвало необходимость более глубокого исследования избранной проблемы с учетом существующего противоречия: между всевозрастающей потребностью обучающихся в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания и организационных форм непрерывного образования в этом направлении в общеобразовательных учреждениях с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Адаптивность к новым условиям преподавания в цифровой век – залог выживания и развития образовательного учреждения. Активное использование информационно-коммуникационных технологий при обучении и воспитании школьников в дополнение к традиционным методам являются одним из самых действенных условий повышения эффективности образования.

В настоящее время огромную важность в образовании личности приобретают вопросы формирования навыков обращения с современными техническими и программными средствами, обработки информации. Интерес к вопросам интерактивного обучения, обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов обусловлен значительным повышением эффективности восприятия обучающимися получаемой информации.

Вместе с тем, как показывает анализ, состояние информационной культуры обучающихся в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, поскольку общий уровень информационной подготовки выпускников школ остается достаточно низким, что проявляется в неумении решать типовые информационные задачи, определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать.

Объект исследования

Информационная культура обучающихся

Предмет исследования

Процесс формирования информационной культуры обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий

Цель эксперимента

Разработка и внедрение педагогической модели и технологии формирования информационной культуры обучающихся

Задачи эксперимента

1. Выявить состояние проблемы формирования информационной культуры обучающихся в педагогической теории и практике.

2. Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационной культуры обучающихся.

3. Разработать методические рекомендации, способствующие формированию информационной культуры обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования составила совокупность предположений о том, что формирование информационной культуры обучающихся будет результативным если:

  • включает анализ и отбор знаний и умений, которые составляют основу информационной культуры обучающихся;
  • разработана и внедрена педагогическая модель формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ;
  • разработаны критерии, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности информационной культуры обучающихся.

Методы исследования

1. Анализ научной литературы по теме исследования, нормативных документов деятельности ОУ

2. Педагогическое наблюдение

3. Социологические методы (беседы, анкетный опрос, интервьюирование)

4. Методы оценивания (самооценка, тесты, экспертная оценка)

5. Педагогическое моделирование

6. Педагогический эксперимент

7. Методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы

Этапы эксперимента

Подготовительный этап (изучение концептуальных основ формирования информационной культуры личности, социального заказа по формированию информационной культуры личности; разработка диагностического инструментария и проведение диагностики сформированности информационной культуры обучающихся; диагностика выявления мотивации к овладению информационной культурой обучающихся; проектирование педагогической модели формирования информационной культуры обучающихся).

Практический этап (внедрение педагогической модели и технологии формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ).

Обобщающий этап (анализ и оценка результатов педагогического эксперимента; выявление динамики развития уровня сформированности информационной культуры обучающихся; описание комплекса путей и средств формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ, реализованных в ходе эксперимента).

Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы является важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания.

Эксперимент – это метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факты в целях достижения оптимальных результатов.

Цель всякого эксперимента – создание нового, а потому любая экспериментальная работа предполагает творчество.

Организация эксперимента зависит от многих факторов, но прежде всего от его вида.

Различают несколько видов эксперимента:

Коллективное исследование – когда каждый из исследователей выполняет часть какой-то общей работы.

Комплексное исследование – отличается многопредметностью, включает психологический, социально-педагогический, управленческий аспекты.

Индивидуальное исследование проводится одним исследователем.

Любой эксперимент проходит несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, диагностический:

Объективный анализ и оценка образовательной ситуации, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление проблемы, ее актуальность.

Второй этап – прогностический:

Определяются цели и задачи, намечаются способы введения нового и отслеживание эффективности нововведений, составляется программа поиска. Разработка программы эксперимента.

Третий этап – организационный:

Создание условий для разработки и освоения новшеств (кадровых, методических, финансовых, мотивационных).

Четвертый этап – практический:

Выполнение запланированной работы ( эксперимент, отслеживание процесса, результатов, корректировка).

Пятый этап – обобщающий:

Итоговая диагностика, обобщение, интерпретация результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, оформление результатов новшества.

Каковы же требования к эксперименту?

1. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс.

2. По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Структуру программы эксперимента приведем на примере программы экспериментальной работы нашей гимназии.

Любой эксперимент начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Для нас объектной областью исследования стало – управление качеством образования.

Следующими шагами в эксперименте являются – определение проблемы и темы исследования.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением.

Для нас, совершенно определенно выявилось противоречие между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами.

Т.о. темой эксперимента была определена тема: “Реализация личностного потенциала учащихся на основе прогнозирования индивидуальных достижений”.

Следующий шаг – определение объекта и предмета исследования.

Объект эксперимента – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться.

Объектом нашего эксперимента является – образовательный процесс в гимназии.

Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие, на какие свойства, связи, отношения - нужно выделить предмет эксперимента.

Предметами нашего эксперимента являются:

Индивидуальные достижения учащихся, эффективность прогнозирования учебных результатов.

Следующим необходимым элементом разработки программы является формулировка цели эксперимента.

Цель экспериментальная отвечает на вопрос: что педагог - экспериментатор хочет создать и апробировать в результате эксперимента?

Целью нашего эксперимента стало: создать условия для реализации личностного потенциала учащихся путем проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий на основе диагностики и прогнозирования индивидуальных достижений.

Важным этапом эксперимента является конкретизация общей цели, через постановку исследовательских задач.

Задачами нашей программы являются:

1)построить образовательную практику на основе диагностики интересов и потребностей учащихся;

2)совершенствовать систему стимулирования творческой активности педагогических кадров;

3)укрепить материально-техническое, кадровое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

4)обеспечить условия для сохранения здоровья детей.

Поставив задачи, необходимо выдвинуть гипотезу эксперимента – логически обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

В нашем случае гипотеза сформулирована следующим образом: “Если систематически вести работу по анализу и прогнозированию индивидуальных достижений учащихся, то это будет положительно влиять на качество обученности учащихся”.

Следующей частью подготовки эксперимента является разработка диагностического инструментария – средства оценивания результатов эксперимента (выбор конкретных методик и методов исследования: (изучение литературы по теме эксперимента, анализ документации).

В программе необходимо указать сроки и этапы эксперимента, т.е.на какое время рассчитана работа. Этапы служат для фиксации промежуточных результатов, их оценивания и корректировки ( наша программа рассчитана на 2006-2010 г.г.).

Важным и обязательным компонентом программы является обозначение ожидаемых результатов. Они соотносятся с целями и задачами эксперимента.

  1. Создание насыщенной образовательной среды.
  2. Повышение качества образования.
  3. Совершенствование содержания образования, форм, методов и технологий обучения.

Что же сделано в рамках эксперимента у нас в гимназии, по созданию условий для повышения качества образования?

  • своевременный сбор информации о физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях в обучении и школьной адаптации учащихся с целью организации развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, построения траектории развития каждого ребенка;
  • выработка рекомендаций для всех участников консилиума по организации единого подхода к учащимся.

Плановые консилиумы проводятся для 1,4,5,10 классов в соответствии с графиком учебной части. Внеплановые консилиумы (проводятся по запросам учителей –предметников, классных руководителей) решают вопросы о принятии каких-либо необходимых мер по вновь возникшим обстоятельствам, влияющим на обучение и развитие ребёнка.

9. В гимназии работает 4 кафедры и 5 методических объединений. Каждое из них имеет свою методическую тему, тесно связанную с темой гимназии. Каждый учитель работает над своей методической темой, есть учителя, которые в рамках комплексного исследования проводят индивидуальные исследования, разрабатывают программы экспериментальной работы.

Алгоритм составления индивидуальной программы эксперимента тот же, что и составление общей программы.

Приведу примеры тем экспериментальной работы учителей:

“Формирование компонентов учебной деятельности у учащихся начальных классов”

“Развитие орфографической зоркости с использованием нейролингвистического программирования”

“Активизация мыслительной деятельности на уроках химии” и др.

С промежуточными результатами исследования учителя выступают на кафедрах, методических объединениях, методсовете, творческих мастерских, проводимых в гимназии.

10. За последние 5 лет педагогами гимназии опубликовано более 70 статей по результатам экспериментальной и исследовательской работы в республиканских и российских изданиях. С первых дней мы участвуем в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”, который организован Издательским домом “Первое сентября”.

11. Сегодня в гимназии исследовательской деятельности активно занимаются и учащиеся.

С 1998 года работает научное общество “СОВА”. За эти годы подготовлено более 200 исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Важной составляющей эксперимента является умение делать проблемно-ориентированный анализ.

  1. Результаты работы, которые нас не удовлетворяют.
  2. Проблемы процесса, которые являются причиной проблем результатов.
  3. Проблемы условий, которые стали причиной проблем процесса.

На основе проведенного анализа, ставятся задачи на следующий период работы.

Такой анализ позволяет более детально проводить анализ работы. По такой схеме можно проводить анализ любого проведенного мероприятия, исследования, индивидуальной работы.

Заявка на организацию опытно-экспериментальной работы.

План проведения педагогического эксперимента

Право учителя на эксперимент

Как составить индивидуальный план исследования каждому педагогу в режиме экспериментальной деятельности?

Примерный индивидуальный план научно-исследовательской работы учителя.

Оформление научного отчета по результатам научно-исследовательской работы

Примерная структура и содержание научного отчета по результатам исследования.

1. Эксперимент, реализация, корректировка

Запуск эксперимента, отслеживание его хода и корректировка форм и способов реализации отдельных этапов и направлений должны сопровождаться определенными мерами самоконтроля руководителя школы, педагогического состава и представителей управленческого звена. При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы:

• Какие направления экспериментирования представляют интерес для данного учреждения (все или несколько из предложенных в рамках широкомасштабного или локального)?

• Каково состояние практики в избранном для экспериментирования направлении (по педагогической литературе, в передовом отечественном и зарубежном опыте, в опыте данного образовательного учреждения)?

• Какими ресурсами (кадровыми, материальными, информационными) обладает данное образовательное учреждение для эксперимента по изменению форм организации образовательного процесса?

• Каковы ожидаемые результаты предпринятых изменений, на что, в первую очередь, они направлены?

• Какие изменения в системе организации образования могут быть проведены сразу, какие требуют предварительной подготовительной работы (какой именно?), какие этапы экспериментальной работы могут быть намечены?

• Каким образом будут гарантированы права учащихся и нагрузка учителей, принимающих участие в эксперименте по формам организации образовательного процесса?

• Как могут быть зафиксированы (описаны, представлены для экспертизы) результаты эксперимента, какие формы документов для этого необходимо разработать и принять?

• Как могут быть скорректированы объективные и субъективные недостатки поискового эксперимента по изменению организации образовательного процесса?

• Вызвали ли изменения, связанные с экспериментом, реальный интерес у учащихся и педагогов, не произошло ли отторжение с их стороны или со стороны родительской общественности?

• Каковы выбранные критерии успешного хода эксперимента и как они сочетаются с существующими формами отчетности и методического контроля?

• Из каких позиций исходит руководство данного учреждения, принимая решение об участии в эксперименте? Достаточно ли этих позиций для адекватного осуществления на практике его основных идей и принципов?

2. Ответственность за проведение эксперимента

Ответственность за экспериментальную деятельность, связанную с более глубокими преобразованиями в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения (федеральный, региональный, муниципальный уровни эксперимента), несут, кроме учителя, и те должностные лица, которые санкционировали данный эксперимент: директор общеобразовательного учреждения, должностное лицо отдела управления образованием или научный руководитель экспериментальной работы, который в несет ответственность за эффективную организацию экспериментальной работы, за своевременный анализ и оформление полученных результатов.

Ответственность за проведение и результативность эксперимента в общеобразовательном учреждении определяется в приказе на разрешение экспериментальной деятельности. Руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с Положением об опытно-экспериментальной работе не менее одного раза в год отчитывается на педагогическом совете школы о результатах экспериментальной деятельности коллектива.

3. Заявка на организацию опытно-экспериментальной работы

указание темы эксперимента ,

данные научного руководителя;

указание базы эксперимента, наименование образовательного учреждения, в котором планируется его проведение;

изложение сути эксперимента, обоснование его значимости для развития образования в системе заявленного уровня;

программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретически положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента);

календарный план проведения эксперимента;

предложения по возможному распространению результатов эксперимента;

Необходимым условием для рассмотрения заявки и утверждения программы эксперимента является ее предварительное обсуждение и принятие в педагогическом коллективе: на научно-методическом совете, педагогическом совете, совете образовательного учреждения в зависимости от уровня планируемого исследования.

первый этап - первичная оценка представленной заявки и принятие решения о приглашении автора (авторов) к участию во втором этапе;

второй этап - разработка совместно с автором (авторами) инициативы методики проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренной на первом этапе заявке;

третий этап (заключительный) - проведение итоговой экспертизы (оценивается уровень готовности учреждения, претендующего на проведение экспериментальной работы) и оформление экспертного заключения по каждой инициативе.

По результатам третьего (заключительного) этапа экспертизы экспертной группы оформляется заключение.

Органы управления образованием (в соответствии с заявленным статусом) при положительном заключении экспертной комиссии готовят проект приказа об организации экспериментальной работы, утверждении программы и сроков эксперимента.

Приказ органа управления образованием является основанием для организации экспериментальной деятельности в общеобразовательном учреждении.

4. План проведения педагогического эксперимента

Для четкой организации экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении следует разработать план экспериментальной работы . Он гарантирует тщательное продумывание хода и обеспечения педагогического исследования и получение продуктивной работы, ожидаемых результатов. План - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства и х выполнения .

Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план педагогического эксперимента - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.

Желательно планирование провести на период, связанный с учебным циклом, то есть на учебный год.

Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры.

План включает: первоначальную формулировку про б ле м ы, тем ы , целей и задач, гипотезы исследова н ия, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.

При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы.

в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий;

как будут отслеживаться выбранные параметры;

какие методы получения и обработки информации будут применяться;

как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);

какое время потребуется для проведения эксперимента;

какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;

как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

Следует указать в плане экспериментальной работы административное сопровождение эксперимента: создание технологических условий проведения исследования, создания благоприятного климата внутри учреждения вокруг работы экспериментаторов, информирование педагогической общественности о ходе и ожидаемых результатах экспериментальной работы вне учреждения. Кроме создания надлежащих условий проведения экспериментальной деятельности административное сопровождение предполагает активное наблюдение за работой экспериментаторов, оперативное решение возникающих проблем, отчетность по управленческой вертикали начиная от заместителя директора по научно-методической работе и заканчивая коллегией управления образования и науки.

Для предотвращения возникновения негативных последствий в результате экспериментального педагогического воздействия на детей, для оценивания правильности выбранного хода педагогического поиска тех или иных средств решения проблемы проводимого педагогического исследовании, требуется хорошо поставленное психолого-педагогическое сопровождение. Это и диагностический контроль на входе (до начала экспериментального преподавания), диагностика промежуточных результатов, и, конечно, доказательная диагностика итоговых результатов.

Важным условием для успеха экспериментальной работы является подготовленность педагогического коллектива экспериментаторов: повышение квалификации экспериментаторов и в институтах ПКПС, и путем самообразования, и на внутриучрежденческом семинаре с научным руководителем и консультантом экспериментальной площадки. В плане экспериментальной работы можно показывать этот раздел отдельной строкой, скажем, "Кадровое обеспечение".

В плане экспериментальной работы можно указать графики проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий , организация детских состязаний, олимпиад, проведение тематических конференций.

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.

В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном виде с указанием сроков и исполнителей:

вопросы согласования эксперимента;

подбор и необходимая коррекция объектов эксперимента;

подготовка методического обеспечения;

подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов;

проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).

Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа , связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций. Наконец, можно указать и предвидимое внедрение .

Читайте также: