Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональные затруднения педагога при внедрении

ФГОС общего образования

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

– в сфере построения образовательного процесса;

– в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– в сфере общения;

– при создании образовательной среды и использовании её возможностей и др. Как показывает практика, не все учителя в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС [2].

Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых компетентностей. В работах Н. В. Кузьминой профессиональное педагогическое затруднение понимается как переживание субъектом состояний напряжения, тяжести, неудовлетворенности. Возникают такие состояния в результате действия внешних факторов деятельности и зависят от характера самих факторов, степени подготовленности к деятельности и отношения к ней.

Т. С. Полякова пишет о том, что трудности в профессиональной деятельности вместе с видимыми негативными последствиями содержат и позитивную функцию, активизируя творческий поиск.

Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятельностью учителей, контрольно-методические срезы, контроль ведения документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование, анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что суммарно затруднений, испытываемых учителями, достаточно много (это не значит, что всю сумму затруднений испытывает один конкретный учитель). Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности. Этот перечень можно продолжить, и будет получен внушительный перечень затруднений.

Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образовательного процесса.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонентов: 1) Целевой; 2) Содержательный; 3) Процессуальный; 4) Оценочно-коррекционный. Далее остановимся на профессиональных затруднениях педагогов, проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного процесса.

Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в целеполагании . Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудности учителя при постановке цели занятия:

– целеполаганием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

– цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;

– неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

– подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения и др.

Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр.

Далее остановимся на ошибках и затруднениях в отборе содержания учебного материала :

– трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;

– материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным и т. Д.

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения , остановимся на двух их крайних проявлениях:

– использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

– односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Наконец, трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности :

– отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;

– неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности [7].

Каковы причины профессиональных затруднений, испытываемых учителем при внедрении ФГОС? Они, как и сами затруднения многочисленны и разноплановы.

Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Во-вторых, научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

В-третьих, учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.

В-четвертых, изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

В-пятых, нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей детей и др.

Каковы пути преодоления выявленных затруднений? Их несколько.

1) Составление плана по коррекции затруднений педагогов.

2) Организация методической работы. С целью преодоления профессиональных затруднений учителей по реализации ФГОС методическую подготовку, на наш взгляд, следует вести по нескольким направлениям:

– обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии с современными требованиями;

– осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;

– развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-педагогической информации для учителей;

– обучение учителей формам и педагогическим технологиям, заложенным в ФГОС и др.

3) Выбор учителями актуальных тем по самообразованию и контроль над процессом их разработки.

4) Организация и проведение тренингов для учителей по необходимым темам. Приведем несколько тем таких занятий:

– тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

– тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и мышления учителей;

– тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.).

5) Организация работы проблемно-творческих групп. Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Приведем примеры тем нескольких проектов, которые могут быть выполнены учителями в рамках проблемно-творческой группы:

– Формы контроля степени сформированности УУД школьников;

– Роль лабораторного практикума в реализации активных методов обучения школьников;

– Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;

– Особенности форм и педагогических технологий внеурочной работы школьников, как компонента ФГОС;

– Научно-исследовательская деятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями ФГОС и др.

6) Создание информационной базы, позволяющей учителям преодолевать профессиональные затруднения, связанные с реализацией ФГОС. Речь идет о программах внеурочной деятельности школьников, создании базы лучших сценариев занятий с использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.

7) Взаимные посещения уроков, как учителями-предметниками, работающими в основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных месячников, недель и др.), как показывает наш педагогический опыт, имеет непреходящее значение в деле преодоления профессиональных затруднений педагогов.

8) Проведение повторной диагностики затруднений педагогов.

Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений педагогов, могут стать:

1) Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). Приведем в качестве примера несколько тем педагогических советов, семинаров:

– Структура и содержание основной образовательной программы школы;

– Психологические основы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся;

– Внеурочная деятельность и ее роль в достижении результатов обучения и воспитания школьников и др.

2) Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток.

3) Круглые столы, проводимые с целью обмена опытом. Приведем примеры тем для заседаний круглых столов:

– Психолого-педагогические основы работы с подростками;

– Особенности подросткового возраста и их учет в педагогической деятельности;

– Совместимы ли личностно ориентированное обучение и педагогические технологии?;

– Наиболее острые проблемы реализации ФГОС и др.

4) Выставки, аукционы педагогических и методических находок, которые предполагают выдвижение и защиту идей, направленных на реализацию требований, заложенных в ФГОС. В ходе их проведения педагоги за ограниченное время могут рассказать о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего использования в практической работе. В процессе защиты педагогических идей должны быть введены позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик. Участником данного мероприятия предлагаются вопросы для уточнения и объединения этих позиций.

5) Практические занятия, деловые и ролевые игры, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений и поэтому заслуживают большого внимания. Приведем несколько тем таких занятий:

– Моё место и роль в процессе реализации ФГОС;

– Свобода творчества и ответственность учителя в рамках ФГОС;

– Если бы я был … и др.

6) Семинары-практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера.

7) Педагогические мастерские способны дать учителям возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных форм и педагогических технологий активного обучения школьников. Как правило, все участники игры активно включаются в предложенную педагогическую ситуацию и предлагают свои пути решения той или иной поставленной проблемы. В ходе проведения педагогических мастерских педагоги могут делиться на группы, каждая из которых должна предложить свои пути решения какого-либо профессионального затруднения, связанного с введение ФГОС.

8) Методический калейдоскоп может включать обмен между учителями наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами по внедрению в образовательный процесс системно-деятельного подхода и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).

Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятельностью учителей, контрольно-методические срезы, контроль ведения документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование, анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что суммарно затруднений, испытываемых учителями, достаточно много (это не значит, что всю сумму затруднений испытывает один конкретный учитель). Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности. Этот перечень можно продолжить, и будет получен внушительный перечень затруднений.

Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образовательного процесса.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонентов: 1) Целевой; 2) Содержательный; 3) Процессуальный; 4) Оценочно-коррекционный. Далее остановимся на профессиональных затруднениях педагогов, проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного процесса [1].

Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в целеполагании. Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудности учителя при постановке цели занятия:

– целеполаганием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

– цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;

– неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

– подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения и др.

Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр.

Далее остановимся на ошибках и затруднениях в отборе содержания учебного материала:

– трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;

– материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным и т. д.

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения, остановимся на двух их крайних проявлениях:

– использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

– односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Наконец, трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности:

– отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;

– неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

Каковы причины профессиональных затруднений, испытываемых учителем при внедрении ФГОС? Они, как и сами затруднения многочисленны и разноплановы.

Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Во-вторых, научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

В-третьих, учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.

В-четвертых, изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

В-пятых, нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей детей и др.

Каковы пути преодоления выявленных затруднений? Их несколько.

1) Составление плана по коррекции затруднений педагогов.

2) Организация методической работы. С целью преодоления профессиональных затруднений учителей по реализации ФГОС методическую подготовку, на наш взгляд, следует вести по нескольким направлениям:

– обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии с современными требованиями;

– осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;

– развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-педагогической информации для учителей;

– обучение учителей формам и педагогическим технологиям, заложенным в ФГОС и др.

3) Выбор учителями актуальных тем по самообразованию и контроль над процессом их разработки.

4) Организация и проведение тренингов для учителей по необходимым темам. Приведем несколько тем таких занятий:

– тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

– тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и мышления учителей;

– тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.).

5) Организация работы проблемно-творческих групп. Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Приведем примеры тем нескольких проектов, которые могут быть выполнены учителями в рамках проблемно-творческой группы:

– Формы контроля степени сформированности УУД школьников;

– Роль лабораторного практикума в реализации активных методов обучения школьников;

– Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;

– Особенности форм и педагогических технологий внеурочной работы школьников, как компонента ФГОС;

– Научно-исследовательская деятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями ФГОС и др.

6) Создание информационной базы, позволяющей учителям преодолевать профессиональные затруднения, связанные с реализацией ФГОС. Речь идет о программах внеурочной деятельности школьников, создании базы лучших сценариев занятий с использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.

7) Взаимные посещения уроков, как учителями-предметниками, работающими в основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных месячников, недель и др.), как показывает наш педагогический опыт, имеет непреходящее значение в деле преодоления профессиональных затруднений педагогов.

8) Проведение повторной диагностики затруднений педагогов.

Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений педагогов, могут стать:

1) Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). Приведем в качестве примера несколько тем педагогических советов, семинаров:

– Структура и содержание основной образовательной программы школы;

– Психологические основы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся;

– Внеурочная деятельность и ее роль в достижении результатов обучения и воспитания школьников и др.

2) Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток.

3) Круглые столы, проводимые с целью обмена опытом. Приведем примеры тем для заседаний круглых столов:

– Психолого-педагогические основы работы с подростками;

– Особенности подросткового возраста и их учет в педагогической деятельности;

– Совместимы ли личностно ориентированное обучение и педагогические технологии?;

– Наиболее острые проблемы реализации ФГОС и др.

4) Выставки, аукционы педагогических и методических находок, которые предполагают выдвижение и защиту идей, направленных на реализацию требований, заложенных в ФГОС. В ходе их проведения педагоги за ограниченное время могут рассказать о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего использования в практической работе. В процессе защиты педагогических идей должны быть введены позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик. Участником данного мероприятия предлагаются вопросы для уточнения и объединения этих позиций.

5) Практические занятия, деловые и ролевые игры, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений и поэтому заслуживают большого внимания. Приведем несколько тем таких занятий:

– Моё место и роль в процессе реализации ФГОС;

– Свобода творчества и ответственность учителя в рамках ФГОС;

– Если бы я был … и др.

6) Семинары-практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера.

7) Педагогические мастерские способны дать учителям возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных форм и педагогических технологий активного обучения школьников. Как правило, все участники игры активно включаются в предложенную педагогическую ситуацию и предлагают свои пути решения той или иной поставленной проблемы. В ходе проведения педагогических мастерских педагоги могут делиться на группы, каждая из которых должна предложить свои пути решения какого-либо профессионального затруднения, связанного с введение ФГОС.

8) Методический калейдоскоп может включать обмен между учителями наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами по внедрению в образовательный процесс системно-деятельного подхода и др.

1. Петунин О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.

1 ГОУ ДПО (ПК)С "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"

В статье рассматриваются профессиональные затруднения педагога, возникающие при внедрении ФГОС общего образования. Автор классифицирует выявленные затруднения в соответствии с компонентами образовательного процесса: ошибки и трудности в целеполагании, отборе содержания учебного материала, выборе форм, методов и технологий обучения, в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. Также в статье анализируются причины, выявленных профессиональных затруднений педагогов и предлагаются пути и формы их разрешения: от теоретической подготовки (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки), работы творческой группы учителей, консультирования педагогов до учительских лабораторий, практических занятий, тренингов, деловых и ролевых игры.


6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.

7. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. – 372 с.

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

– в сфере построения образовательного процесса;

– в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– в сфере общения;

– при создании образовательной среды и использовании её возможностей и др. Как показывает практика, не все учителя в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС [2].

Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых компетентностей. В психолого-педагогических исследованиях различные авторы уделяли внимание проблеме профессиональных затруднений: Ю. К. Бабанский, А. П. Виноградова, Н. В. Кузьмина, Т. С. Полякова [1; 2; 5, 8].

В работах Н. В. Кузьминой профессиональное педагогическое затруднение понимается как переживание субъектом состояний напряжения, тяжести, неудовлетворенности. Возникают такие состояния в результате действия внешних факторов деятельности и зависят от характера самих факторов, степени подготовленности к деятельности и отношения к ней [5; 6].

Т. С. Полякова пишет о том, что трудности в профессиональной деятельности вместе с видимыми негативными последствиями содержат и позитивную функцию, активизируя творческий поиск [8].

Также данный автор утверждает, что затруднение может выступить индикатором, показывающим уровень различных возмущений в функционировании системы [8].

Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятельностью учителей, контрольно-методические срезы, контроль ведения документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование, анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что суммарно затруднений, испытываемых учителями, достаточно много (это не значит, что всю сумму затруднений испытывает один конкретный учитель). Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности. Этот перечень можно продолжить, и будет получен внушительный перечень затруднений.

Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образовательного процесса.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонентов: 1) Целевой; 2) Содержательный; 3) Процессуальный; 4) Оценочно-коррекционный. Далее остановимся на профессиональных затруднениях педагогов, проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного процесса [1].

Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в целеполагании. Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудности учителя при постановке цели занятия:

– целеполанием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

– цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;

– неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

– подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения и др.

Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр. [7].

Далее остановимся на ошибках и затруднениях в отборе содержания учебного материала:

– трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;

– материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным и т. д. [7].

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения, остановимся на двух их крайних проявлениях:

– использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

– односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Наконец, трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности:

– отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;

– неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности [7].

Каковы причины профессиональных затруднений, испытываемых учителем при внедрении ФГОС? Они, как и сами затруднения многочисленны и разноплановы.

Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Во-вторых, научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

В-третьих, учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.

В-четвертых, изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

В-пятых, нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей детей и др.

Каковы пути преодоления выявленных затруднений? Их несколько.

1) Составление плана по коррекции затруднений педагогов.

2) Организация методической работы. С целью преодоления профессиональных затруднений учителей по реализации ФГОС методическую подготовку, на наш взгляд, следует вести по нескольким направлениям:

– обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии с современными требованиями;

– осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;

– развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-педагогической информации для учителей;

– обучение учителей формам и педагогическим технологиям, заложенным в ФГОС и др.

3) Выбор учителями актуальных тем по самообразованию и контроль над процессом их разработки.

4) Организация и проведение тренингов для учителей по необходимым темам. Приведем несколько тем таких занятий:

– тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

– тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и мышления учителей;

– тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.).

5) Организация работы проблемно-творческих групп. Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Приведем примеры тем нескольких проектов, которые могут быть выполнены учителями в рамках проблемно-творческой группы:

– Формы контроля степени сформированности УУД школьников;

– Роль лабораторного практикума в реализации активных методов обучения школьников;

– Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;

– Особенности форм и педагогических технологий внеурочной работы школьников, как компонента ФГОС;

– Научно-исследовательская деятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями ФГОС и др.

6) Создание информационной базы, позволяющей учителям преодолевать профессиональные затруднения, связанные с реализацией ФГОС. Речь идет о программах внеурочной деятельности школьников, создании базы лучших сценариев занятий с использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.

7) Взаимные посещения уроков, как учителями-предметниками, работающими в основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных месячников, недель и др.), как показывает наш педагогический опыт, имеет непреходящее значение в деле преодоления профессиональных затруднений педагогов.

8) Проведение повторной диагностики затруднений педагогов.

Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений педагогов, могут стать:

1) Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). Приведем в качестве примера несколько тем педагогических советов, семинаров:

– Структура и содержание основной образовательной программы школы;

– Психологические основы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся;

– Внеурочная деятельность и ее роль в достижении результатов обучения и воспитания школьников и др.

2) Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток.

3) Круглые столы, проводимые с целью обмена опытом. Приведем примеры тем для заседаний круглых столов:

– Психолого-педагогические основы работы с подростками;

– Особенности подросткового возраста и их учет в педагогической деятельности;

– Совместимы ли личностно ориентированное обучение и педагогические технологии?;

– Наиболее острые проблемы реализации ФГОС и др.

4) Выставки, аукционы педагогических и методических находок, которые предполагают выдвижение и защиту идей, направленных на реализацию требований, заложенных в ФГОС. В ходе их проведения педагоги за ограниченное время могут рассказать о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего использования в практической работе. В процессе защиты педагогических идей должны быть введены позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик. Участником данного мероприятия предлагаются вопросы для уточнения и объединения этих позиций.

5) Практические занятия, деловые и ролевые игры, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений и поэтому заслуживают большого внимания. Приведем несколько тем таких занятий:

– Моё место и роль в процессе реализации ФГОС;

– Свобода творчества и ответственность учителя в рамках ФГОС;

– Если бы я был … и др.

6) Семинары-практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера.

7) Педагогические мастерские способны дать учителям возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных форм и педагогических технологий активного обучения школьников. Как правило, все участники игры активно включаются в предложенную педагогическую ситуацию и предлагают свои пути решения той или иной поставленной проблемы. В ходе проведения педагогических мастерских педагоги могут делиться на группы, каждая из которых должна предложить свои пути решения какого-либо профессионального затруднения, связанного с введение ФГОС.

8) Методический калейдоскоп может включать обмен между учителями наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами по внедрению в образовательный процесс системно-деятельного подхода и др.


На сегодняшний день российская система образования переживает значительные преобразования, суть которых заключается во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебный процесс.

Ведущей целью образовательного процесса становится полноценное формирование и развитие способностей обучающихся работать самостоятельно: ставить учебную проблему, находить пути её решения, прослеживать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации выпускников в стремительно изменяющемся обществе.

Новый образовательный стандарт установил требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, а также условия обучения. Теперь задача системы образования заключается в достижении обозначенных планируемых результатов, создании и применении новых технологий, совершенствовании условий, в которых обучаются дети.

Однако, на пути реализации новых педагогических технологий, соответствующих ФГОС, возникают некоторые сложности. Основными трудностями, по нашему мнению, являются необходимость переподготовки кадров по новой образовательной системе, ограниченная доступность методических разработок для педагогов, а также недостаточная техническая оснащённость школ.

Можно согласиться с педагогами И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой, которые считают одним из основных условий, необходимых для внедрения ФГОС, подготовленность учителей в области методики к реализации новых стандартов начального, среднего общего образования и старшей школы [2].

Е. В. Губанова в своей работе, посвящённой готовности работников образования к реализации ФГОС, говорит о существование трёх типов проблем в этой области: общие, системные и личностные.

Общие проблемы связаны с недостаточной готовностью учителей к переменам в их профессиональной деятельности, и к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС.

Системные проблемы отражаются в небольшом опыте проектной и исследовательской деятельности педагогов, а также неготовности к переходу на новую систему оценивания учащихся.

Личностные проблемы состоят в том, что иногда в силу консервативных взглядов или профессиональной усталости, учитель не ощущает себя педагогом нового поколения [1].

К сожалению, педагогу, который много лет работал по традиционной системе, трудно адаптироваться к новой программе. Значительное число учителей еще не преодолело проблемы, связанные с информационной малограмотностью, со сменой методических взглядов и переориентацией на иные теоретические и практические основы.

Т. В. Смолеусова провела анкетирование учителей. В ходе своего исследования она пришла к выводу, что уровень методической готовности учителей является очень низким. Большинство педагогов являются приверженцами традиционной системы обучения. Методические средства реализации инноваций применяют на уроках только учителя готовые к методическому творчеству. Остальные, испытывая недостаток в методической литературе, соответствующей ФГОС, используют в своей практике методы, неудовлетворяющие требованиям нового образовательного стандарта [6, с.30].

Методическая готовность учителя должна представлять собой целостное явление, включающие в себя три взаимосвязанных между собой компонента: познавательный, эмоциональный и мотивационный.

Познавательный компонент методической готовности учителя подразумевает владение педагога активными методами и формами деятельности, и его умение применять эти знания на практике.

Эмоциональный компонент отражается в удовлетворённости учителя своей работой при реализации ФГОС.

Мотивационный компонент выражается в наличии интереса к методической работе, направленной на реализации ФГОС, стремлению к саморазвитию, повышению квалификации, расширению своих познаний [4].

Соответственно, проблему методического характера можно выделить в качестве отдельной группы проблем, препятствующих обновлению российского образования. Трудность для учителей заключается в поиске такой организации урока, которая способствовала бы не только усвоению учебного материала, но и развитию мыслительной деятельности обучающихся.

Другой не менее значительной преградой реализации программы ФГОС является техническое оснащение российских школ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, базы данных, коммуникационные каналы, и др.), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для обучения иностранным языкам необходимы лингафонные кабинеты, помещения должны быть оснащены мультимедиа для осуществления проектной деятельности. Но на сегодняшний день материально-техническая база большого количества школ не отвечает требованиям ФГОС. Не все кабинеты оснащены современной техникой, необходимой для более качественной организации учебного процесса. Средств, которые выделяются на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий, интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования недостаточно для полной реализации намеченных учителем задач.

Полное техническое оснащение школ не является гарантом реализации программы ФГОС. Необходимо грамотное и целесообразное использование данной техники, а это будет зависеть в свою очередь только от способностей учителя. Здесь стоит говорить о такой проблеме как информационная безграмотность педагогов. В профессиональном стандарте учителя ИКТ-компетентность состоит из следующих компонентов: 1) общепедагогический компонент включает в себя ИКТ-компетенции, относящиеся к педагогической деятельности в информационной среде; 2) общепользовательский отражает опыт использования информационно-коммуникативных технологий; 3) предметно-педагогический отражает перечень элементов ИКТ-компетенции с учётом учебного предмета.

По словам Е. А. Пушкарёвой, анализ ИКТ-компетентности учителей предметников показал, что большое количество учителей владеет компьютерными технологиями на достаточно низком уровне. Кроме того, не каждый педагог с высокой функциональной грамотностью применяет информационные технологии в своей деятельности для решения конкретных образовательных проблем и задач, и применение ИКТ-технологий на практике не всегда несёт ожидаемый результат [5, с.32].

Гораздо более сложно внедрить ФГОС в сельских школах. Во-первых, перед педагогами малокомплектных сельских школ стоит проблема плохого материально-технического оснащения учебных заведений, в которых зачастую вместо современных компьютеров и ноутбуков установлена списанная техника, и достаточно часто отсутствует выход в интернет.

Во-вторых, маленькая наполняемость классов детьми делает невозможным применение некоторых форм коллективной работы, которые могут использовать учителя городских школ в классно-урочной системе. Недоступность специальной литературы и недостаточность методических рекомендаций для работы в малокомплектных сельских школах затрудняет внедрение ФГОС.

Организация внеурочной деятельности учащихся зачастую встречает трудности. Например, организация экскурсии не всегда является возможной в силу удалённости культурных и образовательных центров региона. Также играет свою роль ограниченность доступа учителей и учащихся к некоторым информационным ресурсам.

Оборудование помещений как городских, так и сельских образовательных учреждений часто не соответствуют также санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно данным требованиям каждый ребёнок должен иметь индивидуальную парту, подходящую ему по росту, расстояние между рядами парт не должно быть менее 60 см, площадь учебных кабинетов должна быть не менее 2,5 метров на каждого учащегося при проведении фронтальных форм занятий, в кабинетах физики, химии, биологии должны быть оборудованы лаборантские и т. д. [3].

Таким образом, можно вычленить комплекс проблем, которые взаимоусугубляют друг друга и не позволяют реализовывать намеченные реформы в образовательной среде. На сегодняшний день уровень методической подготовки учителей необходимый для полноценной реализации Федерального образовательного стандарта является недостаточно высоким, в силу отсутствия необходимого количества методических разработок, соответствующих требованиям стандарта. Материально-техническая оснащённость школ равным образом не даёт возможности для претворения в жизнь новых педагогических технологий ФГОС. Особенно остро эти проблемы стоят в сельских школах. Однако учителя могут реализовать новый стандарт за счёт своего умения самообразовываться, перестраиваться в отношении новых условий работы. Профессионализм и творческий подход педагога к своему делу, стремление раскрыть способности каждого ученика является лучшим ресурсом для воплощения новых стандартов школьного образования.

В результате проведённого исследования трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в школах, возникает вопрос: действительно ли изменения, коснувшиеся всех ступеней школьного образования, качественно изменят уровень подготовки выпускников?

Основные термины (генерируются автоматически): школа, проблема, учебный процесс, материально-техническая база, методическая готовность учителя, образовательный процесс, образовательный стандарт, профессиональный стандарт учителя, Федеральный образовательный стандарт, школьное образование.

Читайте также: