Профессиональная культура педагогов высшей школы социологический анализ

Обновлено: 30.06.2024

Лымарь А. Н. Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06 / Лымарь Анна Николаевна; [Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького]. - Екатеринбург, 2008. - 22 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 21-22 (9 назв.) и в подстроч. примеч.

Купить

Реферат по теме Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06

Курсовая по теме Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06

ВКР/Диплом по теме Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06

Диссертация по теме Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06

Заработать на знаниях по теме Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : специальность 22.00.06

Лымарь А.Н. Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ

Объект исследования - профессиональная культура.
Предмет исследования – особенности функционирования и развития профессиональной культуры педагогов высшей школы в условиях ускорения темпов обновления профессиональных знаний и умений.
Цель исследования – изучить современное состояние и особенности развития профессиональной культуры педагогов высшей школы в условиях модернизации отечественного образования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1) уточнить социологическое содержание понятия профессиональной культуры;
2) раскрыть особенности профессиональной культуры педагогов высшей школы;
3) изучить влияние различных факторов (объективных и субъективных) на состояние профессиональной культуры педагогов высшей школы в настоящее время;
4) выявить основные противоречия функционирования и развития профессиональной культуры педагогов высшей школы в условиях модернизации отечественного образования;
5) разработать типологию профессиональной культуры педагогов высшей школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологической, педагогической, философской мысли, работы современных социологов, культурологов, педагогов, посвященных вопросам профессиональной культуры педагогов высшей школы.
Методологическую основу работы составили принципы социологического, системного, сравнительно-исторического, деятельностного, культурологического подходов к трактовке профессиональной культуры и ее разновидностей. Социологический анализ
позволил выделить мотивационно-ценностную составляющую профессиональной культуры педагогов высшей школы и выявить основные противоречия ее развития в условиях модернизации отечественного образования.


А. Меренков под культурой понимает то общее в природных возможностях многих индивидов, которое возникает в результате освоения продуктов деятельности отдельных личностей5. Помимо деятельностного подхода имеются и другие подходы к определению культуры информационный, семиотический, эвристический, технологической и пр. Так, говоря об информационном подходе, авторы выделяют критерии эффективности передачи, использования информации человеком. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука Э. С. Маркарян. М., . С. . Давидович, В. Е. Сущность культуры В. Е. Давидович, . А. Жданов. РостовнД, . С. 6. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука Э. С. Маркарян. М., . С. . Межуев, В. М. Культура и история В. М. Межуев. М., . С. . Меренков, . Человек взаимосвязь природного и социального . Меренков. Екатеринбург, . С. . Каган, М. С. Культура. Философия. Искусство М. С. Каган, Т. В. Хвостова. М., . С. . Исходя из приведенных выше определений мы видим ее поливариантность. Разумеется, перечисленные подходы к анализу культуры при всем различии исходных оснований деятельность, информация, надприродное начало, знаки и др. Графически их можно было бы изобразить в виде ромашки из частично накладывающихся друг на друга окружностей, где совпадающий центр выражает сущность культуры, а нссовпавшие секторы специфику ее проявления на уровне конкретных явлений. Однако все они, на наш взгляд, не учитывают человекотворческое начало культуры. Не будем анализировать точки зрения разных авторов на феномен культуры, так как это не является предметом нашего исследования. За основу анализа феномена профессиональной культуры возьмем подход, представленный в работах Л. Н. Когана. По мнению Л. Н. Когана, культура это система, выступающая мерой, способом и результатом формирования и реализации сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности1. Он считает, что культура включает в себя три основных блока когнитивный знания, умения, навыки, ценности, поведенческий нормы деятельности и праксеологический институты культуры, влияющие на ее формирование. В дальнейшем при анализе профессиональной культуры будем придерживаться этого подхода. В работах Л. Н. Когана положение о человекотворческой сущности культуры является основополагающим. На наш взгляд, именно это положение объединяет все имеющиеся подходы к анализу культуры как социального феномена. Коган, Л. Н. Социология культуры Л. Н. Коган. Екатеринбург, . С. 9. Согласимся с П. А. Амбаровой, что данный подход имеет ряд преимуществ2. Вопервьгх, он позволяет раскрыть сущность и особенность культуры, обусловленные содержанием и спецификой деятельности. В конкретном социологическом исследовании такое понимание культуры предполагает выявление позитивного и негативного влияния деятельности на развитие человека, ее человекотворческий потенциал, содержание и мотивы занятия ею. Вовторых, в рамках данного подхода возможно социологическое исследование культуры через анализ трех структурных блоков когнитивного, поведенческого и ираксеологического. Втретьих, он имеет гуманистическую направленность культура рассматривается через призму личности и трактуется как мир духовной, физической, материальной жизни человека. На наш взгляд, для социологического изучения профессиональной культуры данное понимание культуры и методологические принципы ее изучения кажутся наиболее значимыми. Важным элементом теоретикометодологического анализа профессиональной культуры как впрочем, и любого вида культуры, будь то корпоративной, политической, экономической и т. В рамках нашего исследования такой анализ необходим. Понятие культуры родовое по отношению ко всем остальным. Поскольку источником культуры является общественная практика, включающая в себя различные виды социальной в том числе и профессиональной деятельности, то культура и ее виды соотносятся между собой как целое и части и имеют черты сходства и различия. Коган, Л. Н. Социология культуры Л. Н. Коган. Екатеринбург, . С. . Амбарова, П. А. Профессиональная культура офицеров в условиях трансформации российского общества П. А. Амбарова. Екатеринбург, . С. .


Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя вуза, носит целостный характер. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями. Их уровень является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности. Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагог соотносит свою педагогическую деятельность.

И.Ф. Исаев (2002) выделяет следующие группы педагогических ценностей:

1-я – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза (ценности-цели).

2-я – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства): концепции педагогического общения, педагогические технологии, педагогический мониторинг.

3-я – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования педагогической деятельности (ценности-отношения): концепция собственной профессиональной позиции, своей собственной деятельности, отношение преподавателя к студентам, к себе.

4-я – ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): методологические знания о формировании личности и деятельности, знание закономерностей педагогического процесса в вузе, знание психологии студенчества.

5-я – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): личностные, коммуникативные, деятельностно – профессиональные качества преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющиеся в специальных способностях к творчеству, в проектировании своей деятельности, в диалогическом мышлении и т.д.

Творческий характер педагогической деятельности мобилизует психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную) личности преподавателя, помогая ему активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность педагогической деятельности зависит не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе. Творческая личность это личность с устойчивой мотивационно – творческой активностью. И.Ф. Исаевым показано, что творческий подход в деятельности преподавателя занимает срединное положение (ранговое место 8.5), свидетельствуя о невысоком уровне сформированности важного профессионально-педагогического свойства личности преподавателя, в котором сфокусирован интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциалы. Наиболее высокие (1-е и 2-е) ранговые места получили качества, характеризующие лекторское мастерство. На низкие ранговые места поставлены качества личности, обеспечивающие диалоговые формы работы в студенческой аудитории, которые требуют творческой, импровизационной деятельности.

Результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности. Развитые аналитические, прогностические и рефлексивные способности преподавателя позволяют предвидеть результат его профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическое творчество совершается в условиях открытости, публичности. Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у преподавателя установку на создание и внедрение в педагогический процесс творческого отношения к нему, обеспечивая максимальную полноту личностной самореализации. Потребность в творческом самовыражении и личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится для преподавателя доминирующей ценностной ориентацией.

Одним из принципов формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы считается принцип целеполагающего включения преподавателя в инновационную деятельность. Инновационная деятельность преподавателя предполагает создание педагогических новшеств, их оценку, освоение и применение в практике. Потребность в инновационной направленности педагогической деятельности преподавателя в современных условиях развития образования и культуры вызвана рядом обстоятельств. Необходимостью обновления системы образования, методологии и технологии организации учебного процесса в вузе. Изменением отношения преподавателей вузов к факту освоения и применения педагогических новшеств.

Анализируя инновационную работу, среди преподавателей вузов, И.Ф. Исаевым установлено, что перспективные педагогические инновации (деловые игры, модульное обучение, интегрированные занятия и др.) медленно входят в практику обучающей деятельности преподавателя вуза.

Инновационная деятельность характеризуется последовательностью действий: разработка нововведения, изучение созданного, опытная проверка, доработка специалистами, внедрение в практику, дальнейшее развитие предмета инноваций (М.С. Бургин). Вторым принципом является принцип профессионально-педагогического самосовершенствования. Это вид специальной систематической деятельности преподавателя, направлен на самоуправление, саморазвитие социально и профессионально значимых качеств личности. Актуальность этого принципа обусловлена пополнением психолого-педагогических знаний, установлением новых тенденций и закономерностей, имеющих общепедагогическое значение, отсутствием в вузах развернутой системы повышения профессионально-педагогической культуры. Реализация описанного принципа выдвигает проблему разработки научно-практических основ формирования профессионально-педагогической культуры (профессиограмма, моделирование личности преподавателя и т.д.), которые не получили своего развития в педагогике высшего образования. Анализ целостности педагогической деятельности преподавателя вуза целесообразно проводить по сформированности профессионально-педагогических умений, решению конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач[24].

Читайте также: