Профессиональная деятельность педагога кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

ВложениеРазмер
professionalnaya_deyatelnost_i_lichnost_pedagoga.docx 20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности. (М.М.Рубинштейн )

Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Профессиональная деятельность и личность педагога.

1. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Личность педагога в традиционной системе обучения:

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.


2. Становление и развитие педагога

Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого- педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование в широком смысле слова - это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.

Самовоспитание начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы:

Самоинформирование. Самопобуждение. Самоорганизация.

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.

Выявляя способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе профессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее - определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного. Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой" [5, с. 214]. Но ведь всякий учитель - личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них. Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания. Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.

Виды деятельности педагога;

- особенности педагогической профессии;

- условия труда педагога;

- основные требования к профессии учителя;

- перспективы профессионального роста.

Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель "идеального" или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.

2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.

Тема 2. Профессиональная компетентность педагога………………………………………..

Тема 3. Педагогика как общественная наука. Связь педагогики с другими науками….

Тема 4. Методология педагогики и научно-педагогическое исследование………..

Тема 5. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен…….

Тема 7. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса…….

Тема 8. Содержание образования в современной российской школе………………..

Тема 9. Обучение в целостном педагогическом процессе…………………………..

Тема 10. Деятельность педагога и учащегося в процессе обучения…………………….

Тема 12. Урок как основная форма обучения………………………………………….

Тема 13. Диагностика, контроль и оценивание в обучении…………………….

Тема 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе………………………….

Тема 16. Содержание и направления воспитания……………………………………

Тема 17. Концепции воспитания личности……………………………………………..

Тема 18. Организация воспитательного процесса в школе……………………………

Тема 19. Педагогическое взаимодействие в воспитании………………………………..

Тема 20. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей………………………..

Тема 21. Воспитательные системы…………………………………………………….

Тема 22. Коллектив как объект и субъект воспитания………………………………………

Тема 23. Воспитательная деятельность классного руководителя…………………………..

Тема 24. Система методов обучения и воспитания……………………………………….

Тема 25. Система средств обучения и воспитания………………………………………….

Тема 26. Образовательная политика РФ………………………………………………………

Тема 27. Образовательная система РФ…………………………………………………………

Тема 28. Основы управления педагогическими системами…………………………

Тема 29. Школа как педагогическая система и объект управления………………………

Тема 30. Новая этика отношения к детству. Права ребенка и их соблюдение в образовательных учреждениях…………………………………………………..

Тема 31. Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки………………

Тема 32. Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной педагогической науки…………………………………………………………………………..

Тема 33. Антон Семенович Макаренко о семейном воспитании…………………….

Тема 34. Василий Александрович Сухомлинский – педагог-гуманист…………………….

Тема 35. Тенденции развития мирового образовательного процесса…………………….

Введение

· познакомить студентов с особенностями подготовки к государственному экзамену, требованиями к ответу и критериями его оценки;

· способствовать обобщению, систематизации и актуализации знаний основных проблем педагогической науки и педагогической практики.

В процессе подготовки к государственному экзамену студентам следует обратить внимание на повторение:

· сущности педагогических явлений;

· базовых педагогических концепций, моделей и технологий;

· классификаций педагогических феноменов.

Для качественной подготовки к государственному экзамену необходимо:

· внимательно прочитать материал, осмыслить его, составить план ответа на вопрос;

· выделить основные понятия и положения;

· при недопонимании материала обратиться к другим учебным пособиям, словарям и энциклопедиям по педагогике;

· сформулировать главные идеи и выводы;

· продумать примеры, иллюстрирующие теоретический материал;

· сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать.

При ответе на государственном экзамене следует дать четкие определения понятий, изложить основные положения темы, представить тезисный набор научных мнений, проиллюстрировать теоретические положения примерами из практики, высказать свое аргументированное мнение о состоянии педагогической теории и практики, дать оценку излагаемым фактам. Ответ студента на государственном экзамене должен свидетельствовать о высоком уровне его профессиональной компетентности.

· дает полный правильный ответ на вопросы, поставленные в экзаменационном биле­те, а также и на дополнительные вопросы экзаменаторов;

· знает суть основных психолого-педагогических понятий и свободно оперирует ими, широко используя психолого-педагогическую терминологию;

· убедительно раскрывает сущность психолого-педагогических проблем;

· показывает причинно-следственные связи психолого-педагогических явлений и про­блем, широко используя фактологический материал и убедительные обоснования;

· активно использует многочисленный арсенал мыслительных операций, даетсвоиоценочные суждения, умело строит умозаключения, четко их аргументируя;

· приводит собственные примеры из современной практики образования для подтверждения теоретических положений;

· свободно ориентируется в психолого-педагогической литературе;

· основательно продумал план ответа и выстроил его логично, четко и системно.

· дает достаточно полный ответ, на вопросы, поставленные в экзаменационном биле­те;

· активно использует психолого-педагогическую терминологию, но иногда испытыва­ет затруднения при объяснении некоторых понятий;

· сущность психолого-педагогических проблем раскрывает, но допускает несуществен­ные ошибки, видит причинно-следственные связи освещаемых в ответе проблем и явлений, но объясняет их несколько поверхностно, испытывает некоторые затруднения при ответе на дополнительные вопросы;

· при наличии неплохих фактологических знаний проявляет способность размышлять, рассуждать, но суждения и умозаключения не всегда достаточно аргументированы;

· ориентируясь в психолого-педагогической литературе, испытывает незначительные затруднения;

· дает выстроенную систему ответа, но допускает некоторые логическиенарушения.

· излагает материал недостаточно полно;

· к психолого-педагогической терминологии обращается редко, хотя при вопросах эк­заменаторов может дать разъяснение отдельных терминов, даже не употребленных в само­стоятельном ответе;

· дает поверхностное раскрытие сущности психолого-педагогических проблем, допус­кает существенные ошибки, может назвать причинно-следственные связи психолого-педагогических проблем и явлений, но только с помощью наводящих вопросов экзаменаторов;

· испытывает затруднения в мыслительном процессе, только при наводящих вопросах экзаменаторов начинает прибегать к различным мыслительным операциям и усиливает аргу­ментацию своих суждений и умозаключений;

· слабо ориентируется в психолого-педагогической литературе;

· проявляет попытку выстроить систему своего ответа, но испытывает большие за­труднения в ее реализации.

· учебный материал излагает очень кратко, скупо;

· почти не использует психолого-педагогическую терминологию и испытывает за­труднения при раскрытии основных психолого-педагогических понятий;

· обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной час­ти содержания учебного материала;

· скупо использует многообразие мыслительных операций, дает простой пересказ отдельных фактов, не выска­зывая своих оценочных суждений;

· не ориентируется в психолого-педагогической литературе;

· при освещении психолого-педагогических проблем совершенно отсутствует обраще­ние к современной практике образования;

· не продумал план ответа и вместо логичного изложения дает набор отдельных фраз, зачастую не связанных между собою, а порою даже противоречащих по смыслу.

Тема 1. Профессиональная деятельность и личность педагога

По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Педагогическая профессия требует двойной подготовки -человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессиисостоит и в том, что она по своей природе имеет: 1) гуманистический, 2) коллективный и 3) творческий характер.

Основным и конечным результа­том педагогической деятельностиявляется сам учащийся, развитие его лич­ности, способностей и компетентности. Поскольку каждый учащийся объек­тивно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.

Педагогическая деятельность– особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство: 1) цели, 2) мотивов, 3) действий (операций), 4) результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н. Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания. Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой – потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют: 1) воспитательную среду, 2) деятельность воспитанников, 3) воспитательный коллектив и 4) индивидуальные особенности воспитанников.

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как: 1) формирование воспитательной среды, 2) организация деятельности воспитанников, 3) создание воспитательного коллектива, 4) развитие индивидуальности личности.

Деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.

Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Сравним основные виды педагогической деятельности:

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Видами педагогической деятельности также являются: методическая работа и исследовательская работа.

В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (В.А. Сластенин):

1. Конструктивная деятельность, которая распадается на:

· конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);

· конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);

· конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

2. Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Она включает в себя:

· информационную;

· развивающую;

· ориентационную;

· мобилизационную функции.

3. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

· перцептивную (проникновение во внутренний мир человека);

· собственно коммуникативную (установление педагогически целесообразных отношений);

· коммуникативно-операциональную (использование средств педагогической техники) функции.

4. Исследовательская деятельность требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

5. Контрольно-оценочная (рефлексивная) деятельностьподразумевает получение обратной связи и анализ собственной педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельностивключает пять функциональных компонентов (по Н.В Кузьминой):

1. Гностический компонентотносится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особеннос­тей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятель­ности).

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспектив­ных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их до­стижения.

3. Конструктивный компонент это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних це­лей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

4. Коммуникативный компонент это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической дея­тельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и об­разовательных) целей.

5.Организаторский компонент это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагогаэто система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности.

Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

· друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

· диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

· советчика, если использует осторожное уговаривание;

· просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

· вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, 1) психологическую готовность, 2) психофизиологическую готовность, 3) физическую готовность, а с другой – 1) научно-теоретическую компетентность, 2) практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности аккумулировано впрофессиограмме, отражающей идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

· качества, определяющие специфику профессии учителя;

· специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Учителя характеризуют:

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: 1) социально-нравственная, 2) профессионально-педагогическая, 3) познавательная.

1. Социально-нравственная направленность подразумевает:

· моральные и ценностные ориентации;

· чувство общественного долга и гражданской ответственности.

2. Профессионально-педагогическая направленностьвключает в себя:

· интерес к профессии учителя;

· профессионально-педагогические намерения и склонности.

3. Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

По мнению В.И. Андреева, учитель – интеллигентная, духовно богатая, творческая, свободная, гуманная, граждански активная, конкурентоспособная личность; человек культуры.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.02)

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС"(шпаргалка для воспитателя) Воспитатель Травянская Е. В. Проект – это специально.

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Слайд 1. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада.

Профессиональная компетенция воспитателя ДОО в контексте профстандарта педагога Профессиональная компетенция воспитателя ДОО в контексте профстандарта педагога. Развитие современного общества диктует особые условия.

Профессиональная деятельность современного педагога

Педагог — лицо, занимающееся различными видами образовательной деятельности, включая:

  • обучающую;
  • воспитывающую;
  • организаторскую;
  • управленческую;
  • конструктивно-диагностическую.

Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность специалистов дошкольного, школьного, высшего образовательного учреждения, направленная на обучение, воспитание, личностное развитие обучающихся.

Профессиональная компетентность преподавателя представляет собой совокупность его профессиональных и личностных качеств, которые необходимы для успешного осуществления педагогической деятельности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • логическое мышление, ответственность, трудолюбие, нравственность, доброта, любовь к детям, инициативность, тактичность, дисциплинированность, доброжелательность, общительность (коммуникативность), толерантность (терпимость, уважение к людям), самоконтроль (управление эмоциями, самообладание) и др.
  • интерес к профессии, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, эрудированность, организованность, наблюдательность, изобретательность, мобильность (адаптируемость), умение убеждать, базовые психологические знания, навыки практической психологии и др.

Согласно новым стандартам современный учитель — это прежде всего профессионал своего дела, который:

  • увлечен предметом, владеет его содержанием и методологией;
  • постоянно занимается профессиональным самосовершенствованием и поиском новых знаний;
  • владеет управленческими технологиями (планирование, постановка целей, педагогический анализ);
  • умеет управлять инновационным процессом: проектировать, проводить модернизацию, анализировать эксперимент;
  • принимает взвешенные психолого-педагогические решения;
  • владеет современными развивающими педагогическими и информационными технологиями, интерактивными методами обучения (в том числе инклюзивными, ИКТ, АМО) и активно их применяет в научно-воспитательной деятельности;
  • способен оценивать результаты использования новой технологии на практике, применяя методы педагогической диагностики;
  • знает и применяет приемы эффективного общения с людьми, уважает личность ученика, способен выслушать и воспринять его точку зрения;
  • инициирует, консультирует и корректирует действия учащихся;
  • создает мотивирующую для обучения обстановку на занятиях, находит способы включения в работу каждого ученика;
  • обладает навыками обобщения и передачи своего опыта;
  • способен анализировать образовательные результаты учеников, используя разнообразные инструменты оценки их достижений, а также прогнозировать конечный результат, выявлять причины недостатков, вносить нужные коррективы;
  • применяет личностно-ориентированный подход в обучении на уроках, знает основные методы диагностики индивидуальных особенностей детей.

В чем состоит основная и главная цель учителя кратко

Самая главная цель педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

К основным целям учителя также можно отнести:

  • повышение качества, эффективности образования, обучения и воспитания;
  • раскрытие и развитие у детей индивидуальных способностей; интереса к обучению, получению новых знаний, навыков, умений, отвечающих новым запросам общества посредством использования современных образовательных технологий и активизации самостоятельной деятельности на уроках теоретического обучения, а также дополнительных внеурочных занятиях;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Технологии решения педагогических задач

Задача — это основная составляющая всего учебно-воспитательного процесса, которая служат достижению педагогических целей, то есть для их достижения необходимо решить систему задач.

Педагогическая задача представляет собой результат осознания учителем педагогической ситуации в целом. Она является способом разрешения проблемной педагогической ситуации путем анализа и моделирования ситуации, прогнозирования и оценки перспектив ее развития, проектирования своих действий, поведения и т. д. Возникает задача каждый раз при необходимости приобщить учеников к определенному знанию, сформировать либо изменить их различные навыки, умения, а решить ее — значит найти вариант эффективной педагогической помощи ученику начальных, средних, старших классов, студенту.

Основные педагогические задачи:

Но самая важная задача современного преподавателя состоит не в том, чтобы передать своим ученикам максимальное количество знаний, а чтобы научить их ориентироваться в современных реалиях информационного общества, самостоятельно искать, получать и анализировать полезную информацию.

По временному признаку можно выделить следующие задачи:

  1. Стратегические (сверхзадачи, достижение идеала) — имеют важное значение для достижения долгосрочных педагогических целей. Выявляют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. Формируют мировоззрение, жизненную позицию, моральные принципы и т. п.
  2. Тактические — относятся к определенному этапу решения стратегических задач, способствуют возникновению у ученика каких-то новых качеств, устойчивых состояний (например, не знал — узнал). Требуют от учителя умения: планировать, диагностировать, прогнозировать учебно-воспитательный процесс, а также управлять им.
  3. Оперативные — необходимые элементы решения тактических задач (ближайшие, текущие). Возникают перед преподавателем в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности. Чаще всего связаны с изменением обстоятельств, влияющих на эффективность педагогической деятельности. Требуют от педагога способности применять обоснованные, целесообразные методические приемы воздействия на чувства, волю, сознание, поведение учащихся.

В зависимости от вида педагогической деятельности:

  • дидактические (задачи управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся);
  • воспитательные (направлены на ценностную ориентировку).

Технология — совокупность методов, приемов, форм и средств, алгоритмов, используемых в какой-то деятельности, мастерстве.

Педагогическая технология — содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса, последовательная, взаимосвязанная система действий учителя, отражающая и помогающая решить разный спектр педагогических задач и, гарантирующая качественное достижение образовательной цели.

Совершенное владение педагогическими технологиями представляет собой педагогическое мастерство.

Успешность использования новой технологии достигается при условии эффективности и правильности применения выбранного метода на конкретном этапе занятия, при решении данной задачи с определенным контингентом детей.

Читайте также: