Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования кратко
Обновлено: 05.07.2024
Презентация на тему: " 1. Профессиональные компетенции специального педагога. Квалификационные характеристики и должностные обязанности педагогов специальных и общеобразовательных." — Транскрипт:
2 1. Профессиональные компетенции специального педагога. Квалификационные характеристики и должностные обязанности педагогов специальных и общеобразовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями. 2. Взаимодействие специальных педагогов с партнерскими организациями, оказывающими помощь семьям детей с ограниченными возможностями.
4 Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами: педагогическая направленность собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; эмпатия способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
5 педагогический такт чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; педагогическая зоркость способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
6 Профессиональная деятельность педагога-дефектолога Ребенок с особыми образовательными потребно стями, как и нормальный ребенок, имеет право на по лучение квалифицированной педагогической помощи. Для этого недостаточно обычной педагогической подготовки. Оказать неоценимую помощь в получении специального образования может только специально подготовленный педагог- дефектолог. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога направлена на содействие лицу с ограниченными возможностями в его интеграции и социальной адаптации посредством специального образования. Педагоги - дефектологи работают как в специальных образовательных учреждениях, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, так и в общеобразовательных массовых учреждениях. В обязанности педагога-дефектолога входят ведение коррекционно-педагогической работы с разными категориями учащихся и в некоторых случаях обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях в индивидуальном порядке.
7 Учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся, воспитанников. Обследует обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся, воспитанников. Обследует обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки
8 Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, содержащиеся в Законе Республики Казахстан " Об образовании ", " Конвенции о правах ребенка ".
9 Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Ведет необходимую документацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
10 Педагог-психолог Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников). Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
11 Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и поиску.
12 Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого- педагогическую коррекцию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого- педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих). Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально- психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
13 Участвует в работе педагогических, методических советов, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Повышает свою профессиональную квалификацию. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
14 Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования Должностные обязанности. Должностные обязанности. Организует, обеспечивает разнообразную творческую деятельность обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования. Участвует в разработке и реализации дополнительных образовательных программ, составляет планы и программы занятий, обеспечивает качество их выполнения. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, принимает меры по сохранению их в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической целесообразности. Выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов, нравственно-духовной личности воспитанников.
15 Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в том числе детей с ограниченными возможностями в развитии. Организует участие детей в культурно-массовых мероприятиях. Обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает создание необходимых условий для охраны жизни и здоровья детей во время учебного процесса. Повышает свою профессиональную квалификацию. Оказывает консультативную помощь родителям и лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам. Участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы.
16 Кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК) являются одним из видов специальных организаций образования и создаются в районном центре для оказания комплексной медико-педагогической и социально- психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет. Логопедический пункт – организация образования, в которой под руководством логопеда проводятся занятия с детьми по устранению недостатков устной и письменной речи. Логопедический пункт открывается местными органами управления образованием, которые осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей с нарушениями речи.
18 . Социальный педагог сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами. Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.
20 Реабилитационные центры. Это дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми физическим отклонениями, специальные профессионально-технические училища, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. В этих учреждениях помимо медицинских программ реабилитации в настоящее время вводятся программы развития познавательных возможностей детей и подростков привития трудовых и социально-бытовых навыков и умений. формированию элементов нравственного воспитания, основ эстетического воспитания. Однако подобная форма социальной поддержки детей и подростков с инвалидностью все же не обеспечивает оптимальных условий для их развития и полноценной социальной адаптации.
21 Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения социальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организация ми, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.
Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
• диагностика и консультирование;
• участие в психологической и психотерапевтической помощи;
• образовательная и социально-педагогическая деятельность;
• организация и руководство образованием;
Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.
Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;
• уважение и любовь к своим воспитанникам;
• профессиональная честность и порядочность.
Специальная педагогика и гуманистические образовательные системы
Педагогика Марии Монтессори
Методика воспитания детей Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
Она позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал.
Она уделяет большое внимание коллективным методам общения и развития ребёнка, а также бытовым вещам, стимулирующим самостоятельность и независимость. В основе педагогики лежит следующее понимание ребенка:
- Ребенок сам является творцом своей личности, в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию, задача взрослого только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.
- Характерным отличием ребёнка от взрослого является то, что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия.
- У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними.
- К ребенку необходимо относиться как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания окружающего мира.
Основные принципы
Педагогика Рудольфа Штайнера
Альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Штайнер описывает, помимо физического тела, ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). По его представлению, в человеке взаимодействуют:
- Физическое тело,
- Эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы,
- Астральное тело, отвечающее за проявление психических переживаний.
История специальной педагогики многих стран мира бережно хранит имена людей, первыми взявших на себя столь сложное и трудное дело, как обучение детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В их числе монахи и священники, учителя-профессионалы и врачи, физиологи, психиатры, лингвисты.
Спорадические попытки индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии, характерные для Средневековья и эпохи Возрождения, имели в своей основе различную мотивацию. Одним из сильнейших мотивов, в соответствии с эсхатологическим мировоззрением того времени, было миссионерство — приобщение к Богу всех людей, независимо от их физического состояния.
Значимым являлся и познавательный мотив — стремление исследователей к изучению возможностей человека в развитии, в образовании, в способности к преодолению трудностей, обусловленных дефектом.
Действительно, жалость, сострадание, милосердие как неотъемлемые составляющие комплекса моральных и духовных качеств просвещенного человека стали нравственной основой личностных устремлений, а затем и профессиональной направленности тех, кто посвящал себя делу воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
1 Лаговский Н.М. Обучение и призрение глухонемых и России // Вестник Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоронны о глухонемых. —-СПб., 1911.-С. 142.
Познавательная и гуманная мотивация нередко оказывалась причиной перехода учителей массовой школы к работе в специальных учебных заведениях.
На рубеже XIX и XX вв. все большую роль начинает играть и социальная мотивация: к этому времени уже была доказана социальная и экономическая выгода для государства, для общества от вложения средств в воспитание и обучение людей с ограниченными возможностями.
С принятием в европейских странах законов об обязательном начальном обучении, в том числе и для детей с нарушениями в развитии, возникла потребность в реализующих эти законодательства учителях. Многолетний опыт энтузиастов-одиночек, обучавших глухих и слепых детей, доказал недостаточность обычного учительского образования для работы с детьми, имеющими различные нарушения, и необходимость специализированной профессиональной подготовки к этому.
Германия не только первой в истории педагогики начала профессиональную подготовку учителей для общеобразовательных школ (в учительской семинарии), но и первой (1812) открыла при Берлинском королевском училище (школе) глухонемых курсы переподготовки учителей общеобразовательной школы к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Осознание специфичности профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми, обнаруживающими те или иные нарушения в развитии, уникальности их педагогического опыта и трудностей его самостоятельного освоения, — все это помогло найти соответствующую форму организации профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в виде курсов. На протяжении XIX в. во многих странах быстро распространяется система курсовой подготовки специалистов для работы с глухими, умственно отсталыми и слепыми детьми (Германия, Италия, Франция, Польша, Венгрия, США, Россия). Такие курсы, как правило, организовывались на базе крупных и известных своими методическими достижениями специальных школ.
Сравнительно небольшой еще объем специальных научных знаний, преобладающая ориентация на освоение практических приемов работы позволяли, минуя длительное обучение в университетах, укладываться в рамки именно курсовой подготовки.
В России обучение педагогов-дефектологов (сурдопедагогов и логопедов) началось в Санкт-Петербурге в 1898 г. с открытия постоянно действующих годичных, а затем и двухгодичных курсов на средства Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Эти курсы, функционировавшие около 15 лет, послужили опытной площадкой для последующего создания через 10 лет, уже в СССР, высших учебных заведений, дающих дефектологическое образование.
Следующей ступенькой в развитии профессиональной подготовки учителей для системы специального образования становится ее включение на рубеже XIX и XX вв. в структуру высшего профессионального (преимущественно университетского) образования. В первые десятилетия XX в. такое включение происходит в двух основных формах: 1) создание самостоятельных специализированных высших учебных заведений, готовящих дефек-тологов, — Института лечебной педагогики Густава Барци в Венгрии (Будапешт), Института специальной педагогики Марии Гжего-жевской в Польше (Варшава), Ортофренической школы в Италии (Рим), Института детской дефективности Наркомпроса (В.П.Кащенко, Москва), Государственного института дефективного ребенка (Петроград) и др.; 2) подготовка необходимых кадров в структуре существующих высших учебных заведений (университетов) из числа людей, уже имеющих высшее педагогическое или медицинское образование (Германия, США, Англия).
В СССР в середине 20-х гг. XX в. во 2-м МГУ в Москве (впоследствии МГПИ им. В.И.Ленина, затем МПГУ) и в Ленинградском педагогическом институте была организована принципиально иная, новая форма подготовки дефектологов на базе среднего образования с 4-летним сроком обучения.
Постепенный переход от курсовой системы к структурам высшего профессионального образования был обусловлен накоплением и определенным уровнем развития научных знаний, профессионально значимых для содержания образования дефектолога (психология, генетика, физиология и нейрофизиология, психиатрия, языкознание), в том числе и в предметных сферах самой специальной педагогики -— сурдопедагогике, логопедии, олигофренопедагогике, тифлопедагогике.
031900 —специальная психология,
032000 —специальная дошкольная педагогика и психология.
Сегодня многие высшие учебные заведения разрабатывают оригинальные программы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов. Так, в США действует национальная система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитывающая более 230 программ. В западноевропейской системе педагогического образования помимо программ подготовки специальных психологов и педагогов в университетах существует обязательная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс — 100—120 ч), которую должен пройти каждый будущий учитель.
В современной системе специального образования России работают одновременно более 200 тыс. педагогов.
До настоящего времени неудовлетворенная потребность в учителях для массовой общеобразовательной школы отодвигала на задний план постоянную нехватку учителей-дефектологов. На протяжении всего XX в. в стране никогда не был удовлетворен реальный спрос на педагогов-дефектологов. Традиционной основой при прогнозировании и планировании развития системы высшего дефектологического образования были не статистические данные, объективно указывающие масштабы потребностей в специалистах, а бытовавшие в стране идеологические соображения.
Между тем и ученые, и педагоги-практики понимали реальное положение дел, зная, что нарушения физического и психического развития есть неотъемлемая принадлежность человека как био-
Вплоть до начала 90-х гг. прошедшего столетия цели и задачи профессиональной подготовки дефектологов определялись не столько профессиографическими требованиями и потребностями системы специального образования, сколько идеологическими установками и характером социально-экономической политики государства по отношению к людям с ограниченными возможностями. До середины 90-х гг. XX в. отсутствовало требование обязательности высшего дефектологического образования для работающих в системе специального обучения и для руководителей специальных образовательных учреждений, что также не способствовало насыщению всей системы профессионально подготовленными кадрами, отражаясь в ряде случаев и на качестве работы.
В последние годы в России значительно возросло число учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, готовящих специалистов-дефектологов, расширился спектр специальностей и специализаций, предлагаемых студентам. Инновационным направлением стала профессиональная подготовка специалистов в области ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии и их семьям, а также специальных психологов.
Проблема профессионализма педагога, его мировоззренческой культуры, духовно-нравственного облика, личностных характеристик - одна из самых актуальных в педагогике и философии образования. И это понятно. Именно от педагога, его личности зависит реализация учебных планов, качество образовательных услуг, воспитание учащихся.
Исключительную важность имеет профессиональная деятельность учителей специальных учебных заведений, связанных с коррекционным направлением обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками.
Обеспечение полноценного развития детей с особенностями развития и эффективное функционирование системы специального образования в целом находятся в прямой зависимости от уровня компетентности специальных педагогов, соответствующего уровня развития их личностных профессионально важных качеств.
Деятельность педагога в системе специального образования находится на стыке нескольких наук: педагогика, психология, медицина, социология, философия, специальная техника.
Главная задача всех специалистов, работающих с ребенком, заключается в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности, сократить социальную изоляцию ребенка и приобщить его к разным видам социально продуктивной и творческой деятельности.
Целью педагогической деятельности в системе специального образования является организация условий для максимально возможного развития существующих и потенциальных возможностей ребенка и его ранней специализации. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние мероприятия, а комплексный, системный подход, который предполагает учет как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на формирование личности ребенка. Вот почему деятельность педагога в системе специального образования должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления педагогического и коррекционно-реабилитационного процесса.
В настоящее время не существует четких критериев внутренних качеств личности специального педагога, однако успешное решение задач учреждения системы специального образования непосредственно зависит от научно взвешенной организации учебно-воспитательного процесса, от творческого воодушевления каждого педагога.
Высокий уровень профессионального мастерства, совершенное владение методикой преподавания учебной дисциплины обладание широким спектром приемов организации коррекционно-воспитательного процесса представляют неотъемлемую часть профессионально-личностной характеристики педагога. И, конечно, кроме этих профессиональных черт, каждому из педагогов должна быть присущая искренняя любовь к детям.
К каждому педагогу, работающему в системе специального образования с ее описанной выше спецификой, выдвигаются определенные требования. Эффективная педагогическая деятельность не возможна, если у педагога не сформированы соответствующие профессионально значимые качества.
- означает силу, определенную уверенность, которое исходит от чувства собственной успешности и полезности и определяется как психосоциальное качество;
- означает наличие умений, навыков, средства достижения намеченных целей, знание существа выполняемой работы;
- качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определенной области.
Вместе с тем, компетентность педагога специального образования предполагает наличие у него непрерывного стремления к повышению квалификации и профессиональных знаний, поскольку область специальной педагогики в современное время получает стремительное развитие, и важно, чтобы педагог был уведомлен о последних достижениях в данной области.
Профессионально значимые качества личности являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.
Так, в качестве внутренних качеств специального педагога коррекционного образовательного учреждения, которые важны для его профессиональной деятельности, можно выделить :
- информационная компетентность: высокий уровень осведомленности в предмете и методах преподавания, психологическая компетентность, умение вести самостоятельный поиск информации.
- компетенции в организации учебной деятельности: компетентность в установлении субъект- субъектных отношений, компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности, в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса;
- мотивация профессиональной деятельности: умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, умение превращать учебную задачу в личностно-значимую;
- постановка целей и задач педагогической деятельности : умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании;
- разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;
- индивидуально-личностные качества : вера в силы и возможности обучающихся, интерес к их внутреннему миру, открытость к принятию других позиций, точек зрения, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.
Поскольку деятельность специального педагога связана с постоянным контактом с детьми с особенностями в развитии, важным внутренним качеством личности педагога специального образования является наличие внутренней толерантности, а также веры в потенциал развития личности ребенка – то есть педагогический оптимизм.
На протяжении всего занятия, таким педагогам необходимо демонстрировать повышенные показатели терпения, стрессоустойчивости, связанной с повышенным уровнем ответственности за здоровье и благополучие детей, а также внутреннюю мотивацию к качественному оказанию помощи и поддержки ребенку, совместно с выдержкой и терпением.
Ценностные ориентации, мотивы деятельности педагога, понимание им себя и окружающего мира, стиль взаимоотношений с людьми, общая культура, способность к развитию собственного творческого потенциала и стремление к творческому осмыслению своей работы составляют те качества личности, которые обеспечивают профессиональную компетентность специального педагога
Таким образом, внутренние качества специального педагога не являются четко сформированным перечнем необходимых требований, однако необходимы для эффективного и качественного выполнения профессиональных обязанностей с детьми, требующими специальных средств воздействия.
Список использованных источников
• Билле, А. В. Критерии готовности общеобразовательных организаций к внедрению ФГОС образования детей с ОВЗ / А. В. Билле, А. Н. Белова // Методист. – 2016. – № 1. – С. 5–9.
• Денисова, О. А. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 81-90.
• Зайцев, И. А. Коррекционная педагогика / Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. -М. : Март, 2015. – 289 с.
• Маркевич И. Д. Профессиональная компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие эффективности коррекционно-образовательного процесса / И. Д. Маркевич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2010. – Вып. 1 (3). – С. 29-33.
Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.
Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.
Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.
Читайте также:
- Чем отличался труд крестьянина в летние и зимние месяцы кратко
- Какие приспособления выработались у растений живущих при высоких и низких температурах кратко
- Отчет о внеурочной деятельности по математике в школе
- Какая проблема волновала республиканцев и демократов в сша 19 век кратко
- Что можно узнать из книг кратко